АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об итогах заседания Совета министров иностранных дел
Содружества Независимых Государств
9 октября 2014 года в Минске в Национальной библиотеке Беларуси под председательством Министра иностранных дел Республики Беларусь В. Макея состоялось заседание Совета министров иностранных дел СНГ (далее – СМИД).
Семь государств были представлены на уровне министров иностранных дел, официальные делегации Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Республики Молдова возглавляли заместители глав внешнеполитических ведомств, а Украины – Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Беларусь М. Ежель.
В заседании принял участие Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев.
Участие в заседании СМИД всех стран Содружества и их высокий уровень представительства с полным основанием позволяет подчеркнуть неизменное стремление государств – участников СНГ к продолжению конструктивного и разностороннего сотрудничества.
В узком формате главы внешнеполитических ведомств обменялись мнениями по актуальным темам международной повестки дня и согласовали дату и место проведения очередного заседания СМИД.
На заседании в расширенном составе со вступительным словом выступил Председатель СМИД, Министр иностранных дел Беларуси В. Макей, который отметил, что Республика Беларусь всегда будет выступать за активное взаимодействие государств в формате Содружества, направленное на усиление роли и укрепление СНГ. Он также выразил надежду, что совместная деятельность будет способствовать росту авторитета Содружества Независимых Государств.
В. Макей предложил заново взглянуть на взаимодействие в различных сферах и оценить те достижения, которые уже есть в рамках СНГ в области политики, экономики, безопасности, культуры, спорта, туризма, образования, здравоохранения. Особо глава белорусского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что вопросы многостороннего гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве активно решаются только в рамках СНГ, такого компонента в явном виде нет ни в Таможенном союзе, ни в Евразийском экономическом союзе.
Акцентируя внимание на том аспекте, что наработанный в СНГ опыт позволяет говорить о большом нереализованном потенциале Содружества, Министр иностранных дел Беларуси призвал усилить координацию совместной работы на международной арене. Он предложил рассмотреть возможность внедрения в рамках Содружества такого оперативного формата межгосударственных контактов, как видеоконференция – в целях повышения оперативности обсуждения и принятия важных и актуальных для Содружества решений.
«Сегодняшняя ситуация в мире, несущая новые вызовы, требует оперативности и адекватности реагирования. Нельзя допустить, чтобы на территории Содружества велись боевые действия и страдали люди. В общих интересах скорейшее мирное урегулирование ситуации в Украине. И мы должны приложить все возможные усилия для того, чтобы мир пришел в каждый украинский дом. Мы также должны сообща противостоять любым попыткам расшатать ситуацию в регионе, и результативность этих действий зависит от нас с вами, от умения сплотиться, дружно и эффективно решать возникающие вопросы», – отметил В. Макей.
В расширенном формате участники заседания рассмотрели и согласовали более 20 проектов документов, нацеленных на углубление и расширение гуманитарного партнерства, сотрудничества и взаимодействия в сфере обеспечения безопасности и других направлениях.
Главы внешнеполитических ведомств государств – участников Содружества рассмотрели и одобрили для последующего рассмотрения высшими органами СНГ ряд наиболее значимых решений в гуманитарной сфере, в том числе:
о проекте Обращения глав государств – участников Содружества Независимых Государств к народам государств – участников Содружества и мировой общественности в связи с 70-й годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В проекте провозглашается, что 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов является священным днем, одним из самых значимых и почитаемых дат, символизирующим самоотверженность и героизм во имя защиты свободы и независимости, спасения человечества от угрозы фашистского порабощения. В суровые годы войны на полях сражений и на трудовом фронте ярко проявились нерушимая дружба и высочайший патриотизм наших народов, завоевавших в едином строю общую Победу. Великое наследие Победы является сегодня важной духовной ценностью, нравственным ориентиром для послевоенных поколений по установлению справедливого и безопасного мира.
В Обращении содержатся призывы: свято чтить память о погибших в борьбе против фашизма; проявлять постоянную заботу о сохранении и поддержании в надлежащем состоянии воинских захоронений, мемориальных комплексов, памятников и обелисков, а также могил партизан, подпольщиков и узников фашистских лагерей; продолжать поиск останков воинов и мирных граждан, павших в годы Великой Отечественной войны; продолжать всестороннюю заботу о ныне здравствующих фронтовиках за проявленный героизм на полях сражений и о тружениках тыла за их трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и послевоенное восстановление народного хозяйства; воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости за великий подвиг наших народов в борьбе с фашизмом.
В проекте подчеркивается, что главы государств Содружества высоко ценят мужество народов Европы и всего мира, оказавших сопротивление нацизму, помнят о вкладе и помощи своих союзников по антигитлеровской коалиции в достижении общей Победы. Они призывают страны и народы мира решительно противодействовать попыткам героизации нацистского движения, реанимации идеологии фашизма, распространения ксенофобии и расизма.
В заключительной части проекта Обращения подтверждается приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, положениям Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта и содержится призыв к активному взаимодействию в укреплении безопасности и стабильности в мире, наращиванию усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, мирному политическому урегулированию существующих и предотвращению возможных конфликтов. Государства – участники СНГ и далее будут всемерно укреплять всестороннее сотрудничество с мировым сообществом во имя обеспечения устойчивого мирного развития и прогресса всех государств;
о проекте Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2015–2016 годы.
Проект Плана содержит около 200 приоритетных мероприятий общегуманитарного характера, размещенных в таких разделах, как культура, образование, наука, информация и массовые коммуникации, книгоиздание, книгораспространение и полиграфия, спорт, здоровый образ жизни, туризм, работа с молодежью;
о реализации в 2015 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Российской Федерации и Республике Таджикистан.
Решением предлагается реализовать Межгосударственную программу «Культурные столицы Содружества» в Российской Федерации и Республике Таджикистан, объявив соответственно города Воронеж и Куляб культурными столицами Содружества Независимых Государств в 2015 году.
Правительствам государств – участников, заинтересованным органам СНГ оказать содействие в организации участия своих представителей в мероприятиях вышеуказанной Программы и рассмотреть возможность их поддержки;
о проекте Плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года.
Проект содержит широкий комплекс мероприятий, направленных на расширение сотрудничества государств Содружества в области туризма.
Планируется продолжить разработку проектов национальных законов и государственных программ развития туризма; механизмов внедрения международных рекомендаций по статистике туризма; ввести в действие официальную статистическую методологию оценки числа въездных и выездных туристских поездок в целях дальнейшего обмена статистическими данными в рамках СНГ; внедрить межгосударственный стандарт «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»; обмениваться опытом по использованию систем информирования об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания.
В целях гармонизации стандартов предоставления туристических услуг,
развития мест размещения и сопутствующей инфраструктуры разработать профессиональные стандарты в сфере туризма; разработать и согласовать единые стандарты туристической ориентирующей информации на пространстве СНГ и др.
Особое место в проекте отводится развитию мест размещения и соответствующей инфраструктуры на пространстве СНГ. Предполагается модернизировать транспортную инфраструктуру в рамках Международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» и создать сеть мотелей и кемпингов различного уровня в рамках реализации проекта Международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
Для развития системы продвижения туристских продуктов на пространстве СНГ и международном рынке с использованием современных технологий планируется проработать вопрос о создании общего интернет-ресурса государств – участников СНГ в области туризма, провести международные туристические выставки «Отдых» и «Турбизнес», Инвестиционный туристский форум, Московскую международную туристскую выставку «Интурмаркет» и ежегодные туристские выставки «Отдых/Leisure», Международную альпинистскую экспедицию по восхождению на вершины Памира, а также сформировать единый перечень крупнейших туристических выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых в государствах – участниках СНГ, и разместить данный перечень на Интернет-портале Содружества Независимых Государств и сайтах национальных туристических организаций и др.
