Концепция
создания банка патентов и инноваций СНГ
1. Общие положения
Концепция создания банка патентов и инноваций СНГ (далее – Концепция) подготовлена в целях ускорения межгосударственного обмена научно-технической информацией, внедрения результатов научно-технической деятельности, создания благоприятных условий для повышения эффективности информационного обеспечения инновационной деятельности государств – участников СНГ.
Концепция определяет цель и задачи создания банка патентов и инноваций СНГ, основные принципы формирования и его структуру, а также состав информационных ресурсов.
Развитие инновационного предпринимательства, реализация интеллектуального потенциала государств – участников СНГ невозможны без оперативного выявления сфер применения инновационных идей, технологий и продуктов.
Это требует обеспечения объективной и полной информацией всех стадий инновационного цикла и поддержки информационных связей между субъектами инновационной сферы в целях улучшения взаимодействия спроса и предложения инновационной продукции государств – участников СНГ.
Для успешного завершения инновационного цикла необходим сформированный и развитый рынок инновационной продукции. В свою очередь для снижения рисков коммерциализации необходима глубокая информационная проработка проводимых в данном направлении мероприятий.
В настоящее время на пространстве Содружества отмечается недостаток качественных, систематизированных и актуальных каталогов, баз и банков данных и других информационных ресурсов маркетингового, статистического и аналитического характера об инновациях в СНГ.
В этой связи создание банка патентов и инноваций СНГ является весьма актуальной задачей.
2. Используемые термины и сокращения
База данных – организованная в вычислительной системе в соответствии с определенными правилами совокупность систематизированных данных некоторой предметной области, используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Банк данных – система особым образом организованных данных, а также программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.
Бизнес-план – документ, содержащий программу действий, направленных на достижение поставленной цели получения прибыли, комплексную оценку возможностей инновационного проекта для предпринимателя и инвестора.
Венчурный фонд – коммерческая финансовая организация, основной целью которой является вложение своих финансовых средств в наиболее перспективные инвестиционные проекты в целях получения прибыли.
Инноватор – субъект, который после создания или приобретения новшества осуществляет его внедрение, освоение и использование в целях превращения заложенного в нем коммерческого потенциала в прибыль.
Информационная система – совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы – организованная совокупность документированной информации, включающая базы и банки данных, другие совокупности информационных материалов (документов) в информационных системах.
Метаданные – формализованная совокупность описаний типов информационных объектов и отношений (связей) между ними.
Национальная сеть бизнес-ангелов – объединение частных инвесторов (бизнес-ангелов), которые инвестируют собственные средства в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет).
Технологический аудит – объективная оценка потенциала инновационных разработок и технологий как объектов коммерциализации.
Трансфер технологий – процесс распространения (продвижения и внедрения в производство) инновационных разработок и технологий, в котором участвуют разработчики и потребители технологий.
РНТД – результаты научно-технической деятельности.
3. Цель и задачи создания банка патентов и инноваций СНГ
Основной целью создания банка патентов и инноваций СНГ (далее – БПИ СНГ) является содействие коммерциализации РНТД и развитию инновационного предпринимательства путем обеспечения доступа инвесторов (фонды, банки и другие финансовые организации), институтов развития, организаций трансфера технологий, инноваторов, ученых и других заинтересованных лиц к массиву коммерчески привлекательных научных разработок государств – участников СНГ, а также широкого и активного распространения информации о взаимных возможностях и интересах всех участников инновационной (инвестиционной) деятельности.
Основными задачами БПИ СНГ при этом являются:
1) участие в формировании единого информационного пространства для внедрения научных разработок государств – участников СНГ;
2) информационное содействие коммерциализации научных разработок путем:
создания и сопровождения базы данных коммерчески привлекательных научных разработок на разных стадиях завершенности;
содействия проведению экспертизы проектов и технологий, предусмотренных к дальнейшей коммерциализации;
обеспечения поиска партнеров для реализации инновационных проектов, созданных на основе научных разработок;
содействия проведению технологического аудита результатов научно-технической деятельности и научных организаций;
интеграции достижений науки и техники СНГ в международные информационные сети трансфера технологий;
создания информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса;
3) информационно-аналитическое обеспечение инновационного развития, позволяющее пользователям БПИ СНГ проводить:
экспертно-аналитическую оценку научно-технического, промышленного и инновационного развития государств – участников СНГ;
исследования технологических и технических потребностей предприятий государств – участников СНГ;
исследования востребованности результатов научно-технической деятельности;
экспертизу инноваций, характеризующую инновационную активность и конкурентоспособность РНТД.
