Государственная молодежная политика – это совокупность мер законодательного и исполнительного характера, направленных на реализацию потребностей молодежи, ее адаптацию в современном обществе. Выразить и защитить интересы молодых людей, не противопоставляя, а соотнося их с общим публичным интересом, – важнейшая задача и функция государственной молодежной политики.
Молодые люди имеют мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.
Государственное управление молодежной сферой включает в себя выработку концептуальных направлений работы с молодежью, обеспечение целостной системы социально-экономических, организационных мер в целях создания социально-правовых гарантий для молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу.
В данном контексте органы власти всех уровней призваны обеспечивать условия для развития молодежи. Эти условия создаются путем формирования и развития действенного законодательства о государственной молодежной политике.
Отдельные государства – члены ООН с конца 50-х – начала 60-х годов 20 века начали проводить целенаправленную политику в отношении подрастающего поколения. Осуществление государственной молодежной политики отражает одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития, связанную с постоянным усилением роли «молодежного фактора» в социально-экономических и политических процессах.
По данным ООН, более 130 стран приняли специальные законодательные акты о вопросах развития и социальной защиты молодежи, около 90 стран имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику.
Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач ООН с самого начала ее деятельности. С принятием в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодого поколения находятся в центре внимания этой организации. По линии ЮНЕСКО с 1979 г. принято свыше ста документов о проблемах молодежи. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, постоянно работает «круглый стол» по теме: «Молодежь. Образование. Труд», проводятся Всемирные фестивали молодежи и студентов.
К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда (МОТ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
На протяжении последнего десятилетия органами ООН принято более 50 резолюций, касающихся молодежи. Главная их цель – осуществление координации в решении наиболее общих молодежных проблем, укрепление сотрудничества с неправительственными молодежными организациями и учреждениями.
В государствах – участниках СНГ молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Сам термин вошел в юридическую систему постсоветских государств из принятого в 1991 г. Закона Советского Союза «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Следует заметить: отсутствие термина не означало, что такой деятельности государство ранее не осуществляло. Всю общественную систему советского периода отличало пристальное внимание к молодежи. Государство и общественные организации заботились об образовании, идейно-политическом, военно-патриотическом, трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения.
Учитывая значимость молодежной проблематики, практически все государства – участники СНГ в первые же годы своей независимости приняли законодательные акты, направленные на правовую защиту интересов молодого поколения.
Так, например, в Азербайджанской Республике за период с 1994-го по 2007-й год было принято более 20-ти нормативно-правовых документов (законы, государственные программы, указы Президента и Кабинета Министров), регулирующих молодежную политику, а также направленных на всестороннее развитие и защиту прав молодых граждан. Основными документами здесь являются Закон «О молодежной политике» Азербайджанской Республики, принятый Парламентом 9 апреля 2002 года, и Государственная программа «Молодежь Азербайджана на 2005–2009 годы», утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики от 30 августа 2005 года.
В Армении действуют «Основные направления и мероприятия государственной молодежной политики», разработана Национальная стратегия молодежной политики на 2008–2012 годы.
В Республике Беларусь в соответствии с Законом от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» и Законом от 9 ноября 1999 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» разработано более 10 программ. Назовем лишь основные: Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 годы; программы «Дети Беларуси» и «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 годы; Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2006–2010 годы.
Всего же в Республике Беларусь принято более 50 нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики.
Основополагающими документами о развитии молодежной политики в Республике Казахстан являются Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года, программа «Молодежь Казахстана – 2009», разработанная в развитие данного Закона.
Президент Кыргызстана подписал Указ «О Концепции развития государственной молодежной политики Кыргызской Республики до 2010 года и Национальной программе «Кыргызстан жаштары» на 2006–2008 годы».
В развитие Закона Республики Молдова «О молодежи» от 11 февраля 1999 года Правительство Молдовы утвердило Национальную стратегию в области молодежи на 2009–2013 годы.
В Российской Федерации с 3 июня 1993 года действует Закон «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», в 2002 году принята Федерально-целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей до 2010 г.».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года утверждена «Стратегия государственной молодежной политики» на период до 2016 года, которая определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов: «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"»; "Доброволец России"; "Карьера"; "Молодая семья России", Программа "Молодежь России". Базовые законы о государственной молодежной политике действуют практически во всех субъектах Российской Федерации.
