Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей
от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением референдума Республики Узбекистан по
проекту Конституционного закона Республики Узбекистан
«О Конституции Республики Узбекистан»,
прошедшего 30 апреля 2023 года

Общие положения

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 12 апреля 2023 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения референдума Республики Узбекистан по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан» (далее – референдум).

В составе Миссии были аккредитованы 95 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Ташкенте. На долгосрочной основе работали 8 наблюдателей.

В рамках мониторинга референдума Глава Миссии, Генеральный секретарь СНГ С. Лебедев провел встречи с Председателем Центральной избирательной комиссии З. Низамходжаевым, Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества Ч. Мином, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ А. Йонссоном, посетил окружные и участковые комиссии по проведению референдума Джизакской области, а также города Ташкента.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ провели встречи в Центральной избирательной комиссии, Министерстве внутренних дел, Верховном Суде, Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, ознакомились с работой окружных и участковых комиссий по проведению референдума в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской, Хорезмской областях и городе Ташкенте.

Миссия работала свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Узбекистан, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход подготовки и проведения референдума и во внутренние дела государства. Штабом Миссии выпускались информационные сообщения, даны интервью средствам массовой информации.

Назначение референдума

С инициативой начать процесс совершенствования Конституции страны 17 мая 2022 года в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан выступили фракции Либерально-демократической партии Узбекистана и Демократической партии «Миллий тикланиш».

Для формирования предложений о внесении изменений в Конституцию и реализации соответствующих организационных мер 20 мая 2022 года на совместном заседании Кенгашей Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса была создана Конституционная комиссия. В ее состав вошли 46 человек – депутаты, сенаторы, представители всех регионов Узбекистана, институтов гражданского общества, правоведы, политологи и другие эксперты.

На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 24 июня 2022 года было принято постановление о вынесении проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» на всенародное обсуждение.

Всенародное обсуждение проекта изменений и дополнений в Конституцию, размещенного на портале «Это моя Конституция», проходило с 25 июня по 1 августа 2022 года.

В ходе продолжавшейся до марта 2023 года работы было рассмотрено более 220 тыс. предложений и с учетом результатов всенародного обсуждения подготовлена итоговая редакция проекта Конституционного закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

10 марта 2023 года Законодательная палата Олий Мажлиса приняла Постановление «О проведении референдума Республики Узбекистан по проекту Конституционного закона Республики Узбекистана «О Конституции Республики Узбекистан», которое 13 марта 2023 года Конституционным судом было признано соответствующим Конституции Республики Узбекистан.

Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 15 марта 2023 года одобрил текст проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан» и постановил назначить референдум Республики Узбекистан по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан» на 30 апреля 2023 года.

Законодательная база для проведения референдума

Референдум проводился на основе положений Конституции, Закона Республики Узбекистан «О референдуме Республики Узбекистан» (далее – Закон), иных законодательных актов Республики Узбекистан, а также постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (далее – Центральная комиссия, ЦИК), принятых в развитие положений Закона.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ проанализировали законодательство, регулирующее проведение референдума. По мнению Миссии, оно содержит гарантии свободного и открытого всенародного голосования, предусматривает общественный контроль этапов его подготовки и проведения.

На референдуме гражданам страны предлагалось ответить на вопрос: «Принимаете ли Вы Конституционный Закон Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан»?».

В соответствии с Законом референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, внесенных в списки. Решение признается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Формирование комиссий по референдуму и их деятельность

Подготовку и проведение референдума осуществляли Центральная комиссия, 14 окружных комиссий по проведению референдума (далее – окружные комиссии) и 10813 участковых комиссий по проведению референдума (далее – участковые комиссии), в том числе 55 – за рубежом.

Центральная комиссия образуется Олий Мажлисом Республики Узбекистан в составе не менее 15 членов. Члены ЦИК избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов. Председатель Центральной комиссии избирается из ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии.

Окружные комиссии образуются Центральной комиссией не позднее десяти дней после опубликования решения о назначении референдума в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 8–18 членов. Кандидатуры в члены окружных комиссий обсуждаются на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов и не позднее семи дней после объявления решения о проведении референдума рекомендуются для утверждения ЦИК.

Участковые комиссии образуются окружными комиссиями не позднее двадцати пяти дней после опубликования решения о назначении референдума в составе 5–19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. Кандидатуры в члены участковой комиссии предлагаются органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения соответствующей окружной комиссией.

Образование окружных и участковых комиссий прошло в соответствии с определенными в Законе порядком и сроками. Информация об адресах, номерах телефонов комиссий, а также списки их членов были опубликованы в печати.