В рамках развития систем подготовки профессиональных кадров
для сферы туризма в государствах – участниках СНГ планируется обмениваться опытом по вопросам образования в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения в рамках форумов творческой и научной интеллигенции государств – участников Содружества Независимых Государств, организовывать ежегодные научно-практические семинары по подготовке и повышению квалификации кадров для индустрии туризма государств – участников СНГ; провести курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы туризма и гостеприимства в рамках подготовки и проведения ЭКСПО-2017 (Астана, Республика Казахстан) и осуществить ряд других мероприятий.
Не менее важными гуманитарными проектами, одобренными для рассмотрения высшими органами СНГ, являются проекты решений:
о придании статуса базовых организаций государств – участников СНГ:
Научно-исследовательскому институту древних рукописей им. Месропа Маштоца «Матенадаран» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по сотрудничеству в области сохранения и восстановления письменного наследия;
Государственному учреждению «Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж"» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по направлению «музейное дело»;
федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по сотрудничеству в области музыки и образования в сфере культуры и искусства;
федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по сотрудничеству в области профессионального образования по направлению «кино»;
Государственному Учреждению «Таджикский государственный академический театр оперы и балета имени С. Айни» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по сотрудничеству в области музыкально-театрального дела.
Придание статуса базовых организаций вышеназванным учреждениям позволит объединить усилия государств – участников СНГ, направленные на расширение и укрепление гуманитарного сотрудничества, и осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов в указанной сфере деятельности.
В сфере обеспечения безопасности участники заседания рассмотрели вопрос о деятельности Совета командующих Пограничными войсками по укреплению пограничной безопасности на внешних границах государств – участников СНГ.
Решением отмечается положительная деятельность Совета командующих Пограничными войсками по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ от 26 августа 2005 года и поддержана его инициатива о внесении на рассмотрение Совета глав государств СНГ проекта Программы сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016 – 2020 годы.
Совет командующих Пограничными войсками является головным органом Совета глав государств СНГ по вопросам координации взаимодействия пограничных ведомств в сфере обеспечения согласованной пограничной политики на внешних границах государств – участников СНГ. С 1992 года по настоящее время проведено 72 заседания.
Деятельность Совета обеспечивает его постоянный рабочий орган – Координационная служба.
За период деятельности СКПВ создана нормативная правовая база сотрудничества пограничных ведомств, направленная на формирование новых подходов к построению эффективной целостной системы пограничной безопасности на внешних границах государств – участников СНГ.
На рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ внесено свыше 50 нормативных актов, из которых в настоящее время действуют 47.
В рамках деятельности СКПВ подготовлено около 900 решений. Совместно с Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ проделана огромная кропотливая работа по совершенствованию модельного законотворчества и формированию единого правового поля в пограничной сфере.
Сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: координация деятельности по пресечению трансграничной преступности на границах; информационное сотрудничество; международно-договорное сотрудничество; сотрудничество в подготовке и повышении квалификации кадров для пограничных ведомств государств – участников СНГ; военно-техническое сотрудничество; научно-исследовательская деятельность; гуманитарное сотрудничество.
СКПВ координирует деятельность по пресечению трансграничной преступности. С 2004 года по 1 июня 2014 года проведено двадцать совместных специальных пограничных операций. В акваториях Черноморско-Азовского бассейна и Каспийского моря проведено двадцать одно совместное оперативно-профилактическое мероприятие.
На заседаниях СКПВ рассмотрено более 150 вопросов в сфере информационного сотрудничества, подписаны соглашения, протоколы с заинтересованными органами СНГ, рабочими структурами ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ЕС и др.
Готовятся к подписанию Правила обмена информацией с ФРОНТЕКС, разработанные в рамках Меморандума от 16 декабря 2010 года, Протокол о сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности, а также ведется работа по организации взаимодействия с Администрацией Программы развития ООН по содействию управлению границами по странам СНГ и Восточной Европы.
С учетом предстоящего вывода с территории Исламской Республики Афганистан Международных сил содействия безопасности образована и с 2011 года в Центрально-Азиатском регионе активно действует Группа СКПВ по мониторингу и анализу ситуации на внешних границах государств – участников СНГ (с 2014 года дислоцируется в г. Бишкеке, ранее – г. Оше).
