Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В Содружестве ведется активная работа по формированию общего образовательного пространства

20 февраля 2018 года в Минске Совет постоянных полномочных представителей рассмотрел подготовленную Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств информацию о ходе реализации рекомендаций IV Съезда учителей и работников образования государств-участников СНГ, прошедшего в октябре 2016 года в Москве. Также рассмотрены вопросы подготовки проведения V Съезда 4-5 октября 2018 года в столице Кыргызской Республики Бишкеке.

Проведение съездов учителей и работников образования государств - участников СНГ – уникальное явление в мировой практике.

Уникальность этих мероприятий в том, что в них принимают участие учителя и работники образовательных организаций всех ступеней, методисты, преподаватели и руководители ВУЗов, представители межгосударственных и межправительственных организаций СНГ, руководители издательств, работающих в сфере образования и науки, политики, деятели науки и культуры.

Столь широкий охват участников свидетельствует, что на пространстве Содружества продолжается формирование единого образовательного пространства на всех уровнях: дошкольном, школьном, среднем и высшем профессиональном, послевузовском и академическом образовании. Активно работает Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников  Содружества. Учреждение Советом глав правительств в 2015 году наградного знака «Отличник образования СНГ» свидетельствует также о всестороннем сотрудничестве в этой области. На прошлом съезде им награждено 36 педагогов, работающих в школах, профессионально-технических училищах и вузах.

Ни в одном другом регионе мира не имеет места межгосударственное сотрудничество в сфере образования, охватывающее весь спектр образовательных услуг, от детства до профессиональной ориентации молодежи, высшего профессионального образования и образования для взрослых.

Без сомнения, большой работе в этой области способствовала объединяющая, интегрирующая роль русского языка, а также историческая, гуманитарная и духовная общность стран Содружества.

За прошедшие полтора года странами Содружества на национальном и межгосударственном уровнях проведены сотни мероприятий по 15 направлениям, начиная от обеспечения прав граждан на получение качественного дошкольного и школьного образования, профессиональной ориентации до международного сотрудничества в области высшего образования.

Так, например, за период с 2010 по 2017 год в рамках проекта «Сетевой университет СНГ» с участием 31 вуза из 9 государств 950 магистрантов получили возможность обучения в двух университетах, 460 из них учились на гранты Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников Содружества (МФГС СНГ). Получение второго диплома позволяет избежать процедуры признания документа о высшем образовании в другом государстве.

К слову, Фондом в 2016 и 2017 годах оказана финансовая поддержка соответственно 13 и 15 проектам в области образования и науки.

В 2015 году создана Евразийская ассоциация педагогических университетов, учредительный съезд которой прошел 22-23 мая 2015 года в Алматы. На сегодняшний день в состав ассоциации входят 48 педагогических вузов стран-участниц СНГ.

По инициативе Ассоциации в 2016 году проведен Первый международный конкурс «Педагогическое начало», в котором приняли участие 60 молодых преподавателей вузов стран СНГ.

В настоящее время Оргкомитет Ассоциации ведет подготовку Второго международного конкурса «Педагогическое начало», который пройдет в марте – апреле 2018 года. На сегодняшний день поступило 25 заявок на участие, в т.ч. из Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. Конкурс пройдет в рамках Года культуры в СНГ и станет одним из мероприятий по празднованию 145-летия Московского педагогического государственного университета и финансируется МФГС СНГ.

Государства - участники СНГ, помимо тесного взаимодействия между собой, активно интегрируются в мировое образовательное пространство, обеспечивая академическую мобильность студентов, преподавателей и исследователей, право на свободу в выборе места обучения и преподавания, применение своих знаний, умений и навыков.

В настоящее время большинство стран Содружества являются активными участницами Болонского процесса, что свидетельствует о высоком, международном стандарте и качестве их высших учебных заведений. Существует множество межгосударственных образовательных проектов ВУЗов СНГ и стран Европы, Америки и Азии. Например, программы «ErasmusMundus», «Tempus» и другие.

В целом, по предварительным оценкам, доля международного сотрудничества стран СНГ в сфере высшего образования между собой составляет от 20 до 30 процентов.

