Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Статья Посла Казахстана А.Бейсенбаева «30 лет СНГ: итоги и перспективы», опубликованная в газете «СБ.Беларусь сегодня»

После распада ­СССР наши народы и страны прошли тернистый путь, прежде чем получить международное признание и эффективно интегрироваться в мировое сообщество.

Сложнейшие проблемы были преодолены во многом благодаря формированию на постсоветском пространстве целого ряда интеграционных структур. В первую очередь Содружества Независимых Государств.

В Концепции внешней политики Казахстана приоритетное направление придается всестороннему сотрудничеству в рамках СНГ и развитию интеграционных связей с его участниками. Это обусловлено тесными политическими, экономическими, культурными и другими отношениями, объединяющими все государства на постсоветском пространстве. 

С самого начала своего самостоятельного существования Казахстан решительно поддерживал идею сохранения особых взаимоотношений между всеми постсоветскими странами. Весьма знаменательно, что Алма-Атинская декларация, определившая цели и принципы Содружества Независимых Государств, была подписана 21 декабря 1991 года в городе Алматы по инициативе Первого Президента суверенного Казахстана — лидера нации Нурсултана Назарбаева. 

Казахстанский лидер как дальновидный политик и большая личность современности изначально активно участвовал в работе и создании основы СНГ, считая Содружество необходимым и полезным для сохранения тесных торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей между странами. 

И сегодня в свете 30-летия образования СНГ — международная политическая организация, объединяющая постсоветское пространство, доказала мировому сообществу свою значимость и востребованность в решении широких спектров актуальных вопросов взаимодействия между его участниками.

В период масштабных геополитических перемен Содружество достаточно успешно выполнило одну из своих важных исторических миссий, сформировав на началах суверенного равенства всех его членов основу новых межгосударственных отношений постсоветских стран.

На протяжении 30 лет выработанные подходы в рамках Содружества, основанные на принципах универсальности, добровольности, равноправия, взаимовыгодного партнерства, учета интересов друг друга, не только способствовали продолжению и развитию отношений новых независимых государств в современных исторических условиях, но также заложили основу для сохранения тесных контактов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях.

На современном этапе Содружество Независимых Государств не потеряло своей значимости, сохраняя существенный интеграционный, экономический и человеческий потенциал. 

На государства Содружества приходится 16 % территории и 141,5 млн населения планеты, 40 % мировых запасов природного газа, 20 % нефти, 25 % угля, леса, значительная часть пресной воды и 462 млрд долларов ВВП. Важную роль в либерализации условий и развитии взаимной торговли играет соглашение государств — членов Содружества о зоне свободной торговли СНГ.

Поэтому шаг за шагом, находя новые формы межгосударственного взаимодействия, Содружество продолжало развиваться в процессе решения значимых вопросов, стоявших на повестке дня.

Однако события, происходящие в глобализирующемся мире, определили тенденцию к постоянной адаптации Содружества к новым реалиям.

В результате кропотливой работы в 2020 году была утверждена новая Концепция дальнейшего развития СНГ и принята Стратегия экономического развития Содружества до 2030 года, где ключевым приоритетом определено экономическое сотрудничество.

Важную роль в развитии интеграционных процессов в рамках СНГ играет Республика Беларусь, которая содействует эффективной работе Содружества как универсальной площадки для поддержания многопланового сотрудничества и политического диалога с постсоветскими государствами.

Важно и символично, что тридцатый год независимости Беларуси совпал с ее председательством в Содружестве Независимых Государств. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, принимая председательство в Содружестве, подчеркнул, что укрепление интеграционных механизмов на постсоветском пространстве выступает «неизбежной необходимостью» и будет являться главным приоритетом.

Особое внимание белорусское председательство уделяет вопросу достижения синергетического эффекта от сотрудничества государств — участников СНГ в различных интеграционных объединениях и организациях — ­ЕАЭС, ­ОДКБ, ШОС, обеспечению тесного взаимодействия Исполнительного комитета, отраслевых органов СНГ с исполнительными органами этих организаций в решении сходных задач. 

Важно отметить, что белорусская сторона сделала основной акцент на углубление интеграционных процессов в рамках Содружества, повышение эффективности взаимодействия в решении проблем, вызванных глобализацией и новыми вызовами современности, включая распространение вирусных инфекций. 

Повышение авторитета организации на международной арене, дальнейшее развитие общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств — участников СНГ вносят значимый вклад в председательство Республики Беларусь в СНГ.

В свою очередь, интеграционные процессы на пространстве СНГ имеют большую значимость и для Казахстана, поскольку в условиях геополитической турбулентности институты СНГ являются для нашей страны важной платформой.

Казахстан, как и Беларусь, рассматривает Содружество как уникальную и универсальную диалоговую площадку, на которой развивается сотрудничество, направленное на укрепление доверия и взаимопонимание, содействие инициативам по поддержке стабильности и безопасности на пространстве СНГ. 

Республика Казахстан, являясь сопредседателем СНГ, планирует принять в 2022 году эстафету страны-председателя от Республики Беларусь.

В общественно-политических кругах стран СНГ положительный отклик получило следующее заявление Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева: «Наша организация усилиями ее отцов-основателей все же смогла уберечь постсоветское пространство от масштабного кровопролития в тот тяжелый, во многом противоречивый период нашей общей истории. Считаю, что наша общая задача состоит в том, чтобы и далее укреплять потенциал Содружества в новых геополитических реалиях, усиливать его позиции на международной арене. Убежден, что сотрудничество в духе добрососедства, взаимного уважения и учета интересов позволит нам достойно выдержать все нынешние испытания и грядущие вызовы». 

В этой связи все более актуальной задачей перед Казахстаном становится дальнейшее эволюционное совершенствование деятельности Содружества в целях адаптации к современным реалиям, для которых характерны усиливающиеся процессы деглобализации и регионализации.

В перспективе СНГ должно трансформироваться в объединение, нацеленное на углубление делового партнерства между его участниками и содействие социально-экономическому развитию всех государств-членов.

Реализация этих задач способствовала бы модернизации институциональных механизмов интеграционного взаимодействия и совершенствованию договорно-правовой базы в рамках СНГ.

Содружество могло бы расширить спектр многостороннего взаимодействия за счет усиления координации действий стран-участниц по решению актуальных проблем, в частности, противостояния пандемии и улучшения экологии.

В заключение хотелось бы отметить, что государства — участники СНГ рассматривают Содружество как значимое, востребованное и актуальное межгосударственное объединение, позволяющее его участникам эффективно решать насущные вопросы. 

Во многом благодаря Содружеству на сегодняшний день торгово-экономические отношения между странами-участницами получили новый импульс, налажены постоянный политический диалог и сотрудничество в гуманитарной сфере и сфере безопасности.

Именно поэтому в настоящее время опыт СНГ активно начал использоваться многими региональными организациями. 

СНГ имеет высокий потенциал и ресурс развития. Несмотря на наличие конкурирующих объединений, Содружество остается главным проектом, сохраняющим контуры геополитического пространства, резервом дальнейшего расширения интеграции как самая адаптированная переговорная площадка для торгово-экономического и политического диалога входящих в него стран.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь, постоянный представитель при уставных органах СНГ А.Бейсенбаев.