Республиканская газета «Правда Востока» опубликовала ответы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на вопросы главного редактора газеты “Янги Ўзбекистон” Салима Дониёрова. Текст программного интервью главы нашего государства приводится полностью:
Вопрос. Уважаемый Президент, благодарим Вас за согласие дать интервью нашей газете.
Как известно, последние пять лет в нашей стране осуществляются масштабные демократические преобразования. Концепция «Нового Узбекистана» воплощается в реальность. Как руководитель государства и главный реформатор, являющийся инициатором и находящийся в центре всех этих общественно-политических процессов, в чем Вы видите суть такого коренного обновления?
Ответ. Прежде всего следует отметить, что любая нация, любой народ, поставивший перед собой цель построения в своей стране справедливого общества, свободной и благополучной жизни, проходит сложный и тернистый путь развития.
И узбекский народ, который всегда уверенно и с большой надеждой смотрел в будущее, стойко преодолевал все испытания, 31 августа 1991 года осуществил свою заветную мечту – наша Родина обрела государственную независимость.
Через считанные дни мы торжественно отметим 30-летие этой знаменательной даты.
В преддверии этого славного праздника в стране осуществляется большая подготовка. На местах ведется масштабная созидательная и благоустроительная работа. В частности, на прилегающей к столице территории площадью более 100 гектаров создается парк «Новый Узбекистан» и возводится уникальный комплекс Независимости. В нынешнем году именно здесь мы отметим наш самый великий, самый дорогой праздник.
Несомненно, за годы независимости наша страна прошла большой исторический путь построения нового государства и общества, достигла высоких рубежей благодаря несгибаемой воле и огромному потенциалу нашего мужественного и благородного народа. Был разработан и принят Основной Закон – Конституция. Республика Узбекистан как суверенное государство заняла достойное место в мировом сообществе. Заложены основы современной государственности, сформирован конституционный строй. Созданы три независимые ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Построено в полном смысле слова конституционное государство.
Созданы Вооруженные Силы, способные надежно защитить суверенитет и независимость страны, неприкосновенность ее границ, мирную жизнь нашего народа и его национальные интересы. Введена национальная валюта – сум, сформированы золотовалютные резервы.
Возрождены наша древняя история, богатое культурное наследие, национальная идентичность и духовные ценности.
Я счастлив, что мне довелось активно участвовать в этих незабываемых процессах нашей новейшей истории.
Следует признать, что наряду с большими достижениями в независимом развитии наш путь не обошелся без некоторых ошибок и упущений. Само время, тревожное и неоднозначное, процессы, направленные на отказ от тоталитарного режима и построение демократического общества, различные проблемы, с которыми ранее мы не сталкивались, – все это выдвигало перед нами новые, сложные задачи. Благодаря знаниям и опыту, воле и твердости нам в основном удавалось их решать, но не всегда.
Поэтому объективной необходимостью, важнейшей стратегической задачей стало вывести развитие страны на новый, более высокий уровень, осуществить с этой целью новые реформы.
Надо сказать, что слово «новый» имеет для нас особое значение. Вспомним, к примеру, что один из наших древнейших праздников называется Навруз – Новый день. Связанные с ним ценности и традиции настолько укоренились в жизни, что на протяжении веков наш народ жил с доброй надеждой и мечтой о том, чтобы, говоря словами великого поэта и мыслителя Алишера Навои, каждый наш день был как Навруз.
Хорошо известно, что в начале прошлого века наши предки-патриоты смело вышли на арену борьбы под флагом идей джадидизма – движения за обновление и свободу, справедливость и равенство, просвещение и национальное самосознание. Кстати, слово «джадид» переводится, как «новый». Смыслом всей жизни этих самоотверженных людей было вывести народ Туркестана из отсталости на путь развития, вооружив его светскими знаниями и прогрессивными профессиями.
Основанные джадидами школы нового типа, театры, библиотеки и музеи, газеты и журналы, а также благотворительные общества для отправки детей из Туркестана на учебу за границу, пробудили наш народ от невежества и придали ему беспрецедентную силу для национально-освободительного движения. К сожалению, установление в нашей стране большевистской диктатуры, продолжение царской колониальной политики в новой формации не позволили нашим предкам-джадидам полностью осуществить свои идеи. Но их благородные устремления сохранились в крови и исторической памяти нашего народа и живы до сих пор.
В этом смысле не будет ошибкой сказать, что идея «Нового Узбекистана», которая заняла прочное место в умах и сердцах соотечественников и сегодня стала общенациональным движением, воплощает в себе мечты и чаяния наших великих ученых и мыслителей, заложивших основу эпохи первого и второго Возрождения – Ренессанса на нашей древней земле.
История человечества свидетельствует о том, что процессы духовного пробуждения в жизни любого народа приводят к осознанию национальной идентичности и служат развитию.
Как известно, территория современного Узбекистана в древности была колыбелью двух великих эпох Возрождения – Первого (просветительского – IX-XII вв.) и Второго (темуридского – XIV-XV вв.) Ренессансов. Это исторический факт, доказанный и признанный мировой наукой.
В настоящее время в нашей стране также происходит важный процесс экономического, культурного и духовного возрождения. С этой точки зрения слова «Новый Узбекистан» и «Третий Ренессанс» гармоничны и созвучны нашей современной жизни. Такое уникальное социальное явление открывает перед нами новые перспективы.
Сегодня Узбекистан – страна демократических преобразований, больших возможностей и практических дел. Считаю, что этот процесс – важнейший результат проводимых реформ. Ведь четкость поставленной цели – ключевой фактор, обеспечивающий эффективность действий.
Если коротко охарактеризовать суть и содержание Стратегии действий, принятой нами пять лет назад, то в этом программном документе мы определили свою стратегическую цель – построение Нового Узбекистана и фундамента Третьего Ренессанса.
Подчеркну, что строительство Нового Узбекистана – это не субъективное желание, не пиар-кампания, а объективная необходимость, имеющая фундаментальные исторические основы, продиктованная нынешними политико-правовыми, социально-экономическими и культурно-гуманитарными условиями, отвечающая вековым устремлениям и национальным интересам нашего народа.
Новый Узбекистан – это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом.
Думаю, не стоит много говорить о результатах, которых мы достигли в ходе реформ за исторически короткий период времени. Мнения об этом авторитетных государственных и политических деятелей, экспертов и аналитиков регулярно публикуются в отечественных и зарубежных средствах массовой информации.
Такие объективные оценки радуют нас. При этом хочу подчеркнуть, что мы проводим демократические преобразования не для того, чтобы понравиться кому-то, не ради похвалы или попадания в разные рейтинги, а потому, что демократические процессы нам необходимы как воздух, мы осуществляем их на благо нашего народа, прежде всего заботясь о нынешнем и завтрашнем дне молодого поколения.
Мы, граждане Узбекистана, непосредственно ощущаем на своем примере стремительные изменения в политико-правовой, социально-экономической жизни нашей страны, формирование новых отношений в обществе, новых возможностей. Примечательно, что сегодня такие фундаментальные демократические понятия и ценности, как «права и свободы человека», «верховенство закона», «открытость и гласность», «свобода слова», «свобода религии и свобода совести», «общественный контроль», «гендерное равенство», «неприкосновенность частной собственности», «свобода экономической деятельности», становятся реальностью нашей жизни.
Следует отметить, что день ото дня процесс реформ расширяется, и быстро меняющееся время ставит перед нами еще более масштабные задачи. Сама жизнь многому нас учит. Поэтому мы находимся в постоянном поиске. Разумеется, в ходе этой работы наряду с успехом бывают просчеты и упущения.