В Республике Таджикистан положение молодежи регулируется Законом Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» от 15 июля 2004 года и Национальной концепцией молодежной политики от 3 июня 2006 года.
Закон Туркменистана «О государственной молодежной политике в Туркменистане» был принят 1 октября 1993 г.
В Республике Узбекистан действует Закон «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» от 20 ноября 1991 года с изменениями в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года.
Законодательная база Украины о молодежной проблематике была заложена Декларацией «Об основах государственной молодежной политики в Украине» от 15 декабря 1992 года. Далее были приняты законы Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 5 февраля 1993 года, «О молодежных и детских общественных организациях» от 1 декабря 1998 года, «О социальной работе с детьми и молодежью» от 21 июля 2001 года. Кроме базовых актов, за годы независимости принято более 70 нормативных актов, направленных на решение молодежных проблем.
В основном молодежное законодательство государств – участников СНГ сходно по целевой и содержательной направленности.
Вместе с тем существуют и некоторые различия. Прежде всего, это касается определения возрастных рамок категории «молодежь».
Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной молодежной политике», молодежь – это граждане Республики Казахстан в возрасте от 14 до 29 лет.
В Республике Молдова молодежное законодательство защищает интересы граждан в возрасте от 16 до 30 лет.
Основной целевой аудиторией государственной молодежной политики России, Таджикистана и Узбекистана названа молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.
Декларация «Об основах государственной молодежной политики в Украине» от 15 декабря 1992 года относит к этой категории лиц от 14 до 35 лет.
Различны и структуры исполнительной власти, реализующие молодежную политику.
В Азербайджане, Армении, России и Украине созданы специальные государственные органы по управлению в сфере молодежной политики.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на которое возложена функция по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере. Одновременно Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи.
В других государствах СНГ функции координации выполняют министерства образования.
В ряде государств дополнительно образуются структуры, призванные активизировать и помогать им в решении молодежных проблем.
В Казахстане, например, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева от 1 июля 2008 года создан Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан.
Государственный совет Республики Узбекистан по делам молодежи ежегодно представляет Олий Мажлису и Президенту Республики Узбекистан доклад о положении молодежи.
В Верховной Раде Украины ежегодно проводятся слушания о положении молодежи и готовится доклад по этому вопросу Президенту, Верховной Раде, Кабинету Министров. С 1995 года проведено 7 парламентских слушаний, подготовлено 9 докладов.
Практически все законодательные акты и программы содержат положения о реализации гражданских прав и свобод.
В каждом из государств – участников СНГ действует достаточно большое количество молодежных организаций (в Азербайджанской Республике функционируют около 170 молодежных организаций, республиканский реестр молодежных и детских объединений в Республике Беларусь включает 12 организаций, в Украине действуют 132 всеукраинских молодежных организации).
Заслуживает внимания опыт Республики Казахстан по воспитанию гражданской активности. Здесь в каждом регионе создан молодежный парламент – молодежный маслихат, состоящий из 16 депутатов – представителей молодежных организаций. Все они подготавливают пакеты предложений по тому или иному закону, прямо или косвенно затрагивающему интересы молодежи. Далее маслихаты вносят свои предложения на рассмотрение мажилиса. Таким образом, молодежь может принимать участие в решении своих проблем.
Важное место в молодежных законодательствах занимают вопросы гарантий правовой и социальной защищенности молодых граждан. Это, прежде всего, вопросы защиты государством несовершеннолетних лиц, защиты прав отдельных групп молодых граждан (инвалидов, детей с отклонениями в физическом и умственном развитии, детей-сирот, детей, лишившихся попечения родителей, матерей, воспитывающих детей, и т.п.), профилактика наркомании, СПИД и других негативных явлений среди молодежи, а также пропаганда здорового образа жизни.
Молодежные законы регулируют права молодых граждан в сфере образования и их социальной защиты, определяя, какие социальные услуги гарантируются молодым гражданам по обучению, воспитанию, духовному развитию, профессиональной подготовке; общедоступность всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством, право выбора учебного заведения, языка обучения, профиля и формы обучения.
В законах государств – участников СНГ предусмотрены льготы, предоставленные молодым гражданам, в сфере образования (право на льготное питание и медицинское обслуживание, пользование учебниками и учебными пособиями, учебно-производственной, научной и культурно-спортивной базой учебного заведения, а также на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, льготы на проезд, на участие в органах самоуправления учебного заведения).
