В целях реализации пункта 6.5.13 Плана мероприятий по реализации программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу молодежной политики на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам (по согласованию) представлять Министерству образования и науки Республики Казахстан ежегодно два раза в год, к 10 июня и 10 декабря информацию о ходе реализации Программы.
3. Министерству образования и науки Республики Казахстан представлять Правительству Республики Казахстан ежегодно два раза в год, не позднее 20 июня и 20 декабря сводную информацию о ходе выполнения Программы.
4. Контроль и координацию деятельности по обеспечению выполнения настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Есимова А.С.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 18 июля 2005 года N 734
Программа молодежной политики
на 2005-2007 годы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния проблемы
4. Цель и задачи программы
5. Основные направления и механизм реализации программы
Параграф 1. Формирование рабочей модели механизма комплексной социальной саморегуляции молодежи
Параграф 2. Экономическое развитие молодежи и создание условий в сфере труда и занятости
Параграф 3. Развитие гражданственности и казахстанского патриотизма в молодежной среде
Параграф 4. Формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья среди молодежи
Параграф 5. Обеспечение реализации молодежной политики на региональном уровне
Параграф 6. Развитие международного молодежного сотрудничества
Параграф§7. Информационное обеспечение молодежной политики
Параграф§8. Развитие и поддержка молодых талантов
Параграф§9. Увеличение доли гражданского участия молодежных некоммерческих организаций в принятии решений на государственном уровне при реализации молодежной политики
Параграф§10. Совершенствование нормативной правовой базы
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7. Ожидаемый результат от реализации программы
8. План мероприятий по реализации программы
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программа молодежной политики
Программы на 2005-2007 годы
Основание Пункт 6.5.13 Плана мероприятий по реализации
для разработки программы Правительства Республики Казахстан
на 2003-2006 годы, утвержденного
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903
Основной Министерство образования и науки Республики
разработчик Казахстан
Цель Проведение социально ориентированной
молодежной политики, разработка и принятие
комплекса мер, направленных на обеспечение
социально-экономических правовых,
организационных условий и гарантий для
духовного, культурного, образовательного,
профессионального становления и физического
развития молодежи, раскрытие ее творческого
потенциала в интересах всего общества,
создание необходимых условий для социализации
молодежи и функционирования молодежных
организаций республики.
Задачи Формирование рабочей модели механизма
комплексной социальной саморегуляции молодежи;
экономическое развитие молодежи и создание
условий в сфере труда и занятости;
развитие гражданственности и казахстанского
патриотизма в молодежной среде;
формирование здорового образа жизни и
соответствующих навыков укрепления и
сохранения здоровья среди молодежи;
обеспечение реализации молодежной политики на
региональном уровне;
развитие международного молодежного
сотрудничества;
информационное обеспечение молодежной
политики;
развитие и поддержка молодых талантов;
увеличение доли гражданского участия
молодежных некоммерческих организаций в
принятии решений на государственном уровне
при реализации молодежной политики;
совершенствование нормативно-правовой базы.
Сроки реализации 2005-2007 годы
Объемы и Реализация проекта предполагает следующие
источники финансовые затраты из республиканского
финансирования бюджета:
в 2005 году - 147600 тыс. тенге;
в 2006 году - 154980 тыс. тенге;
в 2007 году - 162419 тыс. тенге;
Общая сумма - 464999 тыс. тенге;
Расходы на 2006-2007 годы будут уточняться
при формировании бюджета на соответствующий
финансовый год.
Ожидаемый В результате реализации Программы будут
результат (будет):
1) созданы 26 социальных служб в регионах
Казахстана. В том числе в 2005 году - 9,
в 2006 году - 9, в 2007 году - 8;
2) оказана социальная помощь в виде
профилактических и консультационных
мероприятий более 2 млн. молодым гражданам
страны;
3) вовлечено не менее 45 % молодежи в
активное участие в общественно-политических
процессах;
4) обеспечено ежегодное участие Республики
Казахстан в международных Дельфийских играх;
5) в 2005 году создано 15 областных штабов
молодежных и студенческих трудовых отрядов;
6) в 2006 году проведен IV Конгресс
молодежи Казахстана;
7) в 2005 году разработано и утверждено
положение об общереспубликанском форуме
молодежи;
8) проведено 9 республиканских мероприятий
патриотической направленности, в том числе в
2005 году - 3, в 2006 году - 3, в 2007
году - 3 с охватом не менее 30 тыс. молодых
людей ежегодно.
2. Введение
Программа молодежной политики на 2005-2007 годы разработана в соответствии с пунктом 6.5.13 Плана мероприятий по реализации программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Законом Республики Казахстан от 7 июля 2004 года "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан".
В предыдущей Программе молодежной политики на 2003-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 155, молодежная политика была ориентирована на создание необходимых предпосылок для активного вовлечения молодых граждан в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны. Одним из конкретных результатов реализации данной программы является создание 26 молодежных социальных служб.