Миссия отмечает системную работу Центральной комиссии по организации кампании по референдуму.

Постановлением ЦИК 16 марта 2023 года был утвержден Календарный план по подготовке и проведению референдума Республики Узбекистан по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан».

Кроме того, ЦИК в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов кампании референдума.

Центральная комиссия 16 марта 2023 года образовала 14 округов референдума в границах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Также Центральной комиссией были образованы 55 участков референдума при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах.

Окружные комиссии в установленные Законом сроки образовали участки для голосования по референдуму на территориях соответствующих округов.

Большое внимание Центральной комиссией было уделено учебе организаторов референдума, проводившейся в соответствии с утвержденной ЦИК 28 июня 2022 года Концепцией по организации повышения квалификации членов комиссий по проведению референдума.

Образовательный процесс проходил по каскадному методу в несколько этапов. Вначале были подготовлены учебные планы и учебно-методические материалы, сформирован тренерский состав. Затем были проведены семинары-тренинги для кандидатов на должности председателей, заместителей председателя и секретарей участковых комиссий, охватившие более 32 тыс. человек. После образования участковых комиссий прошли учебно-практические занятия для остальных их членов, в которых приняли участие более 110 тыс. человек.

Отдельные обучающие семинары были организованы для членов участковых комиссий, отобраных в качестве операторов по работе с единым электронным списком избирателей и информационной системой по управлению избирательным процессом.

Для обеспечения единообразного применения норм законодательства о референдуме ЦИК были изданы «Учебно-практическое пособие по законодательству и практике референдума», «Сборник актов законодательства по референдуму Республики Узбекистан». Также были подготовлены памятки для местных наблюдателей, для зарубежных (международных) наблюдателей, для представителей местных и зарубежных СМИ, сотрудников органов внутренних дел и Национальной гвардии.

Миссия отмечает гласную и открытую работу Центральной комиссии, заседания которой транслировались на платформе «YouTube» в режиме реального времени.

В рамках долгосрочного мониторинга наблюдатели от СНГ знакомились с деятельностью окружных и участковых комиссий по подготовке к референдуму и отмечают, что они имели необходимые условия для работы, были обеспечены транспортом, средствами связи, оргтехникой, нормативно-методической литературой. В помещениях участковых комиссий были размещены текст проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан», инфограммы о порядке голосования.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения референдума в соответствии с требованиями законодательства.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме

Списки голосующих граждан составлялись участковыми комиссиями на основании Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан (ЕЭСИ).

В соответствии с Законом в список голосующих граждан включаются лица, имеющие право на участие в референдуме, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка референдума.

В течение 3 дней после своего образования участковые комиссии получили предварительные списки избирателей из ЕЭСИ и совместно с представителями общественности, волонтерами провели работу по их уточнению путем подворового (поквартирного) обхода проживающих на территории участка.

Гражданам была предоставлена возможность за 10 дней до дня голосования – с 19 апреля 2023 года – ознакомиться в помещении участковой комиссии со списками и проверить правильность их составления. Каждый гражданин имел право заявить об ошибке или неточности в списках голосующих граждан. В течение 24 часов участковая комиссия обязана была проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю мотивированный ответ об отклонении заявления, который мог быть обжалован в суде.

Кроме того, через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан и официальный сайт ЦИК голосующие граждане могли воспользоваться интерактивной услугой по определению и изменению участка референдума.

В соответствии с Законом внесение изменений в списки голосующих граждан было приостановлено за 5 дней до референдума.

Гражданин, по каким-либо причинам не включенный в список, в день референдума на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и местожительство, включался в приложение к списку голосующих граждан.

По информации ЦИК, в списки для участия в референдуме было включено 19 млн 722 тыс. 809 граждан.

Агитация и информирование участников референдума

В соответствии с Законом граждане Республики Узбекистан, общественные объединения, органы самоуправления граждан вправе беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.

Агитация в день проведения референдума и за день до начала проведения референдума не допускается.

Миссия отмечает, что Центральная и нижестоящие комиссии, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение кампании по подготовке и проведению референдума.

Текст проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан» 15 марта 2023 года был опубликован в СМИ республики, издан отдельной брошюрой на узбекском, русском, каракалпакском языках, а также напечатан шрифтом Брайля.

Ко дню референдума на теле- и радиоканалах страны вышли в эфир более 5 тыс. передач и репортажей, посвященных предстоящему голосованию. В республиканских и региональных печатных изданиях опубликованы около 1 тыс. статей и материалов на тему референдума.