4. Основные принципы создания банка патентов и инноваций СНГ
Создание БПИ СНГ должно осуществляться на основе следующих основных принципов:
проведение согласованной научно-технической политики по обеспечению взаимодействия патентно-информационных центров и центров научно-технической информации государств – участников СНГ;
взаимовыгодность межгосударственного обмена научно-технической и патентной информацией;
развитие и эффективное использование информационных ресурсов инновационной направленности;
взаимная заинтересованность в создании рынка интеллектуальной собственности государств – участников СНГ;
использование существующей информационной инфраструктуры;
обеспечение полноты, достоверности и актуальности хранимой информации;
использование единых стандартов при интеграции составляющих подсистем и компонентов БПИ СНГ;
обеспечение информационной безопасности БПИ СНГ в соответствии с законодательством государств – участников СНГ.
Кроме того, функционально по отношению к внешним пользователям БПИ СНГ должен обеспечивать:
хранение и модификацию больших объемов многоаспектной информации;
доступность информации пользователям с соответствующими полномочиями;
поиск информации по произвольной группе признаков;
заданные требования по производительности при обработке запросов;
реорганизацию и расширение при изменении границ предметной области;
одновременное обслуживание большого числа внешних пользователей;
информационную безопасность.
Для этого при создании БПИ СНГ должны использоваться специальные методы эквивалентных грамматических преобразований запросов для построения оптимальных процедур их обработки, а также механизм транзакций (обеспечение доступа к одним и тем же данным различных пользователей при совпадении во времени поступивших запросов).
БПИ СНГ должен быть интегрирован в международные сети трансфера технологий, чтобы способствовать эффективному распространению информации об инновационных разработках, а также поиску партнеров для их реализации. В то же время БПИ СНГ будет отличаться от сетей трансфера технологий наличием аналитической составляющей в оценке и мониторинге региональной инновационной деятельности, а также предоставлением консалтинговых услуг в области экспертизы и коммерциализации международных проектов.
Пользователями БПИ СНГ могут быть органы отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств, органы власти государств – участников СНГ, общественные организации, юридические и физические лица.
Для анализа эффективности БПИ СНГ целесообразно разработать систему оценки науки и инноваций, включающую описание инновационных индикаторов в государствах – участниках СНГ, сравнительный анализ инновационной активности государств – участников СНГ по трем основным группам критериев, соответствующих основным сегментам инновационного развития: среда для развития инноваций, производство и использование инноваций, правовая среда.
5. Структура банка патентов и инноваций СНГ
БПИ СНГ представляет собой специализированную информационную систему накопления информации о патентах, научных, научно-технических разработках и инновационных проектах, реализующую централизованное управление данными в интересах всех пользователей и включающую непосредственно базу данных патентов и инноваций, систему управления этой базой данных, а также лингвистические, программные и технические средства, организационно-административные подсистемы.
Управление БПИ СНГ осуществляет администратор банка данных, основными функциями которого являются:
координация действий по проектированию, реализации и ведению БПИ СНГ;
координация вопросов технического обеспечения, работы системных и прикладных программистов;
обеспечение защиты информации и ряд других.
Структура БПИ СНГ:
1) информационная база – содержит данные о научно-технических программах, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенных диссертациях, инновационных проектах, патентах, новых технологиях. Состоит из двух компонентов: собственно данных и описания этих данных – метаданных;
2) система управления базой данных – осуществляет централизованное управление данными, хранимыми в базе, обеспечивает доступ к ним;
3) лингвистические средства – обеспечивают интерфейс разных категорий пользователей с банком данных и базируются на языковых средствах системы управления;
4) программные средства – осуществляют обработку данных и управление этой обработкой в вычислительной среде, а также взаимодействие с операционной системой и прикладными программами;
5) технические средства – служат для обеспечения эффективной и бесперебойной работы информационной базы данных; должны быть отказоустойчивыми, иметь надежные устройства ввода-вывода и объемные быстродействующие накопители;
6) организационно-административные подсистемы и нормативно-методическое обеспечение (не являются техническими компонентами системы) – регламентируют работу пользователей. Наличие методических и инструктивных материалов необходимо для устойчивого и долговременного функционирования БПИ СНГ.
