Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Решение глав правительств СНГ о Концепции создания банка патентов и инноваций Содружества Независимых Государств (31 мая 2013 года, г. Минск)

Утверждена
Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств
о Концепции создания банка патентов и инноваций СНГ
от 31 мая 2013 года

 

 

 

 

Концепция
создания банка патентов и инноваций СНГ

 

1. Общие положения

 

Концепция создания банка патентов и инноваций СНГ (далее – Концепция) подготовлена в целях ускорения межгосударственного обмена научно-технической информацией, внедрения результатов научно-технической деятельности, создания благоприятных условий для повышения эффективности информационного обеспечения инновационной деятельности государств – участников СНГ.

Концепция определяет цель и задачи создания банка патентов и инноваций СНГ, основные принципы формирования и его структуру, а также состав информационных ресурсов.

Развитие инновационного предпринимательства, реализация интеллектуального потенциала государств – участников СНГ невозможны без оперативного выявления сфер применения инновационных идей, технологий и продуктов.

Это требует обеспечения объективной и полной информацией всех стадий инновационного цикла и поддержки информационных связей между субъектами инновационной сферы в целях улучшения взаимодействия спроса и предложения инновационной продукции государств – участников СНГ.

Для успешного завершения инновационного цикла необходим сформированный и развитый рынок инновационной продукции. В свою очередь для снижения рисков коммерциализации необходима глубокая информационная проработка проводимых в данном направлении мероприятий.

В настоящее время на пространстве Содружества  отмечается недостаток качественных, систематизированных и актуальных каталогов, баз и банков данных и других информационных ресурсов маркетингового, статистического и аналитического характера об инновациях в СНГ.

В этой связи создание банка патентов и инноваций СНГ является весьма актуальной задачей.

 

2. Используемые термины и сокращения

 

База данных – организованная в вычислительной системе в соответствии с определенными правилами совокупность систематизированных данных некоторой предметной области, используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Банк данных – система особым образом организованных данных, а также программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.

Бизнес-план – документ, содержащий программу действий, направленных на достижение поставленной цели получения прибыли, комплексную оценку возможностей инновационного проекта для предпринимателя и инвестора.

Венчурный фонд – коммерческая финансовая организация, основной целью которой является вложение своих финансовых средств в наиболее перспективные инвестиционные проекты в целях получения прибыли.

Инноватор – субъект, который после создания или приобретения новшества осуществляет его внедрение, освоение и использование в целях превращения заложенного в нем коммерческого потенциала в прибыль.

Информационная система – совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, реализующих информационные процессы.

Информационные ресурсы – организованная совокупность документированной информации, включающая базы и банки данных, другие совокупности информационных материалов (документов) в информационных системах.

Метаданные – формализованная совокупность описаний типов информационных объектов и отношений (связей) между ними.

Национальная сеть бизнес-ангелов – объединение частных инвесторов (бизнес-ангелов), которые инвестируют собственные средства в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет).

Технологический аудит – объективная оценка потенциала инновационных разработок и технологий как объектов коммерциализации.

Трансфер технологий – процесс распространения (продвижения и внедрения в производство) инновационных разработок и технологий, в котором участвуют разработчики и потребители технологий.

РНТД – результаты научно-технической деятельности.

 

3. Цель и задачи создания банка патентов и инноваций СНГ

 

Основной целью создания банка патентов и инноваций СНГ (далее – БПИ СНГ) является содействие коммерциализации РНТД и развитию инновационного предпринимательства путем обеспечения доступа инвесторов (фонды, банки и другие финансовые организации), институтов развития, организаций трансфера технологий, инноваторов, ученых и других заинтересованных лиц к массиву коммерчески привлекательных научных разработок государств – участников СНГ, а также широкого и активного распространения информации о взаимных возможностях и интересах всех участников инновационной (инвестиционной) деятельности.

Основными задачами БПИ СНГ при этом являются:

1) участие в формировании единого информационного пространства для внедрения научных разработок государств – участников СНГ;

2) информационное содействие коммерциализации научных разработок путем:

создания и сопровождения базы данных коммерчески привлекательных научных разработок на разных стадиях завершенности;

содействия проведению экспертизы проектов и технологий, предусмотренных к дальнейшей коммерциализации;

обеспечения поиска партнеров для реализации инновационных проектов, созданных на основе научных разработок;

содействия проведению технологического аудита результатов научно-технической деятельности и научных организаций;

интеграции достижений науки и техники СНГ в международные информационные сети трансфера технологий;

создания информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса;

3) информационно-аналитическое обеспечение инновационного развития,  позволяющее пользователям БПИ СНГ проводить:

экспертно-аналитическую оценку научно-технического, промышленного и инновационного развития государств – участников СНГ;

исследования технологических и технических потребностей предприятий государств – участников СНГ;

исследования востребованности результатов научно-технической деятельности;

экспертизу инноваций, характеризующую инновационную активность и конкурентоспособность РНТД.