По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики, разъясняющие права голосующих граждан и процедуру голосования, а также социальная реклама, призывающая к участию в референдуме. Для информирования о дне голосования использовались около 1500 информационно-рекламных табло и билбордов, баннеры, плакаты, размещавшиеся в наиболее посещаемых местах и в общественном транспорте.

По заказу ЦИК были изготовлены плакаты с текстом проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан», а также более 20 наименований инфографических материалов, которые вывешивались в помещениях окружных и участковых комиссий.

Участковые комиссии до 19 апреля 2023 года направили голосующим гражданам приглашения на референдум с указанием даты, места и времени голосования.

Для оповещения граждан о дне голосования также использовались СМС-сообщения.

Подробная информация о подготовке к референдуму была доступна на сайте Центральной комиссии в разделе «Референдум 2023», а также на официальных страницах ЦИК в социальных сетях: «Одноклассники», «Facebook», «Instagram», «Twitter», «Telegram» и платформе «YouTube».

При ЦИК была организована работа Центра оперативного информирования для организаци быстрого и эффективного рассмотрения обращений физических и юридических лиц, незамедлительного и квалифицированного предоставления гражданам разъяснений и консультаций по вопросам, связанным с проведением референдума.

В целях создания необходимых условий для работы представителей СМИ по освещению подготовки к референдуму, оперативного получения и распространения информации о ходе кампании референдума были открыты пресс-центр ЦИК и его отделения в регионах республики.

Рассмотрение заявлений и жалоб

Штаб Миссии взаимодействовал с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение обращений граждан, связанных с нарушениями законодательства о референдуме.

По состоянию на 29 апреля 2023 года в Центральную комиссию поступило 241 обращение, которое было рассмотрено в установленные Законом сроки. В органы прокуратуры заявления, касающиеся нарушений законодательства в ходе подготовки референдума, не направлялись. По информации Верховного Суда, в суды республики не поступали жалобы, относящиеся к референдуму. По сведениям Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, правонарушений, связанных с кампанией референдума, не зафиксировано.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов участников референдума

В соответстви с Законом граждане, не имевшие возможности в день референдума находиться по месту жительства, могли с 19 по 26 апреля 2023 года проголосовать досрочно в помещении участковой комиссии с 9.00 до 18.00 в будние дни и с 12.00 до 16.00 – в выходные и праздничные дни.

Представители Миссии на отдельных участках референдума наблюдали за процедурой досрочного голосования и констатируют, что оно проходило в соответствии с требованиями Закона.

В день референдума 30 апреля 2023 года голосование проводилось с 8.00 до 20.00.

Организаторами референдума были созданы дополнительные условия для голосующих граждан с ограниченными физическими возможностями: помещения участковых комиссий оборудовались пандусами, специальными кабинами для голосования инвалидов-колясочников, незрячим избирателям предоставлялись информационные материалы, выполненные шрифтом Брайля, и трафареты, позволяющие самостоятельно заполнить избирательный бюллетень.

По просьбе лиц, которые по состоянию здоровья или по другим причинам не могли прибыть на участок референдума, организовывалось голосование в местах их пребывания с использованием переносных урн.

Для реализации принципа гласности и открытости при проведении референдума 417 участков были оборудованы веб-камерами, транслировавшими ход голосования в Интернете в режиме реального времени.

Впервые в порядке эксперимента на 50 участках референдума в городе Ташкенте использовалось оборудование для биометрической идентификации голосующих граждан, позволяющее избегать случаев неоднократного голосования.

Наблюдатели от СНГ посетили 683 участка референдума в регионах Республики Узбекистан, городе Ташкенте, а также осуществляли наблюдение на зарубежных участках в Азербайджанской Республике (Баку), Республике Беларусь (Минск), Республике Казахстан (Алматы), Кыргызской Республике (Бишкек), Российской Федерации (Москва, Владивосток, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург), в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (Лондон), Итальянской Республике (Рим), Китайской Народной Республике (Пекин), Республике Корея (Сеул) и Французской Республике (Париж). По их оценкам, голосование проходило в спокойной обстановке, при высокой явке голосующих граждан.

Участие в мониторинге голосования более 44 тыс. наблюдателей от политических партий и органов самоуправления граждан позволило, по мнению наблюдателей от СНГ, осуществить широкий гражданский контроль за проведением референдума.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов и отмечают, что данная процедура проходила в соответствии с требованиями Закона.

Наблюдатели от СНГ не зафиксировали нарушений, которые могли бы оказать влияние на результаты референдума.

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что:

референдум Республики Узбекистан по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан» прошел на высоком организационном уровне, в свободной и открытой атмосфере, в соответствии с действующим законодательством;

организаторы референдума предоставили гражданам возможность свободного волеизъявления.