Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Год народного творчества и культурного наследия в СНГ: традиции, обычаи и ремесла казахского народа

Республика Казахстан – страна, обладающая богатым культурным наследием. Памятники истории и культуры, разбросанные по ее обширной территории, хранят следы эпох и великих событий, отображают разнообразие и переплетение ценностей и религиозных воззрений. Уникальные находки, впитавшие в себя обычаи, традиции многочисленных этносов и племен, стали не только достоянием науки и культуры народа Казахстана, но и обогатили сокровищницу мировой цивилизации.

Археологические исследования подтверждают высокий уровень развития цивилизации оседло-земледельческой и кочевой культур древних племен, населявших территорию Казахстана, – скифов, саков, савроматов, гуннов, усуней, канглы (I тысячелетие до н.э.), а затем тюрков, карлуков, огузов, кипчаков.

Казахская культура – отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый. Происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа.

Сегодня культура Казахстана – это весомый пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.

В список памятников истории и культуры местного значения включены более 11 тысяч объектов: республиканского значения – 250 и международного значения – 10. В общей сложности с 1991 по 2020 год было проведено около 270 научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры. Расширена инфраструктура культурного наследия. В течение последних лет созданы пять государственных музеев-заповедников: «Иссык» (2010 год) – в Алматинской, «Берел» (2008 год) – в Восточно-Казахстанской, «Ботай» (2018 год) – в Северо-Казахстанской, «Сарайшык» (2018 год) – в Атырауской областях и «Бозок» (2018 год) – в городе Астане. Завершено строительство здания визит-центров музеев-заповедников «Отырар», «Таңбалы» и «Улытау». Планируется строительство визит-центров в музеях-заповедниках «Есик», «Ордабасы», «Азрет Султан», «Берел» и «Сарайшык».

Пять памятников культурного и природного наследия Казахстана вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи (в 2003 году); Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы (в 2004 году); Коргалжынский и Наурызумский заповедники в рамках номинации «Сары‑Арка – степи и озера Северного Казахстана» (в 2008 году); «Шелковый путь: сеть маршрутов Тянь-Шанского коридора» (Казахстан, Китай и Кыргызстан, в 2014 году. От Казахстана вошли 8 объектов: Каялык, Карамерген, Талгар, Степнинское, Акыртас, Кулан, Костобе и Орнек); Западный Тянь‑Шань (Каратауский заповедник, Аксу-Жабаглинский заповедник, Сайрам-Угамский национальный парк, в 2016 году).

Межправительственный комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия включил в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества 13 элементов, в том числе 5, относящихся непосредственно к казахскому культурному наследию: «Искусство домбрового кюя» (2014 год), «Курес» (2016), «Традиционные казахские асыки» (2017), «Весенние обряды казахских коневодов» (2018 год), «Ортеке, традиционное исполнительское искусство Казахстана, танец, кукла и музыка» (2022). Остальные восемь элементов относятся к общему культурному наследию ряда стран: «Изготовление юрты» (2014 год), «Искусство импровизации айтыса» (2015), «Наурыз» и «Культура хлебной выпечки и угощения» (2016), «Наследие Коркыт-ата» (2018), «Тогызкумалак» (2020), «Охота с ловчими птицами» (2021) и «Устная традиция анекдотов Кожанасыра» (2022).

Как отмечают исследователи, казахи имели не только материальные культурные богатства, но и духовные: высокохудожественная устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, яркое музыкальное, поэтическое и философское наследие.

Дошедшие до XV–XVIII вв. произведения устного народного творчества сформировали своеобразный литературный язык, самобытную культуру казахского народа: в основном это обрядовые песни, богатырские легенды, песни, связанные с ремеслами.

Известны имена казахских мыслителей, историков поэтов-жырау того периода – Асан Кайгы, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Косан улы Жалаири. В ту пору жили и творили Сыпыра жырау, Шалкииз, Казтуган, Актанберды, Бухар жырау, было создано множество дастанов, эпосов, обрядовых песен. Эксперты полагают, что именно в это время зародилась устная народная литература, тематика которой была связана в основном с кочевым образом жизни народа.

Особое место в казахском устном народном творчестве занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече Нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.