 

4. Основные принципы создания банка патентов и инноваций СНГ

 

Создание БПИ СНГ должно осуществляться на основе следующих основных принципов:

проведение согласованной научно-технической политики по обеспечению взаимодействия патентно-информационных центров и центров научно-технической информации государств – участников СНГ;

взаимовыгодность межгосударственного обмена научно-технической и патентной информацией;

развитие и эффективное использование информационных ресурсов инновационной направленности;

взаимная заинтересованность в создании рынка интеллектуальной собственности государств – участников СНГ;

использование существующей информационной инфраструктуры;

обеспечение полноты, достоверности и актуальности хранимой информации;

использование единых стандартов при интеграции составляющих подсистем и компонентов БПИ СНГ;

обеспечение информационной безопасности БПИ СНГ в соответствии с законодательством государств – участников СНГ.

Кроме того, функционально по отношению к внешним пользователям БПИ СНГ должен обеспечивать:

хранение и модификацию больших объемов многоаспектной информации;

доступность информации пользователям с соответствующими полномочиями;

поиск информации по произвольной группе признаков;

заданные требования по производительности при обработке запросов;

реорганизацию и расширение при изменении границ предметной области;

одновременное обслуживание большого числа внешних пользователей;

информационную безопасность.

Для этого при создании БПИ СНГ должны использоваться специальные методы эквивалентных грамматических преобразований запросов для построения оптимальных процедур их обработки, а также механизм транзакций (обеспечение доступа к одним и тем же данным различных пользователей при совпадении во времени поступивших запросов).

БПИ СНГ должен быть интегрирован в международные сети трансфера технологий, чтобы способствовать эффективному распространению информации об инновационных разработках, а также поиску партнеров для их реализации. В то же время БПИ СНГ будет отличаться от сетей трансфера технологий наличием аналитической составляющей в оценке и мониторинге региональной инновационной деятельности, а также предоставлением консалтинговых услуг в области экспертизы и коммерциализации международных проектов.

Пользователями БПИ СНГ могут быть органы отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств, органы власти государств – участников СНГ, общественные организации, юридические и физические лица.

Для анализа эффективности БПИ СНГ целесообразно разработать систему оценки науки и инноваций, включающую описание инновационных индикаторов в государствах – участниках СНГ, сравнительный анализ инновационной активности государств – участников СНГ по трем основным группам критериев, соответствующих основным сегментам инновационного развития: среда для развития инноваций, производство и использование инноваций, правовая среда.

 

5. Структура банка патентов и инноваций СНГ

 

БПИ СНГ представляет собой специализированную информационную систему накопления информации о патентах, научных, научно-технических разработках и инновационных проектах, реализующую централизованное управление данными в интересах всех пользователей и включающую непосредственно базу данных патентов и инноваций, систему управления этой базой данных, а также лингвистические, программные и технические средства, организационно-административные подсистемы.

Управление БПИ СНГ осуществляет администратор банка данных, основными функциями которого являются:

координация действий по проектированию, реализации и ведению БПИ СНГ;

координация вопросов технического обеспечения, работы системных и прикладных программистов;

обеспечение защиты информации и ряд других.

Структура БПИ СНГ:

1) информационная база – содержит данные о научно-технических программах, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенных диссертациях, инновационных проектах, патентах, новых технологиях. Состоит из двух компонентов: собственно данных и описания этих данных – метаданных;

2) система управления базой данных – осуществляет централизованное управление данными, хранимыми в базе, обеспечивает доступ к ним;

3) лингвистические средства – обеспечивают интерфейс разных категорий пользователей с банком данных и базируются на языковых средствах системы управления;

4) программные средства – осуществляют обработку данных и управление этой обработкой в вычислительной среде, а также взаимодействие с операционной системой и прикладными программами;

5) технические средства – служат для обеспечения эффективной и бесперебойной работы информационной базы данных; должны быть отказоустойчивыми, иметь надежные устройства ввода-вывода и объемные быстродействующие накопители;

6) организационно-административные подсистемы и нормативно-методическое обеспечение (не являются техническими компонентами системы) – регламентируют работу пользователей. Наличие методических и инструктивных материалов необходимо для устойчивого и долговременного функционирования БПИ СНГ.

