Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

БОРЬБА С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА (2010 г.)

Экономические и налоговые преступления вышли за пределы отдельных государств, приобрели международный характер. В этих сферах действуют мощные транснациональные преступные группы, наносящие значительный ущерб экономикам государств - участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям.

В целях координации усилий стран СНГ в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Государства - участники Содружества Независимых Государств, исходя из взаимной заинтересованности в повышении эффективности сотрудничества в борьбе с налоговыми преступлениями, представляющими угрозу экономической безопасности, в 2000 году создали Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, которым разработано и впоследствии принято Советом глав правительств Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями.

Ключевое значение имеет пресечение питающих терроризм финансовых потоков. Здесь также нужны единые подходы и стандарты. Прежде всего, мониторинг денежных переводов, интенсивный обмен информацией о движении финансовых средств лиц или организаций, подозреваемых в терроризме или его поддержке.

Всеобъемлющими документами в этой сфере являются соответствующие конвенции ООН и Совета Европы, а также подготовленные FATF Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и восемь специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Рекомендации устанавливают минимальные стандарты для действий, с тем чтобы страны имели возможность их детализировать с учетом своих конкретных условий и конституционных норм.

В этом контексте серьезное значение имеет функционирование созданной по инициативе Российской Федерации Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, которая способствует установлению в регионе СНГ стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности, созданию национальных систем противодействия в этой сфере.

Важное значение имеет подписание 5 октября 2007 года главами государств в рамках СНГ Договора о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, работа над которым начата еще в 1999 году. 

В условиях финансовой глобализации и интернационализации преступности борьба с коррупцией невозможна без координирования усилий в противодействии легализации криминальных средств в международном масштабе. Меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с многосторонними усилиями и действиями. Только такое сочетание может дать желаемый эффект и не позволить преступным капиталам свободно перетекать. Это, согласно документам ООН и ее специализированных учреждений, требует принятия государствами - участниками СНГ надлежащих совместных мер и создания адекватных регламентационных механизмов. В этой связи Украиной внесены предложения, направленные на активизацию и повышение эффективности многостороннего сотрудничества в рамках Содружества в сфере борьбы с коррупцией, которые поддержаны рядом стран СНГ.

Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы предусмотрена разработка и внесение в 2009 году на рассмотрение Совета глав государств СНГ проекта Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией.