Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за внеочередными выборами депутатов Мажилиса Парламента Казахстана

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) по приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан с 26 февраля 2016 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее – выборы).

Решение о внеочередных выборах было принято Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым на основании обращения депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан о досрочном роспуске нижней палаты Парламента и после проведения консультаций с председателями Палат Парламента, Премьер-Министром Республики Казахстан.

Указом Президента «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан» от 20 января 2016 года выборы 98 депутатов Мажилиса, избираемых по партийным спискам, были назначены на 20 марта, а 9 депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, – на 21 марта 2016 года.

 

Организация мониторинга и условия для международного наблюдения

В основу деятельности Миссии были положены нормы международного права в области организации и проведения выборов, принципы невмешательства в избирательный процесс и во внутренние дела государства.

В составе Миссии были аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Всего 301 наблюдатель.

Представители Миссии в период долгосрочного наблюдения ознакомились с работой территориальных и участковых избирательных комиссий городов Астаны и Алматы, Акмолинской, Алматинской, Карагандинской областей. Наблюдатели от СНГ свободно общались с членами избирательных комиссий, имели доступ к документам, регулирующим избирательный процесс.

Вопросы подготовки и проведения выборов рассматривались на встречах членов Миссии с руководством Центральной избирательной комиссии, Министерства иностранных дел, Конституционного Совета, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, предвыборных штабов политических партий, принимавших участие в выборах.

В рамках мониторинга избирательной кампании Глава Миссии С. Лебедев встретился с Руководителем Администрации Президента Н. Нигматулиным, Председателем Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан К. Турганкуловым, а в день выборов – с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ Б. Фрлецем.

Миссия проводила линию информационной открытости, ее деятельность освещалась в средствах массовой информации, были выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что им были созданы необходимые условия для полного и беспрепятственного мониторинга избирательной кампании.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции, Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), других законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты проведения избирательной кампании, а также постановлений Центральной избирательной комиссии.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Казахстан.

Миссия отмечает, что избирательное законодательство Республики Казахстан отвечает общепризнанным нормам международного права в области выборов. Конституционный закон обеспечивает проведение обязательных и периодических выборов нижней палаты Парламента на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обладает надлежащими механизмами защиты избирательных прав и является достаточной правовой основой для свободного и демократического проведения выборов.

 

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия (далее – ЦИК), 224 территориальные и 9 840 участковых избирательных комиссий, в том числе 65 за рубежом.

Порядок образования и правовой статус избирательных комиссий определен Конституционным законом.

Центральная избирательная комиссия работает на постоянной основе. Председателя и двух членов ЦИК назначает Президент, по двое членов назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан. Срок их полномочий составляет 5 лет.

Территориальные и участковые избирательные комиссии (далее – ТИК, УИК) в составе 7 членов были сформированы в 2014 году сроком на 5 лет соответствующими местными представительными органами (маслихатами) на основании предложений политических партий.

Сведения о составе и местах нахождения ТИК и УИК публиковались в установленные Конституционным законом сроки в средствах массовой информации.

Центральная избирательная комиссия последовательно и целенаправленно вела работу по обучению организаторов выборов и участников избирательного процесса.

ЦИК провела республиканский семинар-совещание по вопросам организации подготовки и проведения выборов с участием председателей и секретарей областных, городов Астана и Алматы избирательных комиссий.

Прошли семинары с руководителями СМИ по вопросам информационного сопровождения избирательной кампании, соблюдения правил осуществления предвыборной агитации, а также с представителями политических партий по вопросам соблюдения норм избирательного законодательства.

Центральной и территориальными избирательными комиссиями проведено в общей сложности свыше 900 семинаров, совещаний и тренингов для участников избирательного процесса, на которых вырабатывались рекомендации по организации работы со списками избирателей, обеспечению открытости и легитимности избирательных процедур, прозрачности подсчета голосов. На отдельных из них присутствовали представители Миссии.

В целях обеспечения единообразного применения избирательного законодательства организаторами и участниками выборов ЦИК изготовила 11 наименований памяток, пособий, сборников и другой печатной продукции, а также 8 информационных плакатов.

По заказу ЦИК для участковых избирательных комиссий был снят обучающий фильм, поэтапно разъясняющий обязанности членов УИК в день голосования.

Постановлениями Центральной избирательной комиссии были утверждены тексты избирательных бюллетеней для голосования за политические партии, а также по внеочередным выборам депутатов Мажилиса Парламента, избираемым Ассамблеей народа Казахстана.

Представители Миссии принимали участие в заседаниях Центральной избирательной комиссии и отмечают коллегиальность в ее работе, открытое обсуждение рассматриваемых вопросов.

По мнению Миссии, ЦИК и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Списки избирателей

В соответствии с Конституционным законом основанием для включения гражданина в список избирателей является его регистрация по месту жительства на территории избирательного участка. Списки избирателей составляются акиматами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими учет населения.