 

6. Структура информационных ресурсов банка патентов и инноваций СНГ

 

Текущее состояние информационных ресурсов в сфере инноваций определяется состоянием фондов и баз данных национальных центров научно-технической информации, формирующих базы данных научно-технической информации, а также структур, ответственных за развитие инновационной политики, охрану объектов интеллектуальной собственности, развитие промышленности и предпринимательства. Кроме того, массив информации образуют инновационные разработки и изобретения отдельных лиц и организаций.

Источниками информации для формирования информационной базы данных БПИ СНГ могут являться следующие фонды:

научно-технических программ, содержащие информацию о результатах выполнения научно-технических программ, их внедрении, объектах интеллектуальной собственности, кадровом обеспечении;

национальных центров научно-технической информации, содержащие информацию о депонированных рукописях, диссертациях, отчетах о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, технологических разработках;

защищенных диссертаций;

патентных ведомств и другие источники.

Государственные фонды научно-технической информации позволяют сформировать довольно полный набор данных, необходимых для информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, мониторинга и анализа состояния науки.

Таким образом, в информационную базу данных БПИ СНГ могут быть включены сведения о результатах научно-технической деятельности, зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности и их правообладателях, защищенных диссертациях, новых технологиях, инновационных разработках и проектах, реализуемых и завершенных научно-технических программах и их результатах, лицензионных договорах, а также нормативные правовые акты, методические материалы в сфере интеллектуальной собственности, инновационной и инвестиционной деятельности в государствах – участниках СНГ.

 

7. Коммерциализация научно-технических разработок посредством банка патентов и инноваций СНГ

 

В современных условиях деятельность инновационного предприятия не ограничивается разработкой и производством инновационного продукта. Необходима его реализация на рынке, т. е. коммерциализация.

Для оценки коммерциализации инноваций используется целый ряд показателей, а именно:

количество коммерциализированных патентов;

количество опубликованных научных исследований;

доходы от экспорта технологий;

доля высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта.

Процесс коммерциализации научно-технических разработок посредством БПИ СНГ можно представить следующим образом.

На первом этапе осуществляется аккумулирование в информационной базе данных БПИ СНГ сведений о РНТД, прошедших обязательную регистрацию и учет.

Далее проводится экспертиза коммерческого потенциала РНТД. В случае наличия в исследуемых РНТД возможности их технической (технологической) реализуемости предлагается содействие авторам в получении на них охранных документов.

Целесообразность патентования определяется целями использования интеллектуальной собственности, а именно продажей (экспортом):

продукции собственного производства;

(исключительной/неисключительной) лицензии;

технической документации и ноу-хау.

В итоге объект экспертизы будет причислен к одной из следующих групп разработок:

1) приоритетные (рекомендуемые к коммерциализации);

2) перспективные (которые могут быть коммерциализированы);

3) проблемные (не рекомендуемые к коммерциализации).

Для объектов 1-й и 2-й групп вырабатываются рекомендации по дальнейшей их коммерциализации (выработка стратегии коммерциализации).

Далее по заказу заинтересованных сторон осуществляются комплексная экспертиза (научная, научно-техническая, финансовая, экономическая, правовая), затем – оформление проекта в полном объеме в виде бизнес-плана или технико-экономического обоснования по желанию заказчика.

Одной из важнейших задач экспертизы (технологического аудита) является также оценка реальности продажи идеи или изобретения или их успешного превращения в рыночный продукт, с тем чтобы обеспечить возможность приостановления или прекращения исследований на ранних стадиях в целях предотвращения будущих временных и финансовых затрат.

По результатам проводимых работ формируется база данных перспективных РНТД, основной задачей которой является информационное обеспечение хозяйствующих субъектов о перспективных результатах научно-технической деятельности научного сообщества. Таким способом облегчается задача «проталкивания технологий» (technology push) на рынок.

Для реализации другого, более эффективного механизма повышения уровня коммерциализации научной продукции – «втягивания на рынок» (market pull) проводится исследование потребностей отраслей экономики в новых технологиях и поиск технологических партнеров для реализации инновационных проектов.

В этой связи одной из функций БПИ СНГ является содействие выявлению перспективных инновационных проектов для дальнейшего их представления правительствам государств – участников СНГ, в том числе в целях совместной реализации, национальным и международным венчурным фондам, национальным сетям бизнес-ангелов.

