Исполком СНГ

Сотрудничество государств – участников СНГ в борьбе с глобальной пандемией сахарного диабета. Сахарный диабет и COVID-19: опыт государств – участников СНГ

Сахарный диабет (далее – СД) является приоритетом первого ряда среди проблем, стоящих перед медицинской наукой и здравоохранением во всем мире. По данным Международной диабетической федерации, количество пациентов с СД в мире уже превысило 463 миллиона, при этом считается, что каждый второй пациент не выявлен. СД увеличивает риск развития ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда в 2 раза, патологии почек – в 17 раз, гангрены нижних конечностей – в 20 раз, артериальной гипертензии – в 3 раза. Диабет на первом месте среди причин слепоты.

От осложнений диабета ежегодно умирает более 4 миллионов человек, СД занимает третье место по летальности после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Кроме того, десятки миллионов людей в мире страдают невыявленными формами заболевания. Большое количество людей имеют наследственную предрасположенность к этой болезни. Расходы на лечение диабета и его осложнений постоянно возрастают, и даже достаточно обеспеченные страны уже не в состоянии удовлетворить эти потребности, в то время как затраты на профилактику сахарного диабета и предупреждение его осложнений во много раз меньше.

СД признан глобальной неинфекционной пандемией в связи с ростом распространенности и серьезными медико-социальными последствиями. Актуальность объединения усилий всех стран в борьбе с данным заболеванием определена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2006 года № 61/225 по проблеме СД.

В Резолюции Организации Объединенных Наций по сахарному диабету, принятой в декабре 2006 года, признано, что сахарный диабет является тяжелым хроническим заболеванием, представляющим серьезную угрозу не только для благополучия отдельных людей, но и для социально-экономического развития государств мирового сообщества. В Резолюции содержится обращение ко всем странам о необходимости создания национальных программ по предупреждению, лечению и профилактике сахарного диабета и его осложнений, предлагается повышать информированность общества об угрозе сахарного диабета и его осложнений.

Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 4 декабря 2004 года принят модельный закон «Об основах медико-социальной защиты граждан, больных сахарным диабетом». 14 ноября 2008 года – в Международный день борьбы против сахарного диабета – подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с ростом заболеваемости СД. Соглашение является конкретным практическим шагом на призыв ООН и логическим продолжением многоплановой деятельности государств – участников СНГ, направленной на улучшение качества жизни граждан стран Содружества, страдающих сахарным диабетом.

Вышеуказанные документы являются основополагающими в определении программных мероприятий, планируемых Советом по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ по проблемам диабета.

С целью объединения усилий государств – участников Содружества по предотвращению роста распространенности и минимизации последствий СД в 2007 году был создан Экспертный совет государств – участников СНГ по проблемам диабета (решение XVIII заседания Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Минск, 16–17 марта 2007 года). Экспертный совет создан в целях сотрудничества государств – участников Содружества в медико-социальных вопросах профилактики, диагностики, лечения сахарного диабета и его осложнений. В его состав входят ведущие специалисты в области эндокринологии государств – участников СНГ.

Экспертный совет, понимая актуальность проблемы СД, необходимость снижения темпов роста заболеваемости и обеспечение доступной медицинской помощи пациентов с СД, разрабатывает важнейшие программные документы, определяющие сотрудничество государств – участников СНГ в борьбе с сахарным диабетом.

В 2020 году завершена реализация Программы на 2016–2020 годы, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 7 июня 2016 года. Участниками Программы являются Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

Наиболее значимые направления Программы – это проведение масштабных скрининговых обследований для раннего выявления диабета, гарантированное обеспечение высококачественными сахароснижающими препаратами и лекарственными средствами, способствующими предупреждению осложнений диабета. Программа охватывает 6 направлений сотрудничества и содержит 26 мероприятий, направленных на реализацию основных положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2006 года № 61/225 по проблеме СД. Финансовое обеспечение осуществляется в рамках средств, предусматриваемых в бюджетах государств – участников СНГ министерствам и ведомствам на обеспечение возложенных на них функций и/или на реализацию соответствующих национальных программ, а также за счет внебюджетных источников. В соответствии с системой организации контроля за исполнением Программы один раз в два года Совету глав правительств СНГ готовится доклад о ходе выполнения Программы.

Доклад о ходе реализации Программы в 2016–2017 гг. был рассмотрен на XXVII и XXIX заседаниях Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ 04.09.2018 и 19.07.2019, а также на Комиссии по экономическим вопросам СНГ 18.12.2019. Доклад о выполнении Программы в 2018–2019 гг. был рассмотрен на XXXII заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ 28.10.2020.

