Исполком СНГ

Год народного творчества и культурного наследия в СНГ: народное творчество и декоративно-прикладное искусство Армении

Ежегодно в международных публикациях исследователи отмечают увеличение туристических потоков в страны СНГ. Неудивительно, ведь каждая из стран Содружества обладает богатой древней историей, разнообразной культурой и исконными традициями.

Одним из ярких примеров является Республика Армения. Страну нередко называют одной из колыбелей мировой цивилизации, отмечая что у истоков армянской культуры стоит древняя урартская культура.

Расположенная на пересечении путей на стыке Запада и Востока, Армения являлась местом столкновений между империями, поэтому в культурном наследии страны сплелись черты различных цивилизаций.

Некоторые исследователи утверждают, что развитие армянской культуры совпало с принятием христианства в 301 году. Армения – первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии, и, соответственно, именно эта страна является центром многовековых монастырей, храмов и церквей. Христианство создало новые формы в культуре, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, а также сыграло важную роль в формировании армянского народа.

Законодательство Армении предусматривает широкие меры по сохранению культурного наследия. Прежде всего, статьей 15 Конституции устанавливается, что армянское культурное наследие находится под опекой и защитой государства.

Государственная охрана исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры, являющаяся одним из главных направлений государственной политики Республики Армения в сфере культуры, закреплена в Законе Республики Армения «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды» и Законе «О недвижимых памятниках истории и культуры, считающихся государственной собственностью Республики Армения и не подлежащих отчуждению».

Органом, отвечающим за определение и осуществление на национальном, региональном и местном уровнях политики в области культуры, является Министерство культуры Республики Армения.

Статьей 3 Закона «О нематериальном культурном наследии» установлено, что нематериальное культурное наследие – обычаи, традиции, ритуалы, представления и выражения, знания и навыки, а также инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, ассоциированные с ним как материализованные носители нематериального культурного наследия. Закон содержит понятие «нематериальная культурная ценность» – информация, которая также хранится в научных и образовательных учреждениях, архивах, библиотеках, касающаяся фольклора, языка, диалектов, географических названий, национальных символов, традиционного мастерства, национальных обычаев, традиций, праздников, обрядов, народных верований и поклонений.

В 2009 году при Министерстве культуры был создан Экспертный совет по охране нематериального культурного наследия, который в сотрудничестве с организациями, занимающимися научной и образовательной деятельностью, разработал и представил Правительству соответствующие стандарты для инвентаризации нематериального культурного наследия страны. Был принят ряд законодательных актов для правового регулирования данной сферы.

Правительством в марте 2020 года принято постановление «Об утверждении критериев для составления Списка нематериального культурного наследия Республики Армения и об утверждении Списка нематериального культурного наследия», которым определяется процесс регистрации нематериального культурного наследия на территории Армении, изучение ситуации и составления Списка ценностей нематериального культурного наследия. Сегодня в него включено свыше 50 объектов (армянские песни и танцы, различные виды кулинарных блюд, проявления народного театра и т.д.).

В целях обеспечения деятельности и развития данной сферы реализуются культурные программы, направленные на развитие народного искусства и ремесел, традиционного исполнительского искусства, пропаганду культурного наследия, сохранение традиционного национального образа жизни и международной популяризации нематериального культурного наследия. Особое значение придается реализации таких программ в регионах, которые способствуют сохранению национальных традиций, обеспечивают жизнеспособность и их передачу из поколения в поколение.

Одной из важных составляющих культурной политики является международное сотрудничество, которое осуществляется как в двустороннем, так и в многостороннем форматах, на основе ратифицированных международных конвенций и подписанных двусторонних соглашений.

В 2006 году Армения ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия», в рамках которой реализуются различные национальные и международные программы по защите, сохранении и популяризации нематериального культурного наследия.

Сегодня в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО включены следующие объекты нематериального культурного наследия Армении: армянский дудук (2008 год), армянский хачкар (2010 год), эпос «Давид Сасунский» (2012 год), традиционный армянский хлеб – лаваш (2014 год), традиционный армянский танец кочари (2017 год). В 2012 году город Ереван был объявлен ЮНЕСКО Всемирной столицей книги.

Республика Армения является активным участником в развитии многостороннего гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, укреплении общего культурного пространства, разработке правовой базы, осуществлении культурных обменов со странами Содружества.

Страна является активным участником Совета по гуманитарному сотрудничеству и Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ.

Решением Совета глав государств СНГ в армянских городах Гюмри в 2013 году и Горис в 2018 году была реализована Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества», нацеленная, в первую очередь, на создание благоприятного климата для объединения культурных потенциалов и расширение гуманитарных связей между государствами – участниками СНГ.

