Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Региональные интеграционные объединения и Всемирная торговая организация

В статье говорится о соотношении либерализации торговли на региональном и мировом уровнях, другими словами, о соотношении региональных торговых соглашений и глобальных торговых отношений, взаимосвязи региональной интеграции и правил глобальной торговли.

Преференциальные торговые соглашения и другие льготные торговые системы существовали до создания современной международной торговой системы. Можно сказать, что либерализация международной торговли начиналась на региональном уровне и сегодня продолжается на уровне региональных торговых соглашений. В этой связи уместно вспомнить, что создание нынешнего Европейского союза началось с подписания 25 марта 1957 года шестью странами (Германией, Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами) Римского договора об учреждении Европейского сообщества. При этом эти шесть стран были сторонами Генерального соглашения по тарифам и торговле  и должны были соблюдать обязательства, которые они взяли на себя в соответствии с ГАТТ.

Статья XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) позволяет странам-членам создавать таможенный союз или заключать соглашение о свободной торговле товарами, а Статья V Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) признает право стран на более глубокую региональную интеграцию в сфере торговли услугами. Эти статьи устанавливают основные положения и требования для соглашений о региональной интеграции в целях обеспечения их совместимости с глобальными правилами торговли.

В частности, участники зоны свободной торговли, устраняя барьеры для внутренней торговли, сохраняют независимость своей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам за пределами ЗСТ. Участники таможенного союза, сохраняя в целом независимость своей внешней политики в сфере торговли, согласовывают общий внешний тариф и другие меры в области торговли в отношении импорта внешних сторон.

Иначе говоря, зона свободной торговли или таможенный союз не должны лишать государства-участники возможности торговать с третьими странами, не входящими в эти зоны или союзы.

Бесспорно, после подписания в 1947 году Генерального соглашения по тарифам и торговле и до создания Всемирной торговой организации в 1995 году в ходе многосторонних переговоров на глобальном уровне удалось ускорить процесс либерализации торговли и снизить протекционизм, который существовал в мировой экономике с начала тридцатых годов.

Однако после завершения Уругвайского раунда переговоров, который показал, насколько сложно достичь согласия на глобальном уровне в современных условиях, региональные торговые соглашения (РТС) получают все большее распространение. С 1995 года по 2017 год (22 года) в ВТО поступило более 400 уведомлений о таких соглашениях. Для сравнения, за предыдущие почти 50 лет (1948 – 1994 годы) было 124 таких уведомления. В основном это были двусторонние соглашения по торговле товарами.

Во второй период возникли или окончательно сформировались практически все крупные региональные интеграционные группировки стран:

- МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, 1991 г.),

- Европейский Союз (1993 г.),

- Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (1994 г.),

- Соглашение о свободной торговле между странами АСЕАН (1992 г.),

- СНГ (1991 г.) и первая Зона свободной торговли СНГ (1994 г.), затем ЕврАзЭС (2000 г.) и ЕАЭС (2015 г.).

Глобальная экономика сегодня – это экономика интеграционных объединений. Страны начинают рассматривать региональные торговые соглашения как основу своей торговой политики. Такие соглашения выступают в качестве неотъемлемой части общей стратегии развития стран и регионов для поэтапной интеграции в мировую экономику. Фактически в современной международной экономике начинается конкурентная борьба не за рынки отдельных стран, а за рынки отдельных РТС. Страны, входящие в РТС, рассматриваются как площадка для возможной работы на рынке всего интеграционного объединения. Таким образом, экономические группировки призваны содействовать развитию мировой торговли в целом, а не только региональной торговли. Многие меры по либерализации, отработанные и проверенные в региональных масштабах, переносятся в практику ВТО. Региональные механизмы зачастую позволяют поднять уровень экономического развития менее развитых стран или их регионов за счет более сильных в экономическом отношении партнеров.

С начала 2013 года начались переговоры о заключении крупных региональных и субрегиональных соглашений о свободной торговле (ССТ). Так, в марте 2013 года начаты переговоры по соглашению о свободной торговле между ЕС и Японией, а за ними в июне 2013 года последовали переговоры между ЕС и США о создании ССТ, которое официально было названо Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнерством.

