Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных
выборов Президента Республики Казахстан,
состоявшихся 20 ноября 2022 года

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 27 октября 2022 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов Президента Республики Казахстан (далее – выборы).

Выборы были назначены на 20 ноября 2022 года Указом Президента Республики Казахстан от 21 сентября 2022 года в соответствии с пунктом 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан.

Миссия осуществляла свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Казахстан, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства.

В составе Миссии были аккредитованы 174 наблюдателя, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет СНГ. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Астане. На долгосрочной основе работали 10 наблюдателей.

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии С. Лебедев провел встречи с Председателем Центральной избирательной комиссии Н. Абдировым, Главой Миссии ШОС Ч. Мином, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ У. Гацек, ознакомился с работой избирательных комиссий Акмолинской области и города Астаны.

Представители Миссии обсуждали ход предвыборной кампании с руководством Центральной избирательной комиссии, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Состоялись встречи наблюдателей с кандидатами в Президенты С. Турсынбековой и К. Абден, избирательными штабами кандидатов К.-Ж. Токаева, Ж. Дайрабаева, М. Кажыкена, Н. Ауесбаева.

Работа Миссии была открытой и гласной. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу для проведения выборов составляют Конституция и Конституционный закон Республики Казахстан
«О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), нормы других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановления Центральной избирательной комиссии, разъясняющие отдельные процедуры организации избирательной кампании.

После президентских выборов 2019 года в Конституционный закон были внесены существенные изменения, в том числе связанные с реализацией Послания главы государства народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года. В части, касающейся выборов Президента, это:

- увеличение срока полномочий главы государства с 5 до 7 лет;

- ограничение возможности избрания Президентом более одного раза;

- введение в избирательный бюллетень строки «Против всех».

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Казахстан и отмечают, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов независимыми избирательными органами на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, при наличии механизмов защиты избирательных прав и разрешения электоральных споров, что отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права.

Система избирательных комиссий и их деятельность

Организацию подготовки и проведения выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия (Центральная комиссия, ЦИК), 239 территориальных, 10 033 участковых избирательных комиссий в Республике Казахстан и 68 за рубежом.

Порядок образования и правовой статус избирательных комиссий определен Конституцией и Конституционным законом.

Срок полномочий избирательных комиссий – 5 лет.

ЦИК возглавляет единую систему избирательных комиссий, является постоянно действующим органом и состоит из Председателя и шести членов. Председателя и двух членов Центральной комиссии назначает Президент, по два члена назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Территориальные избирательные комиссии (территориальные комиссии, ТИК) образуются ЦИК в составе 7 членов.

Участковые избирательные комиссии (участковые комиссии, УИК) образуются соответствующими территориальными комиссиями, которые определяют количественный состав УИК в зависимости от численности избирателей на избирательном участке:

от 5 до 7 членов – при количестве избирателей до двух тысяч;

от 7 до 11 членов – при количестве избирателей свыше двух тысяч.

Члены ТИК и УИК избираются маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая политическая партия вправе выдвигать одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии.

Составы территориальных и участковых комиссий были сформированы в январе 2019 года.

Центральная комиссия системно и планомерно вела работу по организации избирательной кампании.

Постановлением ЦИК 22 сентября 2022 года был утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов Президента Республики Казахстан.

Кроме того, ЦИК в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании.

Центральной комиссией разработаны и изданы методическое пособие для международных наблюдателей и иностранных СМИ, а также методические пособия для территориальных и участковых комиссий по подготовке и проведению выборов, содержащие необходимые разъяснения законодательства, образцы избирательной документации.

В помощь организаторам и участникам выборов ЦИК изготовила 22 наименования памяток, информационно-разъяснительных плакатов и постеров. Для участковых комиссий был снят обучающий фильм «День голосования».

Также были выпущены плакаты с информацией о кандидатах в Президенты в едином формате для размещения в помещениях для голосования.

Обучение организаторов выборов проводилось на системной основе в соответствии с Планом организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан, утвержденным ЦИК 22 сентября 2022 года. При этом применялся каскадный метод обучения, когда вышестоящие избирательные органы проводили обучение членов нижестоящих.