Молодежная политика социально ориентирована и направлена на расширение механизмов обеспечения гарантий молодежи и закрепление достигнутых результатов, повышение адресности, решение конкретных проблем в рамках определенных целевых групп молодежи. Наиболее эффективным путем по разрешению данной проблемы является создание условий для молодежного предпринимательства.
В Послании Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации", в котором, в частности, было сказано: "... развитие социальной сферы и человеческих ресурсов является для Казахстана ключевым долгосрочным приоритетом..." - молодежь становится наиболее мощным фактором в формировании общества. Одновременно молодежь является одной из самых уязвимых групп населения, а ее положение рассматривается как гуманитарная проблема.
На современном этапе развития экономики необходимо все большее количество высокообразованных и творческих, конкурентоспособных молодых людей. Государственные органы и молодежные организации получили после принятия Закона Республики Казахстан от 7 июля 2004 года "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан" новый импульс в совершенствовании отношений государства и молодежи. Уполномоченными органами по реализации молодежной политики осуществляется постоянная работа по улучшению условий вхождения молодых людей в общество, в систему экономических взаимоотношений. Именно молодежи необходимо предоставить главную роль в данном процессе, как наиболее предрасположенной к инновационному развитию отраслей экономики, что обеспечит решение данной проблемы наиболее эффективным способом.
Рыночные отношения вносят серьезные изменения в практическое решение вопросов молодежной политики. Это предполагает:
разработку и осуществление трудовых прав молодежи на предприятиях всех форм собственности;
принятие мер по защите молодежи от безработицы и потери заработка в связи с негативным воздействием рынка труда и создание эффективной системы гарантий по защите прав и свобод молодежи в экономической сфере;
обеспечение социально-экономической защищенности нетрудоспособных лиц с ограниченной трудоспособностью и молодых семей;
создание системы психолого-педагогической и юридической помощи молодежи;
обеспечение условий профориентации и трудоустройства, социально-трудовой адаптации бывших воспитанников детских домов, лиц, вернувшихся из мест заключения и других, требующих особых условий ресоциализации;
развитие деятельности ассоциаций детских и молодежных организаций Республики Казахстан, других общественных организаций, способствующих формированию инновационного социоэкономического поведения молодежи.
3. Анализ современного состояния проблемы
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. В Казахстане доля молодежи в возрасте 14-29 лет в структуре населения на 1 января 2004 г. составила 29,5 %, что составляет 4405138 человек, из них экономически активным населением является 2406775 человек.
Демографические тенденции роста молодежи в республике сохраняются: естественный прирост населения - 6,3 %. Молодежь - это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Молодежь - часть общества. При этом молодежная политика является единственно возможным механизмом социальной интеграции молодого поколения в общественную жизнь.
Реализация молодежной политики в Республике Казахстан осуществлялась в соответствии с основными направлениями, определенными Программой молодежной политики на 2003-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 155.
Созданная в 2003-2004 годах сеть молодежных социальных служб на базе молодежных некоммерческих организаций основной своей задачей ставит содействие социальной саморегуляции молодежи. Используемые в этой системе различного рода коррекционные технологии - "равный-равному", "молодежные НКО - молодежи" также призваны способствовать решению этих проблем. В этой связи одной из основных задач настоящей Программы является не столько поддержание существующих проектов и расширение практики предоставления государственного социального заказа по отработанным направлениям, сколько поиск новых путей и форм создания структур, направленных на обеспечение социальной саморегуляции и регенерации поведенческих, социально-политических и иных норм в сознании молодого человека.
Данный период характеризуется формированием системного подхода в решении наиболее актуальных проблем отрасли и осуществлением социально-ориентированной межсекторальной модели молодежной политики.
Вместе с тем на современном этапе реализации молодежной политики необходимо выделить ряд проблем, сдерживающих дальнейшие темпы развития молодежи и эффективность проведения молодежной политики в различных регионах страны:
несовершенство действующей нормативной правовой базы, не отвечающей современным требованиям молодежи;
недостаточность соответствующих финансовых, организационных и информационных ресурсов для реализации региональной молодежной политики;
неразрешенность социальных проблем молодежи, тогда как государственная политика, проводимая в отношении молодежи, должна концентрировать свое внимание на таких важнейших сферах жизни как труд, здоровье, образование и воспитание. При этом необходимо принимать во внимание ценности молодого поколения, их пристрастия, различные формы самовыражения, инициативы, социальную активность, образ жизни;
молодежь представляет собой сегодня незадействованные трудовые ресурсы, невостребованный потенциал со всеми исходящими отсюда последствиями. Именно в широко распространившемся иждивенчестве скрыт главный тормоз активности молодежи. Следовательно, необходимо создание условий для кардинального расширения возможностей для повышения социальной активности и ответственности молодежи за свое будущее и будущее своей страны.
По результатам социологического опроса, проведенного Департаментом молодежной политики Министерства культуры Республики Казахстан в 2004 году, в молодежном сознании наиболее актуальными проблемами, волнующими молодежь являются: коррупция, злоупотребления в органах власти (44,3 %), распространение наркотиков (31,6 %), рост преступности в молодежной среде (29,8 %).
