Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

А.Смагулов выступил на VI Бакинском международном гуманитарном Форуме

25 октября 2018 года заместитель Председателя Исполнительного комитета СНГ Агыбай Смагулов выступил перед участниками VI Бакинского международного гуманитарного Форума по теме «Образование в контексте развития человеческого капитала».

 

 

Уважаемые участники Форума!

Прежде всего, позвольте выразить признательность Правительству Азербайджана за приглашение на VI Международный гуманитарный форум.

Для каждой страны человеческий капитал образует важнейшую часть национального богатства и является основой формирования нового мира и нового человека. Безусловно, в стремительно изменяющемся мире появляются новые сферы деятельности и профессии, требующие постоянного изменения квалификаций, непрерывного образования и адаптации к новым вызовам. В движении к обществу будущего, основанному на использовании цифровых технологий во всех сферах жизни Обществу 5.0 – главной ценностью становится интеллектуально и гармонично развитый человек.

Одним из факторов, способных придать более эффективный характер процессу развития человеческого капитала, является просвещение и образование. Именно просвещенный и образованный человек дает адекватную оценку действительности и формирует современный ему мир. «Человек есть мера всех вещей».

В Содружестве Независимых Государств с момента его создания пристальное внимание уделяется повышению качества образования и расширению его доступности, совершенствованию методов обучения и воспитания детей и молодежи. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства, принятое в 1997 году, обеспечило десяткам тысяч студентов возможность академической мобильности на пространстве Содружества. Постоянно идет поиск новых стандартов в образовании для более 47 миллионов школьников и студентов средних специальных и высших учебных заведений СНГ. 

За прошедшие два года после IV Съезда учителей и работников образования государств участников СНГ на национальном и межгосударственном уровне проведены сотни мероприятий по 15 направлениям от дошкольного и общего образования до профессиональной ориентации и международного сотрудничества в высшей школе. Например, в некоторых странах в школьных учебниках появились цифровые пиктограммы – QR-коды, элементы дополненной виртуальной реальности и 3D-модели, оживляющие картинки.

Состоявшийся две недели назад в Бишкеке V Съезд учителей и работников образования государств участников СНГ  рассмотрел вопросы развития образовательных систем стран Содружества в контексте Целей устойчивого развития и принял Резолюцию,  определяющую общую стратегию и основные пути дальнейшей интеграции в области образования. Очередной, VI Съезд пройдет в 2020 году в столице Республики Таджикистан – Душанбе.

Активно работает Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников  СНГ, по инициативе которого высшими органами Содружества принято 35 документов.

Среди достижений последних лет – принятие на уровне Совета глав правительств СНГ соглашений о признании дипломов о высшем образовании,  о повышении квалификации педагогических работников, о придании статуса базовых организаций государств – участников СНГ ряду вузов для координации подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда. Экспертами завершается согласование проекта Соглашения о предоставлении равных прав гражданам государств – участников Содружества  для поступления в высшие учебные заведения стран СНГ.

В Содружестве поощряется дальнейшая интернационализация образования, успешно осуществляется координация межвузовского сотрудничества. С 2010 по 2018 годы в рамках проекта «Сетевой университет СНГ» с участием 35 университетов из 9 государств обучались 953 магистранта, 460 из них – на гранты Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества Содружества. Получение второго диплома, в частности, позволяет избежать необходимости прохождения процедуры признания документа о высшем образовании в другом государстве.

К слову, Фондом в 2016 и 2017 годах оказана финансовая поддержка соответственно 13 и 15 проектам в области образования и науки. Напомню также, что многие годы Правление Фонда возглавляет Представитель Азербайджанской Республики в Совете по гуманитарному сотрудничеству государств участников СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Полад Бюльбюль оглы.

Хотел бы также отметить, что государства участники СНГ нацелены и на интеграцию в мировое образовательное пространство, 7 стран Содружества участвуют в Болонском процессе. По предварительным оценкам, доля международного сотрудничества государств СНГ в сфере высшего образования составляет от 20 до 30 процентов. Реализуются межгосударственные образовательные проекты вузов СНГ и стран Европы, Америки и Азии, среди которых программы «ErasmusMundus» и «Tempus».

В период с 2004 по 2017 годы по программе Европейского Союза Эразмус Плюс магистерские гранты получили 1865 исследователей из государств участников Содружества.

Повышению стандартов профессиональной подготовки и квалификации способствует международное движение Worldskills. Впервые в 2015 году в Казани прошел открытый чемпионат СНГ «Worldskills +». В некоторых странах Содружества проводятся национальные чемпионаты профессионального мастерства.

Молодые ученые из стран СНГ и дальнего зарубежья 29 октября с.г. соберутся на XV Международной конференции «Молодежь в науке 2018». Участники представят свои последние работы в области биологии, медицины, химии, физики, информатики, гуманитарных и аграрных наук. Очень важно, что предусмотрена секция для школьников и учащихся средних специальных учреждений образования с символичным названием «Первый шаг в науку».

Началась работа над проектом Соглашения о создании и функционировании Сетевого университета духовного образования государств – участников СНГ на базе Московского государственного лингвистического университета. Ярким примером воспитания толерантности и межкультурного диалога стал прошедший в июле нынешнего года в Азербайджане Международный молодежный лагерь стран участниц СНГ «Творческая мастерская». Мероприятие было поддержано Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества Содружества.

Уважаемые участники Форума!

Очевидно, что качественные изменения в образовании невозможны без осмысления учителями и преподавателями новых целей и задач в содержании и технологиях обучения и воспитания. В 2015 году в Алматы создана межгосударственная организация для интеграции в подготовке педагогических кадров – Евразийская ассоциация педагогических университетов, учредителем которой стал Московский педагогический государственный университет. В настоящее время в ее состав входят 49 вузов стран Содружества. По инициативе ассоциации в 2016 и 2018 годах проведен Международный конкурс «Педагогическое начало» среди молодых преподавателей вузов стран СНГ.

Для поощрения активных и талантливых педагогов, приверженных идеям сотрудничества в сфере образования, в 2016 году Советом глав правительств СНГ учрежден нагрудный знак «Отличник образования Содружества Независимых Государств», которого за  заслуги в деле создания общего образовательного пространства СНГ удостоены уже 56 учителей.

В Содружестве исходят из необходимости обеспечения равного доступа к образованию всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. При этом особое внимание уделяется внедрению инклюзивного образования, предполагающего вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в массовые учреждения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. В связи с этим Межпарламентской Ассамблеей СНГ в 2016 году был принят модельный закон «Об инклюзивном образовании».

Введение инклюзии в образовательный процесс сократит численность детей, получающих специальное (коррекционное) образование. И в странах Содружества идет активная работа в этом направлении. К примеру, согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется увеличить долю школ, создающих условия для инклюзивного образования, до 70 % от общего количества. В соответствии с принятыми  Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь к 2030 году поставлена задача сформировать готовность всех учреждений образования к реализаций идей инклюзии.

В целом, по странам Содружества за последние 15 лет численность детей в специальных школах сократилась более чем на 200 тысяч учащихся.

Полагаю, что сложившаяся эффективная практика управления образовательными процессами на пространстве СНГ будет способствовать формированию конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Обеспечение соответствующего уровня образования и науки будет служить основой последующего экономического и интеллектуального процветания стран Содружества.

Благодарю за внимание!

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