Во всех 20 регионах страны с 28 октября по 16 ноября 2022 года для членов территориальных и участковых комиссий проведены выездные обучающие семинары-совещания с участием членов и сотрудников аппарата ЦИК. В ходе данных мероприятий проходили тренинги с деловыми играми, моделирующими работу комиссий в день голосования, разъяснялись способы решения возможных проблемных ситуаций. На некоторых из них присутствовали представители Миссии.

Центральная комиссия также организовывала рабочие семинары с членами ТИК по отдельным практическим аспектам деятельности комиссий в соответствии с этапами выборной кампании с использованием видеоконференцсвязи.

Территориальными комиссиями в период подготовки выборов проведены 9 345 выездных обучающих семинаров для членов нижестоящих ТИК и УИК.

Кроме того, дистанционное обучение и тестирование посредством интернет-ресурса ЦИК прошли все члены территориальных и участковых комиссий.

Помимо обучения организаторов выборов, на базе созданного в декабре 2021 года в составе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Центра электорального обучения были организованы семинары для различных категорий участников избирательного процесса: представителей молодежных организаций, политических партий, республиканских и региональных СМИ, сотрудников колл-центров, органов прокуратуры, внутренних дел, местных исполнительных органов.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов члены Миссии ознакомились с деятельностью территориальных и участковых комиссий городов Астаны, Алматы и Шымкента, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской, Туркестанской областей, областей Абай и Улытау. Наблюдатели отмечали профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, обеспеченность комиссий законодательными актами, методическими рекомендациями, инструкциями, информационными материалами, необходимым для организации голосования оборудованием.

Представители Миссии принимали участие в заседаниях Центральной комиссии и констатируют, что ее работа строилась на принципах коллегиальности и открытости. Заседания ЦИК транслировались в онлайн-режиме с применением сурдоперевода на ее интернет-ресурсе и YouTube-канале. После каждого заседания проводились брифинги для представителей СМИ, на которых разъяснялись принятые ЦИК решения.

По мнению наблюдателей от СНГ, Центральная и нижестоящие комиссии предприняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями законодательства.

Списки избирателей

Согласно Конституционному закону список избирателей по месту жительства составляет соответствующий местный исполнительный орган на основании государственной базы данных о физических лицах.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории этого участка.

В случае, если избирателю не позже чем за 30 дней до выборов, то есть не позднее 20 октября 2022 года, стало известно о том, что он не сможет проголосовать по месту регистрации, он был вправе обратиться в местный исполнительный орган с письменным заявлением о включении его в список избирателей по месту пребывания.

Центральная комиссия на заседании 28 сентября 2022 года приняла Постановление об организации работы со списками избирателей на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан, в котором дала соответствующие поручения местным исполнительным органам, ТИК и УИК, а также обратилась к избирателям с призывом своевременно предпринять юридически значимые действия по включению себя в списки.

Списки избирателей по каждому избирательному участку руководители местных исполнительных органов не позднее 30 октября 2022 года предоставили по акту в участковую комиссию в электронном виде и (или) на бумажном носителе, а в территориальную комиссию – в электронном виде.

Центральная и территориальные комиссии провели сверку полученных списков для выявления возможных случаев двойного включения избирателей и исключения из списков умерших граждан.

Избиратели с 5 ноября 2022 года в помещениях участковых комиссий могли ознакомиться со списками, а также проверить правильность внесенных в них данных.

Каждый гражданин был вправе обжаловать невключение или исключение из списка, а также допущенные неточности в данных о себе путем подачи заявления в соответствующую участковую комиссию, которое должно было быть рассмотрено в день поступления. В случае внесения изменений в список избирателей УИК информировала об этом вышестоящую комиссию.

Проверить наличие себя в списках избиратели могли через цифровые сервисы на интернет-ресурсах акиматов, а также посредством звонков в колл-центры, организованные местными органами исполнительной власти.

По информации Центральной комиссии, количество избирателей на день выборов составило более 11 млн 950 тыс. человек.

Миссия считает, что процедура составления и уточнения списков избирателей обеспечила реализацию права граждан Республики Казахстан на участие в выборах.

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты

В соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан и Конституционного закона Президентом может быть избран гражданин республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в Казахстане последние 15 лет, имеющий высшее образование, опыт работы на государственной службе или на выборных государственных должностях не менее 5 лет, а также обладать активным избирательным правом.

Право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке.

