Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Итоги заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (24 октября 2017 года)

В Минске в Исполнительном комитете СНГ 24 октября состоялось заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (далее – Совет). В заседании приняли участие представители государств – участников СНГ, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Н. Лебедев, первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ В. А. Гуминский, заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ К. А. Жусупбеков, член Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Н. А. Мельченко, Секретарь Совета министров обороны государств – участников СНГ  Ю. А. Дашкин, руководители департаментов и других структурных подразделений Исполкома СНГ.

 


 

На заседании председательствовал А. В. Шведов – Постоянный представитель Российской Федерации при уставных и других органах Содружества Независимых Государств.

Члены Совета утвердили повестку дня:

1. Об итогах заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ и задачах Совета и Исполнительного комитета СНГ по реализации принятых документов.

2. О деятельности Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (далее – СРМО).

3. О проекте повестки дня очередного заседания Совета.

Информацию по первому  и третьему вопросам повестки дня предоставил Председательствующий в Совете А. В. Шведов, по второму – член СРМО, заместитель Министра внутренних дел  Республики Беларусь   Н. А. Мельченко.

В информации по первому вопросу отмечено, что, по мнению участников заседаний, Совет министров иностранных дел и Совет глав государств СНГ прошли на должном организационном уровне и весьма результативно.

Заседания подтвердили заинтересованность государств – участников СНГ в дальнейшем развитии сотрудничества в рамках Содружества.

В целях реализации Решения Совета глав государств СНГ об адаптации СНГ к современным реалиям на заседании Совета глав государств приняты документы: о Разграничении полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ; о Положении о Совете министров иностранных дел и о Положении об Экономическом совете СНГ; о совершенствовании деятельности Межпарламентской Ассамблеи   государств – участников СНГ и ее адаптации к современным реалиям.

Главы государств – участников СНГ приняли Заявление о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей, решения Совета глав государств об объявлении в СНГ 2019 года Годом книги, 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, а также о реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018–2020 годах.

Ряд принятых документов направлен на дальнейшее развитие и укрепление сотрудничества в сфере безопасности и борьбы с преступностью, в том числе в противодействии коррупции, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, в том числе на адаптацию объединенной системы ПВО государств – участников СНГ к решению задач воздушно-космической обороны.

Решением Совета глав государств СНГ о председательстве в Содружестве Независимых Государств установлено, что председательство в СНГ в течение 2018 года будет осуществляться Республикой Таджикистан, функции сопредседательства – Российской Федерацией и Туркменистаном.

Совет министров иностранных дел СНГ для разгрузки повесток дня Совета глав правительств СНГ одобрил планы мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ, Стратегии развития сотрудничества в области туризма, Программы поддержки и развития национальных видов спорта в СНГ на период до 2020 года и обратился с просьбой к правительствам государств – участников СНГ принять необходимые меры по выполнению мероприятий указанных планов.

Решением Совета министров иностранных дел СНГ утверждены Распределение квотных должностей между государствами – участниками СНГ в Исполнительном комитете СНГ на очередной трехлетний период и Общее положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей в органах СНГ.

Главы внешнеполитических ведомств также поручили Исполнительному комитету СНГ в кратчайшие сроки организовать экспертную проработку проекта Заявления о недопущении и пресечении разрушения и осквернения памятников и объектов, представляющих историческую, религиозную и культурную ценность в целях принятия Заявления в рабочем порядке.

Участники заседания, обсудив предоставленную информацию, решили содействовать реализации документов, принятых на заседаниях Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ 10 и 11 октября в Сочи, и наметили совместные с Исполнительным комитетом СНГ меры по реализации решения.

В информации по второму вопросу докладчик отметил, что в состав СРМО входят руководители миграционных органов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также представители Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи  государств – участников СНГ с правом совещательного голоса.

В работе СРМО в качестве наблюдателей участвуют руководители миграционных органов Республики Молдова, Туркменистана и Украины, представители Всеобщей конфедерации профсоюзов и Евразийской экономической комиссии.

За 2008–2017 годы проведено 20 заседаний СРМО, на которых рассмотрено более 240 вопросов.

При активном участии СРМО в СНГ создана и совершенствуется нормативно-правовая база сотрудничества государств – участников СНГ в сфере миграции и противодействия ее незаконной составляющей.

Проведенная в 2016–2017 годах инвентаризация нормативно-правовой базы в области миграции не выявила необходимости ее переработки в настоящее время, но одновременно подтвердила целесообразность присоединения к ранее принятым документам в рамках СНГ отдельных государств либо завершения внутригосударственных процедур по их вступлению в силу. 

В целях формирования и совершенствования модельной законодательной базы Содружества в миграционной сфере СРМО плодотворно взаимодействует с Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ.

Только в рамках реализации Перспективного плана модельного законотворчества в СНГ на 2011–2015 годы при участии СРМО разработаны и приняты 8 концептуальных, модельных и рекомендательных документов, а Перспективный план на 2016–2020 годы предполагает разработку Миграционного кодекса для государств – участников СНГ и модельного закона «О беженцах».

Отмечено, что СРМО систематически осуществляет анализ выполнения решений высших органов СНГ в области миграции и противодействия незаконной миграции.

