Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

По вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономическую сферу деятельности государств СНГ

ИНФОРМАЦИЯ о ходе реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономическую сферу деятельности государств – участников СНГ и дальнейшего их сотрудничества в этой области

Внедрение и развитие сети информационно-маркетинговых центов

Решением Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 года утверждены Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации (далее – Стратегия) и План действий по ее реализации на период до 2010 года (далее – План действий), которые определяют перспективы взаимовыгодного сотрудничества в области развития ИКТ и построения информационного сообщества в государствах – участниках СНГ. В реализации Стратегии и Плане действий принимают участие семь государств – участников СНГ (кроме Азербайджанской Республики, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины).

Указанным Решением Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 года Координационный совет государств – участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи (далее – Координационный совет) определен координатором мероприятий по реализации Стратегии, и ему поручено ежегодно рассматривать ход выполнения Плана действий и принимать соответствующие решения, а также содействовать его успешному выполнению.

Основными направлениями реализации Стратегии являются национальные стратегии, программы и проекты информатизации, а также межнациональные программы и проекты, осуществляемые на двух- и многосторонней основе в составе Плана действий. Ход выполнения Стратегии и Плана действий ежегодно рассматривается на заседаниях Координационного совета с принятием соответствующих решений.

Координационным советом в целях выполнения Стратегии и Плана действий подготовлены проекты документов по созданию и развитию сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ), телемедицины, паспортно-визовых документам нового поколения, информационной безопасности и другим приложениям ИКТ.

В государствах – участниках СНГ ведутся разработки и реализуются национальные концепции, стратегии и программы развития ИКТ и построения информационного общества.

Так, Президентом Российской Федерации в феврале 2008 года утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, в Республике Беларусь принята Стратегии развития информационного общества до 2015 года и утвержден План действий по первому этапу ее реализации в 2009 – 2010 годах.

Важное значение государствами – участниками СНГ придается созданию Межгосударственной сети ИМЦ, отнесенной Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств к приоритетным направлениям экономического сотрудничества.

Построение сети ИМЦ в 2002–2008 годах осуществлялось в соответствии с Межгосударственной программой создания сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств – участников СНГ (далее – Программа), утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 года. В реализации Программы принимали участие восемь государств – участников СНГ (кроме Республики Армения, Туркменистана и Республики Узбекистан).

Вопросы сотрудничества государств – участников СНГ по реализации Программы ежегодно рассматривались на заседаниях Экономического совета СНГ, Координационного совета, Рабочей группе высокого уровня Программы и Комиссии Регионального содружества в области связи по информатизации.

В настоящее время государства – участники СНГ находятся на различных этапах готовности по проведению мероприятий по созданию национальных ИМЦ и объединения их в межгосударственную сеть ИМЦ государств – участников СНГ в качестве товаропроводящей сети по организации торгов.

В Азербайджанской Республике Министерством экономического развития рассматривается возможность создания фонда поощрения экспорта и инвестиций с информационно-маркетинговыми функциями.

В Республике Беларусь республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» имеет статус национального центра и осуществляет информационно-маркетинговое обеспечение и обслуживание потребностей органов государственного управления и субъектов хозяйствования Республики Беларусь по вопросам внешнеэкономической деятельности, а также информационную поддержку зарубежных предприятий в процессе их торгово-экономического сотрудничества с Республикой Беларусь.

В Республике Казахстан осуществляются мероприятия по разработке и размещению в сети Интернет прототипа электронного ИМЦ Республики Казахстан и его интеграции с действующими базами данных ИМЦ государств – участников СНГ.

В Кыргызской Республике в рамках создания национальных сетей ИМЦ проводится работа по созданию в регионах центров общественного доступа к информации.

В Республике Молдова созданы организации, деятельность которых связана с работой национальных ИМЦ.

В Российской Федерации ведется реализация проекта по созданию первой очереди ИМЦ на территории субъектов Российской Федерации: Владимирской, Ростовской, Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Ставропольского края, Республики Северная Осетия – Алания.