Выдвижение проходило с 23 сентября по 11 октября 2022 года. В Центральную комиссию поступили документы 12 кандидатов. По результатам проверки ЦИК установила соответствие 8 претендентов предъявляемым Конституцией и Конституционным законом к кандидатам в Президенты требованиям.

Регистрация кандидатов в Президенты осуществлялась Центральной комиссией и завершилась 21 октября 2022 года.

Для регистрации кандидатам необходимо было собрать в свою поддержку подписи не менее одного процента от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицу республики.

Центральной комиссией кандидатами в Президенты Республики Казахстан были зарегистрированы:

1. Токаев Касым-Жомарт Кемелевич,

2. Кажыкен Мейрам Зекешевич,

3. Дайрабаев Жигули Молдакалыкович,

4. Абден Каракат Жаксылыккызы,

5. Турсынбекова Салтанат Пархатовна,

6. Ауесбаев Нурлан Сатыбалдиевич.

Кандидатам Б. Жанабаеву и Ж. Алиеву ЦИК отказала в регистрации по причине недостаточного количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку их выдвижения.

Миссия считает, что выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты были проведены в соответствии с требованиями законодательства. По мнению наблюдателей от СНГ, участие в избирательной кампании 6 претендентов обеспечило ее проведение на условиях конкурентности и открытости.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация проходила с 18.00 часов 21 октября до 00.00 часов 19 ноября 2022 года.

Согласно Конституционному закону предвыборная агитация осуществляется тремя способами:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий;

3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Кандидатам на высший государственный пост законодательно гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Для этого 320 печатных и электронных СМИ Республики Казахстан опубликовали и передали в ЦИК сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади.

В соответствии с Постановлением ЦИК «Об утверждении Правил и объемов выделения средств кандидатам в средствах массовой информации» кандидатам в Президенты в период предвыборной агитации на равных условиях государством были выделены средства на 15-минутное выступление по телевидению,
10-минутное – по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.

Кандидаты также могли приобретать эфирное время и печатные площади на равных условиях на платной основе используя средства своих избирательных фондов.

Местные исполнительные органы совместно с территориальными комиссиями определили около 42 тысяч мест для размещения агитационных печатных материалов кандидатов, на равных условиях на договорной основе предоставили 9 795 помещений для встреч с избирателями. График таких встреч публиковался в средствах массовой информации.

По решению Центральной комиссии 11 ноября 2022 года состоялись предвыборные телевизионные дебаты и дискуссии кандидатов в Президенты в прямом эфире телевизионного канала «Хабар».

По мнению Миссии, агитационная кампания проходила спокойно и организованно. Кандидаты и их доверенные лица беспрепятственно осуществляли предвыборную агитацию через СМИ, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, проведения публичных предвыборных мероприятий, личных встреч с избирателями.

В ходе общения с наблюдателями от СНГ представители предвыборных штабов кандидатов в Президенты отмечали, что не сталкивались со случаями воспрепятствования агитационной деятельности.

Организаторы выборов обеспечили проведение предвыборной агитации в свободной атмосфере и в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Избирательные комиссии, средства массовой информации вели большую работу по информационному сопровождению подготовки и проведения выборов.

По данным Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, с 22 сентября по 19 ноября 2022 года в республиканских и региональных СМИ опубликованы более 16 тысяч материалов, посвященных деятельности кандидатов в Президенты и их избирательных штабов.

По заказу ЦИК были изготовлены 14 информационно-разъяснительных видеороликов и 10 аудиороликов, которые транслировались в эфире республиканских и региональных теле- и радиоканалов, 10 видеороликов – для размещения в социальных сетях и на видеоэкранах в общественных местах, а также 88 информационных модулей – для печатных изданий. В круглосуточном режиме на 17 республиканских интернет-ресурсах размещались 20 баннеров, призывающих принять участие в голосовании.

В рамках информирования граждан во всех регионах республики были размещены 5 770 информационных билбордов о предстоящих выборах.

Информация о ходе подготовки к выборам, деятельности избирательных комиссий размещалась на интернет-сайте ЦИК и интернет-ресурсах ТИК.

Участковые комиссии до 9 ноября 2022 года направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

Для оповещения граждан о дне выборов также использовались СМС-сообщения.

По мнению Миссии, граждане Республики Казахстан имели широкий доступ к достоверной и объективной информации о кандидатах в Президенты, этапах и ходе электоральной кампании.

