В декабре 2021 года исполнится 30 лет с даты подписания Соглашения о создании СНГ и Алма-Атинской декларации. В связи с предстоящим юбилеем Содружества корреспондент немецкого внешнеполитического журнала «Вельт-Трендс» (WeltTrends) доктор Хуберт Тилике (Dr.Hubert Thielicke) взял интервью у заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ, Чрезвычайного и Полномочного Посла (Узбекистан) Ильхома Туйчиевича Нематова.
Вопрос: Содружество Независимых Государств было основано 30 лет назад. Какую роль оно играет сегодня на постсоветском пространстве. В чем вы видите успех СНГ?
И.Нематов: Советский Союз перестал существовать 8 декабря 1991 года после подписания тогдашними руководителями России, Беларуси и Украины Соглашения в Беловежской пуще. 21 декабря того же года, через 17 дней, в Алматы было создано Содружество Независимых Государств, куда вошли 12 республик бывшего Советского союза, кроме балтийских республик. С учетом размеров балтийских республик и присоединения их к СССР только в 1940 году, можно сказать, что практически был воссоздан бывший союз в первозданном виде, но с другими условиями, то есть было создано Содружество 12 суверенных государств. Тогда у руководства всех 12 суверенных республик были бывшие партийные и советские работники. В то время в условиях разрыва горизонтальных и вертикальных связей между бывшими республиками Союза трудно было предсказать их будущее, а также Содружества в целом.
По истечении 30 лет можно с уверенностью сказать, что все входящие в Содружество республики состоялись как суверенные государства и встали на путь стабильного развития. Конечно, в этом значительная заслуга СНГ. Кроме того, Содружество сыграло бесценную роль в цивилизованном разводе бывших республик СССР. Благодаря СНГ постсоветские республики смогли избежать Балканский вариант размежевания, что является одним из важных успехов СНГ.
Изначально основной целью Организации было развитие сотрудничества между участниками в политической, экономической, культурно-гуманитарной и других областях, формирование в долгосрочной перспективе интегрированного объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
В настоящее время Содружество Независимых Государств – одна из крупнейших в мире региональных межгосударственных организаций, признанная международным сообществом и основанная на сотрудничестве равноправных независимых государств, стремится к созданию эффективных механизмов партнерства, позволяющих совершенствовать развитие экономических связей как в рамках СНГ, так и на континентальном и межконтинентальном уровнях.
В 2021 году Содружество Независимых Государств отмечает юбилей - 30-летие со дня основания. Содружество не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе, объединяет 11 стран. Совокупная территория СНГ – 22,1 млн квадратных километров, 16 % всей территории планеты, численность населения – 282 млн человек или 4 % общего населения Земли. Доля стран СНГ в мировых запасах нефти составляет 24 %, газа 35 %, угля 22 %, по запасам золота, алмазов, титана, серебра, других редких металлов и драгоценных камней страны СНГ занимают одно из первых мест в мире.
В рамках юбилейного года запланированы торжественные заседания высших органов СНГ и органов отраслевого сотрудничества. Советом глав государств принято специальное Заявление в связи с 30-летием Содружества.
В последние годы востребованность СНГ в укреплении интеграционных процессов приобретает растущий характер. 18 декабря 2020 года под председательством Узбекистана прошло заседание Совета глав государств СНГ. Главы государств единодушно подтвердили важность укрепления партнерства и взаимодействия в политической, социально-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в области обеспечения безопасности. Были приняты новая редакция Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации. Кроме того, были утверждены стратегические документы, направленные на дальнейшее углубление многопланового сотрудничества между странами СНГ до 2030 года в экономической, военной и культурно-гуманитарной областях, в сферах информационной безопасности, развития межрегионального и приграничного взаимодействия, а также в молодежной политике.
Вопрос: Какие проблемы существуют? Как Организация могла бы сыграть еще более сильную роль?
И.Нематов: Конечно, прошедшие 30 лет для СНГ были непростыми. На стабильность развития сотрудничества в рамках СНГ оказали свое влияние негативные тенденции в мировой экономике, проблемы санкций, распространение коронавирусной инфекции в мире, фрагментация СНГ на различные объединения, выход из Содружества Грузии и приостановление в настоящее время Украиной своего участия в работе высших органов и отраслевых советов Содружества.
