Исполком СНГ

О КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ НАУК
СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В СФЕРЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(анализ; перспективы; концептуальные предложения)

 

Об авторе

Евгений Лукашев

кандидат экономических наук

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физический институт имени П.Н. Лебедева Российской академии наук

LukashevEP@yandex.ru

 

Ключевые слова

Научная и научно-техническая деятельность; Стратегия международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности (далее-Стратегия); Содружество Независимых Государств (далее-СНГ); Совет Глав Государств СНГ (далее-СГГ); Совет Глав Правительств (далее-СГП); Исполнительный Комитет Содружества Независимых Государств (далее-ИК СНГ); Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств-участников СНГ (далее-СФН); Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах государств-участников СНГ (далее-МС НТИ); Межгосударственные фонды научных исследований государств-участников СНГ (далее-Фонды); Национальная академия наук Содружества Независимых Государств (далее-НАН СНГ).

 

Основные тезисы

СНГ – политическое и экономическое формирование.

Международное сотрудничество в сфере научной и научно-технической деятельности.

Анализ международного научного и научно-технического сотрудничества в государствах-участниках СНГ.

В рамках статьи:

- рассмотрен ряд аспектов современного состояния международного научного и научно-технического сотрудничества в государствах-участниках СНГ;

- выявлены перспективы стратегического развития международного научного и научно-технического сотрудничества в государствах-участниках СНГ;

- сформулированы концептуальные предложения по выработке стратегии международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности для национальных академий наук стран СНГ.

 

Необходимость после распада Союза в развитии всестороннего сотрудничества его бывших республик и в поиске путей их интеграции в рамках Содружества, достаточно быстро осознанная в обстановке реалий девяностых годов, привела к образованию СНГ – нового политического и экономического формирования, основанного на добровольных условиях.

Принимаемые на заседаниях СГГ и СГП, высших органах Содружества, документы определяют важнейшие направления развития сотрудничества государств – участников, в том числе относящиеся к научно-техническому прогрессу, научно-технологическому пространству.

В то же время, наука, как одно из важнейших направлений целесообразной человеческой деятельности, все более становящаяся производительной силой общества, объективно предполагает формирование, развитие системы научных коммуникаций, комплекса связей в научной и научно-технической сфере между учеными, научными организациями, в научном сообществе в целом. Это закономерно приводит к развитию международного сотрудничества в данной сфере. Причем, исходя из объективных потребностей использования международного сотрудничества, как важного средства экономии общественного, творческого труда, значение международного сотрудничества возрастает.

В этой связи, следует отметить, что в составе ИК СНГ, исполнительном органе Содружества, образованы и действуют отраслевые органы – свыше 60 Советов по различным направлениям деятельности Содружества. В их числе 10 относятся к гуманитарному направлению и охватывают сферу научной и научно-технической деятельности.

Советы ИК СНГ, в настоящее время, курируют деятельность 75 базовых организаций в различных областях сотрудничества, в том числе 27 в гуманитарной сфере, Основными направлениями деятельности базовых организаций, в том числе, является проведение совместных научных исследований научными организациями государств – участников СНГ, проведение международных профильных научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, выставок.

Советами, обеспечивающими развитие системы научных коммуникаций, комплекса связей в научной и научно-технической сфере между учеными, научными организациями государств – участников СНГ являются, имеющие очевидное родство интересов, СФН, МС НТИ.

Необходимо подчеркнуть, что деятельность СФН, МС НТИ способствует реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной Решением СГГ от 5 октября 2007 года, последующих Решений СГГ и в частности от 16 сентября 2016 года «Об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям» и разумеется способствует формированию и реализации планов мероприятий по международному сотрудничеству в экономической и гуманитарной сферах, расширению практики инициирования и разработки проектов документов, направленных на укрепление и развитие перспективных направлений научного и научно-технического сотрудничества.

Следует обратить внимание и на то, что СФН в своей работе использует уникальный практический опыт более, чем двадцатилетней деятельности Международной ассоциации академий наук – МААН. Свыше десяти научных советов осуществляют деятельность при ассоциации или под ее эгидой и являются эффективными формами международного научного сотрудничества.

Деятельность СФН, имея своей целью создание благоприятных условий для развития, координации и последовательного углубления сотрудничества государств – участников СНГ в области фундаментальной науки, направлена, в соответствии с Положением о Совете, в том числе на формирование, а также организацию выполнения совместных межгосударственных программ и проектов в области фундаментальной науки.

Это направление деятельности члены СФН считают стратегическим и важнейшим, верно полагая, что только конкретная работа по формированию и организации выполнения совместных межгосударственных программ и проектов, позволит оценить деятельность СФН, как позитивную и наиболее эффективную в углублении сотрудничества государств – участников СНГ в области фундаментальной науки и что эта деятельность будет реально способствовать продвижению вперед научного знания в целом.