На его заседаниях регулярно заслушивается информация и принимаются решения по следующим вопросам реализации миграционной политики  в Содружестве:

о миграционной ситуации в государствах – участниках СНГ;

о ходе реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел СНГ в сфере миграции;

о ходе выполнения Программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015–2019 годы;

о ходе работы по созданию Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников СНГ (далее – ЕСУ СНГ) и другие.

В целях выполнения Программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015–2019 годы при координирующей роли СРМО:

рассматриваются вопросы о состоянии и эффективности взаимодействия государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции;

изучается опыт заключения и реализации двусторонних соглашений о реадмиссии;

анализируется практика применения уголовной ответственности в сфере борьбы с незаконной миграцией в государствах – участниках СНГ;

изучаются и совершенствуются национальные механизмы выдворения, депортации и высылки незаконных мигрантов;

периодически обобщается и рассматривается опыт проведения совместных и/или согласованных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций компетентными органами    государств – участников СНГ;

рассмотрен вопрос о создании общего банка данных недействительных документов граждан государств – участников СНГ;

разработаны Методические рекомендации по противодействию незаконной миграции в государствах – участниках СНГ;

проведена Международная конференция по противодействию незаконной миграции.

Актуальной в деятельности СРМО остается координация мер по внедрению ЕСУ СНГ. На заседаниях СРМО ежегодно заслушивается отчет Рабочей группы по созданию ЕСУ СНГ. МВД России выдвинуло ряд инициатив по оптимизации данной работы, включая запуск опытного участка системы.

Кроме того, СРМО осуществляет планомерную работу:

по реализации Общих принципов и механизмов организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах – участниках СНГ;

по изучению и внедрению опыта  предоставления убежища и иной защиты мигрантам, приема лиц, массово прибывающих в экстренном порядке на территории государств – участников СНГ, интеграции мигрантов в принимающее сообщество, сотрудничества с национальными диаспорами, предоставления государственных услуг в сфере трудовой миграции, по совершенствованию технической и иной защиты паспортов и въездных виз;

по формированию единой методологии учета мигрантов в регионе. 

СРМО в рамках СНГ активно взаимодействует с Совместной комиссией государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, Консультативным Советом по труду, миграции и социальной защите населения, Координационным советом генеральных прокуроров, Советом министров внутренних дел, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом командующих Пограничными войсками, Антитеррористическим центром,  Межгосударственным статистическим комитетом и другими органами. 

СРМО также сотрудничает с Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности, Всеобщей конфедерацией профсоюзов, Евразийской экономической комиссией, Международной организацией по миграции, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международным центром по развитию миграционной политики, другими региональными и международными организациями.

Вопросы о сотрудничестве с международными организациями в сфере миграции регулярно рассматриваются на заседаниях СРМО.

СРМО также курирует работу базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 23 мая 2008 года этот статус был придан Академии МВД Республики Беларусь, а непосредственная организация учебного процесса возложена на входящий в ее состав Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (далее – МУЦ).

За время функционирования МУЦ провел более 100 образовательных курсов повышения квалификации, по которым прошли обучение с получением свидетельств государственного образца около 2,5 тыс. сотрудников государственных (правоохранительных) и иных органов, международных, неправительственных организаций.

Проведены более 240 иных обучающих мероприятий (семинары, круглые столы, тренинги, рабочие встречи), в которых приняли участие около 4 тыс. человек из государств – участников СНГ и дальнего зарубежья.

Потенциал МУЦ позволяет увеличить количество образовательных курсов и контингент обучаемых при заинтересованности направляющих государств и решении вопросов финансирования.

СРМО плодотворно сотрудничает с Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир» и другими средствами массовой информации. При информационной поддержке МВД России издаются журнал «Земляки» и газета «Ваше право. Миграция». Информация по миграционной проблематике в государствах – участниках СНГ и деятельности СРМО размещается и оперативно актуализируется на сайте Исполнительного комитета СНГ.

Вместе с тем докладчик отметил имеющиеся резервы в развитии сотрудничества:

необходимо придать дополнительный импульс присоединению государств – участников СНГ к ранее принятым в рамках Содружества документам в области миграции и деятельности СРМО и завершению  внутригосударственных процедур по ним;

целесообразно оптимизировать двустороннее сотрудничество государств – участников СНГ по ключевым направлениям в области трудовой миграции и борьбы с незаконной миграцией, в том числе на основе модельных соглашений;

требуется реализовать предложения по повышению эффективности подготовки и повышения квалификации кадров миграционных, правоохранительных и иных структур государств – участников СНГ с использованием возможностей специализированных учреждений, программ и фондов универсальных и региональных международных организаций.

Участники заседания, отметив значимую роль СРМО в создании и успешном функционировании организационно-правовой системы сотрудничества по регулированию миграционных процессов на пространстве Содружества,  рекомендовали ему продолжить работу по координации и повышению эффективности взаимодействия компетентных в сфере миграции органов государств – участников и профильных органов отраслевого сотрудничества СНГ в интересах осуществления согласованной миграционной политики.

На очередном заседании Совета 21 ноября 2017 года решено рассмотреть вопросы:

об итогах заседания Совета глав правительств СНГ и задачах Совета постпредов и Исполнительного комитета СНГ по реализации принятых документов;

о деятельности Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ;

об инвентаризации договорно-правовой базы СНГ и другие.

 

Организационный департамент