С мая 2012 года функционирует Автоматизированная система оперативного обмена информацией СКПВ, абонентские пункты которой развернуты в пограничных ведомствах Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Координационной службе и Группе СКПВ по мониторингу и анализу ситуации на внешних границах государств – участников СНГ.
В высших учебных заведениях пограничного профиля прошли подготовку и переподготовку свыше 2500 офицеров для пограничных ведомств государств – участников СНГ.
Советом командующих проводится целенаправленная работа по созданию благоприятных и взаимовыгодных условий для развития военно-технического сотрудничества. В области научно-исследовательской деятельности проведены 5 совместных НИР, продолжается работа над 5 проектами.
Под эгидой Совета командующих проведено более 30 международных научно-практических конференций, семинаров и круглых столов, подготовлено и издано свыше 20 методических пособий и рекомендаций.
Активизировалось сотрудничество пограничных ведомств государств – участников СНГ в сфере культурных связей, ветеранской работы, а также отмечается качественное улучшение физической подготовки и развитие спорта. Создан Спортивный комитет пограничных ведомств государств – участников СНГ, который является временным рабочим органом СКПВ.
В целях дальнейшего совместного укрепления пограничной безопасности на внешних границах государств – участников СНГ СКПВ считает целесообразным:
осуществить постепенный переход от согласованной пограничной политики к единой, что будет способствовать реализации общей стратегии пограничной безопасности государств – участников СНГ;
завершить построение целостной системы обеспечения пограничной безопасности в целях обеспечения стабильности на внешних границах государств – участников СНГ;
формировать единое информационное пространство в пограничной сфере с участием пограничных ведомств всех государств – участников СНГ;
оказывать содействие государствам – участникам СНГ в развитии уровня пограничной инфраструктуры и технической оснащенности участков внешних границ государств – участников СНГ на наиболее угрожаемых направлениях;
предусматривать проведение совместных мероприятий по оказанию неотложной помощи населению приграничных территорий государств – участников СНГ при возникновении кризисных ситуаций и ликвидации их последствий;
продолжать осуществление упреждающего мониторинга и анализа ситуации на внешних границах государств – участников Содружества с использованием возможностей региональной структуры (учитывая негативные тенденции развития обстановки, целесообразно вернуться к вопросу создания на постоянной основе Координационно-ситуационного центра СКПВ);
совершенствовать нормативную правовую базу государств – участников СНГ, содействовать гармонизации (унификации) их национального законодательства в пограничной сфере;
рекомендовать государствам, не подписавшим основополагающие документы СНГ в пограничной сфере, присоединиться к ним, а их пограничным ведомствам включиться в процесс практической реализации совместных мер, направленных на эффективное противодействие вызовам и угрозам пограничной безопасности на внешних границах государств – участников СНГ;
активизировать внутригосударственное согласование нормативных правовых актов в пограничной сфере, принятых высшими органами Содружества, и совершенствовать механизм реализации ранее принятых межгосударственных документов;
разработать и утвердить Программу сотрудничества государств – участников СНГ по укреплению пограничной безопасности на внешних границах на 2016–2020 годы, а также осуществлять перспективное планирование, включающее в себя разработку межгосударственных целевых программ в сфере пограничной безопасности, с финансированием программных мероприятий государствами – участниками СНГ на долевой основе;
расширять взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество пограничных ведомств государств – участников СНГ;
активизировать сотрудничество пограничных ведомств государств – участников СНГ в подготовке кадров;
продолжать взаимодействие по разработке новых совместных научно-исследовательских работ и внедрение их результатов в практическую деятельность пограничных ведомств государств – участников СНГ;
развивать дружеские, добрососедские отношения и укреплять международное сотрудничество в области культуры, спорта и ветеранской работы;
активизировать взаимовыгодное партнерство с пограничными структурами стран, не входящих в Содружество, а также с международными организациями в сфере охраны границ.
К другим, не менее значимым проектам в указанной сфере, которые были рассмотрены и одобрены на СМИД, относятся решения:
о проекте Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2015–2019 годы.