Учитывая изложенное, становится очевидным, как повышаются значение и требования к выработке, а затем реализации Стратегии международного научного и научно-технического сотрудничества, являющейся общим, всесторонним планом достижения целей в научном исследовании – ключевом элементе области профессиональной активности, обеспечивающим систематическое получение новых, универсально сформулированных знаний.

Применительно к НАН СНГ, являющимися, по сути дела, штабами в сфере научной и научно-технической деятельности, выбор оптимального варианта Стратегии международного сотрудничества в данной сфере становится решающим фактором их эффективной работы.

Стратегическое планирование и соответствующую работу по его выполнению в области межгосударственных научных исследований по приоритетным направлениям и формам сотрудничества в области фундаментальной науки используют в своей деятельности Российская академия наук (далее – РАН), национальные академии Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и других стран Содружества.

 Следует также обратить внимание на то, что РАН в своей международной деятельности по развитию сотрудничества в сфере фундаментальных исследований эффективно использует образованные и работающие при ней научно-координационные организации – Советы по различным направлениям науки, взаимодействующие с участниками научных исследований в странах СНГ.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым рассмотреть некоторые концептуальные предложения, способствующие разработке оптимального варианта Стратегии международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности для НАН СНГ.

Преамбула концепции Стратегии международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности для НАН СНГ, на наш взгляд, должна содержать ссылку на положения устава национальной академии, относящиеся к международному сотрудничеству в сфере научной и научно-технической деятельности. Следует обратить внимание на то, что устав НАН Содружества утверждается, как правило, постановлением правительства или иного высшего органа государственной власти страны СНГ.

В преамбуле необходимо подчеркнуть важное и возрастающее значение науки, как производительной силы в процессе становления высокотехнологичной экономики, при реализации прорывных направлений социально-экономического развития страны.

Следует описать политические и экономические условия, в которых осуществляет свою деятельность НАН страны Содружества, указать влияние, которое они оказали на ее международное сотрудничество в важнейших секторах науки.

Безусловно, важно обратить внимание на то, что в процессе реализации положений Стратегии НАН СНГ, реализуются основные принципы и положения научной дипломатии, определяемой как содействие международному научному сотрудничеству, том числе инициирование новых научных направлений, расширение связей с зарубежными партнерами, обеспечение более широкого представительства страны в международных организациях.

Общие положения концепции Стратегии международного сотрудничества для НАН СНГ в сфере ее научной и научно-технической деятельности должны содержать понятие собственно Стратегии, сформулированного как всесторонний, комплексный план, реализация которого обеспечивает достижение целей и задач в научном исследовании – ключевом элементе профессиональной активности, с участием представителей международного научного сообщества, тем самым способствуя углублению межгосударственных отношений в сфере научной и научно-технической деятельности, устойчивому развитию государства – участника СНГ, укреплению его положения в мировом научном сообществе.

На наш взгляд, является очевидным, что Стратегия НАН СНГ – не является самоцелью академии, но эффективная реализация положений разработанного оптимального варианта Стратегии национальной академии в сфере ее научной и научно-технической деятельности действительно способна, в значительной мере, усилить позиции академии и в международном научном сообществе, и в конкретной стране Содружества.

Следует подчеркнуть, что Стратегия НАН страны Содружества разрабатывается в соответствии с федеральным законодательством этой страны, основополагающими документами (необходимо указать их), принимаемыми в данной стране Содружества с целью обеспечения ее поступательного социально-экономического развития, уставом НАН.

Основные цели и задачи международного сотрудничества НАН СНГ в сфере ее научной и научно-технической деятельности являются важнейшим разделом Стратегии, который содержат их формулировки.

Основной целью международного сотрудничества НАН СНГ в сфере ее научной и научно-технической деятельности является углубление межгосударственных отношений в этой сфере, устойчивое развитие данной страны Содружества и укрепление ее положения в мировом научном сообществе.

Достижение основной цели международного сотрудничества НАН СНГ в сфере ее научной и научно-технической деятельности предполагает решение ряда основных задач:

- проведение инвентаризации состояния дел в международном сотрудничестве НАН СНГ, позволяющее оценить возможности ее функционирования в широком спектре научных исследований, в спектре конкурентных научных исследований и в спектре реализации уникальных проектов, связанных с инициированием новых научных направлений;

- формулирование условий, предложение путей их создания для практического осуществления необходимого научно-методического руководства НАН СНГ при рассмотрении важнейших вопросов, связанных с научным обеспечением народно-хозяйственных задач данной страны Содружества, укрепляющих, в том числе, ее положение в мировом научном сообществе;

- обеспечение мобильности ученых НАН СНГ, способствующее укреплению международных научных связей;

- организация НАН Содружества международных совместных научных исследований на уровне современных научных стандартов, в том числе за счет финансирования, из создаваемых межгосударственных фондов научных исследований государств – участников СНГ;

- обеспечение координации исследований международного значения;

- участие в разработке правоустанавливающей документации для взаимовыгодного международного взаимодействия при новых формах и направлениях международного сотрудничества, обеспечивающей, в том числе, защищенность НАН СНГ в условиях интернационализации.

