Интервью Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ Сергея ЛЕБЕДЕВА журналу «СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО».
В 2013 году председательство в Содружестве Независимых Государств переходит к Беларуси. О целях и задачах, стоящих перед этой региональной международной организацией, о ходе интеграционных процессов рассказывает председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей ЛЕБЕДЕВ.
- В минувшем году СНГ отметило свое двадцатилетие. Каковы, на Ваш взгляд, главные достижения минувших двух десятилетий?
За этот исторически небольшой промежуток времени сделано немало. Страны, вошедшие в Содружество, обретя независимость, вышли на международную арену в качестве самостоятельных игроков. И региональная международная организация СНГ стала весьма эффективным инструментом выстраивания отношений наших государств на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и, конечно же, с учетом исторической общности народов.
Многосторонние соглашения, заключенные в начальный период существования СНГ, позволили в то сложное время обеспечить нормальное функционирование столь необходимых для повседневной жизни миллионов людей социальных механизмов: выплату пенсий и пособий, работу транспорта, связи и энергетики, беспрепятственное перемещение наших граждан на постсоветском пространстве.
На сегодняшний день в рамках СНГ разработана солидная нормативно-правовая база и созданы работающие механизмы сотрудничества, сложилась система совместных действий в экономике, гуманитарной сфере, в обеспечении стабильности и безопасности. На территории Содружества сегодня координируется деятельность транспорта и связи, действуют соглашения по пенсионному обеспечению, безвизовому режиму и т. д.
В сентябре нынешнего года вступил в силу очень важный документ, во многом определяющий наше взаимодействие в сфере экономики – Договор о зоне свободной торговли. Он был подписан восемью странами Содружества 18 октября 2011 года. Сейчас согласуются процедуры по присоединению к нему Узбекистана.
Это бесспорный успех государств Содружества в деле углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Вступление в силу Договора будет содействовать свободному движению товаров без изъятий и ограничений с учетом общепринятых норм международного права и правил ВТО, росту национальных экономик и потенциала СНГ в целом.
20 сентября истек тридцатидневный срок после получения Исполкомом СНГ от Украины (третьего государства, ратифицировавшего Договор) уведомления о выполнении необходимых внутригосударственных процедур. Ранее такие уведомления были получены от Республики Беларусь и Российской Федерации. Таким образом, для трех государств Договор с этой даты вступил в силу. Уже получено уведомление о ратификации Договора Республикой Армения и Республикой Молдова. Остальные государства, подписавшие Договор, завершают внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления его в силу. Ожидается, что в ближайшее время Договор ратифицируют Республика Казахстан.
Уже на первых этапах реализации Договора предусмотрено подписание ряда международных документов, которые выведут торгово-экономические отношения стран Содружества на более высокий уровень взаимодействия. Это, прежде всего, Соглашение о свободной торговле услугами, Соглашение по транзиту трубопроводным транспортом, Протокол, определяющий обязательства сторон в отношении правил и процедур урегулирования государственных закупок. Проекты этих документов уже разработаны и рассматриваются в государствах.
Трудно перечислить все сделанное странами СНГ в ходе интеграционного взаимодействия – просто не хватит журнальных страниц. Весьма важно, на мой взгляд, то, что Содружество стало уникальной площадкой для постоянного откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. Это позволяет главам одиннадцати государств СНГ в рабочем режиме оперативно решать многие сложные вопросы.
- То есть, все отлично и никаких проблем нет?
- Если бы! Путь интеграции – отнюдь не гладкая автострада. И трудностей разного уровня на этом пути немало. Это, к примеру, такие глобальные проблемы, как мировой финансовый кризис, который, разумеется, затрагивает и страны СНГ. Правда, интеграция как раз и предоставляет ряд эффективных инструментов для решения подобных проблем. Взять хотя бы Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Его возможностями могут пользоваться не только страны, входящие в Евразийское экономическое сообщество, но и другие государства Содружества Независимых Государств.
К сожалению, не способствуют укреплению взаимодействия и внутренние сложности в странах СНГ, сохраняющиеся неурегулированные конфликты на пространстве Содружества. Их скорейшее урегулирование, снятие напряженности в отношениях между некоторым государствами СНГ, обеспечение мира и стабильности на пространстве Содружества, конечно же, отвечает интересам народов наших стран.