Анализ хода выполнения Программы свидетельствует о наличии в государствах – участниках СНГ национальной политики в отношении СД. Государствами проделана значительная работа по выполнению мероприятий Программы. Продолжены внутригосударственные мероприятия по ратификации Соглашения; по принятию законодательных и иных нормативно-правовых актов, направленных на диагностику, лечение, защиту прав и интересов пациентов с СД. Участниками Соглашения являются 7  государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина. Республика Узбекистан подписала Соглашение, но не выполнила внутригосударственное согласование. Азербайджанская Республика, Республика Казахстан и Туркменистан не являются участниками Соглашения.

Государствами проведена активная работа по совершенствованию клинических протоколов диагностики и лечения пациентов с СД. Приняты национальные программы, стратегии, решения правительств по вопросам ранней диагностики, профилактики и лечения СД.

Выполнены системные мероприятия по профилактике, раннему выявлению СД, обучению пациентов, функционированию национальных регистров пациентов с СД.

Активно проводится сотрудничество с неправительственными общественными организациями, деятельность которых направлена на защиту прав и интересов пациентов с СД, а также с компаниями – производителями лекарственных средств и медицинских изделий.

Проведен ряд конференций, семинаров, межгосударственных мероприятий по обмену делегациями, законодательными и иными нормативно-правовыми актами по вопросам СД.

Выполнена большая работа по разработке информационно- образовательных материалов для населения по формированию здорового образа жизни, профилактике СД и его осложнений.

В целях повышения качества оказания помощи при СД проведена подготовка и переподготовка врачей, медицинских сестер, а также специалистов «школ диабета», социальных работников, психологов, операторов горячих линий и других специалистов для работы с пациентами с СД.

Промежуточные результаты подтвердили, что Программа является проверенной и надежной стратегией, позволяющей определить эффективный и согласованный подход к повышению качества, доступности, результатов лечения и профилактики диабета.

Для изучения ситуации в государствах – участниках СНГ по диабету было принято решение проводить сравнительный статистический анализ, который позволит оценить доступность, объем и качество оказания медицинской̆ помощи пациентам с сахарным диабетом, а также ресурсное обеспечение данного направления. Экспертным советом разработан перечень статистических показателей по заболеваемости, смертности, обеспечению лечением и выявлению осложнений СД. Проведен сбор и анализ показателей за 2018 и 2019 годы. Это позволило получить доказательные данные эффективности проводимых программных мероприятий и наметить направления ее дальнейшего развития. Предполагается, что на основе анализа статистических показателей будут разработаны индикаторы выполнения Программы сотрудничества государств – участников СНГ по профилактике и лечению СД на 2021–2025 годы.

Выполнение Программы сотрудничества государств – участников СНГ по профилактике и лечению СД на 2016–2020 годы было важнейшей, но не единственной задачей, стоящей перед Экспертным советом государств – участников СНГ по проблемам диабета.

В 2019–2020 гг. актуализирована и активизирована работа в области сотрудничества государств – участников СНГ по проблемам диабета. Пересмотрено положение об Экспертном совете, состав и план работы совета. В работе Экспертного совета принимали участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, МПА СНГ, Европейского бюро ВОЗ и Исполнительного комитета СНГ. Республика Молдова также вошла в состав Экспертного совета.

Экспертным советом выполнена работа по реализации решений, принятых на XXIX, XXX, XXXI, XXXII заседаниях Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ.

Проведена работа по разработке Программы сотрудничества государств – участников СНГ по профилактике и лечению СД на 2021–2025 годы. Проект Программы доработан на экспертном уровне с участием экспертов государств – участников СНГ, представителей Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ и Европейского бюро ВОЗ. Программа утверждена Экономическим советом СНГ в декабре 2020 года.

Документ направлен на дальнейшее развитие сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом, обеспечение своевременного выявления и эффективного лечения пациентов с сахарным диабетом для достижения максимального качества и продолжительности жизни.

В числе основных задач Программы – последовательная реализация положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.2006 № 61/225 по проблеме сахарного диабета, в которой содержится обращение ко всем странам о необходимости создания национальных программ по предупреждению, лечению и профилактике СД и его осложнений, предлагается повышать информированность общества об угрозе СД и его осложнений. А также объединение усилий в реализации Целей устойчивого развития ООН, а именно Цели № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» и Глобального плана действий ВОЗ по профилактике НИЗ и борьбе с ними на 2013–2020 годы по проблеме СД, в рамках которых планируется к 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия, обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, в том числе защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медико-санитарным услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам для всех; наращивать потенциал всех стран в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья.