Одним из успешных реализованных проектов, подготовленных по инициативе Армении, стало разработанное Положение о Международной выставке «ART EXPO» государств – участников СНГ. Выставка является масштабным комплексным мероприятием в гуманитарной сфере, которое проводится в целях презентации значимых культурных мероприятий, проектов, достижений и событий в области кино, театра, музыки, изобразительного искусства, печатной, электронной продукции и ряда других, реализованных государствами – участниками СНГ. В 2013 году в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Гюмри состоялась первая выставка ART EXPO стран СНГ, в которой приняли участие 9 стран Содружества.

Важной составляющей культурной политики является также международное сотрудничество, которое осуществляется и в двустороннем формате, на основе ратифицированных международных конвенций и подписанных двусторонних соглашений. Сегодня Министерство культуры Армении активно сотрудничает с 60 странами мира, в том числе со странами СНГ.

Народное творчество Армении

Рассмотрим наиболее известные и популярные виды армянского народного творчества, культуры и искусства, фольклора и традиций.

Архитектура занимает исключительное место в армянской культуре. Горный ландшафт страны определил основной стиль архитектуры. Мощно и монументально высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества.

Традиционная архитектура Армении – это храмовая архитектура церквей, монастырей, обителей и т. д. Раннесредневековое зодчество (V–VI века) представлено, в основном, базиликами. В VI–VII веках получила свое развитие крестово-купольная и центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Совершенствовались формы, добавлялись новые элементы. Особый вид храмовой армянской архитектуры – монастырский ансамбль, который состоит из целого ряда элементов – собора, часовен, колокольни, гражданских построек – трапезной, библиотеки, ризницы и других.

Среди наиболее выдающихся христианских памятников Армении Эчмиадзинский собор, церковь Святой Рипсиме, монастырский комплекс Гегард, развалины храма Звартноц, а также монастыри Агарцин, Татев и многие другие. Эти строения, средневековые мосты и крепости поражают своим совершенством, тяжелыми формами и величием.

Следует также отметить город Ереван, который считается одним из самых древних городов планеты – первые упоминания о нем датируются I веком до нашей эры. Столицу часто называют «розовой», а все потому, что здания здесь построены из розового туфа. Ереван известен своей дружелюбной атмосферой и гостеприимными местными жителями.

Армянская архитектура отличается от многих стран своеобразным стилем. На разных этапах истории архитектура менялась, совершенствовалась и сегодня в Армении можно встретить произведения армянской архитектуры разных времен. Закономерно, что в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включены объекты материальной культуры Армении в основном религиозного значения: монастыри Ахпат и Санаин (1996, 2000), кафедральный собор и церкви Эчмиадзина и археологический памятник Звартноц (2000), монастырь Гегард и верховья реки Азат (2000).

Армянский алфавит уже более полутора тысячи лет существует практически без изменений – историки называют его одним из древнейших. Некоторые исследования указывают на то, что письменность в Армении возникла гораздо раньше, еще до принятия христианства.

Алфавит был создан в 405 году ученым и священником Месропом Маштоцем. Изначально алфавит состоял из 36 букв: 7 гласных звуков и 29 согласных. В XI веке были добавлены еще две буквы «О» (арм. «Օ») и «Ф» (арм. «Ֆ»). В остальном алфавит сохранился без изменений.

Армянский алфавит сыграл важную роль в сохранении национальной идентичности армянского народа, поэтому в декабре 2019 года в ходе 14-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО заявка Армении о включении элемента «искусство армянского письма и его культурных проявлений» в Список нематериального культурного наследия была одобрена единогласно.

Среди многочисленных памятников культуры армянского народа особое место также занимает рукописная книга, история которой восходит в некоторых исследованиях к V веку. Рукописи продолжали создавать даже тогда, когда стали появляться первые армянские печатные издания (1512 год). Печатная книга полностью вытеснила рукописную лишь в XIX веке.

Сохранилось и дошло до наших дней около 30 тысяч рукописей, созданных в V–XVIII веках. Они хранятся в центрах культуры многих стран мира. Наиболее крупный из них – Научно-исследовательский институт древних рукописей им. Месропа Маштоца «Матенадаран» в Ереване, где сегодня хранятся около 17 300 полных и более 2 тысяч фрагментов рукописей. Следует отметить, что Решением Совета глав правительств СНГ от 21 ноября 2014 года Научно-исследовательскому институту «Матенадаран» придан статус базовой организации государств – участников СНГ по сотрудничеству в области сохранения и восстановления письменного наследия.

Крупнейшими собраниями армянских манускриптов также являются библиотеки Армянского патриархата в Иерусалиме (около 4 тыс.), Конгрегации мхитаристов в Венеции (около 4 тыс.) и в Вене (2561).

Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности рождаются первые литературные произведения, которые относят к V–VI вв. Речь идет об историческом произведении Мовсеса Хоренаци «История Армении». Его труд оставался образцом для армянских историков до конца XIX века. Содержит ценнейшие сведения по истории, фольклору, этнографии Армении, стран Закавказья и Передней Азии. Не менее известный историк, писатель и переводчик Корюн, описавший «Житие Маштоца». Им также были переведены на армянский язык многие богословские книги. Высокого уровня достигла также армянская поэзия – широко известны имена поэтов Григора Нарекаци (X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» – один из памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали (X в.), Фрика (XIII в.).

Армянский фольклор богат и разнообразен, его основой считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху.

Самыми известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне, а также другие эпические сказания.

Согласно древнеармянской мифологии во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств: Ваагн – бог войны, поражающий драконов, и богиня Анаит – покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также богиня войны, материнства и мудрости Нане и богиня любви и красоты Астхик.

Помимо мифов о богах и героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные историческим личностям, правителям и другим. Многочисленны басни, в том числе и песенные, сказания и сказки, пословицы и загадки. В разных вариантах известен героический эпос «Давид Сасунский» – об истории нескольких поколений, боровшихся за свободу.

Эпос Давид Сасунский – средневековый эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна, сформировался в VIII–X веках. Эпос состоит из четырех частей. Первая – Санасар и Багдасар, вторая – Мгер Старший, третья – Давид, четвертая – Мгер младший.

Самые ранние письменные упоминания об эпосе встречаются у португальских путешественников XVI века. Впервые он был записан в письменном виде в XIX веке.

Эпос «Сасна Црер», который в переводе с армянского означает «богатыри из области Сасун» или «Давид Сасунский», является достоянием жанра устного народного творчества, рассказанный в лучших традициях героических сказок. В живом и увлекательном тоне эпос повествует об истории армянского народа. В эпосе собраны воедино ценные описания народных традиций, сцены из жизни народа, представлены различные диалекты и особенности разных регионов.

Традиционно содержание эпоса передавалось из поколения в поколение на основе устных преданий. Сегодня эпос вдохновляет многих армянских художников и скульпторов в их творчестве, а также служит сюжетной основой для многих спектаклей и театральных постановок.

В декабре 2012 года эпос «Давид Сасунский» включен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. Ее самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего средневековья: прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные – тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные – барабан.

От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п. Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.

В 1868 г. армянским композитором Тиграном Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II». Произведения Александра Спендиарова заложили основу национальной классической симфонической музыки; Арменом Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш». Начало XIX века вызывает подъем армянской музыкальной жизни, создается новая армянская нотопись. XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов – Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян.

Сегодня трудно представить музыку Армении без глубокого звучания древнего духового инструмента дудук, изготавливаемого из абрикосового дерева. Как отмечается в исследованиях, исторические корни дудука относятся ко временам армянского царя Тиграна Великого (95‑55 гг. до н.э.).

Инструмент бывает трех размеров: 28 см, 33 см и 40 см. Число игровых отверстий инструмента различно: на лицевой стороне семь или восемь, на обратной стороне одно или два – для большого пальца.

Дудук очаровывает своим теплым и слегка приглушенным звуком, мягким и бархатистым тембром. Армянские музыканты пользуются специальной техникой, воспроизводя звук дудука, схожий на человеческий голос. В Армении считают, что звучание инструмента в точности отражает душу народа страны и армянской истории.

В мировой популяризации этого музыкального инструмента большая заслуга принадлежит знаменитому армянскому музыканту Дживану Гаспаряну, композитору и мастеру игры на дудуке. Профессор Ереванской государственной консерватории Дж.Гаспарян создал школу игры на дудуке, воспитал учеников в разных странах мира, которые продолжают продвижение данного инструмента во всем мире.

Музыка дудука и сам инструмент традиционно неотделимы от социальной жизни и культурной идентичности армян. Они сопровождают многие события в жизни армянского общества, таких как свадьба, похороны, крестины и т. п. Сегодня его музыка прочно вошла в музыкальное направление и звучит в произведениях всемирно известных исполнителей и киношедеврах.

В 2005 году музыка армянского дудука была признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества.

В многогранном народном творчестве Армении весомое место занимают танцы. Они начали зарождаться в пору первобытно-общинного строя и, видоизменяясь в той или иной степени, дошли до нас, сохранив красоту и отточенность форм.

Каждый регион, каждое село имело свои собственные уникальные танцы, которые спустя тысячелетия не утратили свою значимость, и более того, стали национальным и культурным достоянием армянского народа.