В народе говорят: «Дорогу осилит идущий». Главное, мы преодолели самый сложный этап, то есть четко обозначили свой путь и начали большую работу. Теперь должны решительно продолжить курс реформ и довести их до логического завершения. Конечно, это непросто, но все в наших силах. Важно, что для выполнения такой масштабной и ответственной задачи в последние годы была создана необходимая политико-правовая, социально-экономическая и организационно-институциональная база.
Вопрос. В ходе реализации этих реформ приоритет отдается принципу: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Как сегодня он воплощается в жизнь?
Ответ. Многие годы я работал на ответственных должностях всех уровней государственного управления, от нижнего и среднего звена до высшего, был депутатом Олий Мажлиса. Поэтому могу с полной уверенностью сказать, что больше чем кто-либо знаю все недостатки и изъяны старой системы управления, проблемы, которые беспокоят население.
Глубокий смысл заложен в мудром изречении, начертанном на портале дворца Оксарой Амира Темура в Шахрисабзе: «Справедливость – основа государства и закон для правителей»,
Как известно, наши предки испокон веков наставляли подрастающее поколение: «Не совершайте зло, воздвигайте храм правосудия и справедливости для народа». И мы при реформировании судебно-правовой системы следовали этим простым и жизненным требованиям. В частности, выдвинули и начали претворять в жизнь идею о том, что у судьи должна быть только одна цель – справедливость, на его устах – только истина, в душе – чистота.
Нужно отметить, что государственные органы долгое время были оторваны от жизни народа.
С политической и правовой точек зрения государство определяется как «орган, выражающий волю народа». Собственно, кто формирует государство? Народ и его полномочные представители. Так кому же в первую очередь должны служить государство и его органы? Конечно же – народу, гражданам, которые проголосовали за должностных лиц разных уровней и выразили им доверие.
Только та государственная власть, которая опирается на такие принципы, является по-настоящему народной, демократической властью. Политико-правовые, социально-экономические и духовно-просветительские основы такого государства и общества будут сильными и мощными. Вот почему мы определили главной целью всех наших реформ облегчение забот народа, своевременное и эффективное решение его проблем, повышение уровня и качества жизни.
Думаю, нетрудно понять, что именно это стремление послужило главным фактором для объявления в нашей стране 2017 года – начала моей деятельности как главы государства – Годом диалога с народом и интересов человека.
Конечно, пока рано говорить о том, что мы полностью изменили старую систему и достигли поставленной цели. Повторяю, мы находимся в поиске, делаем только первые шаги на этом пути. Но те, кто говорит, что эти изменения – лишь временная кампания, которая пройдет и забудется, глубоко ошибаются. Это один из приоритетов долгосрочной прагматичной, ориентированной на нужды народа политики, проводимой мной и моей командой. Мы никогда не отступим от курса реформ. И вместе с нашим народом обязательно достигнем поставленных целей.
То, что сегодня наши демократические реформы стали необратимыми – это и есть самый важный результат.
Процессы открытости и прозрачности деятельности государственных органов расширяются. Сенаторы и депутаты, министры и хокимы, должностные лица всех уровней встречаются с гражданами и непосредственно занимаются их проблемами – не на бумаге, а на деле. То есть органы государственной власти открыты для народа и ведут с ним активный диалог.
Мы признали наличие в нашей жизни проблем, связанных с принудительным трудом, особенно среди детей, безработицей, бедностью, коррупцией, обеспечением населения жильем, образованием и здравоохранением, и решаем их вместе с общественностью.
Сегодня у людей крепнет вера в справедливость и верховенство закона. Они объективно оценивают работу руководителей и чиновников разного уровня, открыто критикуют их недостатки. Это очень важно для развития. Потому что, как говорил наш известный поэт Эркин Вахидов, «Горькая правда лучше сладкой лжи».
Сегодня люди, все наше общество пробуждаются, становясь реальной мощной силой.
Можно ли было представить такие результаты всего несколько лет назад? Конечно, нет. Именно поэтому мы имеем все основания заявить: сегодняшний Узбекистан — это не вчерашний Узбекистан, и сегодня наш народ уже не тот, что был вчера.
В то же время нельзя забывать, что сегодняшний Узбекистан — это еще не тот Узбекистан, к которому мы стремимся. Нам предстоит долгий и тернистый путь. Наш путь не был легким, не будет простым и дальше. Но мы должны смело двигаться вперед, не бояться принимать нестандартные, если надо, неожиданные решения, конечный результат которых эффективен и отвечает интересам нашего народа.
В последнее время мы приняли очень важные решения по многим вопросам, что позволило отказаться от таких изживших себя явлений, как «прописка», «стикер» для выезда за рубеж, принудительный труд, госзаказ на хлопок и зерно.
От этого мы ничего не потеряли. Напротив, сократились бюрократия, злоупотребления служебным положением, вымогательство, общество стало жить свободнее, людям стало «легче дышать». Эти шаги положительно оценивают и наши граждане, и международное сообщество.
Новый Узбекистан — это прежде всего новые экономические отношения, новое экономическое видение. Экономическая система нашей страны полностью перестраивается, и как бы это ни было сложно, мы начали практическое внедрение рыночных механизмов.
Сегодня остались в прошлом проблемы с обналичиванием денег с пластиковых карт через банкоматы, разными курсами национальной валюты на «черном рынке» и в банках, покупкой иностранной валюты, получением гражданства, приобретением и регистрацией жилья и имущества в любом регионе Узбекистана.
Реформы оказывают положительное воздействие на жизнь всех слоев населения: предприниматели получают свободу и новые возможности для развития своего бизнеса, дехканские и фермерские хозяйства, кластеры становятся хозяевами выращенного урожая. А ведь при тоталитарном режиме мы не имели права и шага сделать без указания «сверху». Доходило до того, что мы сажали хлопчатник на крышах своих домов, но наше благосостояние от этого нисколько не улучшалось. Школьников загоняли на хлопковые поля. Как с глубокой болью и сожалением писал наш любимый поэт Абдулла Арипов, «узбеки, разбросанные по миллионам грядок», десятилетиями, согнувшись, собирали хлопок.
И до недавнего времени каждый год около 6-7 миллионов человек в обязательном порядке мобилизовали на сбор хлопка. Три года назад они избавились от этого принудительного труда. Как бы ни было сложно, мы внедрили в этой сфере испытанные и эффективные методы рыночной экономики, в том числе кластерную систему. С помощью кластеров намерены получать с каждого гектара 50 центнеров хлопка и 100 центнеров зерна.
К сожалению, острые проблемы, требующие безотлагательного решения, накопились и в других сферах. Можно было бы не замечать, игнорировать их. Но это было бы предательством по отношению к нашему народу, его будущему.
Хочу открыто заявить: я абсолютно не терплю лжи и притворства. Это мое жизненное кредо. Я взял на себя ответственность за судьбы миллионов людей. Оправдать высокое доверие народа, создать для него достойные условия – это смысл и предназначение моей жизни.
Повторяю: мы должны сами, своими силами решать стоящие перед нами задачи, ведь никто не придет со стороны и не сделает за нас эту работу.
Вопрос. Каковы самые приоритетные задачи на нынешнем этапе развития страны?
Ответ. Об этом я подробно говорил в Послании Олий Мажлису в декабре прошлого года. Поэтому отвечу коротко.
Первая приоритетная задача: социальная политика была, есть и будет одним из важнейших приоритетов государственной политики в Узбекистане.
