Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Год народного творчества и культурного наследия СНГ: история русской матрешки

2022 год был объявлен Годом народного творчества и культурного наследия в Содружестве Независимых Государств. Mir24.tv рассказывает о народном искусстве, особенностях быта, культурных и обрядовых традициях, укладах жизни, памятниках народного творчества и этнокультурном многообразии народов, населяющих страны СНГ.

 

 

А вы знаете, какой образчик народного творчества чаще всего хотят увезти с собой из России зарубежные туристы? Конечно, русскую матрешку! Наивная, веселая и задорная, она покоряет сердца с первого взгляда. Рассказываем о том, как появился один из самых известных символов России, где его делают сейчас и как отличить игрушки, сделанные в разных регионах нашей страны.

Детская развивающая игрушка или символ России?

Технология изготовления матрешек окончательно сформировалась в XIX веке и с тех пор практически не менялась. Но вкладывающиеся друг в друга игрушки простых форм делались на Руси и раньше. Например, расписные пасхальные яйца – их создавали разных размеров и прятали в самом большом.

К слову, механический токарный станок в России был изобретен еще в 1717 году – на 80 лет раньше, чем в Европе, при деятельном участии Петра I. А через 100 лет – в начале XIX века – сотни мастеров уже занимались производством токарной игрушки: точили мелкие рюмочки, чашечки, грибки, яйца, баночки, подсвечники.

Бытует версия, что прототипом матрешки стала японская деревянная фигурка Ситифукудзин, означающая «Семь богов счастья». Этот разъемный сувенир изображает японского бога удачи Фукурокудзю с вложенными внутрь фигурками еще шести богов. Но в самой Японии авторство игрушки приписывают неизвестному монаху-миссионеру из России. Так что круг замкнулся.

Так или иначе, образ современной матрешки, который хорошо знаком всему миру, был создан в 1898 году в Москве, в мастерской при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке. И магазин, и мастерская принадлежали семье Мамонтовых, в которой было шестеро детей. Жена Мамонтова Мария Александровна, деятельная и активная, была увлечена идеей всестороннего развития детей – своих и чужих. Она издавала журналы на эту тему, а также придумывала для своего магазина игрушки и игры, которые сегодня назвали бы развивающими.

Мастер-игрушечник 24-летний Василий Звездочкин родом из Сергиева Посада сделал первую деревянную заготовку для матрешки. Он вспоминал: «Увидел как-то в журнале подходящую чурку и по ее образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). Мамонтов одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате».

Там игрушку «одели» в нарядный сарафан и русский платок, сделали ей веселое улыбающееся лицо крестьянской девушки, дали в руки петуха и назвали популярным в то время именем Матрена. Но она была такой уморительной, что прижилась лишь уменьшительная форма имени, и игрушка стала называться матрешкой.

Еще через два года Василий Звездочкин разработал технологию производства трех- и шестиместной игрушки. А вершину его искусства – восьмиместную матрешку – послали на выставку в Париж. Ее расписал один из создателей «русского стиля», художник-передвижник, архитектор и декоратор Сергей Малютин.

На парижской выставке 1900 года малютинская матрешка произвела фурор: за оригинальность и своеобразие росписи игрушка получила золотую медаль и стала всемирно известной. С тех пор почти все иностранцы, побывавшие в России, старались увезти с собой этот милый и незатейливый сувенир.

Задорный характер и русская душа

До сих пор русская матрешка является одним из самых популярных национальных сувениров. Ее образ претерпел множество изменений. В каждом регионе делают свою, уникальную роспись и стараются сделать именно свою матрешку узнаваемой, самобытной. Но общие черты сохранились. Это всегда румяная, дородная молодая женщина в праздничном русском костюме и цветастом платке на голове. Она мила, жизнерадостна, полна сил, так и пышет здоровьем и оптимизмом. Так что смело можно утверждать, что матрешка – игрушка с задорным характером и русской душой.
Матрешка – это символ жизни, материнства, продолжения рода: внутри нее многочисленное потомство, мал мала меньше. И каждую новую куколку, извлекая, можно рассматривать без конца: наряды и лица уникальны. Матрешка – это сильный образ, она как бы выступает опорой своего рода, берегиней и защитницей. Причем делает это легко, без всякого напряжения. Красивая, нарядная и яркая, она излучает благополучие, энергию и радость.

Пропорции матрешки за век с лишним почти не изменились. Хотя в начале XX века мастера экспериментировали с формой матрешки, делали ее конусообразной, шлемовидной, но потом изначально выбранная форма вернулась и закрепилась навсегда.

Для создания деревянной основы русской матрешки используют мягкие породы древесины – липу, ольху, березу. Больше всего мастера-токари любят липу, так как она очень мягкая и с нею легко работать. Для того, чтобы готовое изделие не растрескалось, дерево должно пролежать на открытом воздухе два года и основательно подсохнуть. После чего ствол распиливают на бруски. Для вытачивания игрушек подходят не все фрагменты, а только те, которые лишены сучков.