Проект нацелен на выработку и реализацию согласованной миграционной политики государств – участников СНГ; развитие международно-правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ; совершенствование и сближение национального законодательства государств – участников СНГ; совершенствование пограничного и миграционного контроля на государственных границах государств – участников СНГ; проведение совместных и/или согласованных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение сотрудничества; осуществление сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации руководящих работников и специалистов; развитие сотрудничества с международными организациями.
Документ содержит широкий комплекс мер по совершенствованию и развитию правовой базы сотрудничества государств Содружества в этой сфере. Центральное место в Программе отводится проведению совместных и/или согласованных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций по перекрытию каналов незаконной миграции.
Планируется продолжить пополнение и использование раздела Специализированного банка данных БКБОП о международных транснациональных преступных группах, занимающихся переправкой незаконных мигрантов, их лидерах, а также коммерческих, общественных и иных организациях и структурах, причастных к организации незаконной миграции, а также практику создания, в случае необходимости, совместных оперативно-следственных групп из представителей компетентных органов заинтересованных государств – участников СНГ в целях раскрытия преступлений транснационального характера, связанных с незаконной миграцией. Развивать сотрудничество и обмен опытом в области противодействия незаконной миграции с международными организациями: Организацией Договора о коллективной безопасности, Евроазиатским экономическим сообществом, Шанхайской организацией сотрудничества, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международной организацией по миграции, Международной организацией труда, Центральноазиатским региональным информационным координационным центром, в том числе взаимодействовать при подготовке проектов и реализации программ ООН.
Предполагается разработать методические рекомендации и провести Международную конференцию по противодействию незаконной миграции и ряд других мероприятий информационного и научного обеспечения сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией.
Программа предусматривает также мероприятия, направленные на повышение эффективности сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации сотрудников компетентных органов государств – участников СНГ, занимающихся противодействием незаконной миграции.
Проектом определен ежегодный Доклад о ходе выполнения настоящей Программы Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ;
о проекте Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии торговле людьми.
Проект Концепции направлен на развитие правовых и организационных основ сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии торговле людьми. Документ определяет принципы, приоритеты и основные направления взаимодействия.
Основные принципы сотрудничества: уважение суверенитета государств – участников СНГ и их национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права; создание в соответствии с международным правом и национальным законодательством государств – участников СНГ благоприятных условий для совместных усилий в данном направлении; углубление и расширение международного сотрудничества; развитие взаимодействия и укрепление доверия между компетентными органами государств – участников СНГ; приоритетность предупредительных мер в борьбе с торговлей людьми; ответственность за надлежащую организацию и эффективное осуществление предупредительных мер; выполнение международных обязательств по криминализации торговли людьми, установление за совершение таких преступлений эффективного, соразмерного наказания и обеспечение его неотвратимости; комплексный подход к организации и осуществлению предупредительной деятельности, предполагающей активное участие всех органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной работе с обязательным привлечением к ней неправительственных организаций, других институтов гражданского общества, в том числе средств массовой информации, всего населения; приоритетность профилактических мер, направленных на защиту прав и законных интересов детей – потенциальных жертв торговли людьми, создание благоприятных условий для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.
Приоритетом сотрудничества в противодействии торговле людьми является осуществление эффективной государственной (межгосударственной) политики, призванной обеспечить:
совершенствование системы органов государственной власти и органов местного самоуправления и разграничение их компетенции в сфере противодействия торговле людьми;
проведение эффективной работы по профилактике торговли людьми, в том числе создание благоприятных условий, способствующих активизации участия в ней институтов гражданского общества, средств массовых коммуникаций;
повышение уровня осведомленности общества относительно тяжких последствий эксплуатации людей, особенно детей;
совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность печатных, аудиовизуальных и электронных средств массовой информации, направленное на обеспечение строгого запрета производства и распространения материалов, пропагандирующих деяния, связанные с торговлей людьми;
укрепление социального партнерства и сотрудничества с международными негосударственными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами;
предупреждение виктимизации жертв торговли людьми, раннюю профилактику с помощью просветительских, информационных, социально-бытовых и иных превентивных мер;
совершенствование международного сотрудничества в целях эффективной реализации общей превенции уголовно-правовых запретов и наказаний, действенной защиты прав и законных интересов жертв торговли людьми;
неотвратимость наказания для торговцев людьми;
социальную реабилитацию и реинтеграцию жертв торговли людьми и др.