Основные мероприятия Программы направлены на раннее выявление заболевания СД; обеспечение эффективного лечения лиц, больных СД, с использованием современной диагностики и внедрения новейших медицинских технологий; гарантии обеспечения больных СД высококачественными инсулинами, средствами их введения, таблетированными сахароснижающими препаратами и средствами самоконтроля; совершенствование методик профилактики СД; проведение санитарно-просветительной работы среди населения через средства массовой информации по профилактике диабета и предупреждению его осложнений; повышение профессиональных знаний медицинских работников первичного амбулаторно-поликлинического звена учреждений здравоохранения по раннему выявлению, адекватной диагностике, эффективному лечению и наблюдению пациентов с СД.

Координация работы по практической реализации Программы будет осуществляться Экспертным советом государств – участников СНГ по проблемам диабета и Советом по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ путем рассмотрения информации о выполнении мероприятий Программы.

2020 год ознаменовался беспрецедентной глобальной пандемией коронавирусной инфекции. Это потребовало принятия срочных и масштабных мер по адаптации общества к новым условиям и к изменению медицинской помощи. Как инфекционная пандемия COVID-19 меняет оказание медицинской помощи при неинфекционной пандемии СД? В целях обсуждения данного вопроса и объединения усилий на пространстве СНГ 13 мая 2020 года на очередном заседании Экспертного совета был рассмотрен вопрос «Сахарный диабет и COVID-19». Обсуждены международные рекомендации и опыт государств – участников СНГ. Экспертами подготовлено и направлено в государства Содружества информационно-методическое письмо об особенностях оказания медицинской помощи пациентам с СД в период неблагополучной эпидемиологической ситуации в связи с распространением COVID-19.

Риск инфицирования COVID-19 у пациентов с СД не превышает общепопуляционный. У пациентов с СД возраст старше 60 лет, наличие морбидного ожирения и декомпенсации диабета увеличивают вероятность тяжелого течения коронавирусной инфекции и смертельного исхода, особенно в случае коморбидных состояний (хроническая болезнь почек, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.). Выявлено, что персистирующая гипергликемия ≥10,0 ммоль/л является одним из основополагающих факторов, ассоциированных с 4-кратным повышением риска смертности пациентов с COVID-19 и СД и 7-кратным – без ранее диагностированного СД.

Медицинская помощь пациентам с СД оказывается преимущественно амбулаторно (85–90 %). В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки необходимо с целью минимизации посещения учреждений здравоохранения внедрение дистанционных консультаций и обучения, технологии «электронный рецепт». Чрезвычайно важно достижение и поддержание целевых показателей гликемического контроля.

Стационарное лечение пациента с СД и COVID-19 организуется при тяжелом течении с поражением легких и других органов, развитием выраженной декомпенсации СД. Основными причинами декомпенсации СД являются повышенная выработка контринсулярных гормонов, вызванная острым заболеванием, применение глюкокортикостероидов в общей схеме лечения при тяжелой форме коронавирусной инфекции, а также предшествующая неудовлетворительная компенсация СД. Задача врачей – прежде всего дифференцировать причину гипергликемии: это неадекватное лечение СД либо стрессовая гипергликемия как сигнал о другой катастрофе. В любом случае это свидетельствует о неблагоприятном течении заболевания.

В случае необходимости госпитализации пациента, независимо от типа СД, оптимальным методом лечения СД является инсулинотерапия с частым контролем гликемии. Принципы ее проведения следует знать врачам различных специальностей. В стационаре необходимо строгое соблюдение принципов инфекционного контроля и рационального использования противомикробных препаратов, в том числе в целях профилактики внутрибольничной инфекции, которая обладает очень высокой устойчивостью к антибиотикам, особенно у пациентов с СД.

Психологическая поддержка является важной составляющей комплексной терапии пациентов с СД в условиях неблагополучной и постоянно меняющейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением COVID-19, наличием неопределенности и негативных мифов.

Оптимальной стратегией в оказании медицинской помощи пациентам с CД при присоединении COVID-19 является междисциплинарный командный подход, включающий специалистов в области неотложной медицинской помощи, инфекционных заболеваний, пульмонологов и эндокринологов.

