Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Меджлиса Туркменистана

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением 
выборов депутатов Меджлиса Туркменистана
(8 – 20 марта 2023 года)


Общие положения

По приглашению Туркменистана Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 8 марта 2023 года осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Меджлиса Туркменистана седьмого созыва (далее – выборы).

Меджлис Милли Генгеша Туркменистана постановлением от 12 января 2023 года назначил выборы депутатов Парламента, членов велаятских, этрапских и городских халк маслахаты, членов Генгешей на 26 марта 2023 года. Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия осуществляет мониторинг только выборов депутатов Меджлиса Туркменистана.

По состоянию на 20 марта 2023 года поданы документы на аккредиттацию 49 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, а также Исполнительный комитет СНГ. На долгосрочной основе работают 8 наблюдателей.

Представители Миссии обсуждали ход предвыборной кампании с руководством Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Туркменистана. Состоялись встречи наблюдателей с членами предвыборных штабов политических партий, участвующих в выборах.

Миссия осуществляет свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Туркменистана, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства. Ее работа широко освещается в средствах массовой информации. Штаб Миссии выпускает информационные сообщения, его члены дают интервью представителям средств массовой информации.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что членам Миссии созданы необходимые условия для осуществления своих функций.

 

Законодательная база
для проведения выборов

Правовую основу для проведения выборов составляют Конституция и Избирательный кодекс Туркменистана (далее – Кодекс), иные законодательные акты, а также постановления Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Туркменистане (далее – Центральная комиссия, ЦИК).

Эксперты Штаба Миссии завершают анализ избирательного законодательства Туркменистана. Миссия изложит свое мнение о законодательной базе выборов после дня голосования в итоговом документе.


Система избирательных комиссий и их деятельность

Организацию подготовки и проведения выборов осуществляют Центральная комиссия, 125 окружных избирательных комиссий и 2644 участковые избирательные комиссии, в том числе 42 – за рубежом.

Порядок образования и полномочия избирательных комиссий всех уровней определяются Кодексом.

Центральная комиссия образуется Президентом Туркменистана в составе 15 человек. Представители в состав ЦИК выдвигаются Президентом, политическими партиями и общественными объединениями. Председатель Центральной комиссии утверждается Меджлисом Туркменистана.

Окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК) образуются Центральной комиссией в составе 9 – 11 членов. Представители в состав ОИК выдвигаются на заседаниях велаятских, этрапских, городских органов политических партий, общественных объединений, собраниями групп граждан.

Участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК) образуются соответствующей избирательной комиссией этрапа, города в составе 5 – 15 членов. Представители в состав УИК выдвигаются на собраниях первичных организаций политических партий, общественных объединений, собраниями групп граждан.

Составы Центральной и участковых комиссий были сформированы в 2019 году, окружных комиссий – в декабре 2022 года. Срок полномочий всех избирательных комиссий – 5 лет.

Миссия отмечает системную и планомерную работу Центральной комиссии по организации избирательной кампании.

Постановлением Центральной комиссии от 16 января 2023 года был принят План мероприятий по подготовке и организованному проведению выборов депутатов Меджлиса Туркменистана, членов халк маслахаты велаятов, этрапов, городов и Генгешей 26 марта 2023 года.

В установленные Кодексом сроки были образованы избирательные округа и участки, определены их границы. Информация о номерах, наименованиях, центрах и границах избирательных округов, расположении избирательных участков была опубликована в центральных и региональных печатных СМИ.

В целях повышения профессиональной подготовки организаторов выборов Центральная комиссия совместно с депутатами Меджлиса Туркменистана, представителями политических партий и общественных объединений провела обучающие семинары для членов нижестоящих избирательных комиссий, на которых рассматривались вопросы дальнейшего повышения их правовых знаний, работы со списками избирателей, организации досрочного голосования и голосования в день выборов, оснащения избирательных участков, а также участия средств массовой информации в обеспечении открытости и гласности при проведении электоральной кампании.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса ЦИК были составлены и изданы 12 руководств, памяток, предназначенных для членов избирательных комиссий разных уровней, представителей средств массовой информации, международных и национальных наблюдателей.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой по подготовке к выборам окружных и участковых избирательных комиссий Дашогузского, Марыйского велаятов и города Ашхабада. Наблюдатели отмечают профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, обеспеченность комиссий законодательными актами, методическими рекомендациями, информационными материалами, необходимым для организации голосования оборудованием.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии принимают необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями избирательного законодательства.


Списки избирателей

В соответствии с Кодексом в списки избирателей включаются граждане Туркменистана, достигшие ко дню выборов 18 лет, постоянно или преимущественно (в течение не менее чем трех последних месяцев до дня выборов) проживающие на территории данного избирательного участка и обладающие избирательным правом.

Для составления списков избирателей местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в сроки, установленные Кодексом, передали в УИК сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории. Члены участковых комиссий уточняли списки путем посещения избирателей по месту их жительства.

Гражданам обеспечена возможность в помещениях участковых избирательных комиссий не позднее чем за 15 дней до дня выборов ознакомиться со списками избирателей, а также проверить правильность внесенных в них данных.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение или исключение из списка, а также допущенные неточности в указании своих данных, подав соответствующее заявление в УИК.

По данным Центральной комиссии, количество избирателей, включенных в списки, составляет 3 млн 496 тыс. 475 человек.

По мнению Миссии, составление и уточнение списков избирателей проходят в соответствии с Кодексом, что является важным фактором реализации конституционного права граждан Туркменистана на участие в выборах.


