Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

"Новая Центральная Азия во внешней политике Узбекистана". Статья Спецпредставителя Президента Республики Узбекистан по вопросам внешней политики А.Камилова, опубликованная в газете «Народное слово»

Завершившаяся на прошлой неделе в Астане шестая по счету Консультативная встреча глав государств Центральной Азии символично подвела итоги поочередного председательства в ней всех стран региона за последние шесть лет и запустила новую фазу межгосударственного сотрудничества в этом уникальном формате.

Наши страны впервые согласовали единое видение развития региональной кооперации — Концепцию «Центральная Азия — 2040», которая подтвердила приверженность государств придать необратимый и поступательный характер процессу регионального сотрудничества. Документ охватил все ключевые сферы взаимодействия, наметил конкретные практические планы на перспективу, определил формы и механизмы их реализации.

По сути, Астанинский саммит продемонстрировал стремление государств региона к дальнейшему последовательному продвижению внутрирегионального сотрудничества, наращиванию всесторонней кооперации в рамках Центральноазиатской пятерки.

Со времени проведения первой встречи в 2018 году в Астане страны ЦА прошли достаточно большой путь. Уместно вспомнить все основные этапы того, как мы вместе меняли современный облик Центральной Азии, трансформируя регион в пространство мира и согласия, дружбы и добрососедства, взаимного доверия и сотрудничества.

Всего семь лет тому назад наши границы были практически полностью закрыты. Мы были свидетелями конфликтов и минных полей на приграничных территориях, транспортных блокад, высоких торговых барье­ров.

Нескончаемые споры по во­просам использования водных ресурсов, доступа к пастбищам и водохозяйственным объектам грозили перерасти в открытое противостояние.

Некоторые силы в регионе провоцировали соперничество и конкуренцию, порождая недоверие и спекулируя нашим общим историческим наследием. Наша разобщенность делала нас слабее, лишала перспектив консолидации, препятствуя раскрытию потенциала региона во имя общих интересов.

Все это в корне противоречило культурно-цивилизационным ценностям центральноазиатских народов, которые на протяжении веков жили бок о бок в мире и согласии, исповедовали одну религию, разделяли общие обычаи и традиции, были связаны тысячами невидимых нитей.

Более того, углубление глобального кризиса доверия и эскалация вооруженных конфликтов стали оказывать негативное воздействие на стабильность и устойчивое развитие региона. В этой связи укреплялось понимание, что благополучие Узбекистана, как и других стран и народов Центральной Азии, зависит от общих усилий по укреплению сотрудничества, готовности совместно продвигать интересы обеспечения безопасности и устойчивого развития региона.

Необходимо признать, что лидером, который остро прочувствовал зреющий общественный запрос на кардинальные перемены, решение накопившихся проблем, фундаментальный слом устаревших подходов к выстраиванию взаимоотношений с соседями, стал новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Глава Узбекистана сформулировал новую целостную Доктрину внешней политики. Она определяет видение и подходы Узбекистана к актуальным проблемам международной и региональной безопасности, современным вызовам и угрозам, формированию нового мирового порядка и др.

Доктрина предусматривает развитие многопланового сотрудничества с развитыми странами мира на основе равноправия, взаимного уважения, доверия и учета интересов друг друга. Особое внимание уделяется поддержанию последовательного политического диалога с ведущими государствами Азии, Европы, Америки и Африки, а также авторитетными международными организациями.

Главным приоритетным направлением внешнеполитической деятельности Узбекистана в этой Доктрине Президентом Узбекистана определен регион Центральной Азии. Во главу угла поставлена цель достижения «ноль проблем с соседями». Концептуальной основой региональной политики стали принципы недопустимости укрепления собственной безопасности за счет безопасности других государств, открытости, прагматизма и конструктивизма, проактивного диалога на основе равноправия, взаимного уважения и учета интересов.

Узбекистан объективно несет особую ответственность за будущее Центральной Азии. И это продиктовано тем, что мы разделяем общие границы со всеми странами региона. Здесь проживают более половины населения ЦА, крупные общины всех народов региона. Практически все жизненно важные вопросы развития Узбекистана — от воды до транспортных коридоров, региональной безопасности и торговли зависят от добрососедских и предсказуемых отношений с сопредельными странами.

Именно поэтому в первом послании к Парламенту в 2016 году глава Узбекистана четко обозначил иерархию приоритетов, поставив на первое место укрепление отношений со странами Цен­тральной Азии. «Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Цен­тральной Азии, с которым связаны национальные интересы нашей страны.

Мы неизменно остаемся приверженными проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей — Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана», — подчеркнул тогда Шавкат Мирзиёев. Неслучайно глава нашего государства сразу после своего избрания совершил первые официальные визиты в Ашхабад и Астану, тем самым еще раз подтвердив наш главный приоритет — Цен­тральная Азия прежде всего.

В этом историческом обращении лидер нашей страны заявил о твердом намерении Ташкента проводить конструктивную политику в отношении ближайших соседей, решать накопившиеся региональные проблемы на основе равноправия, взаимного учета интересов и поиска разумных компромиссов, создать вокруг Узбекистана как страны, расположенной в самом сердце региона, пояс дружбы и процветания, без­опасности и стабильности.