Возглавляя Исполнительный комитет СНГ, я, естественно, вижу все трудности, замедляющие сегодня наше продвижение вперед. Но в то же время я отчетливо представляю себе и перспективы этого движения. Содружество еще далеко не исчерпало своих возможностей. Сейчас просто нет другого инструмента, позволяющего одиннадцати государствам СНГ совместно решать общие проблемы в области экономики, культуры, в социальной сфере – перечисление всех точек приложения интеграционных усилий может занять не одну страницу.
Должен с удовлетворением отметить, что в государствах СНГ в целом сохраняется нормальный деловой настрой на дальнейшее продолжение широкого конструктивного взаимодействия, всестороннее совершенствование и укрепление Содружества Независимых Государств. А ведь именно совместными усилиями мы сможем преодолеть все трудности и преграды в своем движении вперед.
- Словом, в будущее Вы смотрите с оптимизмом?
Бесспорно! Содружество живет и развивается. Приняты Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, ряд других документов, предусматривающих эволюционное совершенствование нашей интеграционной структуры. Задачи, которые поставлены в этих документах, утвержденных руководителями стран Содружества, планомерно выполняются. Так что я уверен, что СНГ в обозримом будущем будет продолжать играть свою объединяющую роль, столь важную для народов наших стран.
Центростремительные тенденции на постсоветском пространстве опираются на вполне материальный фундамент – исторически сложившаяся взаимодополняемость экономик стран Содружества, еще не растраченный опыт сотрудничества в различных сферах экономики. Я бы не стал сбрасывать со счетов и наше общее историческое и духовное наследие, сохранившуюся близость наших стран и народов.
Интеграционные процессы в рамках Содружества поступательно развиваются и постепенно выходят на более высокий уровень. Я имею в виду создание ЕврАзЭС и Таможенного союза, формирование единого экономического пространства. По мере готовности страны СНГ могут включаться в интеграцию на более высоком уровне. И это, несомненно, процесс взаимовыгодный.
- ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство… Получается, что СНГ сыграло свою роль и может уходить со сцены?
Вовсе нет. По крайней мере, в обозримом будущем. Упомянутые организации весьма разноплановы и предназначены для решения различных экономических и политических вопросов. Знаете, у хорошего мастера для каждой операции есть свой инструмент – молоток для гвоздей, отвертка для шурупов и так далее… Если говорить о таких родившихся внутри СНГ структурах, как ЕврАзЭС и Таможенный союз, то это наглядное подтверждение разноскоростной экономической интеграции стран Содружества. По мере готовности экономик государств СНГ к более высокому уровню интеграции и возникают такие структуры. Пять государств активно сотрудничают в рамках ЕврАзЭС, три государства образовали Таможенный союз. Полагаю, что в перспективе вполне возможно присоединение к ним и других стран Содружества. Но на сегодняшний день СНГ является единственной организацией, позволяющей всем входящим в него одиннадцати государствам согласовывать свои позиции в интересах эффективного решения общих вопросов. Поэтому я убежден, что СНГ будет и впредь играть свою конструктивную роль.
- Но критики зачастую утверждают обратное…
- Критика бывает разная… Помните известную фразу: «Я эту книгу не читал, но с содержанием не согласен»? Так вот, к сожалению, нередко люди высказывают суждения об эффективности СНГ, не зная о повседневном, весьма насыщенном взаимодействии стран Содружества.
Есть, увы, профессиональные злопыхатели, которых вовсе не интересует истинное положение дел: они отрабатывают заказ. А есть люди просто неосведомленные или добросовестно заблуждающиеся. Мы стараемся как можно больше рассказывать о жизни Содружества, о том, как устроена и как работает наша региональная международная организация.
- Думаю, не все наши читатели смогли бы подробно ответить на вопрос: что собой представляет СНГ сегодня? Расскажите, пожалуйста.
- Содружество – организация без наднациональных органов. Это позволяет учитывать разную степень готовности входящих в него стран к интеграции, предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и в тех направлениях, которые в данный момент наиболее отвечают ее национальным интересам. Такая гибкая конструкция позволила достаточно эффективно структурировать межгосударственные отношения в рамках СНГ, совместно определять приоритетные задачи и пути их решения.
Мы уже говорили, что СНГ – уникальная площадка для диалога на высшем уровне. Хотел бы сказать, что помимо участия в плановых официальных мероприятиях лидеры стран СНГ ежегодно проводят еще несколько неформальных встреч, в ходе которых доверительно говорят о наболевшем, оперативно решают самые сложные вопросы.