Повышение на 30 % бюджетных мест для молодежи, ежегодное увеличение на 15 % числа учреждений, в которых проводится обновление материально-технической базы, ежегодный ремонт 10 % всех студенческих общежитий – это лишь несколько основных положений Национальной стратегии в области молодежи на 2009–2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Молдова.
Молодежное законодательство стран СНГ декларирует государственную поддержку талантливой молодежи, права молодых граждан на гарантированное получение социальных услуг.
Особое значение в новых экономических условиях имеют государственные гарантии по обеспечению экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан в реализации права молодежи на труд.
Социологические исследования позволяют заявить об этих направлениях, как о наиболее значимых для людей в возрасте 18 лет и старше. По частоте упоминания наиболее актуальными являются:
безработица, проблемы трудоустройства (45%),
низкая оплата труда на государственных и муниципальных предприятиях, в учреждениях (35,9%).
Иерархия молодежных проблем по степени значимости отражает социально-экономическую ситуацию переходного периода.
Программы экономической поддержки молодежи практически всех государств СНГ предусматривают, главным образом, предоставление молодым финансовой и технической помощи для развития собственного бизнеса; реализацию программ трудоустройства молодежи; предоставление молодым гражданам и молодым семьям льгот в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, кредитов на приобретение жилых домов и квартир, уплату вступительных паевых взносов в жилищно-строительные кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования; погашение молодым семьям, имеющим детей, части кредита.
В целях активизации реализации молодежной политики ряд государств Содружества объявляли тот или иной год Годом молодежи.
Так, например, Указом Президента Азербайджанской Республики Годом молодежи был объявлен 2007 год. В его рамках было проведено более 40 мероприятий республиканского значения, а 8 из них имели международный статус. Была введена система социального ипотечного кредитования для молодых семей и военнослужащих. В 2007 году началась реализация Государственной программы обучения азербайджанской молодежи за рубежом на 2007–2015 годы.
2008 год стал Годом молодежи в Республике Молдова. Была создана Национальная комиссия по проведению мероприятий, посвященных Году молодежи.
24 октября 2008 года Президент Республики Молдова Владимир Воронин провел заседание этой Комиссии, на котором была рассмотрена информация о выполнении Программы мероприятий, посвященных Году молодежи.
Одним из приоритетных направлений молодежной политики в каждом из государств СНГ является вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества, обменов в сфере работы с молодежью.
Для создания наиболее благоприятных условий для развития молодежного сотрудничества как фактора сохранения и углубления дружественных отношений 25 ноября 2005 года Советом глав правительств было принято Соглашение государств – участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Его подписали представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан.
Подписание данного Соглашения было вызвано желанием государств расширять и совершенствовать международное молодежное сотрудничество на принципах равноправия и налаживать в этих целях широкое взаимодействие между государственными органами, молодежными общественными объединениями и иными организациями (объединениями), участвующими в реализации государственной молодежной политики.
В Соглашении подписавшие его стороны обязались укреплять и развивать сотрудничество в сфере работы с молодежью по линии государственных органов и общественных молодежных организаций (объединений) государства Содружества, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики, поддерживать их инициативы, направленные на интенсификацию молодежного сотрудничества, создавать для этого благоприятные условия.
Соглашением предусматривались разработка и выполнение межгосударственных программ и отдельных проектов, представляющих взаимный интерес; взаимодействие в подготовке профессиональных кадров в сфере работы с молодежью; обмен статистической и другой информацией, научными, справочно-информационными и методическими изданиями, опытом работы государственных органов, молодежных общественных организаций и иных организаций и объединений, участвующих в реализации государственной молодежной политики и поддержке молодежных инициатив; проведение совместных научных исследований и мероприятий по различным вопросам молодежной политики и молодежного сотрудничества.
Государства – участники Соглашения обязались оказывать взаимное содействие в вопросах международного сотрудничества, в том числе в деятельности международных молодежных организаций.
В целях реализации настоящего Соглашения был создан Совет по делам молодежи государств – участников Содружества Независимых Государств и утверждено Положение о нем.
Первое организационное заседание Совета состоялось в городе Минске в Исполнительном комитете СНГ 14 сентября 2006 года. Его председателем была избрана Ковалева Татьяна Николаевна – заместитель Министра образования Республики Беларусь.
На заседаниях члены Совета обсуждали национальные молодежные программы, анализировали эффективность уже существующих многосторонних и двусторонних отношений между государствами – участниками Соглашения, вырабатывали рекомендации по налаживанию взаимодействия в сфере работы с молодежью.