Вопрос о деятельности Экспертного совета государств – участников СНГ по проблемам диабета в борьбе с распространением COVID-19 был рассмотрен 30 июня 2020 года на XXXI заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, признана актуальность взаимодействия членов Экспертного совета по обмену практическим опытом при оказании медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом в условиях пандемии COVID-19.

Информационные материалы будут полезны врачам различных специальностей, задействованным в оказании медицинской помощи пациентам с СД и коронавирусной инфекцией, а также организаторам здравоохранения. Советом по здравоохранению СНГ рекомендовано министерствам здравоохранения государств – участников СНГ использовать информационные материалы Экспертного совета об особенностях оказания медицинской помощи пациентам с СД в период неблагополучной эпидемиологической ситуации в связи с распространением COVID-19. А также шире использовать возможности информационно-телекоммуникационных технологий для телемедицинского консультирования, обучения и психологической поддержки пациентов, технологии «электронный рецепт» с целью минимизации посещений пациентами с СД организаций здравоохранения; обучения врачей различных специальностей принципам организации и оказания медицинской помощи пациентам в период неблагополучной эпидемиологической ситуации в связи с распространением COVID-19, в том числе и пациентам при стрессовой гипергликемии и декомпенсации СД.

Ситуация с избыточным весом среди граждан государств – участников СНГ была проанализирована Экспертным советом и представлена на заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ. Как известно, избыточный вес и ожирение – это основные и важнейшие факторы риска развития СД 2 типа, рост распространенности которых является причиной пандемии диабета. ВОЗ признала ожирение замедленной катастрофой, одной из глобальных задач является остановить к 2025 году рост распространенности ожирения и удержать ее на уровне 2010 года.

По оценкам исследования тенденций изменения индекса массы тела в 200 странах с 1975 по 2014 г., опубликованного в журнале «Ланцет», в 1974 г. во всем мире ожирением страдало 105 млн взрослых. К 2014 г. это число выросло до 640 млн, то есть более чем в шесть раз. Данная тенденция прослеживается во всех странах мира и что очень тревожно – среди детей.

В государствах – участниках СНГ в 2013–2018 гг. проведен ряд эпидемиологических исследований распространенности избыточного веса и ожирения по методологии ВОЗ. Это исследования STEPwise approach to surveillance (STEPS) и WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative (COSI). Установлено, что в популяции взрослого населения в возрасте 18-69 лет распространенность ожирения составляет от 14–15 % в Таджикистане и Туркменистане, до 20–25 % – в остальных странах СНГ. Распространенность избыточного веса достигает 43–48 % в Армении, Российской Федерации, Таджикистане и Туркменистане, и 50–60 % – в Азербайджане, Баларуси, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане. Среди детей в возрасте 7–9 лет распространенность избыточного веса составляет от 7 % до 27 %, а ожирения – от 2 до 10 %.

Эти данные очень важны, поскольку глобальная стратегия профилактики СД основана, в первую очередь, на мероприятиях по снижению распространенности избыточного веса и ожирения. Необходимо осознавать, что есть как минимум два пути такой профилактики.

1-й путь – медико-социальный – профилактическая работа среди населения по формированию здорового образа жизни, повышению осведомленности населения о здоровых рационах питания и физической активности. Каждый случай взаимодействия человека с системой здравоохранения следует использовать как возможность оценить наличие и выраженность ожирения и его последствий, предоставить соответствующим образом адаптированные услуги, чтобы остановить переход поведенческих и биологических факторов риска в НИЗ (индивидуальное и групповое консультирование по вопросам питания, физической активности и контроля массы тела, установление целей, мотивационная поддержка в изменении поведения). Выполнение этой задачи возлагается на первичное звено медико-санитарной помощи.

2-й – путь политико-экономический – работа с органами власти, правительством, по уменьшению наличия, доступности по стоимости и ограничению стимулирования продаж нездоровых пищевых продуктов, регламентации состава пищевых продуктов, регулированию содержания соли и сахара в пищевых продуктах, подвергаемых переработке, введению ограничений на маркетинг пищевых продуктов, ориентированный на детей, поощрению физической активности средствами городского планирования, обеспечению адекватной инфраструктуры в школах и в микрорайонах для занятия спортом и физической активностью и общие мероприятия по укреплению здоровья.