Весь путь от бруска до готового сувенира занимает множество этапов. Мастера-токари начинают работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку чуть большего размера. И так до самой большой. Заготовки для матрешек точат на маленьких кустарных предприятиях, а в некоторых селах России их изготавливают прямо в домашних мастерских. Например, в Полховском Майдане Нижегородской области практически все мужское население имеет собственные токарные мастерские, где любовно обустраивает рабочее место и инструмент. Еще бы – токарям приходится проводить у станков по 9-10 часов в день. А по-другому на кустарном промысле не заработаешь. Мастерство передается от отца к сыну.

Среднее количество матрешек-вкладышей – 4-5 штук, но бывают и исключения. Однажды на художественной фабрике «Семеновская роспись» была изготовлена матрешка, в которую вошло сразу 56 игрушек! Первая из этих фигурок, в которую прятались все остальные, была 1,5 м в высоту.

А самые большие неразъемные матрешки расписаны художником Борисом Красновым и находятся в Москве. Их «рост» – 13 метров. Больше них – высотой в 30 метров – только здание в форме матрешки, но оно построено не в России, а в китайской Маньчжурии.

Как и где расписывают матрешек?

Расписывают матрешек, отдавая дань традиции, до сих пор вручную. Но сначала выточенную на токарном станке и отшлифованную куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала и сушат при комнатной температуре, повторяя эту процедуру три-четыре раза.

Потом матрешек расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки обычно поделен на несколько операций. Сперва художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек. Намечают детали карандашом, а потом обводят тушью. Затем закрашивают разными цветами одежду, платок, фартук. И украшают их узорами. Лицо рисуют в последнюю очередь. Это самая тонкая работа.

Большинство мастериц не покрывают лицо матрешки слоем краски, ведь цвет древесины хорошо передает тон человеческой кожи. А вот румянец во всю щеку – это обязательно. Как бы ни была наметана рука художницы, выражение глаз матрешки и ее улыбка всегда выходят немножко разными. В этом прелесть ручного промысла: матрешки неповторимы, каждая получается со своим выражением лица.

Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре.

Мест, где расписывают матрешек, в России великое множество. Но все же основные кустарные производства, которые имеют свой неповторимый почерк и узнаваемую манеру росписи, расположены в центральной России: в Сергиевом Посаде, Семенове и Полховском Майдане Нижегородской области, а также на севере, в городе Вятке.

Сергиево-Посадская матрешка представляет собой круглолицую нарядную девушку в ярком сарафане и узорчатой кофте. На ней яркий платок и передник. Контуры росписи всегда имеют черную обводку тушью. Передник может быть однотонным, в цветочек или с растительным узором. В память о первой матрешке, которая держала в руках петуха, в росписи сергиево-посадских матрешек часто отражают крестьянскую жизнь. Местные матрешки держат в руках кувшин, букет цветов, котенка или курочку. Это главная отличительная черта сергиево-посадской матрешки от всех других.

Семеновские матрешки узнаваемы по яркой росписи преимущественно красного и желтого цветов. Платочки традиционно окрашиваются в горошек. В отличие от сергиевских кукол, здесь особое внимание уделяется красивым цветочным мотивам на переднике. Мастера используют контрастные цвета и обводку деталей рисунка черной краской, чтобы они выделялись на фоне фартука.

Семеновская матрешка производится часто на тех же предприятиях, что и хохломская роспись, но традиции хохломы не переносятся на матрешек. Они имеют свой уникальный, совсем не хохломской вид.

Полховскую матрешку легко можно узнать по основному элементу росписи на фартуке. Это всегда крупный цветок шиповника, рядом с которым часто рисуют полураскрытые бутоны на ветках. Роспись гораздо крупнее, чем у сергиево-посадской и семеновской матрешек. Передник часто заменен на овал, в котором размещается рисунок.

Традиционные полховские матрешки всегда были кудрявыми брюнетками: они изображались с выбивающимися из-под платка черными кудряшками.

Форма полховских матрешек также заметно отличается от всех остальных. Фигурки более вытянуты по вертикали, с маленькой, жестко очерченной головкой, у которой почти плоская макушка.

Вятская матрешка – самая северная. Ее тоже не спутать ни с какой другой: мастерицы украшают вятских матрешек инкрустацией из белой и золотой ржаной соломки. Рисунок росписи чаще геометрический, в нем заметны северные мотивы. Также у вятских матрешек самая подробная прорисовка лиц: они с большими голубыми глазами, пышными ресницами и пухлыми губками.

Начиная с 90-х годов прошлого века наряду с традиционными промыслами стала развиваться авторская матрешка. До сих пор множество народных художников по всей России делают свою неповторимую роспись.

Главным элементом украшения авторской матрешки по-прежнему остается передник. Но теперь на нем может быть изображен пейзаж, памятник архитектуры, фрагмент картины известного художника, сюжет народной сказки, жанровая сценка, да все что угодно!

Есть и портретные матрешки, изображающие исторических личностей. Причем они появились отнюдь не в 90-х годах прошлого века, как может показаться, а гораздо раньше. Известно, что еще в Российской империи к столетию войны 1812 года были сделаны две матрешки – Наполеон и Кутузов со своими штабами. А к столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя были изготовлены матрешки с персонажами его литературных произведений «Мертвые души» и «Ревизор». Также с дореволюционных времен выпускалось много матрешек, изображавших народы России в национальных костюмах.

Но все же самая любимая во всем мире – та самая, традиционная матрешка: русская красавица и умница, излучающая благополучие, энергию и радость.