Вопрос: Как поддерживается сотрудничество СНГ с такими организациями, как Евразийский экономический союз и Организация Договора о коллективной безопасности?
И.Нематов: Свой вклад в углубление интеграционных процессов вносят также функционирующие на пространстве СНГ такие объединения, как ОДКБ и ЕАЭС, с которыми Содружество объединяют исторические, культурные, экономические связи, общее евразийское измерение, одинаковый состав участников и совпадение направлений деятельности. Они так же, как и СНГ, занимаются вопросами обеспечения безопасности, стабильного развития, углубления экономического сотрудничества и решением проблем миграции. У СНГ, ОДКБ и ЕАЭС много общих целей и задач по совершенствованию правовой базы сотрудничества и формированию интегрированного объединения в вопросах безопасности и экономического взаимодействия.
Вопрос: Все пять стран Центральной Азии входят в СНГ. Какое особое значение имеет организация для региона?
И.Нематов: Все пять стран Центральной Азии активно участвуют в деятельности СНГ. Содружество для стран Центральной Азии стало востребованной платформой для обсуждения жизненно важных вопросов, касающихся стабильного и устойчивого развития государств региона. Кроме того, тесное взаимодействие стран Центральной Азии в рамках СНГ обусловлено политическими, экономическими, культурно-гуманитарными, экологическими и историческими факторами. Народы Центральной Азии тесно переплетены историческими узами с Россией. Во всех странах региона проживает большое число русскоязычного населения. Отсутствие языкового барьера и визового режима между странами Центральной Азии и России также является важным фактором для решения миграционных вопросов. За прошедшие 30 лет в рамках СНГ создана солидная правовая база и функционируют действенные механизмы сотрудничества, сложилась четкая система совместных действий в экономике, культурно-гуманитарной сфере, в области обеспечения безопасности. Как отметил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев: «Содружество Независимых Государств для Узбекистана – это не просто площадка для диалога, обмена мнениями и «сверки часов». Для нас – это важнейший институт практического взаимодействия в приоритетных сферах, а страны–участницы Содружества – наши естественные партнеры, соседи и друзья».
Вопрос: С 2016 года Шавкат Мирзиёев является Президентом Республики Узбекистан. Он провел ряд далеко идущих реформ, в том числе в области внешней политики. Какие изменения происходят на постсоветском пространстве?
И.Нематов: 8 сентября 2016 года решением совместной сессии Олий Мажлиса Шавкат Мирзиёев вступил в должность исполняющего обязанности Президента Узбекистана. В своем выступлении Президент подробно изложил свое видение положения в обществе и перспектив развития нашей страны. Из его глубоко продуманной, открытой, доступной простому народу речи всем сразу стало ясно, что страну ожидают грандиозные реформы. 7 февраля 2017 года была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 годах.
С первых же дней после утверждения Стратегии начались реальные реформы, охватившие все сферы жизнедеятельности страны на основе государственной программы. Реформы, проводимые в рамках Стратегии, особенно в вопросах укрепления демократии в обществе, обеспечения участия народа в управлении государством путем усиления роли Парламента, установления прямого диалога с народом через открытие народных и виртуальных приемных Президента, а также коренные изменения в судебной системе, правоохранительных органах, открытие конвертации, улучшение бизнес-климата, поддержка предпринимательства, меры по повышению благосостояния населения, упорядочению использования карточек пенсионерами, обеспечению безопасности, межнационального согласия, религиозной толерантности начали давать реальные результаты. Проведение глубоко продуманной, открытой, прагматичной внешней политики было поддержано всеми слоями населения и мировым сообществом. Изречение Президента о том, что «правительство должно служить народу, а не народ правительству» стало не лозунгом, а реальным девизом дальнейшей работы всех чиновников любого ранга и правительства в целом.
В своем выступлении на совместной сессии парламента Президент особо подчеркнул, что развитие отношений с ближайшими соседями будет приоритетом внешней политики Узбекистана. За исторически короткий период времени состоялся обмен визитами на высшем уровне со всеми странами Центральной Азии. В ходе встреч был обсужден широкий спектр вопросов двустороннего, многостороннего и регионального характера, подписан солидный пакет документов в политической, торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах.