Сеть ИМЦ реализуется в виде территориально распределенной автоматизированной системы управления для информационной поддержки внешнеэкономической и предпринимательской деятельности в государствах – участниках СНГ. Выполнен эскизный проект по созданию Межгосударственного ИМЦ, разработан программный комплекс, предназначенный для технологического обеспечения деятельности данного центра.

В России в целях реализации единой государственной политики в сфере ИКТ, направленной на формирование конкурентной рыночной среды, создается нормативно-правая база электронной торговли и формируется система электронных торговых площадок в сфере госзакупок. Использование электронных площадок для госзакупок, по оценке специалистов, позволит сэкономить бюджетные средства у корпоративных заказчиков до 15 % на госзакупках и до 23% – на сбыте.

Ежегодный рост объемов электронной торговли в России в 2007–2009 годах составлял не менее 30 %. Уже в 2007 году он оценивался в 8 млрд долларов (без учета транзакций по оплате услуг мобильной связи, продажи товаров и услуг через Интернет и ряда других видов электронных платежей и транзакций). При этом наиболее интенсивно объемы электронной торговли увеличились в госсекторе, особенно на региональном уровне: проведено около 73 тыс. аукционов и оборот вырос более чем в 2,5 раза. В 2008 году в субъектах Российской Федерации через аукционы на торговых площадках проведено около 80 % всех госзакупок товаров, а компьютерной техники и программного обеспечения – около 100 %. Во многих случаях проведенные аукционы привели к значительному снижению начальных цен лотов.

Особенно эффективным является использование технологий электронной торговли в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, объем которых в 2009 году оценивался в 4,2 трлн рублей. При этом госзакупки составили более 1 трлн рублей.

В целях проведения электронных торгов утвержден Порядок отбора электронных площадок, в соответствии с которым определен перечень федеральных торговых площадок, на которых с 2011 года будет закупаться до 60 % товаров, работ и услуг для государственных нужд, что составит в общем объеме госзаказа около 3 трлн рублей.

Функционирует сайт «Госзакупки». В 2010 году будет введен в эксплуатацию интерактивный федеральный портал госзакупок.

В перспективе намечено создание единой межведомственной информационной базы по всей технологической цепочке госзакупок – от их планирования до результатов реализации контрактов на основе он-лайновой системы мониторинга этого процесса. В 2009 году будет завершена разработка концепции федеральной контрактной системы.

В Украине полностью завершены технологические работы по созданию сети ИМЦ, которая эффективно и с минимальными затратами обеспечивает размещение информации, перенос бизнес-процессов и общественных отношений в Интернет.

По оценке специалистов, мировой объем электронной торговли между предприятиями к 2012 году вырастет до 12,4 трлн долларов США, а продажа товаров и услуг через интернет составит более 1,2 трлн долларов США, и электронными платежами будут пользоваться более 1 млрд человек.

В ряде государств – участников СНГ на национальном уровне сети ИМЦ уже реально работают с выходом на свои предприятия и на другие страны. Положительные результаты в этой работе получены в Беларуси, России и Украине.

Реализуемые в трехстороннем формате Беларусью, Россией и Украиной национальные проекты позволили решить задачу интеграции этих сетей. В 2006 году была продемонстрирована возможность проведения аукционов в сфере госзакупок в формате Россия – Беларусь на базе технологического комплекса, развернутого в Москве за счет выделенных Россией бюджетных средств.

Учитывая, что срок реализации Программы истек в 2008 году, в целях продолжения работ по созданию сети ИМЦ в соответствии с поручением Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 года Координационный совет представил в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки (далее – Соглашение) и проект Положения о Рабочей группе высокого уровня по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров и электронной торговли для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств – участников СНГ (далее – Положение).

Вопрос о Соглашении включен в проект повестки дня заседания Совета глав правительств СНГ 21 мая 2010 года.

Проектом Соглашения предусматривается возложение функций по ее реализации на уполномоченные органы, представители которых будут определены заинтересованными государствами в Рабочую группу по развитию межгосударственной сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки.

Одной из основных целей проекта документа является обеспечение наполнения межгосударственной сети ИМЦ информационными ресурсами о товарах и услугах, проводимых в государствах – участниках Соглашения.

Следует отметить, что в проекте Соглашения заложены основные принципы организации электронной торговли, предусмотренные в Модельном законе «Об электронной торговле», принятым Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ (МПА СНГ, постановление от 25 ноября 2008 года № 31–12).

Создание совместимых национальных телемедицинских систем

Одним из направлений совместной деятельности государств – участников СНГ в Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации, утвержденной Советом глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 года, определено развитие «электронного здравоохранения», и прежде всего создание совместимых национальных телемедицинских систем.

В этих целях подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников снг в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании (далее – Соглашение о создании телемедицинских систем).

Координация процесса внедрения современных технологических и организационных решений в здравоохранение государств – участников СНГ была начата с принятием на заседании Совета глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года Меморандума о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем. В реализации указанного документа проявили заинтересованность 10 государств – участников СНГ (кроме Туркменистана).

Соглашение о создании телемедицинских систем будет является практическим инструментом реализации данного Меморандума, поскольку оно предусматривает совместную выработку стратегии развития телемедицинских услуг, определение главных направлений и организационных форм взаимодействия национальных телемедицинских систем и их интеграции.

Соглашение о создании телемедицинских систем станет одним из важнейших направлений сотрудничества в области развития «электронного здравоохранения», реализации прав человека на получение медицинской помощи независимо от его социального положения и места жительства.

В государствах – участников СНГ существует определенный задел в формировании «электронного здравоохранения», создаются пилотные зоны для отработки телемедицинских технологий, реализуются телемедицинские проекты в рамках региональных инициатив Регионального содружества в области связи (РСС) и МСЭ. При поддержке МСЭ проводятся семинары по использованию средств телемедицины и других инструментов «электронного здравоохранения» в государствах – участниках СНГ.

В ряде государств подготовлены и приняты основополагающие документы по развитию телемедицинских услуг, формируются информационные ресурсы на основе «электронных паспортов здоровья», внедряются информационные системы и программно-технические комплексы по оказанию телемедицинских услуг, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф.

В Российской Федерации проект «Создание телемедицинской консультативно-диагностической и образовательной сети» включен в реестр перспективных проектов в области фармацевтической и медицинской промышленности для выполнения задач, поставленных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В рамках двусторонних межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Армения, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан начата совместная реализация проектов создания национальных телемедицинских систем Армении, Кыргызстана, Молдовы и Таджикистана. Образованы двусторонние рабочие группы по подготовке и реализации совместных проектов, а также прорабатываются вопросы софинансирования этих проектов.

Целью Соглашения о создании телемедицинских систем является сближение процессов создания совместимых национальных телемедицинских систем государств – участников СНГ с последующим обеспечением их взаимодействия для общедоступного и качественного оказания медицинской помощи населению на территории государств – участников Соглашения независимо от социального положения и места жительства граждан.

Проект Соглашения о создании телемедицинских систем рассмотрен и одобрен на 6-м заседании Региональной рабочей группы по телемедицине при Комиссии РСС по информатизации 5 марта 2009 года и 14-м заседании Координационного совета 21 мая 2009 года, на заседаниях Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 14 октября 2009 года, экспертной группы 18 февраля 2010 года и включен в проект повестки дня заседания Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ на 21 апреля 2010 года для повторного рассмотрения.

Внедрение паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих биометрические параметры личности

В течение ряда лет государства – участники СНГ проводят работы по введению паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих биометрические параметры личности (ПВД НП).

В настоящее время между мировыми державами ведутся активные консультации по вопросам требований к современным документам (заграничные паспорта, визы и другие биометрические документы), на основании которых граждане и лица без гражданства имеют право на въезд, выезд и нахождение на территории другого государства. Более 50 стран ввели или планируют в ближайшее время ввести электронные паспорта. Население этих государств составляет около 50 % мирового населения и большую часть людей, перемещающихся по миру.

Координационный совет внес в Исполнительный комитет СНГ 7 декабря 2007 года проект Соглашения о сотрудничестве в создании государственных информационных систем паспортно-визовых документов нового поколения и дальнейшем их развитии в государствах – участниках СНГ (далее – Соглашение ПВД НП), которое принято в установленном порядке Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года, и девять государств – участников СНГ (кроме Азербайджанской Республики и Туркменистана) приступили к его поэтапной реализации. Указанный документ вступил в силу с 24 декабря 2009 года.

Целью Соглашения ПВД НП является гармонизация процесса создания государственных информационных систем ПВД НП, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

В реализации данного вопроса в государствах – участниках СНГ принимают участие министерства иностранных дел, министерства внутренних дел, миграционные службы, паспортно-визовые управления, управления по борьбе с организованной преступностью, министерства связи и информатизации, комитеты пограничных войск, государственные предприятия и другие организации. Для эффективного внедрения паспортно-визовых документов нового поколения в заинтересованных государствах – участниках СНГ необходимо тесное взаимодействие Координационного совета с Советом руководителей миграционных органов государств – участников СНГ.

Принимая во внимание, что государства – участники СНГ находятся на различных стадиях готовности к введению ПВД НП, в целях координации выполнения мероприятий, направленных на создание систем ПВД НП, при Координационном совете образована Рабочая группа высокого уровня по вопросам информационных технологий паспортно-визовых документов нового поколения (РГВУ).

В настоящее время Республика Беларусь технически готова к введению биометрических паспортов. Ею в течении ряда лет отслеживались процессы, связанные с введением биометрических паспортов не только в странах постсоветского пространства, но и Евросоюза, других государств мира, изучался их опыт в данной сфере.

Президент Республики Беларусь поручил изучить вопрос о целесообразности введения этих документов на территории республики. В настоящее время ведется подготовительная работа в данном направлении, в которой участвуют МВД, другие заинтересованные министерства и ведомства.

В Российской Федерации создана государственная система изготовления, оформления и контроля ПВД НП (далее – Система). Проводятся мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы для работы Системы, в рамках которой реализован электронный документооборот, с использованием технологий электронно-цифровой подписи. Осваивается производство отечественных электронных чипов для биометрических документов.

В части пограничного сегмента Системы завершены опытно-конструкторские работы, разработаны типовые технические решения для оснащения всех объектов.

Решения, реализованные в Системе, могут быть предложены государствам – участникам СНГ в согласованном порядке.

За период с 2006 года российским гражданам выдано более 5 млн паспортов нового образца, в том числе более 100 тыс. – с 10-летним сроком действия.

В Украине электронные биометрические паспорта и другие защищенные идентификационные документы изготавливаются и выдаются консорциумом «ЭДАПС», который стал победителем в тендере на изготовление паспортов для сотрудников Интерпола на национальной программно-технической базе (кроме электронного чипа).

Учитывая важность введения систем ПВД НП в рамках Содружества, РГВУ были разработаны проекты Дополнений в Стратегию сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации и План действий по реализации Стратегии на период до 2010 года, которые утверждены Решением Совета глав правительств СНГ от 22 мая 2009 года в установленном порядке.

Дальнейшая работа по внедрению ИКТ в сферы деятельности государств – участников СНГ для построения информационного общества должна осуществляться с учетом происходящих изменений в их дальнейшем развитии. В связи с этим представляется целесообразным внести изменения и дополнения в Стратегию сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации и принять План действий по ее реализации на период до 2015 года.

Обновление Стратегии и принятие Плана действий по ее реализации на период до 2015 года станут важными факторами формирования общего информационного пространства на базе ИКТ, что окажет положительное воздействие на модернизацию экономики государств – участников СНГ, развитие конкуренции и рост товарооборота между ними.

Департамент экономического сотрудничества

Версия для печати