Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств 
о ходе наблюдения за подготовкой внеочередных выборов 
депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан 

(27 февраля – 10 марта 2023 года)

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее –Мажилис).

Миссия приступила к мониторингу парламентских выборов 27 февраля 2023 года, осуществляет свои функции свободно и независимо, соблюдая законодательство страны пребывания, не вмешиваясь в ход выборов и во внутренние дела государства.

По состоянию на 10 марта 2023 года поданы документы на аккредитацию 193 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Исполнительный комитет СНГ.

Глава Миссии, первый заместитель Генерального секретаря СНГ Л. Анфимов обсуждал ход подготовки и проведения выборов с Председателем Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Н. Абдировым, заместителем Министра иностранных дел Р. Василенко, Председателем судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан А. Тукиевым, заместителем Генерального прокурора Республики Казахстан Ж. Умиралиевым, и. о.  Председателя комитета Административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан К. Султанбаевым.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ провели встречи с руководством предвыборных штабов всех политических партий, участвующих в выборах.

Миссия работает открыто и гласно. Штаб Миссии выпускает информационные сообщения, дает интервью средствам массовой информации.

 

Назначение выборов

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» 16 марта 2022 года представил программу комплексной модернизации политической системы страны, основной принцип которой «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

В рамках реализации данной программы состоялся конституционный референдум, на котором была одобрена новая избирательная система. На ее основе проводится обновление всех основных государственных институтов республики. В ноябре 2022 года проведены внеочередные президентские выборы, в январе 2023 года обновлен состав Сената Парламента.

В завершение процесса реструктуризации государственной системы власти Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев Указом от 19 января 2023 года № 104 распустил Мажилис Парламента Республики Казахстан и назначил на 19 марта 2023 года внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

 

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу для проведения выборов в Мажилис Парламента составляют Конституция и Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), постановления Центральной избирательной комиссии (далее – Центральная комиссия, ЦИК) и нормы других правовых актов, регулирующие отдельные вопросы, связанные с подготовкой и проведением выборов, а также соответствующие международные правовые акты, участником которых является Казахстан, в том числе Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года.

Новый порядок формирования Мажилиса и его избрания определен в результате состоявшегося 5 июня 2022 года республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. Ввиду упразднения квоты Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе Парламента число депутатов Мажилиса снижено с 107 до 98. Принятым на референдуме законом также предусмотрено избрание депутатов Мажилиса по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (далее – избирательный округ).

Также с момента проведения выборов 2021 года в Мажилис Парламента многочисленные изменения в избирательное законодательство внесены конституционными законами от 24 мая 2021 года «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», от 7 февраля 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», от 5 ноября 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам реализации Послания Главы государства от 16 марта 2022 года.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Республики Казахстан. Миссия изложит свое мнение об избирательном законодательстве после дня голосования в итоговом документе.

 

Избирательные комиссии и их деятельность

Подготовку и проведение внеочередных выборов депутатов Мажилиса осуществляют Центральная комиссия, 240 территориальных избирательных комиссии (далее – территориальные комиссии, ТИК), 29 окружных комиссий и 10300 участковых избирательных комиссий (далее – участковые комиссии), в том числе 77 – зарубежных, образованных в 62 государствах.

Выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной системе на основе партийных списков проводят территориальные комиссии по единому общенациональному избирательному округу

Для проведения выборов депутатов Мажилиса по мажоритарной системе Центральной комиссией было образовано 29  избирательных округов и 16 окружных комиссий. В 13 случаях, когда границы округов совпадали с границами административных территориальных единиц, функции окружных комиссий осуществляют территориальные комиссии.

ЦИК возглавляет единую систему избирательных комиссий, является постоянно действующим органом и состоит из Председателя и шести членов. Председателя и двух членов Центральной комиссии назначает Президент, по два члена назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Порядок образования и правовой статус Центральной, территориальных, окружных и участковых комиссий определены Конституционным законом. Срок их полномочий – пять лет.

Территориальные комиссии в составе 7 членов и окружные комиссии в составе 5 членов образуются Центральной комиссией, а участковые комиссии – ТИК. Количественный состав участковых комиссий определяется территориальными комиссиями в пределах от 5 до 11 членов в зависимости от числа граждан на участке, имеющих право участвовать в выборах.

Члены территориальных, окружных и участковых комиссий избираются маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей комиссии. В случае отсутствия предложений политических партий маслихаты избирают членов комиссии по предложению иных общественных объединений и вышестоящих комиссий.

Председатель, члены Центральной избирательной комиссии, сотрудники ее аппарата, председатели, их заместители, секретари, члены областных, городов республиканского значения и столицы территориальных избирательных комиссий, а также председатели, заместители и секретари иных территориальных избирательных комиссий осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе.

Действующие составы территориальных и участковых комиссий сформированы маслихатами в январе 2019 года, окружных комиссий – в январе 2023 года.

Сведения о составе и местах нахождения территориальных, окружных и участковых комиссий опубликованы в средствах массовой информации.

ЦИК в установленные сроки ведет работу по организации избирательного процесса.

Центральной комиссией был утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов депутатов Мажилиса, принят ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании.

Разработанные ЦИК учебно-методические комплексы по вопросам подготовки и проведения выборов содержат необходимые разъяснения законодательства, образцы избирательной документации.

Обучение организаторов выборов проводится в соответствии с Планом организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан.

Центральной комиссией в режиме видео-конференц-связи с территориальными и окружными комиссиями рассматриваются актуальные вопросы электоральной кампании. Для них также организовываются и проводятся обучающие семинары-совещания, практической частью которых являются деловые игры, моделирующие день выборов. При этом детально обсуждаются основные проблемные ситуации, которые могут возникнуть на избирательных участках в день голосования, и разъясняются способы их решения.

Для участковых комиссий снят обучающий фильм о работе организаторов выборов в день голосования.

Члены территориальных, окружных и участковых комиссий проходят дистанционное обучение и тестирование посредством интернет-ресурса ЦИК по модулю «Выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан».

Кроме обучения членов избирательных комиссий, Центральная комиссия проводит семинары для других участников избирательного процесса – представителей предвыборных штабов политических партий, сотрудников правоохранительных органов и региональных колл-центров, представителей средств массовой информации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, аккредитованных в качестве наблюдателей.

Представители Миссии принимают участие в заседаниях Центральной комиссии и констатируют, что ее работа строится на принципах коллегиальности. Заседания проводятся открыто и гласно на казахском и русском языках как в офлайн-, так и в онлайн-режиме и транслируются в прямом эфире на интернет-ресурсе и YouTube-канале Центральной комиссии, обеспечены сурдопереводом. В них принимают участие представители средств массовой информации, политических партий, органов государственного управления.

На брифингах, проводимых после каждого заседания, его участники могут получить разъяснения от членов ЦИК и представителей государственных органов по принятым решениям и другим вопросам, связанным с избирательной кампанией.

 

Списки избирателей

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах (далее – списки), составлялись местными исполнительными органами на основании государственной базы данных.

В списки включаются граждане Республики Казахстан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением признанных недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Каждый гражданин также вправе самостоятельно зарегистрироваться для включения в список в соответствующем местном исполнительном органе с момента назначения выборов.

Основанием для включения гражданина в список на конкретном участке для голосования является факт его регистрации по месту жительства на территории этого участка. Исключение составляют списки по участкам, образованным по месту расположения воинских частей, студенческих общежитий, а также в местах временного пребывания.

В целях обеспечения права на участие в выборах законодательством предусмотрена возможность обращения гражданина в местный исполнительный орган с заявлением о включении его в список по месту пребывания, отличному от места регистрации, если о невозможности проголосовать по месту регистрации гражданину стало известно не позднее чем за тридцать дней до выборов.

Списки граждан по каждому участку руководители местных исполнительных органов предоставили в участковые комиссии за 20 дней до начала голосования.

Всего, по информации Центральной комиссии, в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, были включены 12 032 550 человек.

После получения списков территориальные комиссии проводят их сверку для выявления случаев неоднократного включения отдельных граждан в соответствующих административно-территориальных единицах, а Центральная комиссия – в целом по республике.

Списки граждан по участкам, образованным по месту жительства, представлены для ознакомления и проверки правильности внесенных в них данных в помещениях участковых комиссий в сроки, установленные законодательством, – с 4 марта 2023 года.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение (неправильное включение) в список или исключение из него, а также допущенные неточности в данных о себе путем подачи заявления в соответствующую участковую комиссию.

Граждане, поменявшие место своего пребывания после представления списков для всеобщего ознакомления, могут проголосовать по открепительным удостоверениям. Открепительные удостоверения на право голосования выдаются гражданам по их просьбе участковыми комиссиями с 4 марта до 18 часов 18 марта 2023 года.

 

Выдвижение кандидатов в депутаты
Мажилиса Парламента Республики Казахстан и их регистрация

Избирательная кампания проходит на фоне либерализации условий партийного строительства.

Последние изменения, внесенные в Закон Республики Казахстан «О политических партиях» в ноябре 2022 года, предусматривают возможность регистрации партии при наличии в ее составе уже не двадцати, а пяти тысяч членов. При этом обязательная численность ее членов в каждой области, городах республиканского значения и столице уменьшена с шестисот до двухсот человек.