Танец сопровождал религиозные обряды и битвы, национальные праздники и состязания, был выражением скорби и ликования. Часто народные танцы превращались в театральные постановки, красота которых заключалась как в многоцветии костюмов и своеобразии музыкального сопровождения, так и в колорите танцевальной техники.

Самым популярным среди всех армян является древний танец кочари – ритуальный танец, который зародился еще в языческие времена. Изначально танец был посвящен священному животному – овну, которому поклонялись как символу мощи, борьбы и победы. Танцоры образуют непроходимую стену и ритмично двигаются в танце плечом к плечу под музыку. В разных регионах Армении существует много разновидностей этого танца.

Сегодня кочари является неотъемлемой частью любой свадьбы, торжества или праздника, во время которых мужчины и женщины всех возрастов объединяются в танце под музыку своих предков. Кочари популярен и используется в многочисленных произведениях искусства, например, в балете «Спартак» армянского композитора А.Хачатуряна.

Решением ЮНЕСКО в декабре 2017 года танец кочари был внесен в Список нематериального культурного наследия человечества.

Армянские народные игры и состязания. В средневековье играми в Армении называли не только детские развлечения, но и театральные и цирковые представления. Во время таких представлений, праздников и ритуальных церемоний часто звучали шуточные песни-игры.

Детские игры были не только способом развлечь детей, но и развить их. Армяне с давних времен придавали большое значение воспитанию детей, особенно мальчиков. С самого детства игры влияли не только на физические способности детей, но и помогали развить в детях смекалку и соревновательный дух. А шуточные песни и стихи развивали в детях остроумие и чувство юмора.

Игры отличаются друг от друга, но их всех объединяет соревновательный и театральный характер. Игры различались по полу и возрасту. Игры, предназначенные для мальчиков, сильно отличались от игр для девочек. Они были более подвижными и требовали большей физической силы.

Традиционные игровые состязания и театральные представления в основном проводились во время различных праздников, торжеств, гуляний и церемоний.

Спортивное состязание кох – прообраз современной борьбы. Многочисленные памятники материальной культуры, древние письменные тексты, исторические исследования, а также данные народного фольклора свидетельствуют о том, что кох – один из древнейших и популярных в Армении видов народного спорта. Упоминания о нем встречаются в древних персидских рукописях.

Кох был неотъемлемой частью разных ритуальных церемоний, праздников, гуляний и свадеб. Перед началом поединка участники вместе танцевали народные танцы под звуки народной музыки. И только после этого начиналась борьба. Победителем считался тот, кому удавалось сбить соперника с ног.

В Армении до сих пор есть общины, в которых сохранились армянские народные игры. Сохранение игр является важной составляющей культуры страны – ведь это не просто вид спорта и состязаний, а составляющая национальной общности армян.

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому радостному случаю обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе. Гостеприимство в Армении не ограничивается вежливостью и правилами этикета. В армянской культуре гостеприимство занимает одно из важнейших мест. Считается, что гость является посланником Бога и чем лучше принять его у себя дома, тем больше счастья и благополучия вернется к хозяину дома.

Любое событие и повод весело отмечают семьей, когда стол накрывают самыми вкусными и аппетитными блюдами и приглашают на трапезу и забавы как близких, так и случайно проходивших мимо или зашедших людей. На праздничном столе присутствуют следующие блюда: хоровац (шашлык); толма; лаваш; жингялов хац; сладкий судшух и др.

Следует отметить, что в ноябре 2014 года легендарный армянский хлеб в виде лепешки – лаваш – включен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.

Большое количество национальных праздников армян сопровождались интересными национальными празднествами.

Традиции народных праздников Армении, как и праздничные события других государств, по-своему уникальны. Каждый праздник включает в себя многовековую культуру, историю и самобытность армянского народа. Любое торжество и памятное для армян событие сопровождается широким празднеством со столами, которые ломятся от блюд и напитков, хорошим настроением и национальными танцами. Ни для кого не секрет, что армяне умеют не только продуктивно работать, но и отдыхать, забыв обо всех заботах. Так как армяне достаточно религиозный народ, большинство праздников связано с церковью.

Празднование Нового года у армян – одного из древнейших народов мира, хранит в себе традиции тысячелетий. Еще в древние времена в армянском календаре существовали праздники, обозначенные как Новый год в современном понимании. Речь идет о Навасарде или Аманоре.

Навасард – первый месяц года в древнеармянском календаре («нава» – «новый», «сард» – «год»). Месяц Навасард насчитывал 30 дней, начинался 11 августа и заканчивался 9 сентября. Для древних армян это был один из любимейших праздников – начало нового года и новой жизни, сопровождаемое народными гуляниями и играми на протяжении недели.

В древнем армянском календаре год состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного, 13-го месяца – в 5 дней: Навасард, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц. Кроме месяцев названия имели и каждый день месяца.