Значение казахской народной песни в жизни людей очень велико, так как она приобщает людей к высшим человеческим ценностям, играет огромную роль в современном обществе. Народная песня имеет исключительное значение: благодаря задушевности, искренности она глубоко воздействует на душу людей, учит любить свою Родину, народ, природу, развивает музыкально-поэтический вкус. К таким песням можно отнести «Гак-ку», «Елимай», «Жайдарман», «Япурай» и другие. Акыны, жырау, жырши, салы, серэ, анши и оленши были не только носителями казахских, народных музыкальных традиций, но и сохраняли и развивали их, соединяя в себе все самое яркое, талантливое, глубоко свойственное народу.

Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было «терме» – короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.

Если терме, за редким исключением, по своему музыкальному содержанию не имела развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построений куплетных форм.

Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса, истории, борьбы, лирические и обрядовые песни.

Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.

Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов.

Существовали различные сказочные жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы», рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.

Много казахских сказок посвящено животным. В сказках «Бозинген», «Сырттандар», «Тепен кок» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами – звери.

Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Казахский эпос – один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как «Кара-бек», «Ер Кокше», «Кобыланды», «Камбар», относятся к XIII–XIV вв. В XVI–XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них, наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации, отражены исторические события.

Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулу шаш», «Макпал кыз».

Эпическая традиция казахского народа активно функционирует и в наши дни, доказывая тем самым возможность и органичность существования столь древнего наследия в рамках мировой культуры.

Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик создер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.

Обычаи и обряды, трудовая деятельность, народные игры и празднества находили свое отражение также и в музыкальном творчестве казахов. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры.

Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра – щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз – смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя – затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.

Для казахского народа домбра имеет особую историческую ценность. Есть даже поговорка: «Настоящий казах – это не сам казах, настоящий казах – домбра!»

Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайте, как расскажет об этом домбра».

Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого.

Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди – акыны, жырау, певцы, импровизаторы.

Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в Средние века. Значение их усиливается в XV–XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Большой популярностью среди народа пользовался казахский акын Жамбыл (1846–1945).

Особой популярностью всегда пользовались айтысы акынов – поэтические состязания певцов-импровизаторов, которые собирали большое количество любителей народной поэзии. На айтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род, его людей, мгновенно слагая свои импровизации. Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих сородичей, их щедрость и сердечность. Приз доставался тому, кто выходил победителем из этого состязания в стихах.

Кроме того, получило народную любовь и международное признание музыкально-кукольное искусство ортеке, в котором наблюдается синтез нескольких видов художественного творчества: декоративно-прикладного, музыки, танца и искусства вождения марионеток. Это не просто танец, но целая история, разворачивающаяся на глазах у публики.

Ортеке – музыкально-кукольное искусство с использованием деревянной фигурки горного козла таутеке, привязанной единственной нитью к музыканту-кукловоду, которое получило в прошлом широкое распространение у казахов и других тюрко-монгольских народов. В нем в синкретическом единстве сочетаются элементы музыки, народного кукольного театра и магического ритуала. Кроме того, в инструментальной музыке казахов сохранились пьесы с тем же названием.

О связи искусства ортеке с танцем свидетельствуют многочисленные народные кюи, сохранившиеся в казахской домбровой традиции. Обычно их относят к «кюям с легендой» (аныз-куйлер), т. е. образцам, звучащим вместе с рассказом (или историей создания). Эти пьесы (народные и авторские), исполняемые в прошлом во время театрализованных представлений (теперь и самостоятельно), имеют танцевальный, звукоподражательный, нередко шутливый, комический характер. Они миниатюрны по форме, функционируют в квинтовом и квартовом строях, созданы в стилях токпе и шертпе (западно- и восточноказахстанские домбровые традиции). В них используются повторные интонации, скачки, паузы, форшлаги, преобладают пунктирные ритмические рисунки, изображающие движения, скачки козлика.

В Алматы регулярно проводятся международные фестивали, посвященные традиционному кукольному театру «Ортеке». Их цель не только изучение, но и возрождение, популяризация данного вида искусства.

Традиционная казахская музыка веками аккумулировала и транслировала духовный опыт поколений. В XX веке казахская музыкальная культура обогатилась новыми жанрами и формами музицирования. За небольшой отрезок времени музыканты смогли освоить многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки – оперу, симфонию, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создать новую профессиональную композиторскую школу. На основе уникального соединения национальной музыки и европейских форм в 30–40-е годы XX столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства – «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского, «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки. В 70-х гг. в стране достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки – симфонический.

