Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

 

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей
от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой
и проведением внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
состоявшихся 19 марта 2023 года

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее – Мажилис).

Миссия приступила к мониторингу парламентских выборов 27 февраля 2023 года, осуществляла свои функции свободно и независимо, соблюдая законодательство страны пребывания, не вмешиваясь в ход выборов и во внутренние дела государства.

В составе Миссии были аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета СНГ. Всего – 196 наблюдателей, 10 из которых работали на долгосрочной основе.

Глава Миссии, первый заместитель Генерального секретаря СНГ Л.Анфимов обсуждал ход подготовки и проведения выборов с Председателем Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Н.Абдировым, заместителем Министра иностранных дел Республики Казахстан Р.Василенко, Председателем судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан А.Тукиевым, заместителем Генерального прокурора Республики Казахстан Ж.Умиралиевым, Председателем Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан К. Султанбаевым, а также посетил ряд избирательных комиссий города Астаны и Акмолинской области накануне и в день голосования.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ провели встречи с руководством предвыборных штабов всех политических партий, участвовавших в выборах.

Миссия работала открыто и гласно. Штабом Миссии выпускались информационные сообщения, даны интервью средствам массовой информации.

Миссия отмечает, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за избирательной кампанией.

Назначение выборов

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» 16 марта 2022 года представил программу комплексной модернизации политической системы страны, основной принцип которой «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

В рамках реализации данной программы состоялся конституционный референдум, на котором была одобрена новая избирательная система. На ее основе проводится обновление всех основных государственных институтов республики. В ноябре 2022 года проведены внеочередные президентские выборы, в январе 2023 года обновлен состав Сената Парламента.

В завершение процесса реструктуризации государственной системы власти Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев своим Указом от 19 января 2023 года № 104 распустил Мажилис седьмого созыва и назначил на 19 марта 2023 года внеочередные выборы депутатов Мажилиса.

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу для проведения выборов в Мажилис составляют Конституция Республики Казахстан и Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), постановления Центральной избирательной комиссии (далее – Центральная комиссия, ЦИК) и нормы других правовых актов, регулирующие отдельные вопросы, связанные с подготовкой и проведением выборов, а также соответствующие международные правовые акты, участником которых является Казахстан, в том числе Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года.

Новый порядок формирования Мажилиса и его избрания определен в результате состоявшегося 5 июня 2022 года республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. Ввиду упразднения квоты Ассамблеи народа Казахстана число депутатов Мажилиса снижено с 107 до 98. Принятым на референдуме Конституционным законом также предусмотрено избрание депутатов Мажилиса по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (далее – одномандатный округ).

Также с момента проведения выборов 2021 года в Мажилис многочисленные изменения в избирательное законодательство внесены конституционными законами от 24 мая 2021 года «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», от 7 февраля 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», от 5 ноября 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам реализации Послания Главы государства от 16 марта 2022 года».

В части парламентских выборов среди основных новшеств можно отметить следующие:

избрание Мажилиса в полном составе посредством прямых выборов. Шестьдесят девять депутатов избираются от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу, двадцать девять – по одномандатным округам;

создание системы территориальных избирательных округов и окружных избирательных комиссий (далее – окружная комиссия) для обеспечения выборов депутатов по одномандатным округам, определение их полномочий и порядка формирования;

применение мажоритарной системы относительного большинства для избрания депутатов по одномандатным округам, при которой кандидат считается избранным, если за его кандидатуру проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей;

предоставление гражданам права на самовыдвижение, а политическим партиям и общественным объединениям права выдвижения кандидатов в депутаты по одномандатным округам;

снижение порога участия политических партий в распределении депутатских мандатов по итогам голосования с семи до пяти процентов поданных за них голосов избирателей;

обеспечение пассивного избирательного права женщин, молодежи и лиц с инвалидностью посредством обязательной квоты участия этих категорий граждан (не менее 30 %) при регистрации партийных списков кандидатов и распределении депутатских мандатов;

введение в избирательный бюллетень графы «Против всех».