В 301 году христианство было провозглашено в качестве государственной религии и праздник Нового года был перенесен с 11 августа на воскресенье, идущее следом за 10 ноября. Так, Навасард, перенесенный на ноябрь, стал символом благодарности Богу за собранный урожай, а во время этого праздника на столах в основном преобладали фрукты и сухофрукты. В XVI веке Навасард уступил свое место празднику Аманор, так как армяне перешли к новому – Григорианскому календарю.

Несмотря на исторический период и наличие различных религиозных направлений, в Армении Новый год всегда считался символом переосмысления прошлых традиций и обычаев. Накануне семьи собирались вокруг костра, чтобы получить от него свет, тепло и предать огню все ошибки и воспоминания о плохих событиях прошлого года. Сегодня многое изменилось в праздновании Нового года, но этот праздник неизменно остается самым любимым и теплым семейным праздником для армян.

Начиная с 2009 года Навасард снова стал ежегодно отмечаться в Армении. Праздник в качестве государственного восстановлен Парламентом Армении и получил название: День национальной идентичности.

Барекендан‎ – церковный праздник, предшествующий Великому посту, утвержденному Армянской апостольской церковью. Слово «барекендан» переводится с армянского как «доброжитие». Для мирян этот праздник представляет собой проводы зимы и настрой на ожидание теплых дней после весеннего равноденствия.

После принятия в Армении христианства как государственной религии Барекендан, сохранив свойства языческого праздника, вобрал в себя новые смысл и значение. С древности на Барекендан готовили много кушаний, устраивали ярмарки и народные гулянья, было принято ходить в гости. Также раздавали еду бедным и нищим.

Главным блюдом является плов с изюмом и маслом. В воскресную ночь после праздника на ужин принято есть мацун и катнов (кисломолочный напиток и молочную рисовую кашу). Барекендан традиционно отмечался обильными и изысканными блюдами.

Древний праздник терендез – один из любимых и массовых в Армении, который празднуют 13 февраля.

Историю его возникновения относят к языческим временам – он символизировал проводы зимы и радостное ожидание весны. В древней Армении праздник был связан с поклонением богу Огня – громовержцу Ваагну.

В дохристианские времена праздник в Армении отмечали как фестиваль пробуждения природы, поскольку люди считали, что побороть холод зимы и сделать поля плодородными может сила огня. Поэтому на терендез зажигали костры, чтобы помочь Солнцу и ускорить приход весны.

После принятия христианства терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня. Своими народными гуляньями очень напоминает русскую Масленицу. Главные участники терендеза – молодожены или те, кто только собирается связать свои судьбы узами брака. После праздничной литургии во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. Важным атрибутом дня остается костер, через который прыгают влюбленные пары.

Праздник, отмечаемый в последнее воскресенье Великого поста, по-армянски называется Цахказард («Украшенный цветами») и посвящен торжественному входу Господню в Иерусалим перед Пасхой. Он знаменует начало Страстной недели, когда все верующие христиане готовятся встретить Пасху.

Праздник также символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед. Народ в освященных ветках видел загадочную силу, с помощью которой мог противостоять стихийным бедствиям природы.

В прошлом в праздник Цахказард существовал обычай украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви, и развешивать на ветках плоды, что символизировало также и связь с культом плодородия.

Сурб Затик, что в переводе с армянского языка означает «Священная Пасха», отмечается армянами так же, как и праздник Пасха всеми христианами. Пасхой называется Праздник Святого Воскресения, что означает освобождение, избавление от грехов и возвращение к Богу.

Изначально Затик – имя древнейшего армянского Бога плодородия. Древние армяне поклонялись ему, для того чтобы их земля была плодородной, год урожайным, а каждый сбор урожая приносил только радость. По мнению филологов, созвучие армянского «азатвел» (воскрешение, освобождение) и «затик» постепенно слились в одно. Тем самым, Пасха в Армении и у всего армянского народа именуется «Затик».

К празднованию Пасхи подходят с особым чувством – Затик является семейным праздником. В родительском доме собираются дети, внуки, близкие родственники. В этот день принято ходить в гости к близким с пасхальной корзинкой, внутри которой яйца, окрашенные в красный цвет, красное вино и сладости. В домах верующих по всем традициям накрывается пасхальный стол: отварная рыба, блюда из зелени, плов с изюмом и крашеные в красный цвет яйца – в память о том, что мир был спасен ценою крови Христа.

Вардавар – праздник Преображения Иисуса Христа в Армении. Самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской церкви и один из самых любимых летних праздников у армян, который отмечается на 98‑й день после Затика (Пасхи).

Праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «вардавар» имеет разные значения.