С 2008 года велись переговоры по созданию Транстихоокеанского партнерства (ТТП) – преференциального торгового соглашения между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, целью которого является снижение тарифных барьеров, а также регулирование внутренних правил в странах-участницах в таких областях, как интеллектуальная собственность, трудовое право, экология и ряде других.

Соглашение было подписано 4 февраля 2016 года в Окленде, Новая Зеландия. Оно регулирует большой круг вопросов, связанных с правовой охраной интеллектуальных прав (доменные имена в Интернете, регистрация и защита товарных знаков, охрана авторских и смежных прав, ограничения в производстве дешевых аналогов запатентованных лекарств и др.), с сельским хозяйством, телекоммуникациями, финансовыми услугами, таможенным сотрудничеством и тарифами, взаимными инвестициями и т. д.

США отстаивали идею ввести порядок, при котором страну – члена ТТП можно было бы обязать поднять трудовые и экологические стандарты до определенного, «международного» уровня.

Также США принадлежит инициатива учреждения в рамках ТТП особого суда для рассмотрения споров между транснациональными корпорациями и правительствами.

По мнению экспертов, в это соглашение включены очень строгие правила регулирования современной торговли. Вероятно, по этой причине на данный момент ее ратифицировали только три страны (Бруней, Малайзия и Япония), что недостаточно для вступления документа в силу.

Более того, как известно, 23 января 2017 года США вышли из этого соглашения. Ранее Конгресс США отказался ратифицировать этот документ, несмотря на все усилия бывшего президента Барака Обамы. Америка остановила переговоры и по Трансатлантическому партнерству.

Европейский союз как таможенный союз с единой внешнеторговой политикой и тарифом является крупнейшей региональной группой в ВТО. Он является членом ВТО в своем собственном праве, как и каждый из ее государств-членов. Европейская комиссия самостоятельно выступает за ЕС практически на всех форумах ВТО.

Хотя в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) достигнута меньшая степень экономической интеграции ее членов, они зачастую согласовывают позиции и выступают с единой точкой зрения. Роль представителя АСЕАН в ВТО ротируется среди стран-членов и определяется в соответствии с темой переговоров.

Только МЕРКОСУР имеет сходный механизм, тогда как другие региональные экономические интеграционные объединения гораздо реже используют одного представителя на переговорах (например, это относится к Североамериканскому соглашению  о свободной торговле НАФТА). Среди группировок, которые время от времени  озвучивают согласованные заявления, можно назвать  Африканскую группу, НРС (наименее развитые страны), страны АКТ (группа африканских, карибских и тихоокеанских стран).

Подводя итог сказанному, можно отметить, что, по мнению экспертов Всемирного Банка, именно в сфере региональной интеграции в последние два десятилетия были сосредоточены основные действия и определялись правила, по которым экономики сегодня функционируют, интегрируются и развиваются.

На постсоветском пространстве 11 государств стали членами ВТО. Еще три страны – Азербайджан, Беларусь и Узбекистан – являются наблюдателями и находятся в процессе вступления. Одна страна – Туркменистан – выразила желание вступить в ВТО, но еще не подала официальной заявки. Следует отметить, что все страны, входящие или входившие в СНГ, в Таможенный Союз, Евразийское экономическое сообщество или Евразийский экономический союз, вступали или вступают в ВТО самостоятельно. Беларусь, Казахстан и Россия, как члены более глубокого интеграционного объединения, в 2009 году предпринимали попытку коллективного ведения переговоров, однако позиции ЕС и США на переговорах в Женеве поставили три страны перед необходимостью вступать в ВТО по отдельности. Вместе с тем имел и имеет место обмен мнениями, взаимопомощь в формулировании переговорных позиций и предложений.

В настоящее время реализуется совместный проект ПРООН и МИД РБ «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала» при финансировании Российской Федерацией. Третий этап данного проекта был направлен на подготовку аналитических обзоров и соответствующих рекомендаций по реализации норм ВТО в контексте участия Беларуси в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве и ВТО.

В рамках 4-го этапа этого проекта 13 апреля 2017 года в Минске состоялся семинар «Опыт вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию. Рекомендации для Республики Беларусь», где свыше ста представителей республиканских органов государственного управления, бизнес-сообщества, академических кругов смогли познакомиться с опытом Казахстана по вступлению в ВТО.