Если резюмировать кратко, то СНГ – это международная организация, которая имеет четкую и сбалансированную программу совместных первоочередных и перспективных действий, направленных на обеспечение динамичного социально-экономического роста стран-участниц, повышение их роли и авторитета в мировом сообществе.
- Не могли бы Вы назвать основные рабочие органы СНГ?
- К их числу относятся Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет. Возглавляют эти органы в течение года представители одного государства – председателя. В нынешнем году председательство в Содружестве осуществляет Туркменистан. В следующем году эстафету принимает Беларусь.
Исполнительный комитет СНГ, который я возглавляю, является единым постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества Независимых Государств. Кстати говоря, Исполком СНГ дислоцируется на гостеприимной белорусской земле – в столице Беларуси. Так что Минск по праву можно назвать центром интеграции в рамках СНГ.
К числу важных межгосударственных структур Содружества относятся также Межпарламентская Ассамблея СНГ, Экономический суд СНГ, Статистический комитет СНГ.
Всего в рамках Содружества Независимых Государств созданы и функционируют 82 межгосударственных органа, в том числе более семидесяти органов отраслевого сотрудничества.
- И как эти органы действуют?
- С разной степенью эффективности. Потенциал, конечно же, еще не выбран полностью. Мы над этим работаем. Подавляющее большинство органов СНГ собирается не менее двух раз в год для решения различных практических вопросов интеграции. Только в этом году на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств приняты десятки документов, в подготовке значительной части которых принимали самое активное участие советы отраслевого сотрудничества.
Одновременно при непосредственном участии Исполкома СНГ ведется постоянная работа представителей государств Содружества по оперативному согласованию конкретных вопросов взаимодействия в разных сферах. Исполнительный комитет регулярно, можно сказать, еженедельно проводит заседания экспертных и рабочих групп, из них более трети - по экономической тематике. Примечательно, что в транспортной сфере и в области связи в работе таких групп принимают участие представители государств, не входящих в СНГ.
Следует заметить, что в нашей организации утвержден институт Национальных координаторов, осуществляющих в своих государствах контроль за реализацией документов, принятых в рамках СНГ, и координирующих деятельность соответствующих национальных государственных органов по вопросам сотрудничества в формате Содружества.
- А представители Беларуси участвуют в работе отраслевых органов СНГ?
Разумеется! Весьма активно и плодотворно. Скажем, участие Республики Беларусь в работе Консультативного совета руководителей органов государственной (исполнительной) власти, осуществляющих управление государственными материальными резервами в государствах участниках СНГ обеспечивает защиту интересов добросовестных поставщиков и положительно влияет на политику взаимоотношений между ответственными хранителями и поставщиками, повышает оперативность мер реагирования по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, создает дополнительные условия для снижения ущерба здоровью людей, окружающей среде, а также материальных убытков.
Представители республики активно работают в Совете руководителей таможенных служб, Совете по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, Совете руководителей статистических служб и Совете руководителей торгово-промышленных палат государств – участников СНГ. В Совете руководителей таможенных служб они выступили с рядом инициатив, которые нашли свое отражение в соответствующих решениях.
Без участия белорусских коллег, пожалуй, была бы немыслима работа Межгосударственного совета «Радионавигация», а также реализация Межгосударственной радионавигационной программы. Национальным государственным заказчиком Программы является Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.
Активно участвует Республика Беларусь в выполнении утвержденных Советом глав правительств СНГ Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики и Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ-СНГ».
Одним из важнейших совместных межгосударственных проектов в этой сфере является совместное строительство АЭС в Беларуси. Реализация проекта соответствующими структурами Республики Беларусь и Российской Федерации началась.
Республика Беларусь, представленная Департаментом по энергоэффективности Госстандарта Беларуси и Институтом энергетики Национальной академии наук Беларуси, является одним из разработчиков проектов Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации.
Специалистами агропромышленного комплекса Республики Беларусь разработана Методика расчетов балансов важнейших видов продовольствия, утвержденная в сентябре нынешнего года Экономическим советом СНГ. В настоящее время ведется работа по ее практическому использованию при разработке балансов продовольствия государств Содружества.
Следует добавить, что представители Республики Беларусь председательствуют в Межгосударственном совете по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, в Консультативном совете руководителей государственных архивных служб, в постоянно действующем совещании министров финансов. Словом, трудно найти сферу интеграционного взаимодействия, в которой не ощущалось бы конструктивное присутствие наших белорусских коллег. Это весьма отрадный фактор, и мы искренне признательны белорусским друзьям за такой конструктивный, заинтересованный и ответственный подход.