По одной версии, название праздника происходит от слова «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик. По другой версии слово «вардавар» состоит из корней «вард (уард)» – «вода» и «вар» – «мыть, поливать».

Вардавар, суть которого сводится к взаимному обливанию водой, – символ безудержного веселья, очищения и единения. Считается, что в этот день вода обладает лечебными свойствами, поэтому в народе принято с утра до вечера обливать друг друга водой, обижаться на это нельзя. Праздник сопровождается традиционными песнями, танцами и играми.

Армянские обычаи насчитывают множество интересных ритуалов и церемоний, которые придают колорит каждому торжеству, будь то свадьба, день рождения, профессиональный праздник или религиозное празднование. Издавна в этой культуре было принято всегда дать кров и пищу случайному спутнику или заблудившемуся, которых называли «гостями от Бога». Гостеприимство и уважение к старшим в Армении превыше всего.

Декоративно-прикладное искусство Армении

Начало декоративно-прикладному искусству в Армении положили разнообразные народные промыслы, получившие свое развитие еще в древности и достигшие высокого художественного мастерства исполнения.

Традиционно армяне занимались изготовлением тканей и ковров, керамики и фаянса, домашней утвари, плетением кружев. Также были распространены кузнечное и ювелирное дело, резьба по камню и дереву.

Однако визитной карточкой страны и всех ремесел является хачкар – вид декоративно-архитектурного ремесла, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста с фигурами людей или животных.

Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» – крест и «кар» – камень. Мастеров-камнерезов, создающих хачкары, называют варпетами.  Главной частью хачкара является крест. Остальная часть каменной поверхности обычно заполнена сложными узорами из листьев, винограда, гранатов. Иногда хачкар украшают фигуры святых из Библии.

На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

Искусство хачкара, основанное на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм, сформировалось и получило развитие в Средневековье. Хачкар – свидетельство и результат самобытного развития армянской культуры, уникальное явление в средневековой христианской культуре.

Трудно переоценить роль хачкара в жизни армянского народа: в течение веков он был и остается национальным символом, а искусство его создания передается из поколения в поколение, живет и развивается по сей день, являясь гарантией христианской веры, предметом почитания и концентрированным проявлением культурной самобытности.

В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Традиции гончарного дела и армянской керамики уходят корнями в глубину веков. Приемы армянского визуального стиля, армянской техники, орнамента передавались из поколения в поколение. В ХХ веке изделия из глины перестали быть предметом необходимости и постепенно перешли в разряд искусства. Совершенствуя приемы и технику, армянские мастера тем не менее используют старые традиционные приемы.

Согласно источникам, древнейшие гончарные изделия, обнаруженные на территории Армении, относятся к VI тыс. до н.э. (эпоха «гончарного неолита»), когда уже был известен обжиг и грубый орнамент. С первой половины III тыс. до н.э. появляется цветная керамика, с середины бронзового века — чернолощеная. Керамика, изготовленная на гончарном круге, встречается с середины II тыс. до н.э.

Развитию гончарного ремесла во многом способствовало наличие сырья – высококачественной глины, которая, согласно источникам, также вывозилась из Армении в Грецию, в страны Ближнего и Среднего Востока. Так, уже до I тыс. до н.э. из Армении вывозился специальный вид красной глины, известный под названием «армянская глина» (bolus armena), использовавшийся в греческой медицине.

Вплоть до начала XX в. преобладала глиняная посуда. Из глины изготавливали также предметы утвари – от маленьких масляных лампад и посуды до огромных карасов, кирпичей, черепицы, труб и др. Сегодня в Армении гончарным делом занимаются лишь в некоторых селах, изготавливая ограниченное количество тониров и керамических сосудов. В городах развивается художественная керамика. Наблюдается тенденция возврата к национальным истокам, в том числе и в области керамики.

Кузнечное дело как ремесло первоначально имело универсальный характер и относилось к металлопроизводству. Не случайно среди ряда народов, в том числе и армян, встречаются такие определения, как «кузнец меди», «кузнец серебра», «кузнец железа», свидетельствующие, что в раннем периоде кузнечное ремесло и металлообработка были слиты воедино.

Кузнечное дело как ремесло сформировалось в период обработки железа. Армения, будучи одним из его ранних центров, снабжала Междуречье и Ближний Восток сырьем и готовой продукцией. Данные об обработке рудникового железа относятся ко II тыс. до н.э. О широком распространении использования железа уже в I тыс. до н.э. свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории Армении.

Обработка железа достигла весьма высокого уровня в период первых государственных формирований, ранних армянских государственных объединений, в период Ванского царства, что подтверждается изготовленными из железа высококачественными изделиями. Согласно историческим источникам, обработка металлов, особенно кузнечное ремесло, являлась одним из самых развитых видов ремесел и имела большое значение не только в Армении, но и за ее пределами.