Сегодня наиболее важными направлениями нашей экономической стратегии являются повышение благосостояния, уровня жизни людей, создание для этого рабочих мест, источников дохода, сокращение бедности, развитие городов и сел.
В стране создана совершенно новая система решения социальных проблем. Вам, журналистам, это хорошо известно. Именно с этой целью в последнее время в разрезе махаллей и домохозяйств внедряются методы работы, условно называемые «железная тетрадь», «женская тетрадь», «молодежная тетрадь». Проблемы изучаются предметно и решаются на месте своевременно и эффективно исходя не из каких-то абстрактных показателей, а из проблем каждой семьи, женщин и молодежи, нуждающихся в помощи и поддержке.
Наши благородные традиции – поддержка пожилых людей, лиц с инвалидностью, тех, кто оказался в сложной ситуации, внимание и забота о них наполняются сегодня новым содержанием, практическими делами и совершенствуются. В этом плане положительные результаты дают такие программы, как «Обод кишлок», «Обод махалла», «Пять инициатив», «Каждая семья – предприниматель», «Молодежь – наше будущее».
Только в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» в 2021 году будут выполнены работы по строительству, ремонту и благоустройству в целом на 20,8 триллиона сумов в 7 794 селах и махаллях всех районов и городов. Следует отметить, что в истории нашей страны никогда прежде не выделялось столько средств на благоустройство сел и махаллей, главное, не уделялось столь серьезное внимание их развитию.
Чтобы осуществить такую масштабную работу, руководители не сидят в своих кабинетах, а работают непосредственно в махаллях.
Социальная поддержка носит адресный характер, что позволяет каждому нуждающемуся получить помощь с учетом его реальных потребностей. Мы придаем особое значение тому, чтобы никто из этой категории населения не остался без внимания.
Предложения и инициативы все больше исходят снизу, а не сверху, как было раньше. В их реализации хороший эффект дает взаимодействие нижнего, среднего и высшего уровней власти. На этой основе полностью меняется социальная картина нашего общества, повышается эффективность управления, а главное, растет уверенность людей в жизни, труде, в своей судьбе и завтрашнем дне.
Такие изменения я считаю главными качественными показателями развития общества.
Безусловно, еще сохраняются некоторые недостатки в системе социальной защиты. Мы последовательно будем стремиться сплотить общество для того, чтобы устранить все недочеты данной системы, усовершенствовать ее, пока это не приведет к нужному результату.
При реализации системных мер, направленных на прямую адресную материальную поддержку малообеспеченных граждан, основной упор делается не на дотацию уязвимых слоев населения, а на создание для них необходимых условий, рабочих мест и возможностей получения дохода.
Вторая приоритетная задача: в сфере экономического развития важную роль играют определение точек роста и особое внимание к ним, повышение конкурентоспособности экономики Нового Узбекистана.
К примеру, для нас важна текстильная промышленность. Наши предприятия смогут конкурировать с производителями ведущих стран только в том случае, если они овладеют всеми технологическими процессами – от выращивания хлопка до его глубокой переработки, производства конечного продукта – и значительно увеличат объемы экспорта.
Чтобы богатые сырьевые и минеральные ресурсы наших недр служили интересам народа, строятся высокоэффективные производства, основанные на современных технологиях. Благодаря нашим усилиям в последние годы были запущены такие крупные, уникальные объекты, как Кандымский газоперерабатывающий комплекс, Ташкентский металлургический завод, расширены производственные мощности Навоийского горно-металлургического комбината и Узбекского металлургического комбината. В продолжение этой работы, как вам известно, недавно в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями мы начали строительство новой медно-обогатительной фабрики на Алмалыкском горно-металлургическом комбинате стоимостью 2 миллиарда долларов США.
В процессе приватизации, которая имеет особое значение в модернизации и диверсификации нашей экономики, мы делаем акцент не столько на продаже государственных предприятий, сколько на применении совершенно новых подходов, которые служат повышению их конкурентоспособности и укреплению национальной экономики в целом. Чрезвычайно важно создать гарантии, обеспечивающие прозрачность и эффективность реализации государственных активов, участие широкой общественности в этом процессе.
Третья приоритетная задача: в условиях пандемии и вызванного ею глобального экономического кризиса мы не должны допустить, чтобы предприниматели остались один на один со своими проблемами. Ведь за каждым предприятием, бизнес-структурой стоят рабочие места, доходы тысяч и тысяч семей.
За последнее время число субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане увеличилось вдвое. Характерно, что свыше 50 процентов этих предприятий было создано только за последние три года. Особенно важно, что это служит прочным фундаментом для укрепления в нашей стране среднего класса.
В связи с этим поддержка бизнеса, защита предпринимательства и частной собственности остаются приоритетом всех экономических реформ. Предприниматели слышали немало красивых слов на эту тему, а теперь нужно, чтобы они на деле ощутили практические результаты данной работы.
Прошли те времена, когда о бизнесе вспоминали, лишь если речь заходила об уплате налогов и процессе проверок. Так, мы много сделали для оптимизации налогового законодательства, но впереди еще большие задачи, и мы обязательно их решим.
К сожалению, по сей день встречаются случаи вмешательства органов власти на местах в работу предпринимателей, оказания на них давления с использованием «телефонного права». Это нужно признать. Мы делаем все возможное, чтобы окончательно искоренить подобные явления. Если не будем поддерживать предпринимателей, создавать для них условия, чтобы росло количество частных предприятий, местные бюджеты районов и городов так и останутся дотационными.
Все мы должны глубоко осознать: поддержка предпринимательства — это наиболее эффективный способ обеспечения благосостояния населения, что является конечной целью построения Нового Узбекистана.
Уверен – дальнейшая либерализация жизни страны, укрепление атмосферы открытости и гласности, расширение общественного контроля сыграют ключевую роль в устранении имеющихся недостатков в этой важной сфере.
Четвертая приоритетная задача: мы начали коренные изменения в сельском хозяйстве, которые по времени, к сожалению, совпали с пандемией. Она убедительно показала, что обеспечение продовольственной безопасности, развитие аграрного сектора в соответствии с современными требованиями становятся самыми актуальными задачами для всего человечества, в том числе и для нас.
Наша страна обладает огромным потенциалом, богатым опытом и древними традициями в области сельского хозяйства. Однако долгое время в отрасли не внедрялись рыночные подходы и механизмы материального стимулирования, в ее развитие не привлекалось достаточно средств и инноваций. В результате снизилось плодородие почвы.
В годы независимости, то есть за последние 30 лет, население Узбекистана увеличилось на 15 миллионов человек, что сопоставимо с населением средней страны. Кроме того, время идет, жизнь меняется, растут потребительский спрос и нужды людей. А земельные и водные ресурсы остаются прежними. Они ограничены не только у нас, но и во всем мире. Поэтому впредь мы должны наращивать свой интеллектуальный потенциал, знания и опыт, превратить именно эти факторы в источники экономического роста и ресурс развития.
Как этого достичь? Конечно же, за счет постоянного самосовершенствования, расширения научных исследований, внедрения новаций и высоких технологий, эффективного проведения реформ.
Именно поэтому мы начали комплексную и системную трансформацию аграрного сектора. Наша цель – сделать его одним из основных драйверов экономики. Для этого в Стратегии развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы четко определены задачи развития отрасли. В частности, предусмотрен план ускоренного развития сельского хозяйства, продовольственного сектора и сел на ближайшее десятилетие.