Ежегодно в стране собирается творчески одаренная молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народные музыканты – на Международном фестивале традиционной музыки.

Богатая культура казахского народа сохранила множество традиций, обрядов и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение. Большое влияние на их формирование оказали исторические события и религиозные мировоззрения. В частности, многие традиции и обычаи уходят корнями в тенгрианство, языческие представления об устройстве мира, существовавшие до принятия ислама. В то же время они тесно переплетаются с мусульманскими обычаями. Поэтому в казахской культуре образовался своеобразный симбиоз обычаев и традиций, которые гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы жизни человека.

Для казахов традиции являлись законом. Невыполнение требований и правил, пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями.

Вплоть до начала XX века в Казахстане сохранялся патриархальный семейный уклад со строгой внутренней иерархией и подчинением старшему в роду. Традиционная семья состояла из стариков-аксакалов, родителей, детей, внуков, могла включать семейных братьев по линии отца и доходила до 30 человек. Бытовые тяготы преодолевали вместе, имея общий очаг и ведя натуральное хозяйство.

Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на шильдехане, празднестве по поводу рождения ребенка, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни приметное имя для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким.

Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесикке салу – укладка новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он быстро рос и набрался богатырского здоровья; тусау кесу – первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. Атка отыргызу – это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания  сундет. В этот день родители 5–7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю должны сделать той – праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те, в свою очередь, делают подарки ребенку и его родителям.

Особенностью воспитания детей у казахов является то, что весомую роль в воспитании играли старейшины – бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа.

Многому дети обучались в игровой форме уже с малых лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери – за ремеслами матерей, сыновья – за хозяйскими делами отцов, постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь.

Асар – отражение братства, единства земляков или сородичей, стремление безвозмездно помочь друг другу, поэтому его отличительная черта состоит в том, что все работают бесплатно, без расчета на вознаграждение.

Со всего аула собираются люди – от стариков до детей – и общими силами выполняют определенную работу, часто непосильную для отдельной семьи. Единственные затраты, которые ложатся на хозяев дома, — это расходы на питание. Еда и напитки должны быть в изобилии, и, как говорится, работа разгорится. Если не удается закончить в первый день, то соберутся вторично. Не прийти на объявленный асар считалось неприличным. Таким образом, сообща, казахи нередко возводили дома или другие сооружения, строили жилье для молодоженов.

Казахская свадьба – не просто праздник для молодоженов, родителей, близких родственников и друзей, как это принято во всем мире. Казахская свадьба – это соединение родственными узами двух родов. Она предполагает множество различных обрядов и традиций, которые должны неукоснительно соблюдаться.

В старину молодой человек делал предложение девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она все равно не имела права ослушаться родителей: они решали за своих детей их судьбу.

После того как все процедуры были соблюдены и сватовство состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери (кыз узату) и дарит всем родственникам жениха одежду.

День бракосочетания – большой праздник, на который обычно приглашаются все родственники жениха и невесты. Во время свадьбы специально приглашенный акын исполняет традиционные казахские свадебные песни, проводятся конкурсы, танцы, веселые состязания. После свадьбы молодых отправляют в свадебный шатер.

Игры и праздники во все времена имели важное общественное значение. Широкую и универсальную функцию выполняли военно-спортивные игры, связанные как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной деятельностью общества. Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, скачки, курес и др.

Часть игр и развлечений несли ритуальную и обрядовую функцию, входящую в систему поминальных и погребальных церемоний, а также брачных. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар. Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер. Самым большим праздником, по сведениям исследователей, считались поминки с конскими скачками. Среди семейно-родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб. Торжество начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто очень значительными. Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением ребенка.

Почитание к лошади и любовь к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших дней. Аламан байга – скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км) – является одним из древних и популярных состязаний. Ее зарождение связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время.