Оружейное дело – одна из древнейших отраслей традиционных ремесел у армян. Раньше остальных отделившись от кузнечества, оно изначально было сугубо городским ремеслом, а со временем приобрело особый почерк и в Средневековье разделилось на узкоспециализированные подгруппы.

По данным армянских и иностранных источников, почти во всех армянских ремесленных центрах Армении насчитывалось значительное число оружейников-армян, многие из которых являлись придворными мастерами, чья слава выходила за пределы своих городов. Именитые мастера свято хранили тайну получения «дамасской стали» и ее местной разновидности, известной под названием «букетный дамаск». Почти во всех ремесленных центрах, где были развиты цеховые организации, существовали особые ряды оружейных мастерских, которые соседствовали с кузнями.

Убранство оружейной мастерской, приспособления и инструменты оружейника были идентичны кузнечным. Учитывая более широкое применение холодной обработки металла, здесь были также токарные и слесарные станки и приспособления.

Жители армянского нагорья издревле занимались ювелирным делом: обрабатывать золото и серебро они начали не позднее II тысячелетия до нашей эры. Уже в древности они владели искусством литья, резьбы по металлу, чеканки, шлифовки драгоценных камней и инкрустации. Отдельным направлением было изготовление золотых и серебряных переплетов для рукописных книг.

Искусство литья, резьбы по золоту и серебру, чеканки, инкрустации камнями, их шлифовки и обрамления выразилось в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян.

Если для ювелирного искусства среднего бронзового века были характерны техника филиграни и зерни, то начиная с ранних этапов позднебронзового века распространяются изделия, изготовленные в технике перегородчатой филиграни, появляются новые формы и предметы.

В Средневековье ювелирное дело достигло более высокого уровня. В крупных городах Армении работали ювелиры, объединенные в ремесленнические цеховые организации. Применялось множество технических способов: моделировка воском, отливка при помощи формы, ковка, чеканка, украшение зернью, гравировка, золочение, серебрение, чернение и др.

Традиции армянского ювелирного дела, сохраняясь на протяжении веков, дожили до наших дней. В XIX – начале XX в. ремесло армянских ювелиров, продолжая лучшие традиции предшественников, приобрело новое качество и расширило производство за счет изготовления новых предметов быта, которые широко вошли в городскую жизнь и стали одним из главных показателей элитарной культуры.

Сегодня в области ювелирного искусства работает также немало индивидуальных мастеров, выполняющих работы на заказ. В своих золотых и серебряных изделиях и украшениях они как придерживаются традиционной техники и национальных орнаментальных мотивов, так и учитывают требования современного дизайна.

Вышивка и кружево ярче других видов декоративного искусства выражали культуру повседневного быта народа. Эти предметы играли не только практическо-прикладную, но и ритуальную роль. Во всех самых значимых событиях хозяйственной, семейно-бытовой и праздничной жизни общества и семьи важное место отводилось вышитым и кружевным изделиям (полотенца, салфетки, платки).

Народные мастерицы, продолжая и развивая традиции, и ныне изготавливают высокохудожественные кружевные изделия. В Армении до сих пор существуют ремесленные училища, в которых, наряду с другими художественными ремеслами, в качестве отдельной специальности преподается художественное шитье и ковроткачество.

Армянский национальный костюм тараз прошел многовековой путь развития и приобрел к началу XIX века устойчивые признаки. Фрагментарный материал о древней армянской одежде содержат археологические артефакты, труды армянских историографов, средневековые миниатюры, архитектурные и надгробные памятники и прочие источники.

Название костюма «тараз» происходит от армянского «тар» – буква, поскольку раньше костюм украшался буквами армянского алфавита.

Тараз – традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров армянского народа – складывался на протяжении веков и использовался армянами в повседневном и праздничном обиходе. В цветовой гамме доминируют красный, синий, зеленый, пурпурный и желтый. Таразы отражают социальные, обрядово-ритуальные, половые, возрастные и даже профессиональные различия – по костюму можно было определить принадлежность человека к тому или иному сословию. Каждому региону страны был присущ свой костюм. Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде. В целом по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса – восточноармянский и западноармянский.

Традиционно комплект армянской одежды включает белье, верхнюю одежду, головные уборы, украшения и обувь.

Главная составляющая костюма – платье, которое, как правило, имело прорези в рукавах, носилось на запах и фиксировалось поясом, который украшался монетами и металлическими цепочками и вышивался традиционным орнаментом. Платье надевалось поверх нижнего платья и нижних штанов — шалвар, обычно сшитых из однотонной хлопковой ткани бордового или красного цвета. Верхнее же платье шилось из бархата или другой плотной ткани и иногда декорировалось орнаментом, но чаще было однотонным. Фартук, надеваемый поверх платья вместе с поясом, был визитной карточкой костюма каждого отдельного региона. Набор цветов фартука отражал принадлежность хозяйки к той или иной общности, равно как и орнамент на нем.