Кроме того, жизненно важными для значительной части молодежи являются проблемы, связанные с обеспечением жилья 45,6 % опрошенных. Для устранения данной проблемы молодежь предлагает предоставить возможности достаточного заработка на приобретение собственного жилья, при этом 31,5 % опрошенных отмечают необходимость принятия мер по обеспечению молодежи жильем. Для 15,9 % одним из способов обеспечения жильем является развитие системы ипотечного кредитования.
В период трансформации общества, когда привычные нормы, понятия о морали и нравственности претерпевают существенные изменения, важно знать представления общества о так называемых инструментальных ценностях или способах достижения успеха в жизни. По мнению 48,3 % молодежи наличие хорошего образования является необходимой предпосылкой успеха в жизни. Полезные связи и знакомства наилучшим образом способствуют продвижению в жизни - это вторая позиция в рейтинге способов достижения успеха (33,5 %). Третьим доминирующим инструментом для достижения успеха 32,7 % респондентов называют наличие денег, 29,0 % отмечают упорный труд, для 17,0 % основным инструментом является сильная воля, для 10,5 % - "удачное стечение обстоятельств". Трудности трансформации структуры современного казахстанского общества в какой-то мере способствовали размыванию понятий о законе и нравственности у 5,1 % молодежи республики, которые считают непременным условием успеха в жизни наличие связей в криминальном мире. В тоже время больше трети молодежи может получить хорошее образование и специальность, свободно и публично выражать свои политические взгляды и требования, получить квалифицированную медицинскую помощь, реализовать свои творческие способности, отчасти влиять на принятие решений, касающихся жизни своего города и поселка. Больше половины (61,7 %) могут свободно соблюдать обычаи и традиции своего народа.
Наиболее актуальным вопросом развития молодежи является проблема занятости и трудоустройства, выступающая катализатором социально-экономической напряженности в молодежной среде. По официальным статистическим данным по состоянию на 2004 год в республике около 300 тыс. безработных в возрасте от 15 до 29 лет, т.е. 12,2 % из общей популяции.
Одним из реальных путей расширения рынка труда, создания новых и дополнительных рабочих мест для молодежи является развитие предпринимательской инициативы. В молодежной среде 50 % опрошенных указывают на существование проблемы в развитии молодежного предпринимательства, 25 % отмечают лишь возможность существования проблем.
Многие молодые люди (35 %) хотят организовать собственный бизнес в случае, если будут введены поощрения и стимулы для молодежного предпринимательства со стороны государства. При этом, готовность к организации собственного бизнеса в действующих условиях проявили 35,5 % от всего числа опрошенных и только 9 % ответили "нет".
По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан только за четвертый квартал 2004 г. за содействием в трудоустройстве обратилось 63370 молодых людей, из них только 37273 человек были трудоустроены. В настоящее время проводится целенаправленная работа по созданию условий для экономического развития молодежи и обеспечения их занятости. В целом работа в данном направлении сосредоточена на организации деятельности молодежных социальных служб, обеспечивающих оказание комплекса услуг по обучению основам предпринимательства, содействию трудовой занятости, экспертизе и оценке бизнес-проектов, предложенных молодежью.
Повсеместно в республике при службах занятости создаются и постоянно обновляются базы данных о рабочих местах на предприятиях и организациях, осуществляются подготовка, переподготовка и повышение квалификации молодых кадров по специальностям и профессиям, имеющим спрос на рынке труда.
По статистическим данным уровень образованности и доступность профессионального образования для молодых граждан характеризуют следующие цифры: на начало 2003-2004 учебного года количество выпускников средних общеобразовательных школ, получивших свидетельство об окончании основной школы составило 299248 человек, аттестат о среднем образовании - 244686 человек; количество выпускников колледжей - 60406 человек, вузов - 102681 человек. В целом, по данным социального мониторинга "Инноченти"/ЮНИСЕФ коэффициент охвата общим средним образованием в Республике Казахстан достигает 31,2 %; профессионально-техническим (средним специальным) образованием - 23,3 % населения в возрасте 15-18 лет; высшим образованием - 33,4 % населения в возрасте 19-24 года.
По данным социологического опроса основной причиной недоступности получения профессионального образования в 26,4 % случаев является отсутствие средств для платного обучения по избранной специальности. Кроме того, для 11 % молодежи причиной недоступности профессионального образования является наличие высокого конкурса для поступающих в высшие учебные заведения.
При выборе своей профессии молодежь руководствуется, в первую очередь, ее предполагаемой перспективностью. Среди мотиваций достижения основным критерием является хороший заработок - 41,0 %, практически вдвое меньше - 26,1 % заниматься любимым делом и 26,0 % жить спокойной и обеспеченной жизнью, 18,0 % - возможность постоянно самосовершенствоваться, 17,3 % - видеть результаты своей работы, 17,1 % - добиться высокого положения в обществе, 16,3 % - быть полезным людям и только 15,9 % называют возможность служебного роста.
