Организация мониторинга
По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (далее – Центральная избирательная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 12 марта 2015 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан (далее – выборы).
День выборов – 29 марта 2015 года – был определен Постановлением Центральной избирательной комиссии «Об объявлении начала избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан» в соответствии со статьей 117 Конституции Республики Узбекистан, статьей 2 Конституционного закона Республики Узбекистан «Об очередных выборах в представительные органы государственной власти и Президента Республики Узбекистан» и статьей 8 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан».
В составе Миссии были аккредитованы 72 наблюдателя, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, а также Исполнительный комитет СНГ.
Миссия осуществляла свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, общепризнанными нормами международного права в области организации и проведения выборов, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и суверенные дела государства.
В рамках осуществления мониторинга Глава Миссии, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев встретился с Председателем Центральной избирательной комиссии М.?Абдусаломовым, Министром иностранных дел Республики Узбекистан А. Камиловым, Главой ограниченной Миссии БДИПЧ ОБСЕ Т. де Зулуэтой, Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества, Генеральным секретарем ШОС Д. Мезенцевым, а также ознакомился с работой окружных и участковых избирательных комиссий Джизакской, Ташкентской областей и города Ташкента.
Наблюдатели от СНГ провели встречи и обмен мнениями о предвыборной кампании в Центральной избирательной комиссии, Министерстве иностранных дел, Верховном Суде, Генеральной прокуратуре, Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан.
Состоялись встречи с представителями предвыборных штабов политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты: Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана, Народно-демократической партии Узбекистана, Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш», Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат».
В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой окружных и участковых избирательных комиссий в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Бухарской, Джизакской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской Хорезмской, областей и городе Ташкенте.
Миссия работала открыто и гласно, ее деятельность освещалась в прессе, в теле- и радиопередачах. Штабом Миссии были выпущены три информационных сообщения, промежуточный отчет Миссии о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.
Законодательная база для проведения выборов
Президента Республики Узбекистан
Законодательную базу для проведения выборов составляют Конституция Республики Узбекистан, Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан» (далее – Закон), Закон «О гарантиях избирательных прав граждан», ряд других законодательных актов, а также постановления Центральной избирательной комиссии.
В период, прошедший после президентских выборов 2007 года, в Закон были внесены изменения, согласно которым право выдвижения кандидатов в Президенты предоставлено только политическим партиям, а срок полномочий Президента сокращен с 7 до 5 лет.
Миссия подтверждает сделанный по результатам наблюдения за выборами в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан 21 декабря 2014 года вывод о том, что избирательное законодательство Республики Узбекистан отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права и является достаточной правовой основой для проведения свободных и демократических выборов.
Вместе с тем, по мнению Миссии, отдельные положения Закона было бы желательно прописать более подробно. В частности, это касается процедуры досрочного голосования, голосования с использованием переносного избирательного ящика.
Формирование избирательных комиссий и их деятельность
Организацию и проведение выборов осуществляли:
Центральная избирательная комиссия;
окружные избирательные комиссии по выборам Президента Республики Узбекистан (далее – окружные комиссии, ОИК);
участковые избирательные комиссии по выборам Президента Республики Узбекистан (далее – участковые комиссии, УИК).
Центральная избирательная комиссия была образована Олий Мажлисом Республики Узбекистан в составе 17 человек.
В соответствии с принятыми в 2014 году поправками к статье 117 Конституции ЦИК был придан статус постоянно действующего, самостоятельного конституционного органа.
Окружные комиссии были образованы Центральной избирательной комиссией в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6-8 членов комиссии.
Участковые комиссии формировались окружными комиссиями в составе 5-19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. По данным ЦИК, для осуществления деятельности участковых комиссий было привлечено около 90 тысяч человек. Среди членов комиссий – представители сферы образования, здравоохранения, науки, культуры, производства, общественных объединений. Все члены участковых комиссий – беспартийные. Более 80% из них ранее участвовали в подготовке и проведении выборов.
Всего в установленные Законом сроки были образованы 14 окружных и 9060 участковых комиссий, в том числе 44 за рубежом.
Информация о составе, месторасположении и контактных телефонах окружных и участковых комиссий была опубликована в местной печати.
Миссия отмечает планомерную и последовательную работу ЦИК по организации выборов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии была принята Программа основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, в которой определены принципы, задачи, приоритетные направления и мероприятия избирательной кампании.