В государствах СНГ появились и работают платные международные учреждения дошкольного и школьного образования с американскими, европейскими, турецкими учебными программами, в том числе с программами 12-летней школы. Например, американская QualityInternationalSchool, школы Британского совета международных школ, Кембриджской международной школы. В Казахстане много лет работает международная школа «Мирас», которая входит в Ассоциацию школ организации Международного Бакалавриата стран СНГ, такие школы существуют в Азербайджане, Армении, России. В частности, в России с 1 сентября 2015 года начала работу Международная гимназия Инновационного центра «Сколково», в 2017 году аккредитованная организацией Международного Бакалавриата.

В июне 2016 года в Инновационном центре «Сколково» под Москвой прошла X Международная конференция Ассоциации школ Международного Бакалавриата стран СНГ (АШМБ). В ней приняли участие около 200 делегатов из Армении, Казахстана и России (Сибири, Дальнего Востока и Калининграда, Урала и Поволжья, Северного Кавказа и Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области).

Для сведения отметим, что Дипломная программа Международного Бакалавриата (МБ) — это образовательная программа, которая готовит выпускников школ к поступлению без вступительных экзаменов в лучшие университеты и колледжи мира, включая Московский государственный университет и Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.

Руководители государственных и частных образовательных учреждений, высших учебных заведений, координаторы международных программ школ Международного Бакалавриата, педагоги начального, основного и среднего образования, психологи, представители органов власти и бизнеса, а также официальные представители Международного Бакалавриата и других международных организаций обсудили направления эффективного сотрудничества в поликультурном мире, вопросы, связанные с новыми педагогическими технологиями и международными образовательными стандартами. 

С 20 по 22 апреля 2017 года в городе Ереване (Республика Армения) состоялась XI ежегодная конференция Ассоциации школ Международного Бакалавриата стран СНГ на тему «Интеграция стран в образовании».

В ходе работы пленарного заседания и секций  участники  обсуждали направления интеграции, модернизации и развития образования в странах СНГ, способы изменения организации образовательной деятельности посредством реализации программ МБ и необходимость достижения  международных образовательных стандартов.

XII ежегодная конференция АШМБ пройдет в г. Калининграде. Почетное право принимать конференцию принадлежит школам-партнерам – гимназии №32 г. Калининграда и гимназии «Вектор» г. Зеленоградска.

В некоторых странах СНГ в течение последних 3-4 лет развивается международное движение Worldskills, проводятся национальные чемпионаты профессионального мастерства среди студентов колледжей, впервые в Казани проведен открытый чемпионат СНГ. Worldskills - известные во всем мире крупнейшие соревнования по профессиональному мастерству, своеобразные олимпийские игры для учащихся учреждений специального и профессионального образования.

В сентябре 2017 года состоялся первый в истории Международный форум вожатых, в котором приняли участие более 400 представителей из 52 регионов России и пяти стран-партнеров — Республики Беларусь, Туркменистана, Турции, Болгарии и Никарагуа.

В Содружестве уделяется большое внимание инклюзивному образованию – обучению детей с особыми образовательными потребностями. В 2016 году Межпарламентская Ассамблея СНГ приняла модельный закон «Об инклюзивном образовании», который дает ориентиры для принятия национальных законодательных актов в этой сфере. В марте 2017 года в России состоялся Первый Культурно-образовательный форум для детей с особыми образовательными потребностями (сохранным интеллектом) и взрослых СНГ на тему «СНГ – наша большая семья». Второй форум планируется провести 29-31 марта 2018 года в Казахстане.

Активно работает Евразийская Ассоциация оценки качества образования, созданная в июне 2012 года в целях консолидации, расширения и продвижения экспертного потенциала стран в области оценки качества образования, а также распространения передового опыта на территории Евразии. Ежегодно проводятся международные конференции Ассоциации, издается специализированный журнал «Качество образования в Евразии». Очередную VII конференцию Ассоциации на тему «Оценка качества на разных уровнях образования» планируется провести в 2018 году в Душанбе (Республика Таджикистан).

Государства – участники СНГ активно участвуют и в различных международных сравнительных исследованиях учебных достижений учеников, нацеленных на интеграцию и в мировое образовательное пространство.

 

Департамент гуманитарного сотрудничества,
общеполитических и социальных проблем