4. Цель и задачи программы
Целью Программы являются проведение социально ориентированной молодежной политики, разработка и принятие комплекса мер, направленных на обеспечение социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытие ее творческого потенциала в интересах всего общества, создание необходимых условий для социализации молодежи и функционирования молодежных организаций республики.
Выполнение поставленной цели, с точки зрения актуальных проблем социализации молодежи, предполагает создание социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека, широкого включения молодого поколения в систему общественных отношений, реализации его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в целом, процветания, безопасности и улучшения благосостояния его Родины - Республики Казахстан.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
формирование рабочей модели механизма комплексной социальной саморегуляции молодежи;
экономическое развитие молодежи и создание условий в сфере труда и занятости;
развитие гражданственности и казахстанского патриотизма в молодежной среде;
формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья среди молодежи;
обеспечение реализации молодежной политики на региональном уровне;
развитие международного молодежного сотрудничества;
информационное обеспечение молодежной политики;
развитие и поддержка молодых талантов;
увеличение доли гражданского участия молодежных некоммерческих организаций в принятии решений на государственном уровне при реализации молодежной политики;
совершенствование нормативной правовой базы.
Вместе с тем современное развитие молодежи, а также реализация молодежной политики требуют увеличения количественных и качественных показателей информационного обеспечения в решении данных проблем, посредством усиления и активизации деятельности молодежных средств массовой информации.
5. Основные направления и механизм реализации программы
Данная Программа направлена на реализацию молодежной политики посредством выработки и стимулирования у молодых граждан Республики Казахстан стремления к активному участию в общественно-политической, социальной и экономической жизни государства, создание соответствующих условий для самореализации и саморазвития, которые будут способствовать их успешной социализации в современных условиях и конкурентоспособности на рынке труда.
В соответствии с проводимой политикой государства, молодежная политика в социально-экономической сфере должна быть направлена на создание условий для развития личности (кто я?), самоопределения (кем быть?) и самоутверждения (каким быть?) молодых людей, для достижения ими экономической самостоятельности, сохранения и укрепления здоровья, рационального использования свободного времени.
Параграф 1. Формирование рабочей модели механизма комплексной социальной саморегуляции молодежи
В современных условиях основная цель государства и общества должна быть сконцентрирована на социально ориентированном гуманистическом воспитании, основные функции которого заключаются в создании различных социокультурных сред, где личность приобретает социальный опыт, получает помощь в социальной самоидентификации и самореализации. Воспитание в этом случае основывается на идее саморазвития и саморегуляции субъекта как творческой личности в условиях постоянного воздействия факторов социальной среды.
Однако данные качества часто редуцируются под давлением жизненных и элементарных экономических и правовых обстоятельств. Здесь необходимо отметить так называемые "переходы": сложность адаптации в чуждом социуме (например, при переезде из села в город и наоборот); кризисной смене образа жизни (необходимость перехода к самостоятельной жизни после окончания учебы, создание семьи и/или рождение ребенка). В результате, присущие молодому человеку возрастные особенности (максимализм, стремление к конформизму и элементарная незрелость) способствуют созданию благоприятной среды для различных поведенческих девиаций.
Особое внимание следует уделить организации медико-консультативно-социальноЙ службы в микросоциуме, обеспеченной кадрами: социальными педагогами, психологами, юристами и т.д. Опираясь на нее, возможна разработка управленческой "вертикали", приближенной реальным запросам молодежи, направления, действия которой определяются спецификой макросоциальных (этнокультурных, экономико-территориальных и т. д.) условий, характером выявленных проблем и потребностями населения конкретного микросоциума.
Практика показывает, что социальная работа с молодежью по "линейному принципу", и по одиночке, и без такого фундамента малоэффективна и неэкономична. Наличие же системообразующего звена позволяет формировать систему социальных служб, профессионально обеспеченную, работающую целенаправленно в том или ином социуме и основанную на возможно более раннем выявлении проблем, "социальных болезней", которые, как известно, всегда легче предотвратить, чем лечить.
Все структурные элементы комплексной межведомственной системы социальной работы должны быть органически взаимосвязаны так же, как связаны между собой проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.). Каждая из служб, их кадры (социальные педагоги и социальные работники разных специализаций) должны быть ориентированы на работу с детьми и молодежью, с семьей и семейно-соседской общностью (общиной).
Молодежная политика на данном этапе своего развития нуждается в научном обосновании всех механизмов ее реализации. Также необходим более тесный контакт государственных органов с молодежью, как особой социальной группой. Одним из путей обеспечения подобного контакта является систематическое проведение исследований в области молодежной политики.
Тесно перекликается с вышесказанным созданная схема поддержки государственными органами социально-значимых молодежных инициатив и проектов. Данная схема зарекомендовала себя как эффективный и простой механизм снятия накопившегося социального напряжения за счет адресности и конкретности проводимых мероприятий и проектов. Необходимо расширить проблемно-адресное поле данной работы, соответственно увеличивая количественный фактор направленного финансирования.
Государственные органы, занимаясь решением вышеуказанных проблем, не имеют системы четкого и научно-обоснованного взаимодействия в решении вопросов молодежной проблематики. В этой связи необходимо проведение научно-практических семинаров и конференций, практических и теоретических занятий для представителей различных ведомств, с последующим выпуском в свет методических рекомендаций и пособий по вопросам реализации молодежной политики.