ЦИК провела региональные семинары для окружных и участковых комиссий, которые были направлены на дальнейшее повышение уровня информированности их членов об избирательном законодательстве и порядке его применения. Кроме того, по заказу Центральной избирательной комиссии были подготовлены учебные видеофильмы о порядке действий членов УИК в день выборов.
Участковые комиссии были оснащены средствами связи, обеспечены оргтехникой, необходимой методической литературой, наглядными пособиями о выборах. На каждом избирательном участке размещалась информация о кандидатах в Президенты Республики Узбекистан.
Центральная избирательная комиссия работала гласно и открыто. Ее заседания проходили с участием международных наблюдателей, представителей политических партий и средств массовой информации.
На мобильные телефоны избирателей рассылались смс-сообщения с приглашением ознакомиться с имеющейся на веб-сайте ЦИК информацией, связанной с проведением выборов.
По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные сообщения о предстоящих выборах. Призывы к голосованию размещались на средствах наружной рекламы и на общественном транспорте.
Участковые комиссии направляли избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.
В целях объективного информирования общественности о ходе избирательной кампании ЦИК открыла Республиканский пресс-центр по освещению выборов Президента Республики Узбекистан. Аналогичные пресс-центры работали при окружных комиссиях.
По мнению Миссии, избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки
и проведения выборов в соответствии с законодательством.
Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты
Право на выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан принадлежит политическим партиям, при условии, что они зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании.
Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Узбекистана не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Для регистрации кандидатов в Президенты политические партии должны были сдать подписные листы с подписями в количестве не менее 5% от общего числа избирателей Узбекистана, представляющих не менее 8 административно-территориальных образований страны.
Политические партии в установленные Законом сроки провели съезды, на которых были выдвинуты кандидаты в Президенты, и предоставили в ЦИК необходимые документы и подписные листы.
Как и на прошедших парламентских выборах, в целях организации проверки предоставленных политическими партиями подписных листов была образована рабочая группа в составе членов ЦИК, представителей общественности, специалистов органов внутренних дел, юстиции, а также учреждений, осуществляющих учет населения.
Рабочая группа пришла к заключению, что сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты проведен в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Центральная избирательная комиссия, рассмотрев представленные политическими партиями документы, 14 февраля 2015 года приняла постановления о регистрации кандидатов на высший государственный пост Республики Узбекистан. Кандидатами в Президенты были зарегистрированы: от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана – И. А. Каримов, от Народно-демократической партии Узбекистана – Х. А. Кетмонов, от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» – А. Х. Саидов, от Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» – Н. М. Умаров.
По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты были осуществлены в соответствии с требованиями законодательства, в обстановке гласности и открытости.
Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации
Предвыборная агитация началась со дня регистрации кандидатов в Президенты и завершилась 28 марта 2015 года.
В целях создания претендентам на высший государственный пост равных условий в период предвыборной агитации ЦИК приняла постановление «О предвыборной агитации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан в период избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан».
Согласно данному Постановлению кандидатам в Президенты в период предвыборной агитации на бесплатной основе и на равных условиях было предоставлено:
по 900 минут эфирного времени на теле- и радиоканалах «Узбекистон» и «Ёшлар» Национальной телерадиокомпании Узбекистана, а также по 180 минут эфирного времени на региональных теле- и радиоканалах;
по 10 полос печатной площади в газетах «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока» и до 5 полос в региональных печатных изданиях.
На территории республики было размещено по 829 агитационных баннеров кандидатов в Президенты, 25 электронных мониторов, на которых единым блоком транслировались 35-секундные партийные ролики.
ЦИК 14 февраля 2015 года путем жеребьевки определила следующий порядок выступления кандидатов на теле и радиоканалах: от Народно-демократической партии Узбекистана; от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш»; от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана; от Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат».
Каждый из кандидатов в Президенты имел до 15 доверенных лиц, которые помогали вести агитацию за его избрание.
В целях разъяснения предвыборных программ кандидаты и их доверенные лица проводили встречи, собрания с избирателями, на которых распространялись агитационные и пропагандистские материалы. Предвыборные встречи кандидатов в Президенты прошли во всех 14 избирательных округах. Кроме того, более 700 таких встреч провели доверенные лица кандидатов.
Центральные и региональные теле- и радиоканалы широко освещали встречи кандидатов и доверенных лиц с избирателями, демонстрировали 75-секундные ролики о предвыборных программах кандидатов в Президенты.
