Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

1.1. Институциональные рамки

1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Институциональные рамки

Институциональные рамки выступают одним из факторов, формирующим внутреннюю площадку для сотрудничества с зарубежными странами, адаптированность которой к мировым условиям во многом определяет эффективность торгово-экономических отношений.

Основная цель институциональной политики Беларуси – модернизация производства, обеспечивающая создание и максимально результативное использование конкурентных преимуществ государства, повышение уровня международной конкурентоспособности.

Краткосрочная институциональная политика Беларуси направлена на построение развернутых рыночных отношений и создание институциональной среды, благоприятной для повышения уровня конкурентных преимуществ республики. Она характеризуется снижением доли отраслей и производств, продукция которых перестала быть востребованной рынком, освобождением от заведомо убыточных предприятий, точечным характером реализации инвестиционных проектов по поддержанию жизненно важных, экспортно-ориентиро-ванных и импортозамещающих производств, накопление ресурсов для глубоких структурных сдвигов с созданием новых отраслей и производств.

Среднесрочная институциональная политика Беларуси ориентирована на содействие активной структурной перестройке экономики на основе системы преимущественно косвенного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики государства в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков.

Важным механизмом развития институциональной структуры торговой политики выступает структурная перестройка белорусской экономики. В этих целях проводятся мероприятия на внутреннем и внешних рынках для структурного маневра в направлении повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью и степенью переработки; исправлению накопленных структурных деформаций путем реструктуризации убыточных предприятий и производств, искусственно поддерживаемых за счет бюджетных субсидий.

Стратегическими приоритетами в торговой политике являются:

– четкая регионально-страновая ориентация и экономическая выгода от внешней торговли;

– выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;

– перевод внешней торговли на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

– защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке;

– увеличение в производимой продукции добавленной стоимости путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения;

– совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала.

Повышению уровня торгово-экономического сотрудничества государства способствует проведение активных рыночных преобразований. Ставится задача формирования хозяйственного механизма, обеспечивающего перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические системы современного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в точках их роста, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики на основе развития рыночной инфраструктуры и частного бизнеса, реформирования отношений собственности, приватизации и создания конкурентной среды, других элементов рынка.

В настоящее время механизм интеграции компаний Беларуси в систему международного разделения труда происходит на уровне низко- и среднетехнологичных товаров и услуг. Совместный выход с государствами – участниками СНГ на рынки третьих стран осуществляется преимущественно в виде продукции ТЭК, металлургии, химии и нефтехимии, ВПК и транспортных услуг.

В условиях глобализации мировой экономики важное значение имеет укрупнение отечественного бизнеса, создание мощных крупных национальных и совместных предприятий, ТНК, МНК и альянсов, имеющих большие финансовые ресурсы, выпускающих и диверсифицирующих выпуск конкурентоспособных на внешних рынках товаров и услуг.