Предпринимаются важные шаги по повышению эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора за счет организации работы на совершенно новой основе, создания тысяч рабочих мест в этой сфере и роста уровня жизни в сельской местности.
Пятая приоритетная задача: во период пандемии важнейшим остается охрана здоровья и жизни населения. Для этого в Государственном бюджете на 2021 год сформирован резерв в размере 3 триллионов сумов. За счет этих средств принимаются необходимые меры в сфере медицины, в том числе проводится вакцинация населения от коронавируса.
Особое внимание уделяется расширению дистанционного обслуживания во всех учреждениях здравоохранения, переходу поликлиник и больниц на электронное делопроизводство, внедрению телемедицины в специализированных центрах и их филиалах, дальнейшему увеличению возможностей диагностики и лечения на местах.
Принимаются меры по усилению первичной медико-санитарной помощи, особенно повышению качества медицинского обслуживания в сельской местности и махаллях. В частности, вместо врача общей практики вводятся медицинские бригады в составе семейного врача и 5 медицинских работников среднего звена.
Несмотря на создаваемые в нашей стране условия для открытия частных клиник, на местах не хватает медицинских организаций, оказывающих услуги гемодиализа, диагностики и реабилитации. В связи с этим начата практическая работа по увеличению количества проектов государственно-частного партнерства, обеспечению 170 районных и городских медицинских объединений компьютерными томографами, повышению квалификации персонала по их использованию.
Еще одна сложная проблема в сфере медицины – нехватка высококвалифицированных кадров. Поэтому с нового учебного года квота приема в клиническую ординатуру будет увеличена вдвое. Областные хокимияты выделят из местного бюджета гранты на подготовку востребованных в их регионе специалистов.
Мы также начали разработку правовой базы для проведения в республике операций по трансплантации органов. Из-за отсутствия нормативно-правовых основ данной сферы трансплантация прежде не разрешалась, если донор не являлся близким родственником больного. Многие наши граждане были вынуждены выезжать за рубеж для проведения таких операций, а те, кто не имел возможности, оказывались в безвыходном положении.
Один из вопросов, который очень беспокоит, — это все еще наблюдающиеся проявления коррупции в сфере здравоохранения. За один только прошлый год в сфере расхищено более 30 миллиардов сумов, виновные привлечены к ответственности. Поэтому серьезное внимание уделяется созданию эффективной системы контроля в этой сфере, в первую очередь усилению общественного контроля.
Повышение медицинской культуры, широкое утверждение принципов здорового образа жизни среди населения – актуальная задача не только для сферы здравоохранения, но и общества в целом. Каждый прежде всего сам должен думать и заботиться о своем здоровье. Это особенно важно сегодня, когда во всем мире, в том числе в нашей стране, продолжается пандемия коронавируса.
Мы не имеем права быть беспечными в данном вопросе. К сожалению, пандемия продолжается. С учетом этого в республике сформирован достаточный резерв коек, лекарств и средств защиты. Ведутся работы по запуску 60 кислородных станций в регионах и обеспечению бесперебойного снабжения кислородом отделений реанимации и интенсивной терапии. Началась практическая работа по производству вакцин у нас в стране.
С 1 апреля нынешнего года беспрерывно продолжается вакцинация населения от коронавируса.
Пользуясь случаем, еще раз призываю наших соотечественников проявить ответственное отношение к своему здоровью и вакцинироваться против этого опасного заболевания.
Шестая приоритетная задача: в новых условиях мы уделяем особое внимание духовно-просветительской работе. Такой подход – прочная основа нашего настоящего и будущего развития.
В этом смысле строительство Нового Узбекистана является продолжением независимого национального развития на новом этапе, с еще более глубоким изучением нашей древней и новейшей истории, уникального культурного наследия.
Уверен, нашей общественности хорошо известно, какую работу мы проводим в последние годы в культурно-гуманитарной сфере – по развитию культуры, кинематографии, литературы, танцевального и других видов искусства. В частности, большую роль в продвижении имиджа Нового Узбекистана в мире сыграли организация и проведение на высоком уровне международных фестивалей искусства макома, бахши и народных ремесел.
Сегодня для объективного и всестороннего изучения отечественной истории действуют Центр исследований культурных ценностей Узбекистана, находящихся за рубежом, Центр новейшей истории Узбекистана при Академии наук, телеканал «Ўзбекистон тарихи».
В целях изучения и популяризации научного и духовного наследия наших великих богословов и мыслителей, внесших неоценимый вклад в развитие исламской цивилизации, осуществляют деятельность международные научно-исследовательские центры Имама Бухари в Самарканде и Имама Термези в Сурхандарье, а также Международная исламская академия Узбекистана в Ташкенте и Международный научно-исследовательский центр Имама Матуриди.
Строящийся в столице республики Центр исламской цивилизации призван сыграть важную роль в глубоком изучении и международном продвижении богатого духовного наследия нашего народа, а также в воспитании молодого поколения на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
Учитывая возрастающее значение и влияние этой сферы в нынешнее сложное и стремительно меняющееся время, мы уделяем особое внимание дальнейшему усилению нашей деятельности в данном направлении. Принятые в марте 2021 года постановления Президента «Об образовании Целевого фонда по поддержке сферы духовности и творчества» и «О мерах по коренному совершенствованию системы духовно-просветительской работы» направлены на эффективное решение задач именно в этой сфере.
С трибуны авторитетных международных и региональных организаций Узбекистан выдвигает много актуальных инициатив, в том числе в духовно-просветительском направлении. Так, выдвинутая нашей страной на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициатива о принятии резолюции «Просвещение и религиозная толерантность» получила широкую поддержку мирового сообщества. Следует отметить, что недавно резолюция была принята.
Наряду с этим на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, прошедшем в формате видеоконференции, принята еще одна важная инициатива нашей страны – об учреждении Тюркским советом международной премии имени Алишера Навои для поощрения выдающихся деятелей, внесших огромный вклад в развитие науки, образования, культуры и искусства, а также в укрепление единства тюркского мира. Мы рассматриваем это как выражение высокого уважения к нашему народу, взрастившему такую великую личность, как Алишеру Навои, которым гордятся все тюркские народы.
Вопрос. В ходе реформ на новом этапе развития Узбекистана особое внимание уделяется внешней политике, укреплению дружбы и сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. Не могли бы Вы подробнее рассказать, как взаимосвязаны внутренняя и внешняя политика нашего государства?
Ответ. Прежде всего следует отметить, что с первых дней вступления нашей страны на путь преобразований и обновления мы придаем приоритетное значение реализации открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики, расширению отношений дружбы и сотрудничества со всеми прогрессивными странами мира, в первую очередь соседними государствами. Узбекистан был и остается привержен этому стратегическому курсу и в полной мере выполняет свои обязательства перед партнерами и международными организациями.
В последнее время значительно возросли политическая роль и статус нашего государства в Центральноазиатском регионе и на международной арене. В мире укрепилось доверие к Узбекистану и стремление к сотрудничеству с нашей республикой.
Главное – решены проблемы во взаимоотношениях с соседними странами, копившиеся годами. Открылись границы, восстановлены прерванные связи между родственниками, люди стали свободно передвигаться из одной страны в другую. Решены визовые вопросы. Ускоренными темпами развивается торгово-экономическое и культурно-гуманитарное взаимодействие.
Наши страны, издревле связанные узами дружбы и братства, стали тесно сотрудничать по многим региональным и глобальным вопросам, в социально-экономическом развитии. В политическом словаре мира появился термин «Центральноазиатский дух».