Еще один немаловажный аспект - обеспечение содержательного досуга подростков и молодежи, привлечение к данной проблеме молодежных организаций, которые должны стать средством проведения досуга молодежи.
Параграф§2. Экономическое развитие молодежи и создание условий в сфере труда и занятости
Приоритетным направлением в молодежной политике государства должно стать создание условий для привития молодежи умений и навыков труда на ранних этапах социализации и развития личности (включение в реальный производственный труд, подготовка к профессиональному труду в любой социально необходимой деятельности). В основе воспитания трудолюбия должна лежать и забота о себе, о своих близких, а не только абстрактный призыв приносить пользу обществу.
Другим приоритетом в решении экономических проблем является развитие молодежного предпринимательства. Усилия по решению данного вопроса будут способствовать решению проблем сельской молодежи, которая получит возможность частично разрешать собственные проблемы. Развитие молодежного предпринимательства также будет способствовать решению проблем занятости в летний период времени и практической подготовке молодых специалистов посредством вовлечения их в деятельность студенческих строительных и трудовых отрядов.
Продолжить работу на базе молодежных организаций по созданию служб по оказанию консультационных услуг предпринимателям из числа молодежи, а также по развитию трудовой занятости на селе. Это окажет косвенное влияние на обеспечение компьютерной грамотности в молодежной среде.
Развивать деятельность молодежных организаций в экономической сфере посредством конкурсов социально значимых проектов в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июля 2004 года "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан" и другим законодательством, определяющим предпринимательскую деятельность.
Необходимо продолжить работу по созданию действующих штабов молодежных строительных отрядов.
Также необходимо обеспечить полное адекватное исполнение законодательных актов в области труда и занятости, например реализации регламентируемых гарантий в области социальной защиты молодых работников.
Чисто инструментальный подход к молодым специалистам приводит на практике к сужению их социальной задачи, не ориентирует на повышение общественно-политической, управленческой и социально-культурной активности этой части молодежи - важнейшего резерва социального развития современного общества.
Данная Программа рассматривает социальные функции молодых специалистов в форме социально-информационной активности, направленной на оптимизацию социальной микросреды (производственной и внепроизводственной).
В процессе экономической социализации молодежи и создания условий в сфере труда и занятости необходимо основываться на комплексном подходе к молодым специалистам, которым, с одной стороны, предстоит задача освоения специальных производственных знаний и навыков, адаптации к существующим техническим и организационным структурам, а с другой - противоположная задача - модернизация этих структур, отрицание в них того, что устарело, что неадекватно наиболее перспективным тенденциям современного научно-технического процесса.
Параграф§3. Развитие гражданственности и казахстанского патриотизма в молодежной среде
С усложнением структуры современного общества возникает необходимость более активного освоения молодыми людьми социальных ролей, и, прежде всего, социальной роли гражданина, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Поэтому современное общество обязано предоставлять определенный период времени каждому молодому человеку для освоения этой роли и не только предоставить время, но и создать условия для ее освоения на необходимом уровне.
Становление личности молодого человека невозможно без его гражданской самоидентификации. Развитие патриотизма, гражданского самосознания - серьезный воспитательный фактор, которому необходимо уделять пристальное внимание. Необходима целенаправленная, систематическая пропагандистская и просветительская работа в молодежной среде через СМИ и систему образования с целью формирования у молодежи казахстанского патриотизма. Такого рода воспитание должно осуществляться всеми социальными институтами и агентами социализации, где происходит становление личности, формирование ее гражданских качеств и правовой культуры.
Любовь к своей стране, государству рождается из любви к малой Родине - месту, в котором родился и вырос. В этой связи необходимо развивать "хозяйское" отношение молодежи к месту проживания - постоянно вовлекать ее в мероприятия по очистке и облагораживанию территорий, развивать систему и формы влияния молодежных организаций и инициативных молодежных групп на принятие решений по вопросам развития инфраструктуры и благоустройства мест проживания, населенных пунктов.
Второй немаловажный аспект патриотического воспитания - военно-патриотическое воспитание. В этом направлении необходимо провести работу по расширению деятельности по военно-патриотическому воспитанию.
Следует возродить практику военно-спортивных игр, учений, направленных на закрепление у молодого человека специфических навыков, полученных в ходе обучения, и пропаганду данных видов спорта.
Необходимо создать для молодого поколения все необходимые условия для изучения государственного языка, национального культурного наследия, символов государственности Республики Казахстан, его истории.
Необходимо изучение и обеспечение системного подхода и комплексного участия всемерного содействия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения заинтересованных государственных органов и молодежных некоммерческих организаций в данной работе.