С учетом введения данных изменений Министерство юстиции Республики Казахстан накануне выборов зарегистрировало две новые политические партии «Казахстанская партия зеленых «Байтақ» и партия «Respublica», доведя их общее количество до семи.

Все зарегистрированные партии приняли участие в избирательной кампании.

В соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан и Конституционного закона депутатом может быть избран гражданин республики не моложе 25 лет, обладающий избирательными правами и постоянно проживающий на ее территории последние десять лет.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, а по избирательным округам – политическим партиям, общественным объединениям, их структурным подразделениям, а также гражданам путем самовыдвижения.

Выдвижение и самовыдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента началось за шестьдесят дней до дня голосования.

К установленному сроку все политические партии представили необходимые для регистрации документы. Всего по партийным спискам было выдвинуто 283 кандидата.

По 29 одномандатным территориальным округам было выдвинуто 609 кандидатов. В том числе 79 – от 7 политических партий, 5 – от четырех общественных объединений, 525 – путем самовыдвижения.

В соответствии с законодательством регистрация партийных списков, представленных политическими партиями, осуществлялась Центральной комиссией, кандидатов по избирательным округам – окружными комиссиями. Закончилась регистрация 18 февраля 2023 года.

В результате проверки выполнения требований, предъявляемых законодательством, Центральная комиссия зарегистрировала партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса всех семи партий в количестве 281 человека. Два кандидата от партии «Respublica» были исключены согласно поданным ими заявлениям. При этом установленное законодательством тридцатипроцентное представительство женщин, молодежи и лиц с инвалидностью соблюдено каждой политической партией.

Окружные комиссии зарегистрировали 435 кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам. 45 кандидатов были сняты с регистрации на основании личных заявлений, 125 – отказано в регистрации. Регистрация 4 кандидатов отменена.

В соответствии с законодательством по результатам жеребьевки в избирательный бюллетень для голосования за политические партии были внесены наименования политических партий в следующей последовательности:

1. Партия «Amanat»;

2. Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»;

3. «Respublica»;

4. Народная партия Казахстана;

5 Казахстанская партия зеленых «Байтақ»;

6. Демократическая партия Казахстана «Ак жол»;

7. Общенациональная социал-демократическая партия.

В избирательный бюллетень по избирательным округам кандидаты были включены в алфавитном порядке.

 

Предвыборная агитация
и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация началась с 18.00 часов 18 февраля и продлится до 00.00 часов 18 марта 2023 года.

В день окончания регистрации представители шести политических партий, участвующих в выборах в Мажилис (за исключением Общенациональной социал-демократической партии), подписали Меморандум за честные выборы. Документ закрепил намерения всех подписавших его партий действовать в рамках избирательного законодательства, не распространять информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию друг друга и их кандидатов.

В соответствии с Конституционным законом предвыборная агитация осуществляется четырьмя способами:

1. Через средства массовой информации;

2. Путем проведения публичных предвыборных мероприятий, а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;

3. Путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;

4. Посредством онлайн-платформ.

Учитывая широкое использование интернет-ресурсов при проведении агитационной кампании, последними изменениями, внесенными в Конституционный закон, на онлайн-платформы были распространены требования, предъявляемые к средствам массовой информации.

О намерении освещать ход избирательной кампании заявили 465 печатных и электронных СМИ и 40 пользователей онлайн-платформ Республики Казахстан. Они опубликовали и передали в ЦИК сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади.

Для проведения предвыборной агитации кандидаты в депутаты Мажилиса за счет личных средств, средств политических партий, добровольных пожертвований граждан и организаций Казахстана создали избирательные фонды.

В то же время Конституционным законом предусмотрено финансирование отдельных агитационных мероприятий кандидатов за счет средств республиканского бюджета. Так, кандидатам по избирательным округам в объеме средств, предусмотренном Центральной комиссией, было обеспечено покрытие расходов на выступления с программой по телевидению и радио, публикацию двух статей в периодических печатных или сетевых изданиях, проведение публичных предвыборных мероприятий, выпуск агитационных материалов и транспортные расходы.

Значительная часть агитационной работы велась политическими партиями и кандидатами через различные интернет-платформы, социальные сети, другие информационно-коммуникативные средства.

Местные исполнительные органы совместно с территориальными комиссиями на равных условиях на договорной основе предоставили 3828 помещений для встреч с избирателями.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Миссия в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействует с органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях законодательства о референдуме.

Штаб Миссии обратился в Центральную избирательную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Казахстан с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса. После изучения и обобщения ответов соответствующая информация будет дана в итоговом заявлении Миссии.