Жарга дарыс – состязание на иноходцах. Дистанция устанавливалась по прямой в естественных условиях от 2 до 10 км. Бег иноходью был наследственным, и за природную мягкость и ритмичную поступь такие лошади очень ценились. Иногда способности иноходца развивали у лошади с раннего возраста, если у них имелись задатки. Этим занимались специальные мастера (жоргашы). Сайыс – единоборство всадников на пиках – представляет собой старинную военизированную игру, устраиваемую только на особо крупных торжествах. Участники снаряжались необходимой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями с тупым концом. Цель поединка – выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не смог продолжить единоборство. Аударыспак – борьба на лошадях с целью сбросить соперника из седла. Участвовали только зрелые мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязаниях от целого аула и рода.

Жамбы ату – стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень. Ее происхождение связано с военно-прикладным искусством, сохранившимся вплоть до XVIII в.

Кумыс алу – один из своеобразных национальных видов спорта, встречающийся у народов Центральной Азии и Кавказа, требующий от участников предельной скорости, ловкости, искусного и отважного управления конем. Смысл игры состоит в том, что всадник на полном скаку должен поднять положенную на землю монету, а иногда и несколько монет, расположенных в одинаковом интервале.

Большой популярностью в народе пользовалась борьба (казакша курес), разновидности которой встречались и у других народов Центральной Азии. Казакша курес проводилась на всех празднествах и напоминала вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Ее отличительной особенностью является отсутствие борьбы в партере и только на поясах и стоя.

Кыз куу (догони девушку) – конноспортивная игра, своими корнями уходящая в глубокую древность, когда девушки были воинами и наездницами. Они предъявляли избранникам ряд условий, в т. ч. состязания по скачкам. В случае победы воин имел право жениться на ней. В видоизмененной форме дошли до нас несколько вариантов этой игры, проводимых во время свадеб и иных торжеств. Игра проводилась на открытом поле на определенной дистанции. В конце поля устанавливали контрольный поворотный столб или мету. По условиям игры девушка должна ударить плетью джигита и пуститься вскачь, чтобы первой доскакать до поворотного столба, а джигит – догнать ее. Если джигит догонял ее до линии поворота, то, как победитель, имел право обнять и поцеловать девушку.

Алты бакан (буквально «шесть столбов») – качели, сооружаемые из шести столбов, концы которых перетягивали крепкой веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре. Пары сменяли друг друга.

Ак суек (белая кость) – развлекательная молодежная игра, проходила в лунную ночь, с участием молодежи соседнего аула. В качестве инструмента берется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и представитель одной из них по жребию забрасывает как можно дальше кость, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать ак суек. Нашедший первым кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстро добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то представители побежденной команды в качестве компенсации развлекают победителей, чаще всего песней.

Наряду с молодежными широко были распространены и детские игры. Одним из любимых развлечений казахских детей остается традиционная игра в асыки. По мнению ученых-этнографов, она появилась на территории Казахстана еще в первом тысячелетии до нашей эры и связана с животноводством и охотой.

Асык – это кость коленного сустава овцы или барана. Цель игры состоит в том, чтобы, бросая свой биток, выбить кости играющих, расставленные в кругу. Тот, кому удается это сделать, забирает себе выбитый асык. Игра продолжается до тех пор, пока на кону остаются асыки. Кроме того, каждый участник игры должен иметь свой собственный биток (сака).

Среди интеллектуальных игр любимой была тогыз кумалак – настольная игра. Для нее использовали четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из лунок противника больше шаров. Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тогыз кумалак (девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным.

Одним из древнейших развлечений казахов была охота, в особенности охота с ловчими птицами, служившая подспорьем в скотоводческом хозяйстве. Самого охотника называют кус-беги или беркутчи. Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Эти мастера обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь. Обученный беркут охотится на зайцев, лис, куропаток, черных рябчиков. Секреты дрессировки династии охотников-беркутчи передавали из поколения в поколение. Сезон охоты с беркутом начинается с установлением снежного покрова. Так было издревле: с беркутом ходили на охоту лишь зимой, когда мех пушных зверей был в цене. Обычными трофеями, помимо лис, бывают корсаки – степные лисы и зайцы, а раньше охотились также на сайгаков и джейранов. На крупных птиц пускают ястребов, а на мелкую дичь – соколов. Охота с ястребом, соколом, кречетом начинается с конца сентября, когда пернатые готовятся к перелету, и длится до первого снега.