По результатам рассмотрения данного вопроса было министерствам здравоохранения государств – участников СНГ рекомендовано включать в государственные программы по борьбе с неинфекционными заболеваниями комплекс мероприятий, направленный на снижение распространенности избыточного веса и ожирения. С учетом значимости проблемы роста избыточного веса граждан как угрозы развития тяжелых инвалидизирующих заболеваний, приводящих к снижению качества и продолжительности жизни, и необходимости объединения усилий государств – участников СНГ было предложено продолжить всестороннюю проработку медицинских, межведомственных и политико-экономических аспектов данного вопроса.

С учетом современных реалий организации медицинской помощи пациентам с СД важным вопросом является организация выявления СД 2 типа и ведения пациентов врачами общей практики. Положительный опыт работы врачей общей практики по ведению пациентов с диабетом в Кыргызской Республике и других государствах – участниках СНГ был обсужден в ходе заседания Экспертного совета.

3 декабря 2020 года на очередном заседании Экспертного совета были обсуждены действующие в государствах – участниках СНГ нормативные документы, регламентирующие оказание медицинской помощи при СД. После обсуждения данных документов принято решение о создании интернет-сайта Экспертного совета СНГ по проблемам диабета, где будут размещены данные документы, для обмена информацией о нормативных правовых актах по вопросам борьбы с сахарным диабетом, принятых в государствах – участниках СНГ, и обеспечения возможности учета опыта других стран при подготовке документов.

Обеспечение лекарственными препаратами инсулина и средствами его введения является важнейшим вопросом диабетологической помощи. Государственные системы обеспечения пациентов с СД лекарственными препаратами инсулина и средствами их введения и практика применения биосимиляров инсулина обсуждены на заседании Экспертного совета.

Важной инициативой Экспертного совета является организация в 2021 году Международной конференции государств – участников СНГ «Сахарный диабет: современные подходы к организации медико-социальной помощи». Разработан и обсужден на заседании Экспертного совета проект положения о конференции.

Конференция будет проводиться под эгидой Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ в рамках выполнения раздела 2 «Информационное и научное обеспечение» Программы сотрудничества государств – участников СНГ по профилактике и лечению СД на
2021–2025 годы. Организатором Конференции выступает Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Соорганизатором – Европейское бюро ВОЗ.

Запланировано обсуждение передового опыта и инновационных подходов ведущих организаций здравоохранения государств – участников СНГ по организации оказания диабетологической помощи: результаты выполнения Программы сотрудничества государств – участников СНГ по профилактике и лечению СД на 2016–2020 годы; организация комплекса мероприятий по профилактике, диагностике, лечению СД; льготное обеспечение пациентов с СД; организация обучения пациентов с СД; ведение регистров «Сахарный диабет». На Конференцию будут приглашены представители государств – участников СНГ: врачи, медицинские сестры, руководители организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь пациентам с СД, представители органов управления здравоохранением, представители Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, международных организаций в области СД, общественных организаций пациентов с СД, средств массовой информации.

На 2021 год запланировано подведение итогов реализации Программы сотрудничества государств – участников СНГ по профилактике и лечению СД на 2016–2020 годы, в том числе статистических показателей диабетологической помощи в государствах – участниках СНГ. Будет создан интернет-сайт Экспертного совета для обеспечения полноценного обмена нормативно-правовой и иной информацией о деятельности в области СД. Запланированы обсуждение вопроса определения прямых и непрямых затрат на оказание помощи пациентам с СД, подготовка информационного материала по действующим в государствах – участниках СНГ государственных системах обеспечения пациентов с СД препаратами инсулина и средствами их введения.

Сахарный диабет – это глобальная угроза всему обществу. Это сложная проблема, для решения которой необходима совместная работа, объединение усилий всех заинтересованных сторон. Крайне актуальной является необходимость улучшения ранней диагностики диабета, доступа к современной терапии, а также профилактики, включающей современные и эффективные меры, направленные на повышение уровня осведомленности населения об этом заболевании. В этой связи выполнение государствами – участниками СНГ положений Соглашения о сотрудничестве в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом и мероприятий Программы не только повысит уровень качества жизни пациентов с сахарным диабетом, но и будет способствовать существенному сокращению затрат государственных средств путем принятия и реализации эффективных профилактических мер, направленных на раннюю диагностику сахарного диабета и его осложнений.

 

Карлович Н.В., Экспертный совет государств – участников СНГ
по проблемам диабета, Государственное учреждение «Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения»;
Шамаль Е.В., Исполнительный комитет СНГ

Настройки внешнего вида сайта