Главой Узбекистана перед правительством и внешнеполитическим аппаратом были определены основные задачи региональной политики — завершение процессов пограничного урегулирования, совместное разрешение вопросов рационального и справедливого водопользования, выстраивание взаимосвязанности стран в экономическом, экологическом, транспортно-логистическом и научно-технологическом развитии и др.

Изменения в подходах Ташкента к выстраиванию политико-дипломатического, экономического, культурно-гуманитарного взаимодействия в Цен­тральной Азии создали условия не только для кардинального улучшения межгосударственных отношений Узбекистана с соседями, но и заложили основы для дальнейшей консолидации и интеграции Центральной Азии в новом формате.

В этом контексте самым значимым событием для всего региона стал запуск по инициативе Ш. М. Мирзиёева Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА), которые сегодня трансформировались в эффективную площадку регионального диалога, ориентированного на совместное построение территории стабильности, безопасности и устойчивого развития.

Впервые идея проведения регулярных встреч была озву­чена Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в сентябре 2017 года на 72-й сессии Генассамблеи ООН. Тогда глава государства за­явил, что главным приоритетом внешней политики страны является «мирная и экономически процветающая Центральная Азия» и все усилия Узбекистана будут направлены на «наращивание диалога, конструктивного взаимодействия и укрепления добрососедства».

В ноябре этого же года по его инициативе была созвана Международная конференция высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в Самарканде. Участвовавшие в ней министры иностранных дел пяти государств региона поддержали предложения лидера Узбекистана об учреждении Консультативных встреч глав государств. Именно тогда  сформировался «Самарканд­ский консенсус», где все страны заявили о намерении развивать региональное сотрудничество, сообща обсуждать, искать пути и принимать решения по актуальным для себя и региона в целом вопросам.

«Самаркандский консенсус» поддержало и международное сообщество. Спустя всего полгода в июне 2018  года по инициативе Президента Узбекистана Генассамблея ООН приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе». В ней высоко оцениваются усилия и инициативы стран ЦА, направленные на укрепление стабильности и экономического сотрудничества в регионе.

Все это позволило буквально за считаные годы в корне изменить ситуацию в ЦА. Прежде всего удалось преодолеть имеющиеся достаточно сложные и чувствительные проблемы по пограничным вопросам.

Узбекистан полностью завершил правовое оформление границы с Казахстаном, делимитировал границу с Туркменистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Возобновили свою деятельность десятки пропуск­ных пунктов на границе, значительно облегчив перемещение людей между нашими странами.

Сегодня границы между Узбекистаном и странами Центральной Азии можно по праву называть мостами дружбы и добрососедства. Подтверждением этому является действующая с 1 сентября 2023 года процедура перехода узбекско-кыргызской границы с предъявлением внутреннего документа — общегражданской ID-карты. Аналогичный проект обсуждается и с казахстанской стороной.

На саммите в Астане Президент Шавкат Мирзиёев предложил взаимно признать национальные ID-карты  в Центральной Азии и разработать массовые туристические продукты по принципу «Один тур — весь регион».

Одновременно мы видим значительный прогресс в описании таджикско-кыргызской границы. На сегодняшний день согласовано более 90 процентов общей протяженности рубежа.

Иными словами, это говорит о том, что, несмотря на все разногласия, решение острых, чувствительных и сложных проблем вполне возможно, если руководствоваться принципами взаимного доверия и готовности сторон к взаимоприемлемым компромиссам с учетом интересов друг друга.

Полная перезагрузка в нашем обширном регионе принесла выгоду для всех. Благодаря высокому уровню консолидации заметен прогресс в экономике региона. Значительно возрос уровень кооперации и внутрирегионального товарооборота, расширились связи с зарубежными партнерами.

Внутрирегиональная торговля возросла в 4,4 раза, количество совмест­ных предприятий — в 5 раз, объемы взаимных инвестиций — почти в 2 раза.

Сегодня Центральная Азия стала более взаимосвязанным регионом, способным сообща реализовывать открывающиеся возможности. Узбекистан с Кыргызстаном и Таджикистаном создали инвестиционные фонды для финансирования крупных совместных проектов. В рамках этих институтов уже начата реализация проектов кооперации в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности, сельском хозяйстве.

Например, в Казахстане действует совместное предприятие по выпуску легковых автомобилей. В Таджикистане запущен завод по выпуску бытовой техники. Кыргызстан и Казахстан на территории Иссык-Кульской области создали совмест­ное предприятие по строительству солнечных электростанций.

По инициативе Узбекистана со всеми странами региона была начата работа по созданию зон приграничной торговли. В настоящее время запущен механизм формирования таких зон с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном.

Как следствие, за последние 7 лет экономика региона выросла на 6,3 процента и составила около 450 миллиардов долларов.

В русле общих изменений большой прогресс наблюдается в направлении, связанном с водными, водно-энергетическими и экологическими вопросами.