Механизмы реализации Стратегии осуществляют управление собственно реализации Стратегии и представляют собой комплекс полномочий руководства НАН Содружества, а также задач и функций научных, экспертных, координационных Советов, структурных подразделений национальной академии по всем направлениям выполнения положений Стратегии, с координирующей ролью соответствующих Советов.

Одним из важнейших механизмов реализации Стратегии должен стать механизм ответственности за выполнение ее положений, который разрабатывается с учетом специфики правоустанавливающей практики страны Содружества, устава НАН СНГ.

Реализация Стратегии обеспечивается и осуществляется:

- выполнением плана, утверждаемого президиумом НАН СНГ по реализации Стратегии, в котором должны найти отражение количественные и качественные позиции ее поэтапного развития, в том числе тематика решаемых задач и объемы их финансирования, ожидаемые результаты и сроки выполнения, ответственность за выполнение этих задач, и который является неотделимой частью Стратегии;

- согласованностью действий научных, экспертных, координационных Советов, структурных подразделений НАН СНГ по всем направлениям выполнения положений Стратегии с координирующей ролью соответствующих Советов;

- разработкой и выполнением отдельных программ и проектов исследований по новым научным приоритетным направлениям международного сотрудничества НАН Содружества, в том числе и на долгосрочный период, являющимися составной частью Стратегии;

- инициированием и участием НАН СНГ в создании межгосударственных научных фондов для финансирования отдельных программ и проектов исследований по новым научным приоритетным направлениям международного сотрудничества;

- практическим участием НАН Содружества, как активного субъекта в международном научном сообществе, в укреплении имеющихся позиций ее представительства в международных организациях, в расширении связей с зарубежными партнерами, в организации структур международного научно-технического сотрудничества.

Этапы реализации Стратегии, с учетом ее разработки в соответствии с основополагающими, базовыми правовыми документами, упомянутыми в разделе Стратегии «Общие положения» – коррелируются с этапами выполнения планов мероприятий по реализации этих документов. И вместе с тем, этапы Стратегии могут быть определены не только с учетом этих планов мероприятий и призванных, в том числе, обеспечить своевременную отчетность по данным планам, но и в целях оптимального и эффективного осуществления мониторинга реализации Стратегии.

Мониторинг реализации Стратегии осуществляется в соответствии с этапами и разработанным перечнем показателей ее реализации, динамика изменения которых и подлежит мониторингу, проводимого структурным подразделением НАН СНГ. Например, отделом научной дипломатии или каким-то другим компетентным подразделением национальной академии. Результаты такой системы мониторинга в установленном порядке докладываются президиуму НАН.

Таким образом реализация Стратегии достигается в процессе поэтапного осуществления разработанного плана по ее выполнению, при проведении мониторинга и контроля за реализацией ее выполнения со стороны структурных подразделений и президиума НАН СНГ.

 По приоритетным новым направлениям международного сотрудничества НАН СНГ могут быть разработаны программы, проекты научных исследований, являющимися составной частью Стратегии и финансируемыми, в том числе, из Фондов, создаваемыми странами СНГ.

Выполнение положений Стратегии, программ, проектов научных исследований обеспечивается согласованной деятельностью Советов, структурных подразделений НАН СНГ, с координирующей ролью Советов. Осуществление Стратегии, обеспечивает достижение целей и задач по углублению межгосударственных отношений в сфере научной и научно-технической деятельности, способствует реализации государственной политики в области научно-технологического, устойчивого развития страны Содружества и укреплению ее положения в мировом научном сообществе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Содружество Независимых Государств: портрет на фоне перемен/под ред. И.М. Коротчени – Мн.: ПАНГРАФ, 1996, 368 с.

2. А.М. Сергеев. Программа кандидата в президенты Российской академии наук – ФИЦ «Институт прикладной физики», 2017, 116 с.

3. Ю. Ю. Балега. Общее собрание РАН – 2019 / «В мире науки», 2019, 104 с.

4. С.Г. Глазьев. Научно-техническое сотрудничество как база евразийской интеграции//Аналитический вестник № 24(577) СФ ФС РФ, 2015, 85с.

5. Е. П. Лукашев. Международное научное сотрудничество в странах Содружества Независимых Государств (опыт; анализ; пути реализации современных проблем координации сотрудничества) / Интернет-портал СНГ. Пространство интеграции. Главная-новости-аналитика и комментарии, 2017, 12 с.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992, 702 с.

7. Социология: Словарь-справочник, Т.2, Отв. ред. Г.В. Осипов – М.: «Наука», 1990, 232 с. 8. Западная социология: Словарь – М.: Госиздат, 1990, 432 с. 

Настройки внешнего вида сайта