За свою 30-летнюю историю Содружество Независимых Государств (далее – СНГ) трансформировалось в ведущую на постсоветском пространстве площадку для взаимовыгодного сотрудничества и равноправного межгосударственного диалога в различных направлениях, в том числе в области политики, экономики, безопасности и в культурно-гуманитарной сфере.
За непродолжительный по историческим меркам период Содружество содействовало решению сложнейших проблем, возникших после распада СССР, способствовало становлению и развитию государственности в каждом из государств – участников, сформировало новые правовые и организационные основы для равноправного сотрудничества, сохранив при этом специфику традиционных экономических и культурно-исторических связей.
Постоянное совершенствование механизмов сотрудничества, повышение их эффективности позволили в течение 30 лет выработать основополагающие принципы, методы и практические инструменты в создании политико-экономического и культурно-гуманитарного пространства для стран с различной структурой экономики и формой правления, превратив СНГ в достаточно эффективный инструмент выстраивания взаимоотношений новых независимых государств с учетом исторической общности народов на основе взаимного признания и подлинного равноправия каждого государства – участника.
Содружество также стало благоприятной базой для создания и развития ряда региональных межгосударственных объединений на постсоветском пространстве, таких как Организация Договора о коллективной безопасности, Таможенный союз, Евразийский экономический союз и др.
В ходе недавней Международной конференции «Закладывая основы в регионе ЕЭК ООН для экономической интеграции и устойчивого развития к 2030 году» Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Лебедев охарактеризовал развитие Содружества и его роль в укреплении межгосударственных связей, заявив: «Следует признать, что за это время Содружество прошло сложный путь становления и поиска оптимальных форм сотрудничества. Востребованность СНГ состоит в его нацеленности на достижение конкретных результатов с учетом интересов каждого из государств – участников».
В настоящее время в рамках СНГ отлажен механизм совместной работы посредством эффективного функционирования таких уставных органов, как Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД), Экономический совет СНГ, Межпарламентская ассамблея (МПА), а также через систему органов отраслевого сотрудничества.
Это позволило Содружеству сформировать четкую и сбалансированную стратегию совместной деятельности, налаженную систему межгосударственного взаимодействия, наработать солидную нормативно-правовую базу.
Органы отраслевого и межотраслевого сотрудничества ведут целенаправленную разработку совместных программ, проектов по развитию энергетики, транспорта, сельского хозяйства, машиностроения, образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии, культуры, в банковском деле и других областях. Работа в отраслевых органах СНГ охватывает все сферы жизнедеятельности. Сегодня в рамках Содружества созданы 66 органов отраслевого сотрудничества: в экономической сфере – 36, в сфере безопасности – 16, в гуманитарной сфере – 10, в информационной и правовой – по 2.
Принятие решений в СНГ осуществляется исключительно
на основании консенсуса. При этом государства – участники самостоятельно определяют степень своей вовлеченности в те или иные области сотрудничества.
10 октября 2008 г. утверждено Положение о председательстве в СНГ, в котором зафиксирован принцип сквозного председательства государств – участников в течение года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам и Совете постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ при уставных и других органах Содружества на основании ротации.
В 2020 году функции страны-председателя в Содружестве осуществляла Республика Узбекистан. Сопредседатели – Туркменистан (предыдущее председательство) и Республика Беларусь (следующее председательство).
В Концепции председательства Узбекистана в СНГ в 2020 году в качестве основных приоритетов были выделены укрепление и наращивание торгово-экономических связей, военного и военно-технического сотрудничества, взаимодействие в области науки и инноваций, продвижение на различных международных площадках общей позиции по внешнеполитическим вопросам, противодействие терроризму, экстремизму, наркотрафику, оргпреступности и киберугрозам, укрепление культурно-гуманитарных связей, обеспечение информбезопасности стран СНГ.