Параграф§4. Формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья среди молодежи
Формирование здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) - стратегическое направление молодежной политики, фактор национальной безопасности страны, ее будущего. В этой связи предстоит провести работу в следующих направлениях:
координация деятельности центральных исполнительных органов, а также местных органов власти в сфере пропаганды и создания условий для формирования ЗОЖ;
обеспечение системности и комплексности в развитии молодежного спорта и оздоровительного отдыха;
оказание среди молодежи посредством проведения конференций и семинаров оздоровительных и профилактических мероприятий на региональном уровне, выпуска социальных роликов и т. п.
Параграф§5. Обеспечение реализации молодежной политики на региональном уровне
Суть регионализации молодежной политики заключается в переходе от тотального административного контроля республиканских органов к развитию молодежных инициатив в условиях гражданского демократического общества с присущим ему разнообразием и взаимодействием местных и региональных интересов. Отсюда цель региональной молодежной политики - поворот к конкретным и реальным носителям молодежных потребностей, целей и ценностей молодежи.
В связи с этим, в целях увеличения эффективности молодежной политики следует провести корректировку региональных молодежных программ в соответствии с принятым ЗакономРеспублики Казахстан от 7 июля 2004 года "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан". В целях эффективного расходования бюджетных средств уполномоченному органу совместно с администраторами бюджетных программ необходимо вести постоянный мониторинг, организовать постоянный обмен опытом и его передачу между областями с целью освоения бюджетных средств. Для координации данной работы необходимо распространение инновационных методик и повышение квалификации сотрудников исполнительных органов, работающих в сфере молодежной политики. Для обеспечения полноценного анализа молодежной ситуации на республиканском и местных уровнях, уполномоченными органами ведется тесное взаимодействие с неправительственным сектором - молодежными некоммерческими организациями. В этой связи проводится координация деятельности молодежных организаций как входящих в состав Конгресса молодежи Казахстана, так и не входящих в его состав.
Параграф§6. Развитие международного молодежного сотрудничества
Международный опыт свидетельствует о том, что молодежное сотрудничество вносит свой вклад во взаимопонимание и мирный диалог между народами, воспитывая молодежь в духе толерантности и интереса к другим культурам, развивая патриотическое сознание и возвышенное чувство верности своему Отечеству, способствует формированию позитивного имиджа государств-участников молодежного сотрудничества.
Поэтому одним из приоритетных направлений в молодежной политике является вовлечение казахстанской молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества, обменов в сфере работы с молодежью.
Все эти вопросы актуальны сегодня для Казахстана.
Многие государства заинтересованы в развитии сотрудничества с Казахстаном, как наиболее стабильным государством в Центральной Азии.
Необходимо продолжать партнерские отношения в области молодежной политики с ФРГ, в том числе с участием этнических немцев. Приоритетными направлениями сотрудничества по линии молодежной работы с ФРГ в 2005 году определены:
обмен опытом работы между специалистами социальных служб для молодежи;
программа с молодежными объединениями немецкой диаспоры в Республике Казахстан;
обмен опытом в области превенции различных форм зависимости и преступности в молодежной среде;
обмен опытом в области социализации и развития молодежи;
обмен опытом работы молодых журналистов и политологов;
знакомство с творческой молодежью, творческими коллективами;
опыт работы стритвокеров (социальная педагогика, социальная работа);
сотрудничество на региональном уровне.
Определенный интерес в развитии партнерских отношений в области молодежной политики проявляют Италия, Турция, Египет, Польша, Китай. Подписаны межправительственные соглашения в области молодежной политики с государствами Королевство Саудовская Аравия, Государство Катар. Казахстанские специалисты в области работы с молодежью принимали участие в Программе приглашения молодежи (ЛСА) в Японии.
Предусматривается продолжать молодежные контакты по линии взаимодействия со специализированными учреждениями ООН, которые по роду деятельности занимаются, в том числе и проблемами молодежи - ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другими международными молодежными объединениями европейского, азиатского, тихоокеанского регионов.
В рамках программ казахстанско-германского сотрудничества запланированы 3 семинарские программы в Казахстане. Мероприятия предполагают масштабный охват специалистов обеих сторон на месте проведения мероприятия: государственных структур, социальных служб для молодежи, молодежных организаций, студенческой аудитории, рабочей молодежи и молодых представителей сельской местности.
Большие возможности предполагают установление и дальнейшее развитие молодежного сотрудничества со странами СНГ. В рамках Содружества создан Совет руководителей государственных органов по делам молодежи, который на своих заседаниях обсуждает перспективные направления сотрудничества между государствами в области молодежной политики. В настоящее время в процессе обсуждения находятся проекты соглашения о сотрудничестве в сфере работы с молодежью и положения о Совете по делам молодежи государств-участников СНГ. На 2007 год запланировано проведение заседания указанного Совета в Казахстане.
Подписано Соглашение между Правительством Казахстан и Правительством Грузии, Кабинетом Министров Украины в области молодежной политики, готовятся к подписанию аналогичные соглашения с Российской Федерацией, с Кыргызской Республикой и Таджикистаном.
В целом, укрепление и развитие международного молодежного сотрудничества будут способствовать сохранению и преумножению культурного наследия народов, созданию прочных межкультурных связей и развитию дружеских отношений молодежи Казахстана и других государств мирового сообщества.