Основными направлениями сотрудничества в противодействии торговле людьми являются:
совершенствование правового, информационно-аналитического и научного обеспечения противодействия торговле людьми;
разработка и реализация комплексных (целевых) государственных (межгосударственных) программ, предусматривающих профилактические меры по выявлению и устранению (нейтрализации, минимизации) причин и условий, способствующих торговле людьми;
пресечение деятельности, направленной на завуалированное вовлечение граждан в различные формы эксплуатации;
повышение эффективности адресной правовой, социальной, экономической и иных мер защиты (помощи, трудоустройства) социально уязвимых групп граждан, и в первую очередь женщин и детей;
совершенствование практики применения миграционного и трудового законодательства в целях предупреждения незаконной трудовой миграции;
повышение уровня взаимодействия правоохранительных и специальных органов и пограничных ведомств в охране государственной границы в целях пресечения незаконного пересечения границы мигрантами и потенциальными жертвами торговли людьми;
обмен опытом работы по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с торговлей людьми;
обучение специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления практическим навыкам, приемам и методам работы по выявлению жертв торговли людьми и оказанию им необходимой помощи;
просвещение и информирование общественности об опасностях торговли людьми, обеспечиваемых государством мерах защиты, а также административных, уголовно-правовых и других мерах противодействия торговле людьми;
создание системы государственных гарантий и практических мер по усилению профилактической направленности образовательной деятельности, в том числе путем информирования учащихся образовательных учреждений об опасностях торговли людьми, выявление и устранение обстоятельств, способствующих беспризорности детей и их девиантному поведению, а также обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение занятости жертв торговли людьми;
лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых существует реальная опасность вовлечения потенциальных жертв в торговлю людьми, установление дополнительных требований безопасности к деятельности таких предпринимательских структур;
о проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств от 5 декабря 2012 года.
Согласно проекту «Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности вышеназванного Совета осуществляется Секретариатом. По решению Совета функции Секретариата, в том числе на постоянной основе, выполняет одно из подразделений финансовой разведки государства – участника настоящего Соглашения. Данные функции выполняются подразделением финансовой разведки совместно с соответствующим структурным подразделением Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.
Руководителем Секретариата является представитель подразделения финансовой разведки, на которое возложено выполнение функций Секретариата, а заместителем руководителя Секретариата – представитель Исполнительного комитета СНГ».
На заседании СМИД одобрена и внесена на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств СНГ Информация о ходе выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств.
Проектом Решения предложено продолжить реализацию Концепции на базе утвержденных в рамках Содружества планов и программ по различным направлениям сотрудничества государств – участников СНГ, в том числе планов по реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, планов приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, целевых программ по вопросам сотрудничества стран Содружества в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам.
Согласно Информации по состоянию на август 2014 года из 67 мероприятий Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств выполнены 59 (88 %).
В рамках определенных Концепцией приоритетных направлений сотрудничества разработана и успешно реализуется Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Заключен и действует Договор о зоне свободной торговли, позволяющий соблюдать сроки отмены изъятий таможенных пошлин на импорт товаров. При этом количество товарных позиций (изъятий), к которым применяются таможенные пошлины при импорте, сократилось с 61 до 5 позиций. Уменьшается количество случаев применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле. В развитие Договора о зоне свободной торговли идет согласование ряда проектов международных документов, которые выводят отношения государств – участников СНГ на новый уровень экономической интеграции.
Реализуется Концепция формирования общего электроэнергетического рынка государств – участников СНГ, проводится работа по повышению уровня продовольственной безопасности.
Утверждены Приоритетные направления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года. Создан Координационный комитет транспортных коридоров СНГ по разработке предложений по формированию и развитию международных транспортных коридоров на территориях государств – участников СНГ.
Предусмотрен комплекс мероприятий в рамках реализации Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ до 2020 года.