6. Структура информационных ресурсов банка патентов и инноваций СНГ
Текущее состояние информационных ресурсов в сфере инноваций определяется состоянием фондов и баз данных национальных центров научно-технической информации, формирующих базы данных научно-технической информации, а также структур, ответственных за развитие инновационной политики, охрану объектов интеллектуальной собственности, развитие промышленности и предпринимательства. Кроме того, массив информации образуют инновационные разработки и изобретения отдельных лиц и организаций.
Источниками информации для формирования информационной базы данных БПИ СНГ могут являться следующие фонды:
научно-технических программ, содержащие информацию о результатах выполнения научно-технических программ, их внедрении, объектах интеллектуальной собственности, кадровом обеспечении;
национальных центров научно-технической информации, содержащие информацию о депонированных рукописях, диссертациях, отчетах о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, технологических разработках;
защищенных диссертаций;
патентных ведомств и другие источники.
Государственные фонды научно-технической информации позволяют сформировать довольно полный набор данных, необходимых для информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, мониторинга и анализа состояния науки.
Таким образом, в информационную базу данных БПИ СНГ могут быть включены сведения о результатах научно-технической деятельности, зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности и их правообладателях, защищенных диссертациях, новых технологиях, инновационных разработках и проектах, реализуемых и завершенных научно-технических программах и их результатах, лицензионных договорах, а также нормативные правовые акты, методические материалы в сфере интеллектуальной собственности, инновационной и инвестиционной деятельности в государствах – участниках СНГ.
7. Коммерциализация научно-технических разработок посредством банка патентов и инноваций СНГ
В современных условиях деятельность инновационного предприятия не ограничивается разработкой и производством инновационного продукта. Необходима его реализация на рынке, т. е. коммерциализация.
Для оценки коммерциализации инноваций используется целый ряд показателей, а именно:
количество коммерциализированных патентов;
количество опубликованных научных исследований;
доходы от экспорта технологий;
доля высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта.
Процесс коммерциализации научно-технических разработок посредством БПИ СНГ можно представить следующим образом.
На первом этапе осуществляется аккумулирование в информационной базе данных БПИ СНГ сведений о РНТД, прошедших обязательную регистрацию и учет.
Далее проводится экспертиза коммерческого потенциала РНТД. В случае наличия в исследуемых РНТД возможности их технической (технологической) реализуемости предлагается содействие авторам в получении на них охранных документов.
Целесообразность патентования определяется целями использования интеллектуальной собственности, а именно продажей (экспортом):
продукции собственного производства;
(исключительной/неисключительной) лицензии;
технической документации и ноу-хау.
В итоге объект экспертизы будет причислен к одной из следующих групп разработок:
1) приоритетные (рекомендуемые к коммерциализации);
2) перспективные (которые могут быть коммерциализированы);
3) проблемные (не рекомендуемые к коммерциализации).
Для объектов 1-й и 2-й групп вырабатываются рекомендации по дальнейшей их коммерциализации (выработка стратегии коммерциализации).
Далее по заказу заинтересованных сторон осуществляются комплексная экспертиза (научная, научно-техническая, финансовая, экономическая, правовая), затем – оформление проекта в полном объеме в виде бизнес-плана или технико-экономического обоснования по желанию заказчика.
Одной из важнейших задач экспертизы (технологического аудита) является также оценка реальности продажи идеи или изобретения или их успешного превращения в рыночный продукт, с тем чтобы обеспечить возможность приостановления или прекращения исследований на ранних стадиях в целях предотвращения будущих временных и финансовых затрат.
По результатам проводимых работ формируется база данных перспективных РНТД, основной задачей которой является информационное обеспечение хозяйствующих субъектов о перспективных результатах научно-технической деятельности научного сообщества. Таким способом облегчается задача «проталкивания технологий» (technology push) на рынок.
Для реализации другого, более эффективного механизма повышения уровня коммерциализации научной продукции – «втягивания на рынок» (market pull) проводится исследование потребностей отраслей экономики в новых технологиях и поиск технологических партнеров для реализации инновационных проектов.