Головной убор имел форму цилиндра или скошенного конуса, спереди был декорирован орнаментом, повторяющим общий характер орнаментов костюма. В XIX веке наряду с этим головным убором был распространен вариант более низкий и открытый сверху, по-прежнему используемый с легкой накидкой.

Важной частью костюма были украшения, различные талисманы и обереги, которые носили и женщины, и мужчины. Женщинам дарили налобные украшения из золотых монеток, а также золотые кольца, украшения для висков, золотые булавки. Верили, что они защитят хозяйку от злых сил и подарят процветание и плодовитость. Считалось, что металл имеет небесное происхождение, так как звук металлических украшений был похож на звук грома и мог защитить от злых духов.

Еще одним важным элементом традиционного тараза, как мужского, так и женского, являются гулпа, шерстяные вязаные носки, которые входили в состав приданого для девушек. Гулпа, как правило, были полосатыми или узорчатыми, хотя встречались и одноцветные, что было, скорее, исключением. Поверх носков надевали обувь на шнуровке, сделанную из кожи овец.

Мужская одежда изготавливалась в основном из хлопка, шерсти или шелка. Рубашка имела длинные рукава и воротник, украшенный вышивкой. Поверх нее носили кафтан или пальто без застежек. В мужском гардеробе также можно было обнаружить меховые пальто. Брюки были широкими и удобными. Серебряный пояс на брюках символизировал зрелость, а золотой – богатство.

Сегодня усилиями дизайнеров традиция национального костюма возрождается в Армении. Некоторые элементы тараза – пояса, украшения, головные уборы – можно встретить в гардеробе современной армянки. Тараз используется танцевальными коллективами, представляя армянскую историю и культуру.

Важным направлением народных промыслов Армении является ковроделие. Без ковров сложно представить армянский дом – коврами покрывали не только стены, но и столы, сиденья, сундуки, ими завешивали дверные проемы и алтари в храмах.

В дохристианский период ковры украшались языческими символами Солнца, звезд, орнаментами, которые должны были привлечь удачу или славу, обеспечить дому защиту.

О ковроткачестве в Армении упоминают античные авторы, армянские средневековые источники, географы и путешественники, которые указывают основные центры ковроткачества в стране. В источниках отмечаются привлекательность колорита, богатство орнаментального оформления, а также высокие технико-технологические качества армянских ковров.

Армянские ковры, как правило, выполнялись в черных, красных, желтых и белых цветах. При изготовлении армянских ковров использовались разные техники, например горг – ковер с ворсом. Отмечалась и значимость кошенили – красителя пурпурного цвета вордан кармир, получаемого из червей. Краска имела высокую ценность, так как сохраняла яркость цвета дольше, чем иная краска. Другие цвета тоже поначалу получали из органических материалов, таких как шафран, бессмертник, чернильный орешек и т.д.

Современные армянские ковроделы и сегодня выделывают ковры ручной работы, пользующиеся большим спросом во всем мире.

В древних преданиях особых почестей всегда заслуживали ремесленники. Армянские мастера дорожили своим добрым именем. Изделия поражали путешественников тщательностью выделки, добросовестностью исполнения, незаурядным художественным вкусом. По всему свету славились армянские ковры, шелковые ткани, резные изделия из камня и дерева, ювелирные изделия, оружие, медная посуда, вышивка и кружево.

* * *

На протяжении многовековой истории армянский народ создавал сокровища культуры, получившие широкое признание и высокую оценку во всем цивилизованном мире. Они давно вышли за национальные пределы и заняли свое место в мировой культуре.

История народа отражена в созданной им за тысячелетия своего существования в богатой материальной и духовной культуре: центрах торговли и ремесел, письменности и книгопечатания, городах и селах, культуре земледелия, памятниках зодчества, предметах материальной культуры, средневековых университетах и школах.

Сохранение культурного наследия является одним из основных направлений государственной культурной политики Армении. В последние годы наблюдается возрождение в этой области, о чем свидетельствуют многочисленные мероприятия, фестивали, конференции и выставки по популяризации культурных традиций, национальных ремесел и народного творчества.

Армения привлекает туристов своим богатым наследием. Гости могут соприкоснуться здесь с древнейшей цивилизацией и уникальной культурой, прочувствовать кавказское гостеприимство, насладиться красивой природой и активно отдохнуть. Не случайно страну называют музеем под открытым небом.

 

Подготовлено по материалам интернет-ресурсов Республики Армения.

Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News