Примечательно, что состоявшаяся 5-6 августа этого года в Туркменистане очередная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии наполнила этот процесс новым содержанием.
Все эти примеры свидетельствуют о том, насколько взаимосвязаны и взаимодополняемы внутренняя и внешняя политика. Самое важное, что такая гармония внутренней и внешней политики способствует обеспечению интересов нашего народа.
Сегодня Узбекистан благодаря своей дальновидной политике стал активным участником политических процессов в регионе и мире. Сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, Межпарламентским Союзом, Европейским Союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организацией сотрудничества, Содружеством Независимых Государств, Исламской организацией сотрудничества и другими международными и региональными структурами вышло на качественно новый уровень.
Страна стала членом Совета сотрудничества тюркоязычных государств, получила статус наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Впервые в своей истории Узбекистан был избран членом Совета по правам человека ООН и успешно участвовал в его 46-й сессии, проходившей 22 февраля 2021 года в формате видеоконференции.
В прошлом году наша страна впервые председательствовала в Содружестве Независимых Государств и несмотря на пандемию успешно провела более 60 предусмотренных в рамках СНГ международных мероприятий, было принято около 70 актуальных документов.
Узбекистан играет все более значимую роль в активизации процессов интеграции и сотрудничества. На состоявшейся в Ташкенте 15-16 июля этого года международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» нами были выдвинуты новые предложения и инициативы, которые вызвали широкий отклик не только в государствах двух регионов, но и в мировом сообществе. В частности, обсуждены вопросы создания новых транспортных коридоров, связывающих Центральную Азию с Индийским океаном. Конференция еще раз продемонстрировала «Ташкентский дух» сотрудничества.
В настоящее время совершенствуется Концепция внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан. В этом важном документе уделяется особое внимание укреплению многовековых уз дружбы и добрососедства, стратегического партнерства и взаимного доверия с государствами Центральной Азии, что является приоритетным направлением нашей внешней политики. Расширяются многогранные и взаимовыгодные связи с основными партнерами Узбекистана – Россией, Китаем, Соединенными Штатами Америки, Турцией, Германией, Францией, Великобританией, Южной Кореей, Японией, Индией, Пакистаном, Объединенными Арабскими Эмиратами и другими государствами.
Узбекистан как сосед Афганистана заинтересован в скорейшем установлении мира и стабильности в этой стране.
Известно, что Узбекистан в 2021-2022 годах будет председательствовать в Шанхайской организации сотрудничества. Мы ведем серьезную подготовку к проведению этого важного политического мероприятия на высоком уровне.
Совместно с международными организациями последовательно расширяется работа по обеспечению прав и свобод человека, свободы слова и совести, гендерного равенства.
В целях поддержки соотечественников в других странах и дальнейшего укрепления связей с ними создан фонд «Ватандошлар».
Наша работа по укреплению межнационального и межконфессионального согласия и толерантности вышла на новый уровень. 30 июля в мире отмечается Международный день дружбы, в Узбекистане эта дата установлена как День дружбы народов. В нынешнем году в нашей стране ее впервые широко отметили. Уверен, что это станет доброй традицией.
Как и во всем мире, в нашей стране уделяется большое внимание решению экологических проблем. Совместно с соседними государствами и международным сообществом мы продолжаем реализацию мер по смягчению воздействия экологической катастрофы, возникшей в результате высыхания Аральского моря. На тысяче гектаров высохшего дна моря создаются леса, кустарниковые насаждения. В этом важную роль играет созданный под эгидой ООН Многопартнерский Трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья.
Здесь уместно отметить важную инициативу Узбекистана о принятии специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об объявлении региона Приаралья Зоной экологических инноваций и технологий, которая была единогласно одобрена Ассамблеей 18 мая 2021 года. Соавторами резолюции выступили 50 стран, в их числе США, Россия, Китай, Турция, Азербайджан, что свидетельствует об огромном интересе к нашей инициативе в мировом сообществе.
Вопрос. Как известно, эффективность реформ во многом зависит от интеллектуального потенциала, политического сознания и культуры руководителей, особенно хокимов. С этой точки зрения удовлетворяет ли Вас деятельность хокимов, являющихся представителями Президента на местах?
Ответ. На этом я также отдельно останавливался в своем Послании Олий Мажлису в прошлом году. Меня чрезвычайно волнует этот сложный вопрос – недостаток знаний и опыта, организаторских способностей, чувства ответственности за порученное дело наблюдается не только у хокимов, но и у большинства руководителей разного ранга.
Вы правы, эффективная реализация реформ на местах в первую очередь зависит от хокимов, их личных и деловых качеств. Прежде всего они должны завоевать доверие людей. Население оценивает государственную власть по деятельности руководителей на местах, уровню их политической, правовой культуры, профессионализма, умения вести диалог с гражданами. Однако, говоря откровенно, не все хокимы, не все руководители пользуются должным авторитетом среди народа.
К сожалению, многие из них не считают важной работу с населением. В результате они отрываются от реальной жизни, ее насущных проблем.
Для каждого руководителя первоочередной должна стать задача вести постоянный диалог с народом, жить заботами людей, образно говоря, держать руку на пульсе событий и времени. С чего начинается культура руководства и управления? С непосредственного общения с людьми. Если руководители, особенно нижнего звена, не изменят свое мировоззрение, не станут действенными помощниками граждан, то что бы мы ни делали, сколько бы сил и средств и вкладывали, указов и постановлений ни принимали, какие условия ни создавали – добиться продвижения реформ на местах будет сложно.
Не секрет, что мы живем в трудное, неспокойное время, в эпоху беспощадной конкуренции. Мир меняется настолько стремительно, что вчерашние политико-экономические аналитика и прогнозы сегодня уже неактуальны. Усиливаются противостояние, торговые войны, экологические проблемы. Должностные лица, не понимающие сути этих сложных, многоходовых процессов, необходимости жить заботами и нуждами народа, требований самого времени, как руководители не имеют будущего.
Когда-то и я работал хокимом. Условия того времени не идут ни в какое сравнение с нынешними. Во многих вопросах мы были связаны по рукам и ногам, многое зависело от отношения различных ведомств. Самое печальное, что решения по проблемам нижнего уровня принимались руководителями, сидящими в комфортных кабинетах, которым были совершенно чужды проблемы и тревоги людей, живущих в селах и аулах, реальная картина на местах.
Сегодня хокимы наделены полномочиями самостоятельно принимать решения, организовывать работу. От них не требуется, как прежде, согласовывать каждый шаг с Ташкентом, ответственными лицами в центральных ведомствах.
Если хоким как руководитель, как человек не знает чего-либо или допустил ошибку, что-то упустил из виду – это можно понять. Однако если он не признает свои ошибки, не намерен их исправлять, не стремится развиваться, работать по-новому, повышать знания и опыт, во главу угла ставит личные интересы и ведет праздную жизнь – такое никак нельзя простить.
Мое основное требование к руководителям – стремиться понимать людей, пропускать через свое сердце их радости и заботы, смотреть на происходящее глазами рядовых граждан, не отрываться от народа. Только тогда люди будут доверять хокиму или министру, депутату или сенатору управление регионом или отраслью, и принятие решений принесет ожидаемый результат.
Меня радует, что среди руководителей разного уровня немало активных, знающих дело, мыслящих по-новому представителей молодого поколения. Они ведут открытый диалог с народом, не ждут указаний сверху, а проявляют инициативу, самостоятельно и уверенно делают свою работу.