Руководители предвыборных штабов кандидатов в Президенты на встречах с наблюдателями от СНГ не высказывали претензий к средствам массовой информации по освещению их агитационной кампании.
В борьбе за голоса избирателей широко использовались веб-сайты политических партий, партийные печатные издания, публиковавшие предвыборные материалы кандидатов в любом объеме.
По мнению Миссии, кандидатам в Президенты были созданы равные условия для ведения предвыборной борьбы и политической конкуренции.
В целях широкого информирования общественности обо всех этапах подготовки и проведения выборов Центральная избирательная комиссия заключила двусторонние соглашения с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана и информационным агентством «Жахон».
В эфир регулярно выходили тематические передачи, транслировались информационные ролики, разъясняющие избирателям этапы выборов. Избирательная кампания широко освещалась в печатных и интернет-изданиях.
В соответствии с Законом агитация в день выборов не допускалась. Ранее размещенные на средствах внешней рекламы предвыборные агитационные материалы были сняты.
Списки избирателей
В список избирателей включались все граждане республики, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.
Списки составлялись участковыми комиссиями с привлечением представителей общественности на основании сведений, предоставленных органами местной исполнительной власти и местного самоуправления.
Гражданам обеспечивалась возможность за 15 дней до выборов ознакомиться со списками и проверить правильность их составления в помещении УИК.
Каждый гражданин имел право обжаловать в участковую комиссию невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в нем неточности в указании данных об избирателе.
Решение комиссии могло быть обжаловано в суд в установленном порядке.
Избиратель, по каким-либо причинам не включенный в список, в день выборов на основании документа, удостоверяющего личность и местожительство, включался в приложение к списку избирателей.
По информации ЦИК, в списки для участия в выборах были включены свыше 20 млн 700 тыс. избирателей.
Жалобы и заявления
В соответствии с Законом решения и действия избирательных комиссий могли быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решения ЦИК могли быть обжалованы в Верховный Суд Республики Узбекистан.
По состоянию на 28 марта 2015 года Центральная избирательная комиссия, Генеральная прокуратура, Верховный Суд Республики Узбекистан не получали обращений и заявлений, касающихся избирательного процесса.
По информации МВД Республики Узбекистан правонарушений, связанных с избирательной кампанией, не зафиксировано.
Наблюдение за голосованием
и подсчетом голосов избирателей
Избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли с 19 по 27 марта 2015 года проголосовать досрочно в помещении участковой комиссии. Время проведения голосования определяли окружные комиссии. Члены Миссии наблюдали за процедурой досрочного голосования и констатируют, что оно проходило в соответствии с избирательным законодательством.
Представители Миссии в день выборов, осуществляя наблюдение во всех 14 избирательных округах, посетили 712 избирательных участков, присутствовали при их открытии, наблюдали за процессом голосования и подведением участковыми комиссиями его итогов.
Избирательные участки, которые посетили наблюдатели, были обеспечены средствами связи, компьютерной и другой техникой, а также всем необходимым для голосования избирателей и работы членов УИК. Повсеместно на избирательных участках были оборудованы медпункты, комнаты матери и ребенка.
По информации наблюдателей от СНГ, голосование соответствовало требованиям избирательного законодательства и проходило в спокойной обстановке, при высокой явке граждан.
В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могли прибыть в помещение для голосования, УИК, по их просьбе, поручала членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.
Зафиксированные отдельные нарушения, по мнению наблюдателей от СНГ, не носили массового характера и не могли повлиять на итоги голосования. По фактам выявленных нарушений Миссия проинформировала Центральную избирательную комиссию.
Члены Миссии наблюдали за подсчетом голосов и констатируют, что данная процедура проводилась в соответствии с Законом и была открытой.
Миссия отмечает, что в ходе прошедших 29 марта 2015 года выборов было обеспечено право граждан Узбекистана на свободное волеизъявление. Наблюдатели от Содружества не обнаружили фактов, ставящих под сомнение легитимность выборов Президента Республики Узбекистан.
Оценку прошедшей избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании анализа фактического материала, собранного в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов, а также собственного наблюдения.
Выводы
Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:
выборы Президента Республики Узбекистан, состоявшиеся 29 марта 2015 года, проведены в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и действующим в государстве избирательным законодательством;
прошедшие выборы были свободными, открытыми, конкурентными и соответствовали общепризнанным международным нормам проведения выборов.