Многие игры на лошадях приняли статус спортивных игр. Сегодня проводятся различные спортивные соревнования в разных частях Казахстана. Соревнования по некоторым играм проводятся в рамках Азии, как, например, чемпионаты по аударыспаку. Соревнования проводятся в основном на ипподромах или в степи. А по такой игре, как тогыз кумалак, была сформирована спортивная федерация и проходят мастер-классы, тренировки и соревнования.

Турниры и соревнования по национальным играм в Казахстане транслируют на национальных телеканалах, но большинство национальных игр можно посмотреть в аулах, особенно весной – во время весеннего праздника Наурыз, который занимает самое почетное место у казахов.

Современное казахское название Нового года – Наурыз пришло из персидского языка: нау – новый, руз – день. В прежние времена казахи называли началом нового года улыс куны – днем всего племени. Отсюда традиция примирения между родственниками за праздничным столом, обмен подарками и пожеланиями благ. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось терпеливое противостояние тяготам зимы, и теперь с приходом весны важно принять участие в празднике зарождения жизни.

Тысячи людей становятся свидетелями острых устных песенных состязаний акынов, соревнований в национальных видах спорта – казакша курес, тогыз кумалак, скачках и играх на конях – кыз куу, байга.

Главное ритуальное блюдо древнего праздника – наурыз коже. Наурыз коже включает в себя 7 обязательных элементов, олицетворяющих 7 жизненных начал: вода, мясо, соль, масло, мука, пшено и молоко. Они символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба. Если молоко выступает символом нового года, то старый олицетворяет мясо, причем обязательно копчености, составляющие прошлогодние запасы.

Стоит отметить, что Казахстан – многонациональная и многоконфессиональная страна, где также масштабно отмечают праздники Курбан-айт и Рождество Христово. Причем принято поздравлять друг друга вне зависимости от вероисповедания, что позволяет выказать друг другу уважение и поддержку. В дни праздников по всей стране устраивают массовые гулянья, застолья, соревнования и игры, проводят обряды.

Образ жизни народа, его традиционные занятия, человеческие взаимоотношения, народные обычаи и обряды ярче всего познаются через традиционную кухню.

Казахская национальная кухня отличается разнообразием и специфичностью продуктов, в которой используются преимущественно мясные и молочные продукты. Повсеместно были распространены мучные изделия из кислого и пресного теста. В отдельных регионах готовили блюда из рыбы. Способы приготовления пищи у казахов были тесно связаны с культурно-хозяйственным укладом их жизни.

Разнообразными по форме, размерам и назначению были посуда и утварь казахской кухни. Для изготовления посуды и утвари использовались шкуры домашних животных. Широкое распространение получили изделия из дерева.

Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешбармак, манты, казы, шужук и т.д., а также напитками: кумыс, шубат, айран и, конечно, чай.

Традиционное казахское гостеприимство навсегда запоминается каждому, кто хотя бы раз посетил Казахстан. Такое отношение к гостям сложилось издревле. Случайных путников, а также приглашенных гостей всегда встречали с радушием и угощали самой вкусной едой. Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «Конакасы».

В нарядной юрте накрывали праздничный дастархан, пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Считалось большим позором для хозяина не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа.

Дастархан обозначает традиционный стол. Если же переводить дословно – это «скатерть». Организация семейного ужина была полностью сосредоточена на дастархане – это круглый столик, который располагается на полу. За ним обычно пили чай и обсуждали семейные дела, дальнейшие планы. Традиция собирать гостей, доставать все самые лучшие лакомства, пить чай из пиал, сидя на полу, до сих пор осталась у казахов.

Зачастую в честь приезда гостя хозяева режут барана и готовят из него сразу несколько блюд: куырдак из легких, печени и почек, который подается как предварительное блюдо, и основное блюдо казахского застолья – ет, или мясо по-казахски (иначе называемое «бешбармак»). Отварное мясо обычно раскладывается большими кусками на подносе.

У казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. Хозяин сам нарезает мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками. Такая разделка – тоже традиционная: тазовые кости и голень предназначаются почетным старикам, грудинка – зятю или невестке, шейный позвонок – девушкам и т. д. Самому почетному гостю хозяин преподносит приготовленную особым способом голову барана. К мясу обязательно подается наваристый бульон в пиалах.