Параграф§7. Информационное обеспечение молодежной политики
Реализация молодежной политики с наибольшей эффективностью предполагает также наличие достоверной информации об интересах групп молодежи, различающихся по половозрастным, образовательным, социально-профессиональным признакам, уровню материальной обеспеченности, жизненным ценностям и духовным потребностям.
Информационное обеспечение молодежи и проводимой молодежной политики обеспечивается посредством государственного заказа в средствах массовой информации, а также подготовки аналитических и методических материалов.
Параграф§8. Развитие и поддержка молодых талантов
Необходимо продолжить работу по выявлению и развитию индивидуальных особенностей личности каждого молодого казахстанца, повышению творческой активности и способности к самореализации в различных областях науки, техники и искусства.
В рамках интеллектуального и физического развития молодежи необходима поддержка талантливой молодежи. Значимость молодых талантов для обеспечения конкурентоспособности нации несомненна. Следовательно, в рамках проведения конкурса социально значимых проектов необходимо усилить работу по организационной поддержке талантливых молодых людей, культурному воспитанию молодежи, а также по выявлению кандидатов на присуждение Государственной молодежной премии "Дарын" Правительства Республики Казахстан.
Совершенно новое качество поддержки молодых талантов придает участие нашей республики в молодежных Дельфийских играх государств-участников Содружества Независимых Государств, которые проводятся в целях практического развития идеи Дельфийских игр, как высшего форума искусств, сохранения и преумножения культурного наследия народов, создания прочных межкультурных связей и развития дружбы молодежи государств СНГ.
В этой связи организационно и финансово поддерживается развитие и внедрение Дельфийской идеи в Казахстане, а именно: в 2005 году - запланировано создание Национального Дельфийского Комитета, проведение Первых молодежных Дельфийских игр Казахстана, выезд казахстанской делегации в г. Киев на Третьи Дельфийские Игры СНГ, в 2006 году планируется проведение Четвертых молодежных игр государств-участников СНГ в Республике Казахстан.
Кроме того, требуют особого внимания ориентация молодежных организаций и привлечение их в сферу поддержки молодых талантов. Следует обратить внимание заинтересованных государственных органов на институциональное становление неправительственных организаций, основной целью которых являются выявление и поддержка молодых талантов. В этой связи, рекомендуется в рамках конкурсов социально значимых проектов развивать деятельность молодежных организаций, направленную на развитие талантливой молодежи, обеспечивать участие молодых людей в научно-исследовательских конкурсах, различного рода образовательных проектах как казахстанского, так и международного уровней.
Параграф§9. Увеличение доли гражданского участия молодежных некоммерческих организаций в принятии решений на государственном уровне
при реализации молодежной политики
Необходимо увеличить долю участия молодежных некоммерческих организаций в принятии решений, имеющих отношение к их деятельности.
Необходимо всячески поощрять молодежные инициативы, направленные на участие в принятии решений на государственном уровне - проводить конкурсы, общественные слушания, дебаты по их обсуждению.
Для увеличения доли гражданского участия, институционального становления и координации развития молодежных организаций уполномоченным органом запланировано проведение IV Конгресса молодежи Казахстана и слет дворовых клубов.
Параграф§10. Совершенствование нормативной-правовой базы
Немаловажным фактором при реализации молодежной политики является наличие адекватного нормативно-правового обеспечения. В связи с принятием Закона Республики Казахстан от 7 июля 2004 года "О Государственной молодежной политике Республике Казахстан", необходимо внесение изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в части, касающейся реализации молодежной политики.
В частности, в рамках Программы требуется усиление социально-защитных механизмов реализации молодежной политики, повышение эффективности мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья молодежи средствами образования, культуры и искусства.
В этой связи предусматривается формирование законодательно-нормативной базы. Необходимо разработать правила на льготный проезд в период зимних и летних каникул на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси) для обучающихся на основе государственного образовательного заказа в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Основными источниками финансирования Программы определены республиканский бюджет в пределах средств, предусматриваемых соответствующим администратором программ, и иные, не запрещенные законодательством источники.
В целом на реализацию Программы предусматриваются финансовые затраты из средств республиканского бюджета на сумму 464999 тыс. тенге, в том числе в 2005 году - 147600 тыс. тенге, в 2006 году - 154980 тыс. тенге, в 2007 году - 162419 тыс. тенге.
Вместе с тем по мере реализации Программы расходы могут быть уточнены при формировании бюджета на следующий финансируемый год.
7. Ожидаемый результат от реализации программы
В результате реализации Программы будут (будет):
1) созданы 26 социальных служб в регионах Казахстана в том числе в 2005 году - 9, в 2006 году - 9, в 2007 году - 8;
2) оказана социальная помощь в виде профилактических и консультационных мероприятий более 2 млн. молодым гражданам страны;
3) вовлечено не менее 45 % молодежи в активное участие в общественно политических процессах;
4) обеспечено ежегодное участие Республики Казахстан в международных Дельфийских играх;
5) в 2005 году создано 15 областных штабов молодежных и студенческих трудовых отрядов;
6) в 2006 году проведен IV Конгресс молодежи Казахстана;
7) в 2005 году разработано и утверждено положение об общереспубликанском форуме молодежи;
8) проведено 9 республиканских мероприятий патриотической направленности, в том числе в 2005 году - 3, в 2006 году - 3, в 2007 году - 3 с охватом не менее 30 тыс. молодых людей ежегодно.