Как известно, в Евразийском экономическом союзе существует Единый таможенный тариф (ЕТТ ЕАЭС), который не обязательно должен охватывать все товары. По договоренности сторон часть тарифных линий может не входить в ЕТТ.  Это так называемые изъятия. Как правило, в настоящее время (вставлено «в настоящее время», т.к. изъятия применялись и на раннем этапе действия ЕТТ в рамках еще Таможенного союза, до присоединения к ВТО и это было связано с необходимостью адаптации стран к функционированию в условиях единого тарифа)   это связано с несовпадающими обязательствами по линии Всемирной торговой организации. Одним из крупных последствий вступления России в ВТО в 2012 году стало последовательное снижение ставок ЕТТ. Практически все российские обязательства уже имплементированы — таможенные пошлины в ЕТТ ЕАЭС снижены до уровня, соответствующего обязательствам, взятым на себя Россией в рамках ВТО.

Иначе дело обстоит с условиями членства в ВТО Казахстана – снижение его импортных пошлин на ряд товаров доходит до 60 % по отношению к ЕТТ. Таким образом, вступление в ВТО заставило Казахстан прибегнуть к односторонней адаптации тарифа. С одной стороны, это способствует снижению стоимости импортных товаров в Казахстане, что может быть положительно воспринято потребителями и импортерами. Так, например, для Казахстана средний тариф по сельскохозяйственным продуктам составляет 10,2 %, в то время как для прочих стран ЕАЭС – 17 %. С другой стороны, членство Казахстана в ЕАЭС налагает на него обязательство, в соответствии с которым импортированные из третьих стран товары по ставкам пошлин ниже уровня ЕТТ должны быть потреблены строго на территории Казахстана. При реэкспорте этих товаров на территорию других государств – членов ЕАЭС будут применены уже более высокие пошлины в соответствии с общесоюзным ЕТТ.

В соответствии с обязательствами перед ВТО до вступления в ЕАЭС Кыргызстан применял очень низкий уровень ввозных таможенных пошлин, размер которых составлял около 5,1 %. В связи с этим у Кыргызстана действует переходный период по адаптации к ЕТТ ЕАЭС до 2020 года с возможностью в течение этого времени применять ставки, отличные от ЕТТ.

Что касается членства в ВТО Армении и адаптации соответствующих обязательств к условиям ее членства в ЕАЭС, правом Союза предусмотрена возможность применения Арменией ставки, отличной от ставки ЕТТ ЕАЭС, до 2022 года по широкому перечню товаров. Однако по окончании переходного периода стране предстоит повышение ставок от 50 % и выше по ряду позиций, так как согласно условиям в рамках ВТО многие товары импортировались данной страной по нулевым ставкам. В настоящее время Кыргызстан и Армения применяют ставки ЕТТ, параллельно ведя переговоры с ВТО по адаптации своих обязательств к условиям членства в ЕАЭС в соответствии с директивами ЕЭК, участвующей в этом процессе.

Если говорить в целом, то в отношении Казахстана на момент присоединения страны к ВТО в конце 2015 года были зафиксированы изъятия по 1347 тарифным позициям. К концу 2016 года их количество выросло до 1914. У Армении изъято 775 позиций, у Кыргызстана — 169.

Не исключено, что в будущем странам Союза имеет смысл добиваться коллективного членства в ВТО. Но сначала членом этой организации должна стать Беларусь.

Что касается Содружества Независимых Государств, то, как известно, 18 октября 2011 года 8 стран подписали Договор о зоне свободной торговли, который базируется на принципах и соглашениях ВТО, содержит конкретный круг прав и обязательств, направленных на обеспечение свободной и взаимовыгодной торговли между государствами-участниками –  Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном и Украиной. В 2013 году подписан Протокол о применении Договора между его сторонами и Республикой Узбекистан.

Реализация положений Договора способствует положительной динамике взаимной торговли между государствами – участниками СНГ.

Со вступлением документа в силу количество изъятий при импорте существенно сократилось и составляет всего две товарные позиции: сахар белый и прочие сахара.

Стороны во взаимной торговле не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам в отношении экспорта товаров, за исключением случаев, предусмотренных Договором.

Уменьшилось число случаев применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле.

Что касается применения мер технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, отмечено, что участники Договора во взаимной торговле применяют их, руководствуясь правилами и принципами соглашений ВТО.