К сожалению, некоторые ответственные лица настолько самонадеянны, что не замечают, как отдалились от людей. Это – настоящая трагедия для них. Естественно, среди нас нет места таким руководителям. Это не только требование Президента, но и всего народа. Это веление времени.
Вопрос. Вы всегда подчеркиваете, что для главы государства чрезвычайно важное значение имеет прямое общение с народом. Есть ли реальная возможность говорить с простыми людьми по всем вопросам, знать их мнение?
Ответ. С первого дня деятельности на посту Президента я строго предупредил свою команду, что не люблю высокопарных слов и «красивых» цифр, не имеющих никакого отношения к реальному положению дел.
Как бы ни было горько и неловко, я хочу знать только достоверные и объективные данные. Это помогает принимать правильные решения.
Конечно, еще не все до конца поняли это требование, пытаются докладывать по-старинке. Однако я стараюсь не допускать таких ситуаций. Мы расстались со многими, кто не осознал это. Спрос будет жестким и впредь.
Этого требует и процесс реформ, направленный на обеспечение интересов страны, будущее общества, счастье наших детей. Мы не вправе поступать иначе.
Еще раз хочу подчеркнуть: если кто-то из руководителей и ответственных лиц не понимает этого принципиального требования, мы с ними попрощаемся.
Основная цель каждой моей поездки по стране – узнать, как живет народ, чем дышит. Это очень важно. Поэтому в ходе поездки иногда приходится внезапно изменить маршрут. Думаю, что эти неожиданные, не отмеченные в протоколах «повороты» научат руководителей не расслабляться, сохранять рабочий настрой.
К сожалению, несмотря на мои неоднократные замечания, предупреждения, на местах только к моему приезду начинают благоустраивать улицы и площади, за одну ночь создают «лужайки» и «цветники», в целом продолжается практика приукрашивания действительности. Очковтирательство и показуха настолько впитались в деятельность некоторых руководителей, что их искоренение дается с большим трудом. Мы обязаны положить конец подобным негативным явлениям, так как они совершенно чужды менталитету, нравственным принципам нашего народа, который не приемлет лжи и фальши.
Работа органов власти на местах не должна заканчиваться после завершения поездки Президента, напротив, ее надо продолжать с еще большим размахом. Только в этом случае мы добьемся необходимой динамики и качества изменений, научимся работать на результат. Прежде хокимы жили, можно сказать, беспечно, от визита к визиту. Теперь у них есть конкретные цели и задачи, они должны работать, учитывая мнения и требования населения. Они знают: в следующий раз Президент обязательно спросит о конкретных результатах по каждому вопросу.
На новом этапе развития страны мы придаем особое значение усилению персональной ответственности заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления и хозяйственных объединений, четкому определению их полномочий, а также внедрению новой системы повышения эффективности их деятельности. В этом направлении мы приняли специальное постановление. Определено, что заместители руководителей указанных категорий несут личную ответственность перед Президентом Республики Узбекистан за эффективность деятельности в закрепленных за ними сферах и отраслях и отчитываются перед Кабинетом Министров. Иначе говоря, прошли времена, когда заместители руководителей разного уровня прятались за спинами своих начальников. Теперь и они будут отвечать за конкретные задачи. Персональная ответственность станет главным критерием для сотрудников всех органов управления.
В настоящее время уделяется особое внимание решению проблем населения на месте, непосредственно в самой махалле. Хокимы областей, районов и городов два дня в неделю ведут прием граждан.
Словом, кабинет каждого хокима должен стать «народной приемной». Только так каждый руководитель будет полностью осведомлен об истинном положении дел и сможет повысить эффективность работы.
Конечно, сейчас много открытых источников, информационных сетей, которые помогают узнавать о проблемах людей. Особенно телевидение, печать, Интернет позволяют почувствовать дыхание жизни, можно сказать, пульс каждой сферы. Лично я стараюсь узнавать о событиях, которые привлекают внимание общественности, знакомиться с разными мнениями непосредственно из СМИ и социальных сетей.
В наш век информационных технологий невозможно быть полностью оторванным от реальной жизни. Несмотря на это считаю, что нужно вести непосредственный диалог с народом в любом формате, будь то запланированное мероприятие или внеплановое посещение махалли, района или учреждения. Словом, прямое общение всегда необходимо.
Все проблемы, которые становятся предметом активного обсуждения граждан, широкой общественности, требуют пристального внимания. Их нельзя игнорировать. Безусловно, недопустимо сквозь пальцы смотреть на проявления беззакония, несправедливости в обществе, попрание прав человека, факты, связанные с коррупцией. Независимо от того, системные это проблемы или частные, на каждую нужно незамедлительно реагировать, выяснять причину и решать.
Например, в последние годы в нашей стране, вступившей в период глубоких реформ, ведется последовательная борьба с коррупцией – серьезнейшим пороком, препятствующим развитию. Приведу пример. В 2020 году 1 723 должностных лица разных уровней были привлечены к уголовной ответственности за коррупционные преступления. Нанесенный ими ущерб составил 500 миллиардов сумов. А за пять месяцев 2021 года уголовные дела заведены на 1 696 должностных лиц. Нанесенный ими ущерб составил 450 миллиардов сумов.
Конечно, с виновных материальный ущерб будет взыскан.
Наша политика, направленная на искоренение коррупции в жизни общества, будет решительно продолжена.
Вопрос. В Узбекистане уделяется большое внимание чрезвычайно актуальному, жизненно важному для населения вопросу – строительству жилья, в том числе доступного. Какими Вы видите масштабы этой работы в перспективе?
Ответ. Можно с полной уверенностью сказать, что в последние годы в стране начался новый этап современного жилищного строительства. Это подтверждается ростом количества жилья за последние четыре года в 4-5 раз по сравнению с предыдущим периодом, а также проводимой масштабной работой по обеспечению жильем 54 тысяч семей уже в этом году.
Задачи и реформы, направленные на достижение благой цели, которую мы поставили перед собой, требуют от нас ускорения темпов и повышения качества строительства жилья.
Следует особо отметить, что прежде такой широкий подход к строительству жилья, отвечающего современным требованиям, не использовался, и эта работа не имела такого размаха.
Мы накапливаем необходимый опыт в данном направлении. Во всех регионах для населения строится комфортное жилье со всеми современными условиями. Развивается ипотечный рынок. В жизнь внедряются новые понятия – “доступное жилье”, “умный дом”, “умный город”, “цифровые услуги”.
В дальнейшем нам предстоит добиться того, чтобы все слои населения имели возможность приобрести жилье по своему выбору.
Конечно, в этой сфере еще много проблем, и мы решаем их совместно с органами управления на местах.
Например, недовольство населения вызывают факты строительства на свободных участках между многоэтажными домами, вырубки деревьев, несмотря на объявленный мораторий, сокращения зеленых зон. Из-за безответственности или корыстолюбия отдельных руководителей на территории жилых массивов не остается места для отдыха, занятий спортом, прогулок на чистом воздухе с детьми.
Безусловно, мы не можем не реагировать и не принимать жёстких мер по таким фактам. Поэтому в Ташкенте и других крупных городах делается все, чтобы строительство новых сооружений велось за пределами города. Запрещена практика возведения новых зданий на жилых массивах без модернизации коммунальной инфраструктуры – газопроводов, электросетей, водопроводов и канализации.
Вопрос. В стране создаются необходимые условия для обеспечения прав и интересов молодежи, чтобы юноши и девушки получали образование, имели достойную работу, могли реализовать свои знания и способности. Практическим подтверждением этого стало объявление 2021 года Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Как Вы считаете, в чем заключаются роль и основные задачи молодежи в процессе построения Нового Узбекистана?