Важнейшим направлением деятельности Совета является активное включение молодежи в процесс развития общего гуманитарного пространства. В этой связи Советом намечен ряд мероприятий по реализации данного проекта. Одним из них является организация международного молодежного лагеря. Государственным органам по делам молодежи государств – участников СНГ рекомендовано ежегодное проведение конкурсов среди молодежи, направленных на повышение ее информированности об истории, культурном наследии и современности государств Содружества.
Предметом особой заботы Совета стали вопросы подготовки и повышения квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию молодежной политики, и лидеров общественных молодежных организаций.
На последнем заседании в Бишкеке 29–30 января 2009 года члены Совета рассмотрели предложения по молодежному сотрудничеству, высказанные на неформальных саммитах глав государств СНГ 22 февраля в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге.
В соответствии с Решением Совета глав государств Содружества (10 октября 2008 года, г. Бишкек) об объявлении 2009 года Годом молодежи Советом обсуждены и одобрены предложения государств – участников СНГ о мероприятиях по проведению Года молодежи, которые включены в План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2010 годы. Предусмотрено проведение дней молодежи стран СНГ, научно-творческих и международных тематических фестивалей, форумов и конференций по вопросам социально-экономической политики государств – участников СНГ по поддержке молодежи, конкурсов совместных проектов молодежи государств – участников СНГ, патриотической акции «Во славу Великой Победы» и ряд других мероприятий.
В период мирового экономического и финансового кризиса обострилась проблема трудовой занятости. Особенно болезненно она отражается на положении молодежи. При обсуждении вопроса об организации временной трудовой занятости учащейся молодежи Совет рекомендовал государственным органам государств – участников СНГ принять меры к смягчению последствий мирового экономического и финансового кризиса в части трудоустройства выпускников высших учебных заведений и противодействия массовым увольнениям молодых специалистов. Признано целесообразным обратить особое внимание на использование такого инструмента занятости, как волонтерское движение, повысить престижность и качество профессионально-технического обучения молодежи за счет технического обновления материальной базы учебных заведений, внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс с учетом мирового опыта подготовки квалифицированных рабочих.
Советом также принято решение о подготовке замечаний и предложений к представленному Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ проекту модельного закона о воспитании детей и молодежи.
12–14 декабря 2006 года в г. Минске прошел Международный фестиваль молодежных инициатив «Открытый проект – молодежное сотрудничество». В фестивале приняли участие представители молодежных общественных объединений, государственных органов по делам молодежи Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, отделов по делам молодежи областных (Минского городского) исполнительных комитетов. Итогом фестиваля стало подписание Протокола о сотрудничестве в сфере молодежной политики между Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта и Министерством образования Республики Беларусь, Соглашения о сотрудничестве в сфере молодежной политики между Министерством образования Республики Беларусь и Комитетом по делам молодежи и туризма Курской области Российской Федерации.
Огромный потенциал патриотического воспитания был реализован в ходе Международного конкурса рисунков и сочинений «След Великой Победы в моей семье» в рамках Международной Вахты Памяти «Мы – наследники Победы!», старт которой состоялся во всех государствах СНГ, а торжественное закрытие прошло в столице Казахстана г. Астане.
12–14 мая 2008 года в Национальном детском оздоровительном лагере «Зубренок» (Республика Беларусь) состоялась II Международная научно-практическая конференция «Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: интерактивная педагогика». В конференции приняли участие более 260 человек из всех регионов Республики Беларусь, а также представители стран СНГ (Россия, Казахстан, Украина).
Конференция проводилась в целях обобщения опыта использования инновационных педагогических методов и технологий образования в системе отдыха и оздоровления детей, их адаптации в массовую образовательную и воспитательную практику.
В числе других мероприятий, которые получили организационную поддержку Совета, в 2007–2008 годах стали также: Международный межвузовский конкурс грации и артистического мастерства «Королева Весна» (Беларусь, г. Минск); Международный молодежный форум «Молодежь за мир, дружбу и сотрудничество!» (Кыргызская Республика, Иссык-Куль); Международный молодежный форум «Межкультурный диалог» (Армения, Цахкадзор).
Совет по делам молодежи активно включился в проведение мероприятий, посвященных 50-летию студенческих строительных отрядов, а также мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; поддерживает организацию конкурсов среди молодых людей, направленных на повышение их информированности об истории, культурном наследии и современности государств Содружества.