Основными формами коммерциализации совместных инновационных проектов государств – участников СНГ могут быть следующие:

создание совместных инновационных предприятий с размещением на территории одного из государств по договоренности с последующим выходом на рынки государств – участников СНГ и зарубежные рынки для привлечения венчурного капитала;

предоставление права использования технологии на основе неисключительной лицензии;

продажа технологии на основе исключительной лицензии.

 

8. Меры по реализации Концепции

 

Реализация настоящей Концепции требует осуществления комплекса мер, в том числе организационного, правового и методического характера, обеспечивающих постоянное информационное взаимодействие государств – участников СНГ на уровне заинтересованных министерств и ведомств, национальных центров научно-технической информации, органов отраслевого сотрудничества по формированию, ведению и использованию БПИ СНГ в целях повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах.

План мероприятий по реализации Концепции создания банка патентов и инноваций СНГ приведен в приложении.

Банк патентов и инноваций формируется на базе АО «Национальный центр научно-технической информации» Республики Казахстан, в том числе с возложением на него функций методического центра по реализации целей и задач Концепции.

Финансовое обеспечение реализации Концепции может осуществляться в пределах средств, предусмотренных в национальных бюджетах государств – участников СНГ заинтересованным министерствам и ведомствам на обеспечение своих функций, а также внебюджетных источников, в том числе международных организаций в порядке, установленном законодательством государств – участников СНГ.

Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в государствах – участниках СНГ, а также с учетом принимаемых в государствах – участниках СНГ нормативных правовых актов, стратегий и программ поддержки инновационной деятельности.

 

9. Заключение

 

Создание БПИ СНГ позволит государствам – участникам СНГ создать условия для успешного решения задач по продвижению результатов научно-технической деятельности на внутренние и внешние рынки, введению объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, укреплению информационных связей между субъектами инновационной деятельности, что в конечном счете приведет к повышению инновационной активности в государствах – участниках СНГ.

 

 


 

 

 

Приложение
к Концепции создания банка
патентов и инноваций СНГ

 

 

План мероприятий  по реализации Концепции создания банка патентов и инноваций СНГ

 

 

Содержание мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1.

Подготовка проекта Положения о банке патентов и инноваций

2013–2014 гг.

МКСНТИ*,
АО «Национальный центр научно-технической информации» Республики Казахстан,
национальные центры НТИ

2.

Формирование информационной базы данных БПИ СНГ

2013–2015 гг.

МКСНТИ,
ВИНИТИ РАН**,
АО «Национальный центр научно-технической информации» Республики Казахстан,
национальные центры НТИ

3.

Пополнение информационной базы данных БПИ СНГ

Постоянно

МКСНТИ,
ВИНИТИ РАН,
АО «Национальный центр научно-технической информации» Республики Казахстан,
национальные центры НТИ

4.

Разработка системы оценки и мониторинга эффективности БПИ СНГ

2013–2015 гг.

МКСНТИ,
ВИНИТИ РАН,
АО «Национальный центр научно-технической информации» Республики Казахстан,
национальные центры НТИ

5.

Совершенствование нормативно-правовой базы по межгосударственному обмену научно-технической информацией

Постоянно

МКСНТИ,
ВИНИТИ РАН,
национальные центры НТИ

6.

Информационное обеспечение разработки и реализации совместных научно-технических и инновационных проектов и программ

Постоянно

Заинтересованные министерства и ведомства государств – участников СНГ, МКСНТИ,
ВИНИТИ РАН,
национальные центры НТИ

7.

Разработка межправительственных соглашений об обеспечении научно-технической информацией процесса реализации конкретных совместных научно-технических и инновационных программ и проектов

Постоянно

Заинтересованные министерства и ведомства государств – участников СНГ, МКСНТИ, национальные центры НТИ

8.

Организация постоянного информационного взаимодействия государств – участников СНГ в научно-технической и инновационной сферах

Постоянно

Заинтересованные министерства и ведомства государств – участников СНГ, МКСНТИ, национальные центры НТИ

9.

Проведение совместных научно-исследовательских работ в области автоматизации и внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий

Постоянно

МКСНТИ,
ВИНИТИ РАН,
национальные центры НТИ

10.

Проведение научных конференций, обучающих семинаров, стажировок и других совместных мероприятий

Постоянно

МКСНТИ,
ВИНИТИ РАН,
национальные центры НТИ

 

*МКСНТИ – Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации.

**ВИНИТИ РАН – Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук – базовая организация государств – участников СНГ по межгосударственному обмену научно-технической информацией.

 

Источник: РЕЕСТР