Ответ. Молодежь – надежда и опора народа, выступает решающей силой в эффективной реализации масштабных реформ. Несомненно, важное место в дальнейшем развитии страны занимает молодежь, овладевающая современными знаниями и профессиями, инновационными технологиями, иностранными языками.
Как известно, молодежи свойственно мыслить по-новому, уверенно предлагать и осуществлять новые идеи, нестандартно подходить к решению проблем. Поэтому сегодня мы придаем приоритетное значение качественному образованию молодого поколения, реализации его талантов и потенциала в науке, бизнесе, искусстве, литературе и спорте, обеспечению активного участия в общественно-политической жизни.
Как свидетельствует история, наши великие мыслители совершили выдающиеся научные открытия именно в таком возрасте и внесли неоценимый вклад в развитие человеческой мысли.
Продолжая эти славные традиции, нам необходимо воспитать новых Хорезми, Фергани, Беруни, Ибн Сино, Улугбеков, Навои. Это не только наша задача, но и священный долг перед историей и будущим.
Мы начали большую работу в этом направлении. В целях подготовки конкурентоспособных кадров с глубокими знаниями и высокой квалификацией увеличили количество вузов в стране до 141, открыли филиалы 26 зарубежных высших учебных заведений, в то время как в 2016 году в стране действовало всего 77 вузов. Рост их числа почти в два раза за короткий срок, безусловно, является результатом наших усилий в целях повышения интеллектуального потенциала общества, прежде всего молодежи, расширения доступа к современным знаниям и профессиям.
За последние пять лет в 3 раза увеличены квоты приема в вузы, в текущем году возможность стать студентами имеют 182 тысячи молодых людей. Это означает, что общий охват достиг 28 процентов. Судите сами: 4 года назад этот показатель составлял всего 9 процентов. Примером практического внимания, направленного на обеспечение будущего нашей молодежи, является увеличение количества государственных грантов с 21 тысячи до 47 тысяч. Продолжая свой прошлогодний опыт, в этом учебном году мы выделили девушкам из нуждающихся семей 2 тысячи грантов на учебу в вузах.
Планируем довести охват высшим образованием выпускников школ, лицеев и колледжей до 50 процентов к 2030 году.
В этом году в Ташкенте организован университет «Новый Узбекистан», отвечающий самым высоким международным стандартам. Он станет образцом для всех высших учебных заведений страны. Здесь будет учиться самая одаренная молодежь.
Мы уделяем огромное внимание развитию всех ступеней национальной системы непрерывного образования и воспитания. За последние четыре года в результате наших реформ уровень охвата детей дошкольным образованием вырос с 27,7 до 60 процентов, то есть в два раза. А количество детских садов увеличилось в три раза и превысило 14 тысяч.
В настоящее время осуществляются большие изменения в системе среднего образования на основе идеи «Новый Узбекистан начинается с порога школы». В городе Ташкенте и регионах растет количество Президентских, творческих и специализированных школ.
В рамках программы «Пять инициатив» и центров «Баркамол авлод» для организации содержательного досуга молодежи только в нынешнем году было дополнительно создано 36 тысяч кружков, в которые привлечены около 874 тысяч детей. Также образовательные учреждения, библиотеки и учебные центры оснащены почти 100 тысячами музыкальных инструментов и единиц спортивного инвентаря, компьютерами, им передано более 600 тысяч экземпляров различной литературы.
Большое значение на государственном уровне придается осуществлению идей и предпринимательских инициатив молодежи, обеспечению ее работой и источниками дохода. Благодаря такому вниманию за последние четыре года количество предпринимателей в возрасте до 30 лет увеличилось в 5 раз и превысило 500 тысяч, что, несомненно, играет важную роль в развитии сферы. Только в этом году на реализацию более 92 тысяч предпринимательских проектов молодежи выделены льготные кредиты в размере 2 триллионов 300 миллиардов сумов.
На организуемых в махаллях курсах профессионального обучения тысячи юношей и девушек обучаются современным профессиям, востребованным на рынке труда.
С этого года в сельской местности исходя из возможностей и специфики развития каждого района молодым людям начали выделять землю от 10 соток до 1 гектара. В результате более 230 тысяч молодых сельчан получили 61 тысячу гектаров земли. Также высвободившиеся из-под зерновых 75 тысяч гектаров площадей были распределены между 170 тысячами молодых людей для повторных посевов.
Важное значение имеет осуществляемая нами работа по реализации молодежных программ и на основании «молодежной тетради», направленная на сокращение бедности и стимулирование самозанятости среди молодежи. За 8 месяцев текущего года для решения проблем 430 тысяч юношей и девушек, включенных в «молодежную тетрадь», были направлены средства в размере 300 миллиардов сумов. В частности, оплачены контракты на обучение более 2 тысячам студентов из малообеспеченных семей.
С этого года будет внедрен порядок полного возвращения из бюджета работодателям социального налога, выплаченного ими за работников в возрасте до 25 лет. В результате только во втором полугодии в распоряжении предпринимателей, принявших на работу 240 тысяч молодых людей, останется 170 миллиардов сумов, а в следующем году – 500 миллиардов сумов.
На основе новой системы поддержки студенческой молодежи 62 тысячам юношей и девушек, не обеспеченных общежитиями, возмещено из бюджета 50 процентов арендной платы за жилье.
Конечно, работа в этом направлении не только последовательно продолжается, но и выводится на новый этап. Это подтверждает принятый 13 июля 2021 года Указ «О дополнительных мерах по всесторонней поддержке молодежи и дальнейшему повышению ее общественной активности».
В нем предусматривается введение более 30 дополнительных льгот и возможностей для молодежи. Хотел бы сказать об одной из них. Сумма контракта на обучение в высших учебных заведениях юношей и девушек из нуждающихся семей за 2021-2022 учебный год – первый год обучения – будет выплачена из Государственного бюджета. Этой возможностью могут воспользоваться абитуриенты из более чем 4 тысяч семей по всей стране. Для этого из бюджета намечено выделить около 29,2 миллиарда сумов.
В нашей стране серьезное внимание уделяется поддержке детей, лишившихся родителей, их образованию, трудоустройству и обеспечению жильем, обретению достойного места в обществе, укреплению материально-технической базы и кадрового потенциала домов «Мехрибонлик», специальных школ-интернатов и «Детских городков».
Воспитание детей в домах «Мехрибонлик» в среде, приближенной к семейной, образованными, владеющими профессией, обладающими высокими нравственными качествами личностями, преданными своей Родине и народу, – наш общий долг. В связи с этим в домах «Мехрибонлик» и специальных школах-интернатах внедряем новую систему по повышению эффективности учебно-воспитательной работы, а также для реализации надежд и устремлений воспитанников таких учреждений – новый подход на основе «тетради милосердия».
Кроме того, установлен порядок обеспечения жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Таким детям, не имеющим закрепленного за ними жилья и состоящим на учете как нуждающиеся в жилье, в год достижения 18-летия выделяется однокомнатная квартира общей площадью не менее 25 квадратных метров, а в случаях, когда между совершеннолетними лицами этой категории заключен брак, им выделяется двухкомнатная квартира площадью не менее 50 квадратных метров.
Думаю, что все эти социально ориентированные реформы созвучны благим устремлениям нашего народа, который высоко ценит такие человеческие качества, как доброта, душевная щедрость и забота о ближнем. В этой связи невольно вспоминаются слова великого поэта Алишера Навои: «Если протянешь руку обделенному судьбой, то помощь твоя равна восстановлению священного храма».