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Казахстан с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса.

По состоянию на 19 ноября 2022 года были получены следующие сведения о жалобах и заявлениях, связанных с нарушением избирательного законодательства.

В органы прокуратуры поступили 5 обращений. Генеральной прокуратурой по 3 из них даны разъяснения, 2 – направлены на рассмотрение в другие государственные органы. Кроме того, 4 физических лица привлечены к административной ответственности. Уголовные дела не возбуждались.

В Верховный Суд поступили 13 заявлений, из них 7 возвращены без рассмотрения в связи с неподсудностью, в удовлетворении 5 отказано, 1 заявление находится на рассмотрении.

Министерство внутренних дел сообщило об отсутствии обращений и заявлений о нарушении избирательного законодательства.

В ЦИК поступили 211 обращений, которые рассмотрены с вынесением соответствующих решений.

Миссия отмечает, что рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании, осуществлялось в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день выборов 20 ноября 2022 года голосование проводилось с 7.00 до 20.00 по местному времени.

Организаторы выборов приняли меры по созданию условий для голосования граждан с инвалидностью. Большинство участков, которые посетили наблюдатели от СНГ, размещались на первых этажах, были оборудованы поручнями, пандусами. Для избирателей, пользующихся креслами-колясками, в помещениях для голосования были предусмотрены столы с перегородками (ширмами) либо кабины для голосования большего размера. Для избирателей с ограниченными возможностями слуха и зрения были оборудованы отдельные места, оснащенные необходимой оргтехникой и принадлежностями. Впервые были изготовлены трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля.

Граждане, поменявшие место своего пребывания после предоставления списков для всеобщего ознакомления, могли проголосовать по открепительным удостоверениям, при предъявлении которых они включались в список избирателей на избирательном участке по месту пребывания. Открепительные удостоверения выдавались УИК в период с 5 ноября до 18 часов 19 ноября 2022 года.

Если избиратели по состоянию здоровья, по причине ухода за больным членом семьи, а также находившиеся в отдаленных и труднодоступных районах не могли прибыть в помещение для голосования, УИК, согласно письменной просьбе, организовывали голосование в месте пребывания избирателей с помощью переносных урн.

Для оперативного получения информации о месте регистрации граждан, имевших право участвовать в голосовании, но по каким-либо причинам не включенных в списки избирателей, на 4 053 избирательных участках был организован доступ к государственной базе данных о физических лицах.

Впервые была предоставлена возможность голосования гражданам, которые не попали в списки избирателей ни на одном избирательном участке страны и не имели действующей регистрации по месту жительства. Такие лица могли быть зарегистрированы по адресу одного из 181 избирательных участков, включались в списки избирателей и получали право участвовать в голосовании.

В день выборов, 20 ноября 2022 года, представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областях Республики Казахстан, городах Астане, Алматы и Шымкенте, на зарубежных избирательных участках в Азербайджанской Республике (Баку), Республике Армения (Ереван), Республике Беларусь (Минск), Кыргызской Республике (Бишкек), Российской Федерации (Астрахань, Казань, Москва, Омск, Санкт-Петербург), Республике Таджикистан (Душанбе), Республике Узбекистан (Ташкент), а также в Итальянской Республике (Рим), Китайской Народной Республике (Пекин), Республике Корея (Сеул), Турецкой Республике (Анталия, Стамбул), Румынии (Бухарест) и Французской Республике (Париж).

Всего наблюдатели от Содружества посетили 1028 избирательных участков.

На участках, где побывали члены Миссии, голосование проходило спокойно и организованно, в присутствии национальных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в Президенты. Процедура подсчета голосов соответствовала требованиям избирательного законодательства.

По мнению наблюдателей от Содружества, зафиксированные отдельные нарушения не носили системного и массового характера и не оказали влияния на итоги выборов.

Миссия считает, что органы власти республики, Центральная, территориальные и участковые комиссии обеспечили проведение избирательной кампании на высоком организационном уровне.

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы 20 ноября 2022 года:

проведены в соответствии с Конституцией и Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»;

прошли на альтернативной основе, были прозрачными, справедливыми, открытыми и соответствовали принципам проведения демократических выборов;

обеспечили свободное волеизъявление граждан Республики Казахстан.