Безусловно, в торговле государств Содружества есть и разногласия, и спорные моменты. Возникающие во взаимной торговле проблемы связаны в основном с участием сторон Договора в различных интеграционных объединениях и с резкими изменениями экономического положения сторон. Но, как показывает практика, эти противоречия могут быть разрешены в рамках Договора. Для разрешения споров документом прописана процедура, предусматривающая независимое рассмотрение спора комиссией экспертов.

В развитие Договора разработан и 7 июня 2016 года подписан пятью странами – Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия и Таджикистан –Протокол о правилах и процедурах регулирования государственных закупок. Протокол направлен на расширение возможностей для свободного движения товаров и услуг в зоне свободной торговли за счет:

сближения условий регулирования отношений в сфере госзакупок национальным законодательством и международными договорами сторон;

информационной открытости и прозрачности госзакупок;

беспрепятственного и равного доступа потенциальных поставщиков сторон к участию в госзакупках;

развития конкуренции, противодействия коррупции и другим злоупотреблениям при осуществлении госзакупок.

С конца 2012 года государствами – участниками Договора ведется работа по подготовке проекта Соглашения о свободной торговле услугами.

Высокие договаривающиеся стороны в основном определились со структурой документа и подтвердили намерение в итоге выйти на формат «ВТО+», то есть формат, охватывающий все области, регулируемые соглашениями ВТО, плюс соглашения и секторальные инициативы, носящие добровольный характер. Интерес к работе над проектом Соглашения проявляют также Азербайджан и Узбекистан.

Развитие рынка услуг является одним из основных направлений экономической политики. Мировая торговля тесно связана с движением капитала и перемещением рабочей силы.

На долю услуг приходится от половины до двух третей внутреннего валового продукта государств – участников СНГ. Сегодня торговля услугами представлена в основном внутри стран (доля услуг в международной торговле большинства стран составляет порядка 20 %) и значительно менее подвержена внешним воздействиям, чем торговля товарами. В период мировых кризисов торговля товарами резко падает, а торговля услугами только перестает расти. Поэтому есть основания считать, что доля услуг в международной торговле будет расти.

Таким образом, учитывая объем рынка торговли услугами на пространстве Содружества, подписание этого Соглашения обеспечит реальную возможность устойчивого экономического развития сторон. Хотя именно из-за значимости сферы услуг и ее многообразия переговоры по либерализации доступа на рынок услуг весьма сложны.

Исходя из современных реалий глобального развития – регионализации, государства-участники СНГ считают важнейшей задачей дальнейшую либерализацию торговли, гармонизацию технических регламентов, международных стандартов качества продукции как в рамках Содружества, так и с третьими странами и другими региональными интеграционными объединениями. И в итоге, реализацию соответствующего пункта статьи 4 Договора о создании Содружества Независимых Государств, в котором говорится о тесном взаимодействии в целях формирования общеевропейского и евразийского рынка.

В этой связи следует отметить, что Международный институт прикладного системного анализа (расположенный в Австрии и созданный еще в 1972 году США и СССР) и Евразийский банк развития в лице Центра интеграционных исследований в сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) ЕАЭС в 2014-2016 гг. провели семь семинаров экспертов в рамках международного исследовательского проекта «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств». Усилиями проекта создана уникальная площадка регулярного диалога Еврокомиссии и ЕЭК, а также экспертного и бизнес-сообщества стран ЕС и ЕАЭС. В 2017 году начат второй этап проекта с фокусом на проведение большого массива прикладных исследований по сближению ЕС и ЕАЭС при учете фактора отношений с Китаем. На данном этапе ставится цель сформировать повестки и аналитическую базу для будущих переговоров с ЕС и ЕАЭС по возможному торгово-экономическому соглашению или пакету соглашений. http://www.iiasa.ac.at/web/home/research/eurasian/EconomicIntegration.html

 

Использованная литература.

  1. Республика Беларусь на пути в ВТО: вопросы участия в региональной экономической интеграции, сборник научных статей под науч. ред. С.С.Лосева, Е.В.Бабкиной. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. – 312 с.
  2. Евразийский экономический союз. – Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2017. – 296 с.
  3. Региональные организации: типы и логика развития. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016. – 88 с.

Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашений. – СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016. – 40 с.

 

А.Д. Смагулов,
Заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