Какой бы город или село нашей Родины я ни посещал, всегда встречаюсь с молодежью. В открытой и искренней беседе интересуюсь здоровьем, учебой, мечтами и надеждами, условиями, созданными в их селах и махаллях.
Критериев и параметров оценки развития стран и народов существует немало. Но для меня самый важный критерий – это гармоничное развитие и счастье нашей молодежи.
В целеустремленных, смелых и инициативных юношах и девушках, их первых успехах на пути становления личностями я вижу дух, динамику и энергию Нового Узбекистана.
Недавно, 30 июня, в День молодежи я вновь встретился с ними и был рад узнать об их достижениях в разных сферах. Творческий поиск, усилия и стремления порастающего поколения завтра превратятся в мощную созидательную силу. Уверен, что народ и государство, имеющие такую замечательную молодежь, обязательно достигнут своих целей.
Вопрос. Когда говорят о достижениях последних лет в сфере прав и свобод человека в Узбекистане, в первую очередь делают акцент на масштабной работе по обеспечению прав женщин на образование, труд, охрану материнства и детства, здоровья, реализацию их способностей, гендерное равенство. Как Вы представляете дальнейшую работу в этом направлении?
Ответ. Уровень развития и культуры любого народа и общества определяется прежде всего отношением к женщине.
Благодаря женщине существует обитель добра и любви – семья, бесценный дар – дети. Если наши женщины счастливы, то и наши семьи, и наше общество непременно будут счастливыми.
В стране, где женщины имеют равные права с мужчинами во всех сферах и отраслях, где их высоко уважают и почитают, всегда будут царить мир и согласие, развитие и процветание.
Наш народ издревле возвеличивает женщину как символ священной Матери.
Именно мать воспитывает в человеке самые благородные чувства и качества. Все наши успехи в жизни были достигнуты благодаря заботливым матерям, и мы всегда будем в неоплатном долгу перед ними. Наши уважаемые женщины достойны огромного внимания и заботы.
В осуществлении государственной политики по обеспечению законных прав и интересов наших дорогих матерей, сестер, дочерей, повышению в обществе роли и статуса женщин, составляющих почти половину населения страны, мы опираемся именно на такие духовные ценности нашего народа.
В последние годы принято 24 нормативно-правовых акта, направленных на практическое решение этой важной задачи, в частности, 2 закона, 6 указов и постановлений Президента, 16 постановлений Кабинета Министров.
Женщины принимают активное участие в развитии всех сфер нашей жизни, вносят неоценимый вклад в строительство Нового Узбекистана. Среди них есть депутаты и сенаторы, министры и хокимы, академики и профессора, Герои Узбекистана, народные учителя, народные поэтессы, народные артистки.
В настоящее время важное место в защите интересов женщин занимают такие структуры, как Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства, Комитет Сената Олий Мажлиса по вопросам женщин и гендерного равенства, Республиканский общественный женский совет.
Особое внимание уделяется занятости женщин, обеспечению их жильем, улучшению качества медицинского обслуживания. Важное значение в этом имеет создание центров профессиональной переподготовки женщин, осуществление программы строительства доступного жилья. Ежегодно первоначальные взносы на приобретение жилья для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, покрываются за счет средств Государственного бюджета.
Как было отмечено, на основе «женской тетради» проводится последовательная работа по сокращению бедности и безработицы среди женщин.
Наши уважаемые женщины, которые активно участвуют в жизни общества, достигают высоких результатов в разных сферах деятельности, вносят достойный вклад в воспитание здорового и гармонично развитого поколения, удостаиваются высоких наград, в том числе награждаются нагрудным знаком «Мўътабар аёл».
Следует также отметить, что 367 одаренных девушек удостоены Государственной премии имени Зульфии.
Вопрос. В нашей стране представителям старшего поколения, людям почтенного возраста традиционно оказывается особое уважение и внимание. Хотелось бы узнать, как будет развиваться работа в этом направлении?
Ответ. Каждый раз, когда я думаю о сегодняшней мирной, свободной и благополучной жизни, то, как и все соотечественники, испытываю глубокую благодарность по отношению к нашим отцам и дедам за эти светлые дни, за их неустанный труд, стойкость и терпение в преодолении всех испытаний. Не щадя себя, они обеспечили для нас мирную и спокойную жизнь – это ни с чем не сравнимый подвиг, настоящая самоотверженность и героизм.
Наш священный долг – чтить память об отважных и благородных предках и всесторонне заботиться о ныне живущих уважаемых ветеранах войны и труда.
Такие благие дела должны стать школой воспитания для молодежи.
Несомненно, вам, журналистам, хорошо известно, что в нашей стране проводится большая работа по поддержке старшего поколения. В частности, устранены трудности и проблемы, связанные с оформлением пенсий и пособий, их своевременной выплатой, получением различных социальных услуг. Фонд “Нуроний” активно помогает людям почтенного возраста.
Расширяется забота о здоровье пожилых людей, их социальный патронаж, им выделяют льготные путевки в санатории и дома отдыха, организуют досуг.
Мы создадим дополнительные возможности для того, чтобы сделать жизнь наших отцов и матерей содержательнее, и чтобы своим богатым опытом и добрыми советами они могли внести вклад в развитие общества, особенно воспитание молодежи.
Большую роль в этом играет проведение во всех регионах страны теплых встреч трех поколений, активное участие в них наших ветеранов.
Вопрос. В эти дни на страницах нашей газеты публикуются мнения о пройденном республикой пути и пожелания соотечественников разных профессий. Как человек, обладающий огромным опытом руководителя, который с первых дней достижения независимости непосредственно участвовал в процессах формирования суверенного государства и гражданского общества, являющийся инициатором концепции строительства Нового Узбекистана, лидером, уверенно ведущим наш народ к новым рубежам, как Президент страны – что бы Вы хотели пожелать нашему народу накануне самого великого, самого дорогого для всех нас праздника – Дня независимости?
Ответ. Конечно, в преддверии 30-летия независимости Родины мы подводим итоги развития всех сфер и отраслей, определяем планы на будущее. Главной задачей и впредь остается обеспечение прав, свобод и законных интересов каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языка и вероисповедания, повышение уровня и качества жизни нашего народа.
Для меня самая высокая цель, суть всей моей деятельности как Президента Республики Узбекистан заключается в том, чтобы самоотверженно служить нашему народу, обеспечить его мирную и благополучную, свободную и процветающую жизнь.
Мы всегда в неоплатном долгу перед нашим многонациональным народом, который взрастил и воспитал нас. Быть достойным его признания, оправдать его доверие – величайшее счастье и огромная честь.
Сегодня сама жизнь предоставила нам уникальную возможность самим решать свою судьбу, судьбу страны, о которой мечтали многие поколения наших предков.
Уверен, что сплотившись во имя устойчивого развития и прекрасного будущего любимой Родины, мы все свои силы и энергию, знания и опыт направим на эффективное использование этой возможности, достижение наших великих, благородных целей.
Несомненно, Новый Узбекистан станет мощным, процветающим государством, занимающим достойное место на мировой арене. И я призываю всех соотечественников стать его активными созидателями.
Пользуясь сегодняшней возможностью, искренне, от всей души поздравляю наш народ с приближающимся праздником Независимости. Хочу пожелать каждой семье, каждому человеку, живущему в нашем родном Узбекистане, мира и спокойствия, счастья и благополучия.