В этой связи одной из функций БПИ СНГ является содействие выявлению перспективных инновационных проектов для дальнейшего их представления правительствам государств – участников СНГ, в том числе в целях совместной реализации, национальным и международным венчурным фондам, национальным сетям бизнес-ангелов.
Основными формами коммерциализации совместных инновационных проектов государств – участников СНГ могут быть следующие:
создание совместных инновационных предприятий с размещением на территории одного из государств по договоренности с последующим выходом на рынки государств – участников СНГ и зарубежные рынки для привлечения венчурного капитала;
предоставление права использования технологии на основе неисключительной лицензии;
продажа технологии на основе исключительной лицензии.
8. Меры по реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции требует осуществления комплекса мер, в том числе организационного, правового и методического характера, обеспечивающих постоянное информационное взаимодействие государств – участников СНГ на уровне заинтересованных министерств и ведомств, национальных центров научно-технической информации, органов отраслевого сотрудничества по формированию, ведению и использованию БПИ СНГ в целях повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах.
План мероприятий по реализации Концепции создания банка патентов и инноваций СНГ приведен в приложении.
Банк патентов и инноваций формируется на базе АО «Национальный центр научно-технической информации» Республики Казахстан, в том числе с возложением на него функций методического центра по реализации целей и задач Концепции.
Финансовое обеспечение реализации Концепции может осуществляться в пределах средств, предусмотренных в национальных бюджетах государств – участников СНГ заинтересованным министерствам и ведомствам на обеспечение своих функций, а также внебюджетных источников, в том числе международных организаций в порядке, установленном законодательством государств – участников СНГ.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в государствах – участниках СНГ, а также с учетом принимаемых в государствах – участниках СНГ нормативных правовых актов, стратегий и программ поддержки инновационной деятельности.
9. Заключение
Создание БПИ СНГ позволит государствам – участникам СНГ создать условия для успешного решения задач по продвижению результатов научно-технической деятельности на внутренние и внешние рынки, введению объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, укреплению информационных связей между субъектами инновационной деятельности, что в конечном счете приведет к повышению инновационной активности в государствах – участниках СНГ.
Приложение
к Концепции создания банка
патентов и инноваций СНГ
План мероприятий по реализации Концепции создания банка патентов и инноваций СНГ
| Содержание мероприятий | Срок исполнения | Исполнители |
---|---|---|---|
1. | Подготовка проекта Положения о банке патентов и инноваций | 2013–2014 гг. | МКСНТИ*, |
2. | Формирование информационной базы данных БПИ СНГ | 2013–2015 гг. | МКСНТИ, |
3. | Пополнение информационной базы данных БПИ СНГ | Постоянно | МКСНТИ, |
4. | Разработка системы оценки и мониторинга эффективности БПИ СНГ | 2013–2015 гг. | МКСНТИ, |
5. | Совершенствование нормативно-правовой базы по межгосударственному обмену научно-технической информацией | Постоянно | МКСНТИ, |
6. | Информационное обеспечение разработки и реализации совместных научно-технических и инновационных проектов и программ | Постоянно | Заинтересованные министерства и ведомства государств – участников СНГ, МКСНТИ, |
7. | Разработка межправительственных соглашений об обеспечении научно-технической информацией процесса реализации конкретных совместных научно-технических и инновационных программ и проектов | Постоянно | Заинтересованные министерства и ведомства государств – участников СНГ, МКСНТИ, национальные центры НТИ |
8. | Организация постоянного информационного взаимодействия государств – участников СНГ в научно-технической и инновационной сферах | Постоянно | Заинтересованные министерства и ведомства государств – участников СНГ, МКСНТИ, национальные центры НТИ |
9. | Проведение совместных научно-исследовательских работ в области автоматизации и внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий | Постоянно | МКСНТИ, |
10. | Проведение научных конференций, обучающих семинаров, стажировок и других совместных мероприятий | Постоянно | МКСНТИ, |
*МКСНТИ – Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации.
**ВИНИТИ РАН – Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук – базовая организация государств – участников СНГ по межгосударственному обмену научно-технической информацией.
Источник: РЕЕСТР