У казахского народа существует множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых гласит: «Если гость приходит, счастье в дом приводит!» Гостя провожают в юрту и усаживают на самое почетное место (тор) напротив входа. Сразу же подают легкие угощения казахской кухни и напитки: кумыс, шубат, айран или чай с молоком. На стол ставятся свежие баурсаки, свежие лепешки, курт, иримшик. Сразу же подавались и закуски из конины или баранины: жая, казы, шужук и другие.

С приемом гостей связан еще один ритуал – «Конаккаде». Хозяин дома в конце застолья может попросить гостя исполнить песню либо поиграть на музыкальном инструменте. Гость в ответ обычно исполняет импровизацию, в которой благодарит хозяев за теплый прием.

Как и любая другая страна, Казахстан имеет свои уникальные народные ремесла, возникшие в древности и развивавшиеся на протяжении тысячелетий. Находки эпохи бронзового века свидетельствуют о широком развитии ремесел еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Во время раскопок на всей территории Казахстана было найдено большое количество ремесленных изделий: ювелирные украшения из бронзы, золота, серебра, меди, оружие, предметы быта, посуда, керамические изделия, украшенные орнаментом, резные изделия из кости и рогов.

Казахские народные ремесла, как и традиции, формировались под влиянием кочевой культуры казахских племен. Суровая жизнь кочевников заставляла их самостоятельно изготавливать все необходимое для жизни из того, что было под рукой.

Так как главными занятиями кочевников были скотоводство и охота, то в качестве материалов для ремесел служили продукты, получаемые от животных: кожа, шерсть, пух, кости и рога крупного и мелкого рогатого скота. Это привело к развитию таких ремесел, как валяние шерсти и изготовление войлока, выделка кожи, пошив одежды из кожи и войлока, изготовление ковров и кошмы. Кости и рога животных использовались для изготовления ювелирных украшений и некоторых предметов быта. Большое развитие получило искусство резьбы по кости. Из костей и рогов животных мастера вырезали различные фигурки, делали тонкие пластинки с рисунками и узорами, которыми потом инкрустировали предметы мебели.

Кожа скота и мех животных использовались для изготовления самых разных предметов быта: от зимней одежды и воинских доспехов до конской сбруи и даже сосудов для воды. Естественно, кожа использовалась и для изготовления обуви, сапог, потому что кочевники носили сапоги и зимой, и летом. Кожаные изделия часто украшались тиснением – это искусство высоко ценилось не только среди казахов, но и среди соседних народов. 

Одним из важнейших и древнейших казахских ремесел по праву считается изготовление войлока и работа с ним. Толстый войлок (кошму) использовали для покрытия юрт, а тонкий войлок служил материалом для пошива различной одежды: чапанов, халатов, шапок и т.д. Войлок служил основой для ковров «текемет», которые стелили на пол в юрте, и для красивых ковров «тускииз» с рисунками и орнаментами, которые вешали на внутренние стены юрт как украшение.

Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и изготовление ковриков из тонких полос ткани (корпе). На специальных станках (өрмек) мастерицы ткали ковры – алаша. Процесс этот был трудоемким, поэтому ковры всегда высоко ценились.

Культура страны не будет полной без упоминания национальной одежды. Сегодня в Казахстане редко можно увидеть людей в традиционной казахской одежде, разве что в отдаленных районах или на праздниках. Но в прошлом представители всех сословий носили примерно одинаковую одежду, отличавшуюся лишь качеством отделки и наличием различных украшений. Казахский мужской костюм состоит из шапана (халат с поясом) и головного убора, которым может быть тюбетейка, колпак или меховая шапка (все зависит от погоды и обстоятельств). Женский костюм состоит из платьев и свадебного головного убора «саукеле», на смену которому после рождения ребенка приходит «кимешек» – белая шаль, повязанная на голове особым образом.

Не менее важным ремеслом в жизни кочевников была работа с деревом, из которого изготавливалась посуда, оружие, мебель и другие бытовые предметы, детали для седел, рукоятки для рабочих инструментов, различные шкафчики и сундуки, которые зачастую украшались орнаментальной резьбой по дереву.

Особое место в деревянных ремеслах занимает изготовление юрт, а точнее деталей каркаса юрты: верхушки (шанырака), жердей для свода (уук) и складных решетчатых стен юрты (кереге).