С 1 января 2021 г. Республика Беларусь взяла на себя роль председателя в СНГ. Особое внимание сейчас уделяется вопросам достижения синергетического эффекта от сотрудничества государств – участников Содружества в различных интеграционных объединениях и организациях (ЕАЭС, ОДКБ, ШОС), обеспечения тесного взаимодействия Исполнительного комитета, отраслевых органов СНГ с исполнительными органами этих организаций в решении сходных задач, соблюдая принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, но при этом нацеливаясь на привлечение к решению задач углубления интеграции в различных отраслях максимально широкого круга участников.
Документом, определяющим основные направления взаимодействия в рамках Содружества, является Концепция дальнейшего развития СНГ, одобренная Решением Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 г. Ключевым приоритетом СНГ в актуализированной Концепции определено экономическое сотрудничество. Ведущая роль отводится дальнейшему развитию зоны свободной торговли, цифровой экономики, включая вопросы информационной безопасности. Другими приоритетами деятельности СНГ обозначены сотрудничество в гуманитарной сфере, сфере безопасности, борьба с преступностью, противодействие новым вызовам и угрозам. В Концепции также отмечена необходимость углубления политического взаимодействия, выработки согласованной миграционной политики, взаимодействия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Особое значение в рамках СНГ придается выработке единых позиций по актуальным мировым проблемам. Эффективным инструментом на данном направлении является принятие и распространение в ООН, ОБСЕ и других международных организациях совместных заявлений глав государств и министров иностранных дел Содружества. Дальнейшему укреплению внешнеполитической координации в рамках Содружества способствует Программа действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств – участников СНГ, принятая на заседании СМИД СНГ в Ашхабаде 10 октября 2019 г.
В торгово-экономической сфере в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств – участников СНГ, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.
На саммите Содружества 11 октября 2019 г. в Ашхабаде принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ. Документ призван более полно использовать социально-экономический потенциал каждого государства и Содружества в целом, расширять равноправное, взаимовыгодное и комплексное сотрудничество, наращивать экономические связи, повышать конкурентоспособность национальных экономик.
В рамках реализации поставленных задач на заседании СГП СНГ 29 мая 2020 г. в формате видеоконференции утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года, определяющая основные пути и механизмы достижения поставленных целей.
Активно развиваются контакты стран Содружества в гуманитарной сфере. Так, на заседании СГГ СНГ в Казани 26 августа 2005 г. заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ, которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, формулирует перспективные принципы и формы взаимодействия в этих областях.
В рамках СНГ на регулярной основе проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты.
Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов. Так, 2019 год был объявлен Годом книги, 2020 год – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, 2021 год – Годом архитектуры и градостроительства.
Важным механизмом укрепления взаимодействия являются организуемые на ежегодной основе форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ.
Между государствами-участниками действуют соглашения о сотрудничестве: в области культуры (15 мая 1992 г.); в области кинематографии (10 февраля 1995 г.); в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (16 апреля 2004 г.).
Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества»: в 2018 году таковой был объявлен г. Горис (Республика Армения), в 2019 году – г. Брест (Республика Беларусь), в 2020 году – г. Шымкент (Республика Казахстан), в 2021 году – г. Душанбе (Республика Таджикистан).
В научно-техническом сотрудничестве особая роль отводится развитию взаимодействия в сфере инноваций. Координацией этого направления работы занимается приступивший к практической деятельности в 2010 году Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. 19 мая 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ.
В связи с истечением в 2020 году срока исполнения Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года ее участниками разработана аналогичная программа до 2030 года, которая нацелена на улучшение условий дальнейшего развития системы межгосударственного инновационного сотрудничества государств – участников СНГ через повышение эффективности взаимодействия как внутри Содружества, так и с ведущими инновационными центрами мира.
Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. зафиксировало стремление государств – членов СНГ к осуществлению согласованной образовательной политики. Результатом совместных усилий стало подписание 17 января 1997 г. Соглашения о формировании единого образовательного пространства Содружества, предусматривающего создание механизма координации деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; разработку необходимой правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания дипломов, ученых степеней и званий.
Перспективным проектом в области образования стало инициированное в 2008 году создание Сетевого университета СНГ в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества. В настоящее время в него входят 39 вузов из 9 стран.
Информационное обеспечение является неотъемлемой частью успешного развития интеграционных процессов в Содружестве. Поэтому закономерным и своевременным этапом развития информационного поля Содружества стало подписание главами правительств стран СНГ в Бишкеке 9 октября 1992 года Соглашения о сотрудничестве в области информации, которое определило долговременную стратегию информационного взаимодействия государств Содружества, и Соглашения о создании Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» (МТРК «Мир), а также принятое главами правительств Решение о Концепции формирования информационного пространства СНГ от 18 октября 1996 года.
Полное и объективное информирование государств и народов о событиях и явлениях, происходящих в их жизни, оказало позитивное влияние на интеграционные процессы, обеспечивая при этом необходимое взаимопонимание.
Одним из наиболее востребованных направлений сотрудничества в рамках организации является взаимодействие в правоохранительной сфере. Государства – участники СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, коррупцией, киберугрозами, отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем, как одно из важнейших условий обеспечения стабильного развития наших стран. Системность и согласованность деятельности компетентных органов государств Содружества достигается благодаря целевым среднесрочным программам. В 2018 году Совет глав государств СНГ одобрил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы, в 2019 году – Программу сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020–2022 годы.
25 октября 2019 года утверждена Стратегия обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ, которая формирует основу для совершенствования государственной политики обеспечения информационной безопасности на пространстве Содружества, содержит перечень первоочередных мер в данной сфере.
Развивается взаимодействие государств – участников Содружества в военной области. Его фундаментом является деятельность Совета министров обороны СНГ и его рабочих органов. На состоявшемся 18 декабря 2020 г. заседании Совета глав государств СНГ утверждена Концепция военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2025 года. В качестве приоритетов сотрудничества государств – участников СНГ в военной сфере определены сохранение добрососедских отношений, укрепление мер доверия, содействие развитию национальных вооруженных сил, обеспечение совместной и национальной безопасности.
В настоящее время в СНГ функционирует ряд совместных систем военного назначения – противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.
С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. 23 ноября 2020 г. в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята очередная резолюция «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств». Документ внесен Узбекистаном в рамках председательства в СНГ в 2020 году и единогласно поддержан всеми государствами – членами ООН. Резолюцию в ходе заседания от имени всех государств – членов СНГ представил Постоянный представитель Республики Узбекистан при ООН.
Как и все международные структуры подобного рода, СНГ не застрахован от проблем и, соответственно, критики. Безусловно, при выстраивании взаимоотношений новых независимых государств с различными культурами и экономиками невозможно не столкнуться с трудностями. Уникальность же идеи и механизмов Содружества заключается в том, что оно в состоянии обеспечивать поступательное и целенаправленное развитие этого интеграционного объединения с одновременным самостоятельным развитием входящих в него стран на фоне сложных процессов становления государственных суверенитетов и поиска национальной идентичности.
По оценкам многих политических экспертов как из числа сторонников, так и оппонентов Содружества, зачастую простые обыватели не только не осознают, но и не замечают те преимущества, которыми обладает и которые дает СНГ. Успехи и достижения Содружества воспринимаются как само собой разумеющееся, будь то упрощенный порядок взаимных поездок граждан, доступность поступления в общеобразовательные учреждения, взаимное признание документов об образовании либо принятый ряд документов социального характера, позволяющих получать пенсии нашим пенсионерам при переезде из одной страны в другую, отправлять почтовые денежные переводы, получать бесплатную экстренную помощь.
Можно по-разному оценивать эффективность СНГ, бесконечно рассуждать о его внутренних проблемах, о нереализованных ожиданиях. Но трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашими странами. Оно приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам. Объединение позволило образовавшимся на постсоветском пространстве новым независимым государствам сохранить исторически сложившиеся экономические, производственные, научные и другие связи и создать условия для их развития на новой взаимовыгодной основе.
В целом следует подчеркнуть, что за 30 лет общими усилиями стран СНГ сделано много для того, чтобы жизнь наших граждан на пространстве Содружества была более комфортной и безопасной.