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Казахстан и отмечают, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов независимыми избирательными органами на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, при наличии механизмов защиты избирательных прав и разрешения электоральных споров.

Избирательные комиссии и их деятельность

Подготовку и проведение внеочередных выборов депутатов Мажилиса осуществляли Центральная комиссия, 240 территориальных избирательных комиссий (далее – территориальные комиссии, ТИК), 29 окружных комиссий и 10 223 участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии), в том числе 77 – зарубежных, образованных в 62 государствах.

Выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной системе на основе партийных списков организовывались территориальными комиссиями по единому общенациональному избирательному округу.

Для проведения выборов депутатов Мажилиса по мажоритарной системе Центральной комиссией было образовано 29 избирательных округов и 16 окружных комиссий. В 13 случаях, когда границы округов совпадали с границами административных территориальных единиц, функции окружных комиссий осуществляли территориальные комиссии.

ЦИК возглавляет единую систему избирательных комиссий, является постоянно действующим органом и состоит из Председателя и шести членов. Председателя и двух членов Центральной комиссии назначает Президент, по два члена назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Порядок образования и правовой статус Центральной, территориальных, окружных и участковых комиссий определены Конституционным законом. Срок их полномочий – пять лет.

Территориальные комиссии в составе 7 членов и окружные комиссии в составе 5 членов образуются Центральной комиссией, а участковые комиссии – ТИК. Количественный состав участковых комиссий определяется территориальными комиссиями в пределах от 5 до 11 членов в зависимости от числа граждан на участке, имеющих право участвовать в выборах.

Члены территориальных, окружных и участковых комиссий избираются маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей комиссии. В случае отсутствия предложений политических партий маслихаты избирают членов комиссии по предложению иных общественных объединений и вышестоящих комиссий.

Председатель, члены Центральной комиссии, сотрудники ее аппарата, председатели, их заместители, секретари, члены областных, городов республиканского значения и столицы территориальных комиссий, а также председатели, заместители и секретари иных территориальных комиссий осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе.

Действующие составы территориальных и участковых комиссий сформированы маслихатами в январе 2019 года, окружных комиссий – в январе 2023 года.

Сведения о составе и местах нахождения территориальных, окружных и участковых комиссий опубликованы в средствах массовой информации.

ЦИК системно и в установленные сроки проводила работу по организации избирательного процесса.

Центральной комиссией был утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов депутатов Мажилиса, принят ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании.

Разработанные ЦИК учебно-методические комплексы по вопросам подготовки и проведения выборов содержали необходимые разъяснения законодательства, образцы избирательной документации.

Обучение организаторов выборов проводилось на системной основе в соответствии с Планом организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан.

Центральной комиссией в режиме видео-конференц-связи с территориальными и окружными комиссиями рассматривались актуальные вопросы электоральной кампании. Для них также были организованы и проведены обучающие семинары-совещания, практической частью которых стали деловые игры, моделирующие день выборов. При этом детально обсуждались основные проблемные ситуации, которые могут возникнуть на избирательных участках в день голосования, и разъяснялись способы их решения.

Для участковых комиссий был снят обучающий фильм о работе в день голосования.

Все члены территориальных, окружных и участковых комиссий прошли дистанционное обучение и тестирование посредством интернет-ресурса ЦИК по модулю «Выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан».

Кроме обучения членов избирательных комиссий, Центральная комиссия провела семинары для других участников избирательного процесса – представителей предвыборных штабов политических партий, сотрудников правоохранительных органов и региональных колл-центров, представителей средств массовой информации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, аккредитованных в качестве наблюдателей.

В рамках долгосрочного мониторинга члены Миссии ознакомились с деятельностью избирательных комиссий города Астаны, областей Улытау, Акмолинской, Карагандинской и Костанайской. Наблюдатели отмечали профессионализм членов комиссий, их ориентированность на конструктивное взаимодействие.

Представители Миссии принимали участие в заседаниях Центральной комиссии и констатируют, что ее работа строилась на принципах коллегиальности. Заседания проводились открыто и гласно на казахском и русском языках как в офлайн-, так и в онлайн-режиме и транслировались в прямом эфире на интернет-ресурсе и YouTube-канале Центральной комиссии, были обеспечены сурдопереводом. В них принимали участие представители органов государственного управления, политических партий, средств массовой информации.

На брифингах, проводимых после каждого заседания, его участники могли получить разъяснения от членов ЦИК и представителей государственных органов по принятым решениям и другим вопросам, связанным с избирательной кампанией.

По мнению наблюдателей от СНГ, Центральная и нижестоящие комиссии предприняли необходимые меры для подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями законодательства.

Списки избирателей

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах (далее – списки), составлялись местными исполнительными органами на основании государственной базы данных.

В списки включались граждане Республики Казахстан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением признанных недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Каждый гражданин также был вправе самостоятельно зарегистрироваться для включения в список в соответствующем местном исполнительном органе с момента назначения выборов.

Основанием для включения гражданина в список на конкретном участке для голосования являлся факт его регистрации по месту жительства на территории этого участка. Исключение составляли списки по участкам, образованным по месту расположения воинских частей, студенческих общежитий, а также в местах временного пребывания.

В целях обеспечения права на участие в выборах законодательством предусмотрена возможность обращения гражданина в местный исполнительный орган с заявлением о включении его в список по месту пребывания, отличному от места регистрации, если о невозможности проголосовать по месту регистрации гражданину стало известно не позднее чем за тридцать дней до выборов.

Списки граждан по каждому участку руководители местных исполнительных органов предоставили в избирательные комиссии за двадцать дней до начала голосования.

Всего, по информации Центральной комиссии, в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, были включены 12 032 550 человек.

После получения списков территориальные комиссии провели их сверку для выявления случаев неоднократного включения отдельных граждан в соответствующих административно-территориальных единицах, а Центральная комиссия – в целом по республике.

Списки граждан по участкам, образованным по месту жительства, были представлены для ознакомления и проверки правильности внесенных в них данных в помещениях участковых комиссий в установленные сроки – с 4 марта 2023 года.

В период проведения избирательной кампании было организовано широкое информирование граждан о порядке включения их в списки избирателей. В этих целях по каналам республиканского телевидения и радио систематически транслировались специально подготовленные видео- и аудиоролики. В центральных печатных изданиях размещались информационные модули, была организована работа 230 колл-центров и онлайн-сервисов.

Интернет-ресурсы местных исполнительных органов и «электронного правительства» предоставили гражданам возможность находить свой избирательный участок по адресу регистрации или индивидуальному идентификационному номеру.

Каждый гражданин был вправе обжаловать невключение (неправильное включение) в список или исключение из него, а также допущенные неточности в данных о себе путем подачи заявления в соответствующую участковую комиссию.

Граждане, поменявшие место своего пребывания после представления списков для всеобщего ознакомления, могли проголосовать по открепительным удостоверениям, при предъявлении которых они включались в список на избирательном участке по месту пребывания. Открепительные удостоверения на право голосования выдавались гражданам по их просьбе участковыми комиссиями в период с 4 марта до 18 часов 18 марта 2023 года.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков обеспечила необходимые условия для реализации права граждан Республики Казахстан на участие в выборах.

Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан и их регистрация

Избирательная кампания проходила на фоне либерализации условий партийного строительства.

Последние изменения, внесенные в Закон Республики Казахстан «О политических партиях» в ноябре 2022 года, предусматривают возможность регистрации партии при наличии в ее составе уже не двадцати, а пяти тысяч членов. При этом обязательная численность ее членов в каждой области, городах республиканского значения и столице уменьшена с шестисот до двухсот человек.

С учетом введения данных изменений Министерство юстиции Республики Казахстан накануне выборов зарегистрировало две новые политические партии: «Казахстанская партия зеленых «Байтақ» и «Respublica», доведя их общее количество до семи.

Все зарегистрированные партии приняли участие в избирательной кампании.

В соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан и Конституционного закона депутатом может быть избран гражданин республики не моложе 25 лет, обладающий избирательными правами и постоянно проживающий на ее территории последние десять лет.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, а по одномандатным округам – политическим партиям, общественным объединениям, их структурным подразделениям, а также гражданам путем самовыдвижения.

Выдвижение и самовыдвижение кандидатов в депутаты началось за шестьдесят дней до дня голосования и закончилось за сорок дней до выборов.

К установленному сроку все политические партии представили необходимые для регистрации документы. Всего по партийным спискам было выдвинуто 283 кандидата.

По 29 одномандатным территориальным округам было выдвинуто 609 кандидатов, в том числе 79 – от 7 политических партий, 5 – от четырех общественных объединений, 525 – путем самовыдвижения.

В соответствии с законодательством регистрация партийных списков, представленных политическими партиями, осуществлялась Центральной комиссией, кандидатов по одномандатным округам – окружными комиссиями. Закончилась регистрация 18 февраля 2023 года.

По результатам проверки выполнения требований, предъявляемых законодательством, Центральная комиссия зарегистрировала партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса всех семи партий в количестве 281 человека. Два кандидата от партии «Respublica» были исключены на основании поданных ими заявлений. При этом установленное законодательством тридцатипроцентное представительство женщин, молодежи и лиц с инвалидностью соблюдено каждой политической партией.

В одномандатных округах на заключительном этапе избирательной кампании борьбу за депутатские мандаты вели 370 кандидатов. 78 кандидатов были сняты с регистрации на основании личных заявлений, 125 – отказано в регистрации в связи с невнесением избирательного взноса, наличием неснятой судимости, с совершением преступления или правонарушения коррупционного характера. Регистрация 29 кандидатов отменена в связи с выявлением недостоверности сведений, указанных в декларации об активах и обязательствах, 7 – с проведением предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидатов.

В соответствии с законодательством по результатам жеребьевки в избирательный бюллетень для голосования за политические партии были внесены наименования политических партий в следующей последовательности:

1. Партия «Amanat»;

2. Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»;

3. «Respublica»;

4. Народная партия Казахстана;

5. Казахстанская партия зеленых «Байтақ»;

6. Демократическая партия Казахстана «Ак жол»;

7. Общенациональная социал-демократическая партия.

В избирательный бюллетень по одномандатным округам кандидаты были включены в алфавитном порядке.

Миссия считает, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Мажилиса были проведены в соответствии с требованиями законодательства. По мнению наблюдателей от СНГ, участие в избирательной кампании всех зарегистрированных в стране политических партий и отсутствие ограничения на количество выдвигаемых по одномандатным округам кандидатов обеспечили ее проведение на условиях конкурентности и открытости.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация проходила с 18.00 часов 18 февраля до 00.00 часов 18 марта 2023 года.

В день окончания регистрации представители шести политических партий, участвующих в выборах в Мажилис (за исключением Общенациональной социал-демократической партии), подписали Меморандум за честные выборы. Документ закрепил намерения всех подписавших его партий действовать в рамках избирательного законодательства, не распространять информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию друг друга и их кандидатов.

В соответствии с Конституционным законом предвыборная агитация осуществлялась четырьмя способами:

1. Через средства массовой информации;

2. Путем проведения публичных предвыборных мероприятий, а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;

3. Путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;

4. Посредством онлайн-платформ.

Учитывая широкое использование интернет-ресурсов при проведении агитационной кампании, последними изменениями, внесенными в Конституционный закон, на онлайн-платформы были распространены требования, предъявляемые к средствам массовой информации.

О намерении освещать ход избирательной кампании заявили 465 печатных и электронных СМИ и 40 пользователей онлайн-платформ Республики Казахстан. Они опубликовали и передали в ЦИК сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади.

Для проведения предвыборной агитации кандидаты в депутаты Мажилиса за счет личных средств, средств политических партий, добровольных пожертвований граждан и организаций Казахстана создавали избирательные фонды.

В то же время Конституционным законом предусмотрено финансирование отдельных агитационных мероприятий кандидатов за счет средств республиканского бюджета. Так, кандидатам по одномандатным округам в объеме средств, предусмотренном Центральной комиссией, было обеспечено покрытие расходов на выступления с программой по телевидению и радио, публикацию статей в периодических печатных или сетевых изданиях, проведение публичных предвыборных мероприятий, выпуск агитационных материалов и транспортные расходы.

Местные исполнительные органы совместно с территориальными комиссиями на равных условиях на договорной основе предоставили 3828 помещений для встреч с избирателями.

По решению Центральной комиссии 16 марта 2023 года в прямом эфире телевизионного канала «Хабар» состоялись предвыборные телевизионные дебаты представителей политических партий, участвовавших в выборах.

По данным Министерства информации и общественного развития, средства массовой информации в сопоставимых объемах подавали материалы о деятельности политических партий.

Агитационная кампания проходила спокойно и организованно. Кандидаты и их доверенные лица беспрепятственно осуществляли предвыборную агитацию через СМИ, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, проведения публичных предвыборных мероприятий, личных встреч с избирателями.

Значительная часть агитационной работы велась политическими партиями и кандидатами через различные интернет-платформы, социальные сети, другие информационно-коммуникационные средства.

В ходе общения с наблюдателями от СНГ представители предвыборных штабов политических партий отмечали случаи порчи агитационных материалов, но при этом не сталкивались с воспрепятствованием агитационной деятельности со стороны государственных структур.

По мнению наблюдателей от СНГ, у электоральных конкурентов имелась возможность выражения своих политических взглядов. Организаторы выборов, государственные органы обеспечили проведение предвыборной агитации в свободной атмосфере и в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Избирательными комиссиями, средствами массовой информации было организовано широкое освещение процесса подготовки и проведения выборов.

В рамках информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов по заказу Центральной комиссии были изготовлены 11 видеороликов на казахском и русском языках информационного, обучающего и мобилизационного характера, которые транслировались на 9 республиканских телеканалах, распространялись в социальных сетях и общественных местах.

11 информационных аудиороликов, рассчитанных на различные целевые группы граждан, регулярно выходили в эфир на 11 республиканских радиостанциях.

В 10 республиканских газетах размещались 56 модулей информационно-разъяснительного характера, на площадках 16 интернет-ресурсов и их мобильных версий – 9 интернет-баннеров.

В общественных местах вывешивались и в социальных сетях распространялись 8 образцов инфографических плакатов, разъясняющих порядок включения граждан в списки избирателей, голосования по месту регистрации, открепительным удостоверениям и другое.

Были изготовлены и размещены на билбордах и демонстрационных экранах в общественных местах 6000  баннеров, содержащих информацию о выборах и призывающих граждан принять в них участие.

Избирательные комиссии заблаговременно направили гражданам приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

В рассылаемых избирателям СМС-сообщениях о дне выборов содержалась ссылка, используя которую можно было уточнить свой избирательный участок и список баллотирующихся по данному одномандатному округу кандидатов в депутаты.

Миссия отмечает, что Центральная и нижестоящие комиссии обеспечили всестороннее информационное сопровождение процесса подготовки и проведения электоральной кампании.

Работа с жалобами и заявлениями

Законодательство гарантирует лицам, чьи избирательные права нарушены, право на обжалование решений и действий (бездействия) избирательных и других государственных органов, предприятий и организаций, их должностных лиц в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. Также устанавливает обязанность судов, органов прокуратуры и избирательных комиссий принимать и оперативно рассматривать заявления, поступившие в период подготовки и проведения выборов.

По запросу Штаба Миссии Центральная комиссия, Генеральная прокуратура, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Казахстан предоставили информацию о поступивших по состоянию на 17 марта 2023 года жалобах и заявлениях, а также о выявленных нарушениях.

Так, в Центральную комиссию поступило 444 обращения, касающихся текущей избирательной кампании. Более 90 % из них составляли запросы по разъяснению действующего законодательства. Остальные касались вопросов предвыборной агитации, составления списков избирателей, аккредитации для наблюдения за выборами.

122 заявления по подведомственности было передано в территориальные комиссии, 68 – в другие органы. По фактам рассмотрения ЦИК жалоб на решения окружных комиссий об отмене регистрации кандидатов в депутаты была восстановлена регистрация 6 кандидатов.

Верховный Суд Республики Казахстан сообщил, что в суды поступило 108 исковых заявлений, из которых 59 было рассмотрено по существу (21 решение вынесено в пользу кандидатов, 38 – об отказе в удовлетворении иска), 49 заявлений было возвращено в связи с несоблюдением процессуальных норм или отказом от заявленных требований. Рассмотренные дела в основном были связаны с достоверностью сведений в декларациях об активах и обязательствах, поданных кандидатами в депутаты при регистрации.

По информации Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, было зафиксировано 23 факта совершения административных правонарушений, связанных с выборами в Мажилис, из них 12 – проведение предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидатов и партийных списков;
5 – распространение анонимных агитационных материалов;
3 – нарушение условий проведения опросов общественного мнения; 2 – повреждение агитационных материалов кандидатов;
1 – нарушение условий проведения предвыборной агитации.

Министерство внутренних дел Республики Казахстан уведомило, что материалы по фактам нарушения избирательного законодательства передавались для принятия процессуальных решений по подведомственности в органы прокуратуры.

Миссия отмечает, что при подготовке и проведении выборов в Мажилис были созданы условия для защиты избирательных прав и свобод граждан, кандидатов в депутаты, других участников избирательного процесса, обеспечивалось оперативное рассмотрение жалоб и заявлений, своевременное реагирование на нарушения избирательного законодательства.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день голосования 19 марта 2023 года представители Миссии наблюдали за процедурой голосования и подведением итогов в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Туркестанской областях, области Жетису, в городах Астана, Алматы и Шымкент, а также на зарубежных избирательных участках в Астрахани, Баку, Бишкеке, Бресте, Брюсселе, Ереване, Казани, Минске, Москве, Омске, Париже, Пекине, Риме, Санкт-Петербурге, Сеуле, Ташкенте.

Голосование проводилось с 7 до 20 часов.

Наблюдатели от СНГ посетили 832 избирательных участка и отмечают организованность и прозрачность процесса голосования. Национальным и международным наблюдателям были созданы необходимые условия для наблюдения. Избирательные участки были оснащены информационными материалами и необходимым оборудованием.

Организаторами выборов было уделено большое внимание созданию условий для реализации избирательных прав граждан с инвалидностью. Большинство участков, посещенных наблюдателями от СНГ, было оборудовано пандусами, специально оформленными кабинами для тайного голосования. Лица с нарушениями зрительных функций или полной потерей зрения были обеспечены аудиоверсиями порядка заполнения избирательных бюллетеней, дополнительным освещением и средствами оптической коррекции зрения (лупами). Для избирателей с нарушениями речи или слуха были установлены усилители звука, имелись наушники.

Для обеспечения возможности принять участие в голосовании гражданам, проживающим на территории соответствующего избирательного участка, но не включенным в списки избирателей, на портале «Электронное правительство» был создан онлайн-сервис по проверке сведений по месту регистрации граждан. В день голосования он был доступен на 4055 избирательных участках.

Также была предоставлена возможность голосования гражданам, которые не попали в списки избирателей ни на одном избирательном участке страны и не имели действующей регистрации по месту жительства. Такие лица могли быть зарегистрированы по адресу одного из 188 избирательных участков, включались в списки избирателей и получали право участвовать в голосовании.

Процедура подсчета голосов проходила в соответствии с законодательством о выборах. Наблюдателям был обеспечен обзор действий членов участковых комиссий.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили немногочисленные нарушения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты выборов.

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств считает, что:

выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан прошли на высоком организационном уровне, в соответствии с действующим законодательством;

организаторы выборов обеспечили условия для реализации права граждан на свободное волеизъявление.