Кочевая жизнь предполагала частые переезды с места на место, поэтому кочевнику нужен был достаточно легкий и быстроразборный дом. Но в то же время дом должен быть теплым, чтобы в нем можно было пережить суровую степную зиму с буранами и метелями. Так родилась юрта – мобильное жилище из деревянного остова и толстого войлочного покрытия. Большинство кочевников, конечно, могли изготовить юрту самостоятельно, но чаще юрты, особенно их остовы, заказывали у мастеров-ремесленников.

Юрта – это не просто жилище, это символ культуры Казахстана, символ особенного мировоззрения, жизни без углов, жизни без ограничений, жизни в гармонии с природой. Она занимала особое место в повседневном быту. Слово «юрта» можно перевести как родина, отчизна или народ.

Казахская юрта состоит из трех деревянных частей: решеток «кереге», основания; жердей «уык», создающих купол; и круглого обруча «шанырак», являющегося вершиной юрты, потолочным окном и выходом для дыма. Шанырак был семейной реликвией, символом продолжения рода и его изображение присутствует на гербе Казахстана. На собранный механизм натягивают войлочный покров, предоставляющий защиту от ветра, дождя и снега, от палящего солнца и пыли. В центре юрты, прямо под шаныраком, размещается очаг, на котором устанавливается держатель для котла. В самом конце юрты находится имущество семьи кочевника, здесь же принято встречать гостей.

Еще одно народное ремесло, связанное с деревом, – изготовление музыкальных инструментов. Домбра, кобыз, флейта сыбызгы и многие другие инструменты в древности скрашивали суровые будни кочевников, были обязательными атрибутами праздников (тоев), а сегодня являются полноправными участниками оркестров народных музыкальных инструментов.

Менее распространенным материалом для казахских ремесленников были металлы, хотя выплавлять металл и изготавливать из него орудия труда, посуду и оружие казахи умели еще в бронзовый век.

А вот кузнечное ремесло было важным умением в жизни кочевников: им постоянно требовались подковы, стремена, детали упряжи и сбруи для лошадей, ножи, оружие и другие инструменты. Но кузнечное дело все-таки требовало от мастера некоторой оседлости, поэтому кузницы строились и работали, в основном, в поселениях и городах Великой степи. Кочевники же чаще покупали готовые металлические изделия у оседлых кузнецов, нежели сами изготавливали что-то. Кузнечное и ювелирное дело было развито в таких городах, как Сыгнак, Отрар, Тараз, Туркестан и других.

Казахские ювелиры были знакомы со многими техниками: ковкой, чеканкой, штамповкой и другими. Основным материалом для украшения было серебро, реже золото. Из серебра создавали кольца, браслеты, серьги и подвески, детали одежды – пряжки и пуговицы. Серебром часто инкрустировали оружие, мебель, одежду и другие предметы быта.

Особым видом ювелирного искусства Казахстана можно назвать косторезное ремесло, где из костей и рогов животных мастера вырезали различные фигурки, а также делали тонкие пластинки с рисунками и узорами, которыми потом инкрустировали предметы мебели.

Там же, в городах и поселениях, получило свое развитие гончарное искусство. Изготовление посуды, керамической плитки, украшений и даже музыкальных инструментов (сазсырнай, флейты) из глины было распространено повсеместно. Гончарные изделия украшались орнаментом и раскрашивались национальными узорами, а на ярмарках и базарах гончарные ряды обычно были самыми большими.

В древнем городе Тараз традиционно проводятся международные выставки ремесленников. Город имеет двухтысячелетнюю историю, в течение которой активно развивалось ремесленничество. Находясь на Великом шелковом пути, в Средние века славился своими искусными мастерами, производившими красочную керамику, ювелирные украшения, шелк, войлок, изделия из металла. В сентябре 2022 года этот город стал первым в Казахстане, вошедшим во Всемирный список городов-ремесленников.

 

Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в котором принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразийского континента и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Система ценностей, сложившаяся в культуре, стала важнейшим условием национального и культурного своеобразия народа.

Казахстан – страна, устремленная в будущее, которая свято чтит свои культурные традиции и успешно реализует весомый созидательный потенциал в современном мире.

В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в мировое сообщество, и при этом народные традиции и обычаи бережно сохраняются. Из поколения в поколение передаются знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в многочисленных музеях страны, на фестивалях и праздниках.

 

Подготовлено по материалам интернет-ресурсов Республики Казахстан при содействии Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь