Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Выступление на Международной конференции под эгидой БРИК «Проблемы развития конкуренции в странах БРИК и задачи их антимонопольных ведомств»

Анатолий Дронь,  
заместитель Председателя Исполнительного комитета –
Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств


Выступление на Международной конференции под эгидой БРИК «Проблемы развития конкуренции в странах БРИК и задачи их антимонопольных ведомств»
на тему
"Стратегия экономического развития СНГ и проблемы обеспечения конкурентной среды в странах Содружества"

 

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте, прежде всего, от имени Исполкома Содружества Независимых Государств, его Председателя Сергея Лебедева, приветствовать Вас, всех участников конференции.

Хочу также поблагодарить ее организаторов за возможность участвовать в этом форуме, посвященном вопросам, актуальность которых, особенно в этот кризисный период, трудно переоценить.

Опыт государств БРИК, занимающих ведущие позиции в различных сферах мировой экономики, а также других государств и международных организаций, в развитии конкурентной среды, весьма полезен и для стран, входящих в СНГ.

Надеюсь, Вам также будет интересно узнать о некоторых особенностях нынешнего этапа экономического развития СНГ в целом и роли его антимонопольных органов.

В конце этого года региональному объединению, созданному в один из самых сложных моментов нашей истории, исполняется 18 лет.

За это время страны, вышедшие из единого в прошлом государства, прошли трудный путь самоопределения, поиска собственных моделей развития, своего уникального места в глобальном мире.

Во многом благодаря Содружеству удалось сохранить и на новой рыночной основе развить торгово-экономические и хозяйственные связи, взаимодействие в различных сферах, создать нормативно-правовую базу и инфраструктуру отраслевого сотрудничества.

Последнее десятилетие характеризовалось развитием национальной экономики государств – участников СНГ, ее демонополизации, улучшением условий для взаимовыгодного сотрудничества и установления новых долгосрочных экономических связей. Свидетельством этому и объем взаимной торговли внутри СНГ, который с 2000 по 2008 год вырос почти в 5 раз. Темпы роста основных макроэкономических показателей были одними из самых высоких в мире.

К концу прошлого года экономика стран Содружества ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса, особенно заметным оно было в странах с относительно   высоким   уровнем   интеграции в мировую экономику, таких как Россия, Украина, Казахстан.

Замедление экономического развития явилось следствием нарастания проблем в финансовой сфере, снижения мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращения внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

В I полугодии текущего года производство валового внутреннего продукта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в среднем по странам СНГ снизилось на 9%, производство промышленной продукции - на 15%, перевозки грузов - на 20%, объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 15%, а потребительские цены выросли на 13%.

Резкое снижение стоимостных объемов внешней торговли наблюдалось практически во всех странах, причем оно затронуло как взаимную торговлю стран Содружества, так и торговлю с другими странами мира.

По прогнозам экономических органов управления наших стран негативные тенденции в их экономике будут нарастать, а затем в зависимости от общемировой ситуации возможны различные сценарии их развития.

Созданное руководителями государств СНГ постоянно действующее совещание министров финансов анализирует состояние дел, вносит соответствующие предложения. Безусловно, многое здесь определяется мерами, предпринимаемыми национальными правительствами в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики с целью поддержания экономики.

Но важным признано объединение антикризисных усилий стран Содружества.

Кризис явился стимулом для разработки более эффективных совместных мер, смелых интеграционных решений.

В конце прошлого года утверждена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, реализация которой, позволит создать реальные условия для устойчивого развития экономики государств – участников СНГ, их уверенного вхождения в мировое хозяйство.

Акцент сделан на инновациях, развитии современных видов производства, услуг, призванных обеспечить нашим странам конкурентные преимущества.

Уже сейчас в соответствии с принятой Стратегией активизировалось сотрудничество в важнейшей составляющей экономики – транспорте, в частности предполагается ускоренное формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, евроазиатских транспортных коридоров.

Уточняется концепция сотрудничества в энергетической сфере.

Представители государств объединяют усилия для создания инвестиционно-иновационной модели экономического развития в рамках Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества СНГ.

Кризис обнажил проблему отсутствия эффективных рыночных институтов и механизмов регулирования и остро поставил вопросы ускоренного их формирования для обеспечения конкурентоспособности экономики.

 

Сегодня нас волнуют вопросы, каким будет мир после кризиса, какое место могут занять в нем страны СНГ и их интеграционные образования. Поиск ответов на эти вопросы был в центре обсуждения на специальном круглом столе Санкт-Петербургского экономического форума, состоявшегося в начале нынешнего лета.

По мнению его участников в условиях изменения мировых экономических отношений, а это очевидно произойдет, наше Содружество может получить шанс укрепить свои позиции в глобальной конкуренции.

Но для этого необходимо устранить серьезные недостатки в сложившейся модели развития экономики, которые нынешний кризис также выявил. Прежде всего, это касается выбранного в свое время экспортно-ориентированного пути развития и недооценки проблем внутреннего рынка СНГ, представляющего собой важное конкурентное преимущество.

В 2008 году общий объем импорта составил более 460 млрд. долларов, это в основном промышленная продукция и продовольствие из стран не входящих в СНГ. Наш экспорт превысил 700 млрд. долларов, и это в основном сырье.

В этих условиях актуальной является большая ориентация наших экономик на внутренний спрос. И такая задача поставлена принятой Стратегией экономического развития СНГ.

Уже сейчас создается общий электроэнергетический рынок, ведется проработка вопросов создания общих рынков аграрной продукции, сельскохозяйственной техники, рынка труда.

В принятых в последнее время программных документах Содружества, прежде всего в Стратегии взаимодействие государств по повышению конкурентоспособности, обеспечению условий развития рыночной конкуренции определено одним из основных.

Предполагается более эффективно использовать преимущества, которыми обладают страны СНГ. Это достаточно развитый научно-промышленный потенциал, богатые природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила в сочетании с высокой квалификацией.

Пока же, нужно признать, в большинстве наших стран эти преимущества используются недостаточно, конкурентные отношения только фрагментарно присутствуют в национальном экономическом пространстве.

В то время, когда роль конкурентной политики в регулировании экономики должна рассматриваться, как один из эффективных инструментов преодоления последствий мирового финансового кризиса, в ряде стран СНГ имеются ограничения конкуренции, монополизация, что снижает эффективность функционирования товарных рынков в целом, отягчает работу экономики.

Негативное влияние на конкуренцию оказывают принимаемые в последнее время в условиях кризиса меры, в частности разрешение концентраций и поощрение экспортных картелей, усиление государственной поддержки отдельных предприятий и вмешательства в сферу формирования цен. Такие и подобные протекционистские правительственные меры, с одной стороны сегодня положительно сказываются на состоянии финансового сектора, отечественного бизнеса, с другой – являются потенциально вредными для конкуренции, а значит и экономики в целом.

Здесь, безусловно, должна возрастать роль антимонопольных органов наших стран, их профессиональной и ответственной позиции.

Важно, что такие органы у нас созданы, укрепляется их правовая и материальная база.

И можно сказать, что они в тесном взаимодействии с другими государственными структурами, используя международный опыт, уже сегодня много делают для развития рыночных отношений и формирования современной экономики своих государств.

Решаются практические задачи, обеспечивающие равные возможности хозяйствования на товарных рынках и содействие в выработке мер по поддержке отечественных товаропроизводителей, малого и среднего бизнеса.

Существующая система защиты конкуренции сложилась у нас еще в начале 90-х годов, когда были приняты первые национальные антимонопольные законодательства. Тогда же был подписан межгосударственный Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, реализация которого позволила существенно обогатить нормативно-правовую базу по формированию конкурентной среды на современном этапе и в целом сыграла положительную роль в развитии интеграционного взаимодействия антимонопольных органов стран СНГ.

С целью реализации задач, предусмотренных Договором, создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП). И следует отдать должное этому Совету, возглавляемому руководителем ФАС России И. Артемьевым.

Сегодня это своеобразный координирующий и методологический центр антимонопольной политики – один из ведущих органов отраслевого сотрудничества СНГ. При том, что в мировом сообществе антимонопольные органы в течение ряда лет только налаживают контакты, ищут формы многостороннего взаимодействия, входящие в Содружество страны, благодаря МСАП уже второе десятилетие  осуществляют системное взаимодействие в этой сфере.

Усилия Совета направляются на выявление и прекращение антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования и злоупотреблений монопольным положением ценового характера. Речь идет, прежде всего, о рынках основных продовольственных товаров и лекарств, транспортных услуг, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

В частности можно привести пример совместного проведения антимонопольными органами государств – участников СНГ расследований на межнациональных рынках авиаперевозок, когда был проведен глубокий анализ, вскрыты причины завышения тарифов. Они в первую очередь связаны с недостаточным уровнем конкуренции и наличием административных барьеров.

И важно, что Совет глав правительств СНГ, рассмотрев материалы расследования, дал поручения соответствующим отраслевым органам государств в части развития конкуренции в авиаперевозках и на смежных конкурентных сегментах рынков.

Возможно, следовало бы рассмотреть вопрос о расширении географических рамок проведения подобных исследований антиконкурентной практики компаний, действующих на международных рынках, в т.ч. с участием соответствующих органов государств БРИК.

Такую работу можно было бы проводить в рамках программы сотрудничества, которую, очевидно, следует разработать. Без широкого международного сотрудничества, уверен, проведение эффективной конкурентной политики невозможно.

Известно также, что самые современные законы и механизмы их реализации не могут обеспечить формирования единой конкурентной среды и в целом успешное развитие экономики, если идеи и ценности рыночной экономики не будут восприняты обществом.

Следовательно, видим необходимость усиления внимания к реализации конкурентной политики со стороны органов власти стран Содружества и общественности. Для наших стран это актуально.

Последнее время в ряду обзоров отдельных секторов экономики государств СНГ, которые у нас регулярно готовятся, появились материалы о состоянии и тенденциях конкурентной политики. Последний такой анализ, посвященный опыту Российской Федерации, стал, можно считать, пособием для представителей соответствующих служб других государств.

Исполнительный комитет СНГ, органы отраслевого сотрудничества, а у нас их только экономического профиля около более 40, на постоянной основе обмениваются информацией, используют опыт международных органов экономического сотрудничества в первую очередь Европейской Экономической Комиссии ООН, ЮНКТАД, ЭСКАТО в контексте современных экономических тенденций, в т.ч. по вопросам развития конкуренции.

Я уже не говорю о высоком уровне взаимодействия с этими организациями соответствующих структур государств – участников СНГ.

Ведь все понимают, что интеграция государств СНГ в мировую экономику, к чему мы стремимся, требует совершенствования антимонопольного регулирования в соответствии с международными принципами и нормами, более активного применения опыта стран, имеющих длительные традиции в этой области.

И я уверен, что наша конференция будет способствовать этому.

Благодарю за внимание.

Версия для печати