Множество интересных мероприятий Совет наметил провести в связи с объявленным Годом молодежи.
Членов Совета по делам молодежи объединяет уверенность в том, что молодежь – это не источник проблем, а значимый ресурс общественного и государственного развития. И в этой связи на заседании 29–30 января 2009 года в городе Бишкеке члены Совета единодушно поддержали инициативу Республики Беларусь о разработке Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будут зависеть темпы продвижения государств СНГ по пути социально-экономических преобразований.
В то же время молодежь, как ни какая другая социальная группа, подвержена восприятию и негативных явлений, порожденных процессами обновления во всех сферах жизни.
Результаты социологических исследований свидетельствуют о снижении интереса молодых людей к производительному труду, образованию практически во всех государствах Содружества.
Высок уровень безработицы среди молодых людей, особенно выпускников средних и высших учебных заведений. Так, например, в России среди лиц
15–24 возраста она составляет 6,4 процента.
Начиная с 90-х годов прошлого века практически во всех государствах СНГ увеличилось число молодых пар, которые проживают без юридического оформления брака, что приводит к реальному росту внебрачных и брошенных детей, увеличению количества неполных семей.
Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Рост цен и арендной платы за квартиры, высокие процентные ставки по кредитам делают собственное жилье недоступным для значительного числа молодых людей.
Сложнейшей проблемой последних десятилетий в странах СНГ стала проблема наркомании. Так, например, в России, согласно данным МВД, органов здравоохранения, других министерств и ведомств, за последние пять лет количество потребителей наркотиков возросло в три с половиной раза. При сохраняющейся тенденции роста числа наркоманов их количество к исходу десятилетия достигнет четырех миллионов человек. С учетом основной возрастной категории наркоманов (13–25 лет) под угрозой оказывается фактически все подрастающее поколение страны. За последние четыре года число наркоманов среди школьников, а также в студенческой среде (прежде всего, в крупных городах) возросло в 6–8 раз. При этом данные Минздрава свидетельствуют: средняя продолжительность жизни людей, начавших употреблять наркотики, составляет 4–4,5 года и подавляющее большинство хронических наркоманов не доживает до 30 лет. По данным МВД, за десять лет число смертельных исходов в результате употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – более чем в 40 раз.
Самым тревожным для будущего, олицетворением которого выступает молодежь, являются неопровержимые данные о прогрессирующем снижении качества жизни населения по главным группам индикаторов: здоровье (физическое, психологическое, социальное), интеллектуальный потенциал и профессиональная готовность, духовно-нравственные ценности и ориентиры.
Усиление социального неравенства, снижение духовного потенциала общества привели к росту антисоциальных форм поведения, вовлечению в консервативные и реакционные движения, увеличению количества правонарушений и преступлений.
Вопреки сложившемуся стереотипу о прогрессивности молодежи практика постсоветского периода показала, что она ни прогрессивна, ни консервативна. Инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи.
Непоследовательное отношение к интересам молодежи в сочетании с недостаточной защищенностью способно превратить ее в дестабилизирующую общественную силу.
В связи с этим роль государственных и общественных структур, призванных регулировать механизмы взаимоотношений молодежи с социальной средой, постоянно возрастает.
В Плане приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2009–2010 годы, который планируется внести на предстоящее заседание Совета глав правительств, предусмотрена разработка проекта Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ.
В течение 2009–2010 годов государствами СНГ планируется провести около 30 мероприятий, среди которых Международный молодежный фестиваль «Диалог культур», Иссык-Кульский молодежный форум интеллектуалов СНГ, посвященный памяти Ч. Айтматова, Фестиваль дружбы молодежи, мероприятия, посвященные 50-летию движения студенческих трудовых отрядов в России и др.
Значительное место в Плане отведено работе с научно-творческой категорией молодых людей. Запланированы организация школ (курсов) для молодых ученых стран СНГ в области гуманитарных и естественных наук, IV и V летние школы молодых ученых-историков стран СНГ, Международная летняя школа молодых ученых стран СНГ «Интеграция и инновация», научно-творческий фестиваль «Есть идея».
Но независимо от характера мероприятий и состава его участников, все они направлены на утверждение общечеловеческих ценностей, укрепление взаимопонимания и дружбы между народами.
Департамент гуманитарного сотрудничества,
общеполитических и социальных проблем
Исполнительного комитета СНГ