Если избирателю не позже чем за 30 дней до дня выборов стало известно о том, что он не сможет проголосовать по месту регистрации, он был вправе обратиться в акимат с письменным заявлением о включении в список избирателей по месту своего временного нахождения.

Списки избирателей по каждому избирательному участку, подписанные акимами, 28 февраля 2016 года были переданы в соответствующие избирательные комиссии.

Члены УИК, посещая граждан по месту их жительства, уточняли списки избирателей.

С 4 марта 2016 года гражданам была предоставлена возможность проверить данные о себе в списке избирателей на избирательном участке. Проверить правильность своих данных в списках избиратели также могли на веб-портале «электронного правительства» и на сайтах акиматов.

Заявления о невключении, неправильном включении в список или исключении из списка, а также о допущенных в нем неточностях рассматривались участковыми комиссиями, решения которых могли быть обжалованы в суд.

При перемене избирателем места пребывания после представления списков для всеобщего ознакомления он был вправе в период с 4 марта и до 18 часов 19 марта 2016 года обратиться в участковую избирательную комиссию и получить открепительное удостоверение на право голосования.

До 10 марта 2016 года УИК направили избирателям извещения, содержащие приглашение на выборы, номер избирательного участка, его адрес, телефон и время голосования.

По информации ЦИК, в списки для участия в выборах было включено более 9 млн 700 тыс. избирателей.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей обеспечила реализацию права граждан Республики Казахстан принять участие в выборах.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента

Согласно статье 87 Конституционного закона право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, а кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, – Совету Ассамблеи.

Право на участие в распределении депутатских мандатов получают партии, набравшие не менее 7 % голосов избирателей по итогам выборов. Если только одна партия преодолевает семипроцентный барьер, то занявшей второе место по результатам голосования партии предоставляется не менее двух мест в Парламенте.

Шесть политических партий, принявшие решение участвовать в выборах, в период с 20 января по 8 февраля 2016 года провели свои съезды, на которых утвердили партийные списки и предоставили их в ЦИК.

Центральная избирательная комиссия, проверив соответствие кандидатов в депутаты, включенных в партийные списки, требованиям, предъявляемым к ним Конституцией и Конституционным законом, зарегистрировала списки всех шести политических партий, в которые были включены 234 кандидата в депутаты,

На заседании ЦИК 16 февраля 2016 года путем жеребьевки была определена очередность расположения наименований политических партий в избирательном бюллетене:

1. Партия «Нур Отан».

2. Коммунистическая Народная партия Казахстана.

3. Демократическая партия Казахстана «АК ЖОЛ».

4. Политическая Партия «Бірлік».

5. Общенациональная социал-демократическая партия.

6. Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл».

Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, состоялось 26 февраля 2016 года на заседании Совета Ассамблеи, а их регистрация – на заседании ЦИК 2 марта 2016 года. Представители Миссии наблюдали за данными процедурами.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента прошли в соответствии с Конституцией и избирательным законодательством.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация политических партий, выдвинувших партийные списки, проходила с 20 февраля по 18 марта 2016 года, кандидаты в депутаты Мажилиса Парламента, выдвинутые Ассамблеей народа Казахстана, проводили агитацию с 6 по 19 марта 2016 года.

Все агитационные мероприятия политических партий оплачивались из средств созданных ими избирательных фондов.

Каждому кандидату в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, из средств республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации было выделено 630000 тенге.

Местные исполнительные органы и соответствующие территориальные избирательные комиссии предоставляли на равных условиях на договорной основе помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц политических партий с избирателями. Графики таких встреч публиковались в средствах массовой информации.

Также были определены места для размещения агитационных печатных материалов, оснащенные стендами, щитами, тумбами.

Конституционным законом политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

В газетах «Егемен ?аза?стан» и «Казахстанская правда» были опубликованы предвыборные программы политических партий.

На канале «Хабар» 16 марта 2016 года состоялись организованные по решению ЦИК теледебаты политических партий, участвовавших в выборах.

По информации ЦИК в период агитационной кампании было опубликовано и вышло в эфир 1948 предвыборных материала партии «Нур Отан», 362 материала КНПК, 480 материалов ДПК «АК ЖОЛ», 230 материалов ПП «Бірлік», 139 материалов ОСДП, 356 материалов НДПП «Ауыл».

В борьбе за голоса избирателей партии использовали свои веб-сайты, партийные печатные издания. Агитация также проводилась путем проведения предвыборных собраний и встреч с избирателями, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

По мнению Миссии, агитационная кампания проходила спокойно и организованно.

Вместе с тем допускались отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации. Были отмечены случаи заклеивания плакатов политических партий плакатами конкурентов, порчи агитационных материалов.

По данным ЦИК средства массовой информации в сопоставимых объемах подавали материалы о деятельности политических партий. С начала предвыборной агитации в СМИ опубликовано 1924 информационных материала о деятельности партии «Нур Отан», 1575 материалов о деятельности КНПК, 1661 материал о деятельности ДПК «Ак жол», 1471 материал о деятельности ПП «Бірлік», 1531 материал о деятельности ОСДП, 1504 материала о деятельности НДПП «Ауыл».

