(информация по материалам выступлений и докладов, представленных на Международном экономическом форуме «СНГ+МИР» 13 марта 2020 года)
В ходе состоявшегося обсуждения участники заседания сделали ряд сообщений по указанной проблематике (список выступивших прилагается) и обменялись мнениями по возможному решению проблем в этой сфере.
Было отмечено, что на текущем этапе развития экономики промышленная кооперация — целая система многообразных форм взаимодействия не только в сфере производства, но и в услугах, в научно-технической и инвестиционной областях. Сейчас невозможно говорить об эффективных производственных цепочках в промышленности без учета факторов услуг, инвестиций, движения труда.
Подчеркивалось, что без углубления экономической интеграции невозможно обеспечить глобальную конкурентоспособность государств Содружества.
Выступавшие указывали, что требуется усиливать координацию и взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств в части выстраивания различных схем стимулирования совместных кооперационных проектов и последующего экспорта продукции в третьи страны. При этом изначально следует исходить из того, что конечные продукты (товар или услуга) должны быть конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на внешних рынках.
Было высказано мнение, что по мере повышения конкурентоспособности предприятий (на основе использования инноваций, внедрения передовых технологий, повышения квалификации сотрудников и др.) кооперационные связи на пространстве СНГ будут развиваться. Отмечалось, что, если речь идет о продукте завтрашнего дня и он только начинает разрабатываться — есть готовность партнеров из СНГ кооперироваться и вместе работать.
Признавалось, что одной из форм развития кооперации является масштабирование инновационных продуктов, разработанных как в отдельно взятой стране, так и совместно с партнерами по Содружеству. Здесь важную роль должны сыграть Центры коммерциализации СНГ, в том числе в плане оказания помощи в сертификации новой продукции, которая в некоторых случаях даже не имеет однозначного соответствия в действующих национальных классификаторах. Разработка инновационных продуктов, как показывает практика, эффективно реализуется в форме создания совместных предприятий на уровне среднего бизнеса. Объединение научно-технического и практического опыта зачастую позволяет создать совершенно новый продукт, который выходит на рынок.
Заключение дистрибьютерских и дилерских соглашений также содействует развитию кооперации, поскольку партнер инвестирует в продвижение нового продукта. И в этой связи актуальным является скорейшее подписание Соглашения о свободной торговле услугами в СНГ (со специальной главой, посвященной защите инвестиций).
Важную роль в развитии кооперации могли бы сыграть институты развития. Как на национальном уровне, так и созданные в многостороннем формате - Евразийский банк развития и Межгосударственный банк СНГ.
Целесообразно подготовить предложения о специальных критериях для кооперационной продукции с целью поощрения ее производства и реализации. Например, специальные стимулирующие меры, упрощенный доступ на рынки, — все это могло бы стать важным шагом в этом направлении. Такие меры должны быть направлены на поддержку, прежде всего, производства инновационных продуктов, импортозамещение, выход на рынки третьих стран.
Локализация в производственных проектах является одной из распространенных форм кооперации. Наряду с важной ролью глубокой локализации (что дает определенные льготы инвестору), большое значение имеет включение партнера в глобальную (международную) производственную цепочку, в том числе с производимыми комплектующими (такой практики придерживается ИКЕА). В этом случае инвестор также должен рассчитывать на льготы, аналогичные локализации.
Положительный эффект поддержки государством уже сложившихся цепочек создания стоимости может проявиться при решении задач вывода продукции производителей государств – участников СНГ на мировые рынки на основе цифровых платформ.
Наиболее слабое место нашей интеграции — это уровень ее поддержки на уровне компаний, которые далеко не всегда видят выгоды от кооперационных проектов. То есть мы (СНГ) не уступаем Евросоюзу с точки зрения продвинутости нормативных инструментов и межправительственного сотрудничества. Но в плане создания благоприятной среды для совместного предпринимательства все еще серьезно отстаем.
При подготовке проектов формирования и развития кооперационных связей важно, чтобы страны СНГ были непосредственными бенефициарами этого сотрудничества, чтобы в наших государствах создавались высокотехнологичные рабочие места, чтобы была мотивация к интеллектуальному развитию наших граждан.
Рекомендации секции «Сетевые платформы международной кооперации в промышленности стран СНГ» Международного экономического форума «СНГ+МИР»
1. Производственная кооперация в различных формах является одним из важнейших факторов мирового экономического развития.
2. В настоящее время создание цепочек создания стоимости связано с необходимостью обязательного учета факторов услуг, инвестиций, рабочей силы и распределения прав на объекты интеллектуальной собственности (эффект выгодоприобретателя).
3. Цифровизация экономики приводит к «дематериализации» определенных стадий цепочек создания собственности, сокращению их протяженности, в том числе за счет приближения к потребителю.
4. На уже сложившихся рынках создание новых цепочек или изменение существующих требует значительных усилий государства и институтов развития и не всегда является эффективным.
5. Формирование новых цепочек создания стоимости на основе новых технологий и/или новых продуктов представляется более эффективным.
6. Развитие цепочек создания стоимости на основе новых технологий или новых продуктов целесообразно на базе стартапов, а не на основе внедрения в уже существующие кооперационные связи.
7. Поддержка государством цепочек создания стоимости должна осуществляться с учетом планов (стратегий, программ) развития соответствующих отраслей экономики в государствах - участниках СНГ.
8. Положительный эффект поддержки государством уже сложившихся цепочек создания стоимости может проявиться при решении задач вывода продукции производителей государств - участников СНГ на мировые рынки на основе цифровых платформ.