Сложившаяся ситуация в вопросах делимитации и демаркации границ и функционирования пограничных пунктов пропуска с соседними странами требовала изменения подходов к решению этих вопросов. Узбекистан, находясь в центре региона, имеет общую границу со всеми странами Центральной Азии протяженностью более 7000 км. В этой связи по инициативе Президента было принято решение проводить переговоры с соседними странами по вопросам делимитации и демаркации границы на основе трех главных принципов: первое – строгий учет взаимных интересов; второе – глубоко продуманный разумный компромисс и третье – при необходимости эквивалентный обмен земельными участками.
Основными результатами работы в данной сфере стали подписание договоров о границе с Кыргызстаном и Таджикистаном и снятие ограничений на пограничных пунктах, благодаря чему количество граждан, ежедневно пересекающих узбекско-кыргызскую границу достигло 30 тысяч человек, а узбекско-таджикскую более 20 тысяч.
По оценкам международных экспертов, сегодня благодаря конструктивной политике Узбекистана за короткий период Центральная Азия стала образцом регионального сотрудничества, она из турбулентного превратилась в регион возможностей. Удалось найти решения по острым вопросам, таким как делимитация границ, рациональное использование водно-энергетических ресурсов, транспортных коммуникаций, а также развитие приграничной торговли.
Участие Президента Узбекистана в саммите СНГ в октябре 2017 года в Сочи открыло новую страницу в сотрудничестве нашей страны с СНГ. Президент, наряду с другими важными инициативами, впервые в истории с момента образования СНГ в 1991 году выдвинул предложение о принятии Узбекистаном председательства в Содружестве в 2020 году. За короткий период времени Узбекистан присоединился к более 20 отраслевым органам СНГ, возобновил участие в Межпарламентской Ассамблее Содружества. В 2020 под председательством Узбекистана проходили все мероприятия высших органов Содружества. В 2021 году председательство в СНГ перешло к Республике Беларусь.
Вопрос: Пандемия коронавируса также сильно ударила по Центральной Азии. Чем здесь может помочь СНГ?
И.Нематов: Пандемия, которая привела к беспрецедентному мировому кризису, не обошла и страны Содружества, оказала негативное влияние на экономики стран СНГ, проведение в очном режиме запланированных мероприятий, таких как заседания Совета министров иностранных дел, Совета глав правительств, Совета глав государств и Экономического совета, а также других органов СНГ. В период острого кризиса пандемии в условиях закрытия воздушного пространства, приостановления движения наземного транспорта основными вопросами для стран Центральной Азии стали вывоз своих граждан, оказавшихся на территориях иностранных государств, на родину, а также обеспечение граждан необходимыми медикаментами, тест-системами и средствами индивидуальной защиты. Благодаря слаженной работе внешнеполитических, пограничных, таможенных, транспортных и медицинских ведомств, страны Содружества смогли оперативно среагировать на сложившуюся ситуацию с распространением коронавируса. Практически все страны СНГ оказали друг другу гуманитарную помощь. Медицинские работники Центральной Азии работали в постоянном контакте со своими российскими коллегами, проводили в онлайн-режиме системные консультации по лечению инфицированных больных. В координации действий в борьбе против распространения вируса положительную роль сыграл Координационный совет СНГ по проблемам санитарной охраны территорий стран Содружества. Постоянно проводились в режиме онлайн заседания Координационного совета с участием руководителей соответствующих структур стран СНГ, Исполнительного комитета и экспертов ВОЗ. Были рассмотрены вопросы объединения усилий в борьбе против пандемии и приняты важные решения по ним по итогам заседаний Совета министров иностранных дел, Совета глав правительств, прошедших под председательством Узбекистана соответственно 12 и 29 мая 2020 года. В Исполнительном комитете СНГ с самого начала распространения вируса, с 25 марта 2020 года, создана и функционирует Рабочая группа по мониторингу ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.
Для справки: Журнал «Вельт-Трендс» (WeltTrends) основан в 1993 г. в Германии как периодическое издание, посвященное мировой политике. Издается на немецком языке и ориентирован как на широкую аудиторию, интересующуюся внешнеполитической повесткой, так и на органы власти, СМИ, студентов и экспертов в области международных отношений. Выпуски Вельт-Трендс тиражом в 2,5 тысячи экземпляров отправляются в библиотеки и научные центры по всему миру.