Представители руководства политических партий на встречах с наблюдателями от СНГ не высказывали серьезных претензий к средствам массовой информации по освещению их деятельности в предвыборный период.

Миссия считает, что принятые организаторами выборов меры обеспечили проведение агитационной кампании в свободной атмосфере, позволили ее участникам открыто излагать свои политические взгляды, знакомить избирателей с предвыборными программами.

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.

Члены ЦИК, руководители территориальных комиссий на страницах печатных изданий, в эфире телевизионных и радиоканалов информировали граждан о работе комиссий, о ходе выборной кампании, разъясняли нормы избирательного законодательства.

Центральная избирательная комиссия 22 января 2016 года приняла Обращение ко всем участникам избирательного процесса, разъясняющее основания для включения граждан в списки избирателей, порядок выдачи открепительных удостоверений, а также процедуру организации голосования «на дому».

По заказу ЦИК были изготовлены 5 информационных, 13 обучающих и 4 мобилизационных видеороликов, а также 20 аудиороликов, которые транслировались в эфире республиканских и региональных теле- и радиоканалов, размещались на популярных интернет-ресурсах.

Были изготовлены 829 информационных билбордов, содержавших основную информацию о выборах и призывавших граждан принять участие в голосовании.

При Центральной избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов действовал Пресс-центр, где проводились брифинги, пресс-конференции для представителей национальных и зарубежных СМИ.

Информация о ходе подготовки к выборам, деятельности ЦИК размещалась на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии.

За период с 20 февраля по 18 марта 2016 года в республиканских и региональных СМИ опубликовано около 13000 материалов по выборной тематике. На республиканских теле- и радиоканалах вышло в эфир около 6000 сюжетов, в газетах опубликованы почти 900 статей, а на Интернет-ресурсах размещено более 2600 публикаций. В региональных СМИ было опубликовано свыше 3500 материалов.

По мнению Миссии, гражданам была предоставлена своевременная и всесторонняя информация о сроках, этапах и ходе электоральной кампании.

 

Работа с заявлениями, обращениями и жалобами

В Центральную избирательную комиссию поступило 30 жалоб и обращений, связанных с избирательной кампанией по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, из них 4 жалобы, 11 обращений по вопросам разъяснения отдельных норм выборного законодательства, еще 15 обращений касались избирательных процедур, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента и информацией о включенных в партийные списки. Все жалобы и обращения рассмотрены в установленные Конституционным законом сроки, заявителям своевременно были даны ответы.

В Верховный Суд поступило 1 заявление об обжаловании действий ЦИК. В принятии заявления было отказано в связи с пропуском сроков обжалования.

В Генеральную прокуратуру поступили 3 обращения, которые были рассмотрены с вынесением соответствующих актов прокурорского реагирования.

По информации Министерства внутренних дел правонарушений, связанных с избирательной кампанией, не зафиксировано.

Миссия констатирует, что жалобы и обращения участников избирательного процесса рассматривались своевременно и в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день выборов 20 марта 2016 года представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов во всех областях Республики Казахстан, городах Астане и Алматы, а также на зарубежных избирательных участках в Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Российской Федерации.

Всего наблюдатели от Содружества посетили 2875 избирательных участков.

Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оборудованы и оформлены согласно требованиям избирательного законодательства.

Для граждан, которые в день голосования не могли прибыть на участки по уважительным причинам, УИК по их письменной просьбе организовывали голосование с использованием переносных избирательных урн.

По информации членов Миссии, голосование соответствовало положениям Конституционного закона и проходило в спокойной обстановке, при высокой явке избирателей, в присутствии международных и национальных наблюдателей, доверенных лиц политических партий, представителей средств массовой информации.

По мнению наблюдателей от Содружества, зафиксированные отдельные нарушения избирательного законодательства не носили системного и массового характера и не оказали влияния на итоги выборов. О выявленных нарушениях Миссия проинформировала Центральную избирательную комиссию.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов участковыми комиссиями и отметили, что данная процедура проводилась открыто.

Девять депутатов от Ассамблеи народа Казахстана были избраны 21 марта 2016 года. Наблюдатели от СНГ осуществляли мониторинг данной процедуры.

Предоставление представителям национальных меньшинств возможности участвовать в законотворческой работе, по мнению Миссии, свидетельствует о практической реализации в стране межнациональной государственной политики с учетом интересов многонационального и многоконфессионального народа Казахстана.

Оценку избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании анализа фактического материала, собранного в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов, а также на основе собственного наблюдения.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан соответствовали избирательному законодательству страны и общепризнанным демократическим нормам;

выборы прошли на многопартийной основе, были конкурентными, прозрачными и обеспечили свободное волеизъявление граждан Республики Казахстан.