8. План мероприятий по реализации программы
молодежной политики на 2005-2007 годы
N | Мероприятие | Форма | Ответ- | Срок | Предпола- | Источник |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1. Формирование рабочей модели | |||||
1 | Создать социа- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 18000 | Респуб- |
2 | Провести семи- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 2230 | Респуб- |
3 | Создать социа- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 9600 | Респуб- |
4 | Создать социа- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 213502005 г.- | Респуб- |
5 | Создать социа- | Информа- | Министер- | 10 июня, | 8000 | Респуб- |
6 | Провести мони- | Отчет | Министер- | 20 июня, | Не тре- |
|
7 | Развивать дея- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 29900 | Респуб- |
| 2. Экономическое развитие молодежи | |||||
1 | Создать социа- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 21200 | Респуб- |
2 | Развивать дея- | Инфор- | Министер- | 20 июня, | 17700 | Респуб- |
3 | Провести рес- | Инфор- | Министер- | 20 июня, | 4105 | Респуб- |
4 | Обеспечить принятие мест- | Инфор- | Акимы | 10 июня, | Не тре- |
|
5 | При проведении | Инфор- | Министер- | 10 июня, | Не тре- |
|
6 | Создать социа- | Инфор- | Министер- | 20 июня, | 7800 | Респуб- |
| 3. Развитие гражданственности и | |||||
1 | Создать социа- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 24000 | Респуб- |
2 | Подготовить | Доклад | Министер- | 20 июня, | 1000 | Респуб- |
3 | Провести науч- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 3428 | Респуб- |
4 | Развивать дея- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 23200 | Респуб- |
5 | Издать методи- | Инфор- | Министер- | 10 июня, | 1025 | Респуб- |
6 | Провести инст- | Инфор- | Министер- | 10 июня, | 13164 | Респуб- |
7 | Провести рес- | Инфор- | Министер- | 10 июня, | 3884 | Респуб- |
8 | Центрам моло- | Инфор- | Министер- | 10 июня, | Не тре- |
|
9 | Провести рес- | Приказ | Министер- | 10 июня, | 15600 | Респуб- |
| 4. Формирование здорового образа жизни | |||||
1 | Провести рес- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 4300 | Респуб- |
2 | Провести кон- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 12500 | Респуб- |
| 5. Обеспечение реализации | |||||
1 | Разработать региональные | Инфор- | Акимы | 10 июня, | Не тре- |
|
2 | Провести мони- | Инфор- | Акимы | 10 июня, | Не тре- |
|
3 | Провести мони- | Информа- | Министер- | 20 июня, | 7039 | Респуб- |
4 | Развивать дея- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 12200 | Респуб- |
5 | Провести мони- | Инфор- | Акимы | 10 июня, | Не тре- |
|
6 | Создать социа- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 19100 | Респуб- |
| 6. Развитие | |||||
1 | Провести семи- | Инфор- | Министер- | 20 июня, | 12137 | Респуб- |
2 | Организовать и | Инфор- | Министер- | 20 де- | 3000 | Респуб- |
3 | Принять меры | Проекты | Министер- | 20 де- | Не тре- |
|
| 7. Информационное | |||||
1 | Издать методи- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 615 | Респуб- |
2 | Издать моло- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 2336 | Респуб- |
3 | Создать социа- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 84000 | Респуб- |
4 | Создать и вы- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 15250 | Респуб- |
5 | Обеспечить ин- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 7300 | Респуб- |
| 8. Развитие и поддержка молодых талантов | |||||
1 | Обеспечить проведение и | Проект | Министер- | 20 де- | 3000 | Респуб- |
2 | Провести еже- | Инфор- | Министер- | 20 де- | 13270 | Респуб- |
3 | Провести засе- | Инфор- | Министер- | 20 де- | 1232 | Респуб- |
4 | Обеспечить | Инфор- | Министер- | 20 де- | 7007 | Респуб- |
5 | Развивать дея- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 21000 | Респуб- |
| 9. Увеличение доли гражданского участия молодежных некоммерческих организаций в принятии решений на государственном уровне при реализации молодежной политики | |||||
1 | Организовать | Отчет | Министер- | 20 июня, | 1500 | Респуб- |
2 | Провести засе- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 1427 | Респуб- |
3 | Провести рес- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 2000 | Респуб- |
4 | Провести кон- | Отчет | Министер- | 20 июня, | 9600 | Респуб- |
| 10. Совершенствование нормативной правовой базы молодежной политики | |||||
1 | Внести измене- | Проект | Министер- | 20 де- | Не тре- |
|
| ВСЕГО: | 2005 г. - 147600 | ||||
2006 г. - 154980 | ||||||
2007 г. - 162419 |