Развитие производственных кооперационных связей осуществляется в рамках Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств – участников СНГ.
Разработана Концепция научно-информационного обеспечения программ и проектов государств – участников СНГ в инновационной сфере. В рамках ее реализации утверждена Концепция создания банка патентов и инноваций СНГ. Образован Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах.
Осуществляется взаимодействие государств – участников СНГ в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия.
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации приняты 22 межгосударственных нормативных документа в области энергосбережения и энергоресурсов, а также 307 межгосударственных нормативных документов, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, 60 – по пищевой продукции и 7 – в области железнодорожного транспорта.
Завершены работы по организации и совершенствованию Общей статистической базы «Статистика СНГ», насчитывающей более 20,7 тыс. таблиц, докладов, аналитических материалов по основным социально-экономическим показателям.
Активно развивается на двусторонней основе сотрудничество по созданию финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, совместных предприятий. Так, Республика Беларусь и Республика Казахстан планируют реализовать более 30 совместных проектов по сотрудничеству в аграрном секторе, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении, химической промышленности в целях создания совместного производства, выпуска конкурентоспособной продукции на основе передовых технологий.
По итогам 2012 года в Содружестве работает 101 сборочное производство, в том числе 2 – в Азербайджане, 11 – в Казахстане, 77 – в России, по 1 – в Молдове и Узбекистане, 9 – в Украине.
В целях углубления межрегионального и приграничного сотрудничества принята Конвенция по приграничному сотрудничеству государств – участников СНГ и создан Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников СНГ.
Успешно реализуются запланированные мероприятия на основе планов приоритетных мероприятий гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, включающих такие сферы, как культура, образование, наука, информация и массовые коммуникации, книгоиздание, книгораспространение и полиграфия, спорт, здоровый образ жизни, туризм, работа с молодежью, раздел мероприятий, посвященных тематике гуманитарных годов.
Ежегодно в рамках СНГ проходят форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ, гастрольно-образовательные туры Молодежного симфонического оркестра стран СНГ; Международные Иссык-Кульские спортивные игры.
Успешно реализуется Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества», укрепляется межкультурный диалог, являющийся важнейшим инструментом укрепления взаимопонимания и взаимодействия между народами государств – участников СНГ.
На регулярной основе проводятся такие масштабные гуманитарные мероприятия, как Международный форум «Диалог языков и культур в XXI веке», Открытый кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» в г. Анапе, Всемирный форум по межкультурному диалогу в г. Баку, Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» и ряд других.
Важнейшим этапом в формировании общего образовательного пространства СНГ является подписание Соглашения государств – участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании. Традиционными становятся съезды учителей и работников образования стран СНГ.
Сформирована правовая база государств – участников СНГ по развитию международного молодежного сотрудничества, физической культуры, спорта и туризма.
Создан Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ. Разрабатывается проект Договора о создании Межгосударственного фонда научных исследований государств – участников СНГ.
Важную роль в развитии информационного пространства Содружества играют Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств – участников СНГ и Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», которая ведет круглосуточное телевизионное вещание на территориях всех государств – участников СНГ (за исключением Туркменистана), а также Балтии с техническим охватом аудитории свыше 60 млн человек. На ее базе создан и с 1 января 2013 года начал в открытом эфире свое вещание новый специализированный круглосуточный информационный телеканал «Мир 24», отвечающий современным реалиям медиасферы.
В рамках реализации Концепции дальнейшего развития СНГ активно развивается сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам.
На основе целевых среднесрочных программ и планов на территориях государств – участников СНГ регулярно осуществляются комплексные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции. По их результатам в 2011–2013 годах были раскрыты 163,8 тыс. преступлений, задержаны более 40 тыс. лиц, находившихся в розыске, в том числе 4,2 тыс. – в межгосударственном, пресечена деятельность 584 организованных преступных сообществ и групп, обнаружены и уничтожены 156 баз незаконных вооруженных формирований, изъяты 18 тыс. единиц огнестрельного оружия и более 170 тонн наркотических веществ.