Выдвижение и регистрация
кандидатов в депутаты 
Меджлиса Туркменистана

Согласно Конституции Туркменистана Меджлис состоит из 125 депутатов, которые избираются сроком на пять лет по одномандатным избирательным округам.

В соответствии с Кодексом кандидатом в депутаты может быть выдвинут гражданин Туркменистана, достигший ко дню выборов 25 лет и в течение предшествующих 10 лет постоянно проживающий в Туркменистане. Право выдвижения кандидатов в депутаты Меджлиса принадлежит политическим партиям, а также группам граждан.

Выдвижение кандидатов в депутаты Меджлиса проходило с 25 января по 24 февраля 2023 года.

Политические партии выдвигали кандидатов в депутаты Меджлиса Туркменистана на заседаниях их центральных, велаятских, этрапских и городских органов. При этом партии могли выдвинуть несколько кандидатов в депутаты Меджлиса, но только по одному кандидату на каждый избирательный округ. Для выдвижения необходимо, чтобы за кандидата проголосовало более половины участников заседания.

Собрания групп граждан по выдвижению кандидатов проходили с участием не менее 200 избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. На каждом собрании группы граждан по выдвижению кандидата в соответствующий избирательный округ могли выдвинуть только одного кандидата если за него проголосовало более половины участников собрания.

Решения заседаний органов политических партий, протоколы собраний граждан в двухдневный срок после их проведения направлялись в соответствующие ОИК с приложением заявлений выдвинутых кандидатов о согласии баллотироваться.

Регистрация кандидатов проходила с 4 по 28 февраля 2023 года. Окружные комиссии зарегистрировали 285 кандидатов в депутаты Меджлиса. Из них от Демократической партии Туркменистана зарегистрировано 97 претендентов, от Партии промышленников и предпринимателей Туркменистана – 27, от Аграрной партии Туркменистана – 51, выдвинутых группами граждан – 83 кандидата.

Сообщение о регистрации кандидатов в депутаты Меджлиса и их биографии были опубликованы в печати.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов проходили в соответствии с требованиями Кодекса, на равноправной основе, свободно и открыто.


Предвыборная агитация и освещение
избирательной кампании средствами массовой информации

Агитационная кампания кандидатов началась с момента их регистрации и завершится 25 марта 2023 года. Агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается.

Законодательство Туркменистана гарантирует кандидатам в депутаты и их доверенным лицам равные условия для свободного осуществления предвыборной агитации через СМИ, путем собраний и встреч с избирателями, распространения агитационных материалов.

В соответствии с Кодексом кандидаты имеют право на бесплатное эфирное время на государственных теле- и радиоканалах.

Каждому кандидату в депутаты на безвозмездной основе в соответствии с подготовленным Центральной комиссией графиком предоставлено по 10 минут эфирного времени на телеканалах «Алтын асыр: Туркменистан», «Мирас», «Яшлык».

Кандидатам для размещения агитационных материалов на равных условиях выделены бесплатные печатные площади в центральных («Туркменистан», «Нейтральный Туркменистан») и региональных («Ашгабат», «Ахал дурмушы», «Балкан», «Дашогуз хабарлары», «Туркмен гундогары», «Мару-шаху джахан») газетах.

Борьба за голоса избирателей осуществляется также путем проведения собраний, размещения агитационных материалов на рекламных щитах. В целях разъяснения предвыборных программ кандидаты и их доверенные лица проводят встречи с избирателями, которые широко освещаются в центральных и региональных СМИ.

Средства массовой информации предоставляют равные условия по продолжительности и объему освещения в новостных передачах предвыборной деятельности кандидатов в депутаты.

Миссия считает, что организаторы выборов обеспечивают проведение агитационной кампании в соответствии с требованиями избирательного законодательства на равных условиях и в свободной атмосфере.

Центральная и нижестоящие избирательные комиссии, средства массовой информации своевременно и в полном объеме информируют граждан о ходе избирательной кампании.

По каналам телевидения и радио регулярно передаются информационные сообщения о предстоящих выборах, транслируются видеоролики, разъясняющие процедуру голосования, досрочного голосования, порядок заполнения избирательных бюллетеней. Призывы к голосованию размещаются на средствах наружной рекламы.

По заказу Центральной комиссии изготовлены и размещены на стендах в общественных местах информационные материалы с биографическими данными кандидатов в депутаты.

Тема выборов регулярно освещается на страницах печатных изданий, в новостных теле- и радиопрограммах.

На сайте ЦИК (saylav.gov.tm) оперативно размещаются принятые ею решения, положения и инструкции, а также новости, связанные с электоральной кампанией.

Участковые комиссии направляют избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

Для оповещения о дне выборов также используются СМС-сообщения.

По мнению Миссии, гражданам предоставлен широкий доступ к информации о кандидатах в депутаты, их предвыборных программах, этапах и ходе избирательной кампании.


Досрочное голосование

Согласно Кодексу избиратели, не имеющие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могут с 16 по 25 марта 2023 года сделать свой выбор на избирательном участке досрочно. Досрочное голосование проводится при участии не менее 2 членов УИК. Заполненный гражданином избирательный бюллетень опускается в опечатанный избирательный ящик. Представители Миссии наблюдают за процедурой досрочного голосования и констатируют, что оно проходит в соответствии с Кодексом.

* * *

По мнению Миссии, избирательная кампания проходит в соответствии с законодательством, в спокойной атмосфере, открыто, конкурентно и на высоком организационном уровне.

Свои окончательные выводы и оценки Миссия изложит в итоговом документе по результатам мониторинга выборов.