В сфере правового обеспечения деятельности Содружества отдельным блоком рассмотрены вопросы об инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в рамках Единого реестра правовых актов и других документов СНГ, в частности проекты решений:
о проекте Протокола о прекращении действия Протокола о внешнем долге и активах от 13 марта 1992 года;
о проекте Протокола о прекращении действия Соглашения о взаимном признании виз государств – участников Содружества Независимых Государств от 13 ноября 1992 года;
о проекте Протокола о прекращении действия Протокола к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года, подписанного 10 февраля 1995 года;
о проекте Протокола о прекращении действия Соглашения о правовом статусе представителей государств и должностных лиц Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза от 28 марта 1997 года;
о проекте Протокола о прекращении действия Соглашения о порядке финансирования работ по созданию межгосударственной подсистемы информационного обмена между пограничными войсками государств – участников Содружества Независимых Государств (АСИО-ПВ СНГ) от 9 октября 1997 года;
о проекте Протокола о прекращении действия Учредительного договора о создании Фонда поддержки культурного сотрудничества Содружества Независимых Государств от 11 сентября 1998 года;
о проекте Решения о прекращении действия решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств;
о проекте Решения о прекращении действия решений Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.
Следующее заседание Совета министров иностранных дел СНГ решено провести 3 апреля 2015 года в г. Оше, Кыргызская Республика.
По итогам заседания СМИД Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев особо подчеркнул высокую оценку председательства Республики Беларусь в СНГ.
Председатель Совета, Министр иностранных дел Республики Беларусь В. Макей отметил, что заседание СМИД прошло в конструктивной и дружественной атмосфере. По его словам, состоялось предметное, конкретное, заинтересованное обсуждение всех вопросов, при этом никаких замечаний, оговорок или мнений альтернативных тем, которые содержатся в принятых решениях, не высказано, что свидетельствует о том, что СНГ может успешно и плодотворно взаимодействовать.
Министр иностранных дел Беларуси подчеркнул, что одним из главных вопросов заседания было принятие проекта Обращения глав государств СНГ к народам Содружества и мировой общественности. «Это Обращение очень важно, потому что сегодня мы видим ряд попыток исказить нашу совместную историю, исказить историю Великой Отечественной войны, обелить нацизм, возродить идеологию фашизма. Это очень важно, чтобы мы напоминали международной общественности, что мы не допустим никакого искажения, фальсификации Второй мировой войны», – отметил В. Макей, который поблагодарил Исполнительный комитет СНГ за тесное взаимодействие.
По оценке Министра иностранных дел России С. Лаврова, заседание СМИД прошло «очень плодотворно и продуктивно», был принят «внушительный пакет документов».
Весомый вклад в формирование общего благоприятного информационного фона вокруг заседания СМИД внесли национальные информагентства государств – участников Содружества, прежде всего АЗЕРТАДЖ (Азербайджан), АРМЕНПРЕСС (Армения), ИТАР-ТАСС и РИА «Новости» (Россия), БЕЛТА (Беларусь), КАБАР (Кыргызстан), ХОВАР (Таджикистан), а также другие новостные источники.
Целенаправленно осуществлялось информационное сопровождение мероприятия со стороны МТРК «Мир». В позитивном ключе выходили в эфир репортажи с заседания СМИД, сюжеты по данной тематике на основных белорусских, российских и других телевизионных каналах.
О высоком интересе интернет-аудитории стран Содружества к заседанию СМИД говорит также значительный рост посещаемости официального сайта Исполнительного комитета СНГ – количество уникальных посетителей в этот день выросло в 3 раза соответственно по сравнению со среднемесячными показателями.
Таким образом, очередное заседание Совета министров иностранных дел СНГ прошло в духе добрососедских отношений, в конструктивной и дружественной обстановке. Одобрение и принятие всех включенных в повестку дня проектов документов свидетельствуют о высокой степени заинтересованности государств – участников СНГ неуклонно развивать сотрудничество по всем приоритетным направлениям деятельности в формате Содружества.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
принятых на заседании Совета министров иностранных дел
Содружества Независимых Государств
9 октября 2014 года, город Минск