Знаковыми в этом контексте стали подписанная в 2023 году между Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном «дорожная карта» по совместному строительству Камбаратинской ГЭС-1, а также договоренности сообща решать вопрос о сбросах воды из Токтогульского водохранилища в летний вегетационный период.

Не менее важным следует назвать достижение согласия между Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном по режиму работы водохранилища Бахри Точик (Кайраккумское) в вегетационный период, что открыло возможность обеспечить необходимую подачу воды в среднем течении реки Сырдарьи.

В новых геополитических условиях Центральная Азия вновь возвращает себе роль, которую регион играл еще во времена Великого шелкового пути, выступая связующим мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, перекрестком различных экономических интересов. Регион становится важным элементом транспортно-коммуникационных маршрутов в рамках Транскаспийского коридора, маршрута Север — Юг, а также новых проектов, связывающих Цен­тральную и Южную Азию, диверсифицирующих коридоры из Китая в Европу.

Прорывом в деле диверсификации транспортно-транзитных направлений для ЦА стало заключение соглашения о строительстве железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбеки­стан, призванной связать наш регион с европейской сетью железных дорог.

За эти годы заметно активизировался культурно-гуманитарный обмен. Сегодня уже регулярный характер приобрели проведение перекрестных годов культуры, дней кино, выставок, концертов и гастролей, совместных спортивных меро­приятий. Ярким тому показателем служит рост внутрирегионального туризма, который уже достиг около 80 процентов от всех туристических направлений, предпочитаемых гражданами наших стран.

Только в Узбекистане в 2023 году этот показатель составил 6,6 миллиона. Большинство из них — это туристы из сопредельных стран.

Еще одним из ключевых компонентов всеобъемлющей стратегии Узбекистана по трансформации Центральной Азии в зону стабильности и устойчивого развития является достижение долгосрочного мира в Афганистане. С избранием в 2016 году Шавката Мирзиёева Президентом Узбекистана афганская политика Ташкента приобрела системный и комплексный характер. Особенностью нового подхода в отношении Афганистана стала консолидация усилий государств региона и всего мирового сообщества в деле достижения долгосрочного мира на афганской территории и обеспечения интеграции этой страны в мирохозяйственные связи с регионом.

В принятой в 2022  году по инициативе Президента Шавката Мирзиёева специальной резолюции ГА ООН «Укрепление взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией» особая роль в установлении связей между Центральной Азией и Южной Азией, регионом с совокупным населением почти в 2 миллиарда человек, отводится Афганистану.

Еще одной существенной особенностью текущей афганской политики Ташкента является то, что Узбеки­стан рассматривает Афганистан как органическую, неотъемлемую часть всей Центральной Азии.

Ни для кого не секрет, что новая Центральная Азия стала регионом притяжения мировых держав и ведущих государств. На сегодняшний день Центральная Азия активно взаимодействует в рамках более 10 форматов «ЦА+» с почти 40 странами и двумя региональными организациями. Говоря о потенциале и возможностях сотрудничества, следует отметить, что на долю государств в этом экономическом пространстве приходится 75 процентов мирового ВВП и в них проживают около четырех миллиардов населения земного шара.

Для Узбекистана и стран ЦА это  прежде всего источники для привлечения иностранных инвестиций в ключевые отрасли наших экономик, новые рынки для продвижения наших товаров и услуг, а также многомиллионные туристические потоки.

В свою очередь Центральная Азия для наших партнеров — это перспективный емкий рынок с более 80 миллионами потребителей. Здесь сосредоточено 7 процентов  мировых запасов нефти и газа соответственно, большие залежи редкоземельных критических материалов, необходимых для цифровой и зеленой трансформации. В частности, запасы по 10 имеющимся в регионе критическим материалам составляют от 5,2 процента до 38,6 процента.

Центральная Азия — это также регион с растущим объемом конкурентоспособных трудовых ресурсов. По оценкам ООН, к 2050 году население региона превысит 100 миллионов человек. При этом регион будет оставаться одним из самых молодых — средний возраст населения будет около 30 лет.

Нельзя не признать, что Цен­тральная Азия по сути уже стала самостоятельным игрокомна мировой арене, укрепляя свою субъектность. Причем наши страны активно выступают с общих или близких позиций в выстраивании взаимоотношений с внешними партнерами.

Результаты преобразований в ЦА высоко оцениваются и признаются во всем мире. В своем выступлении на последнем саммите глав государств ЦА специальный представитель Генерального секретаря ООН по Центральной Азии, глава Регионального центра по превентивной дипломатии в ЦА Каха Имнадзе обратил внимание на новое качество стратегического партнерства в регионе, указав на то, что «Центральная Азия во многих измерениях может стать уникальной моделью регионального сотрудничества и примером для других регионов мира, как выстраивать добрососедские отношения на благо всех проживающих в регионе народов».

Аналогичного мнения также придерживается председатель Совета по внешней и оборонной политики РФ Ф. Лукьянов. По его словам, стабильность и открытость стали визитной карточкой ЦА.

«Определяющую роль в этих позитивных процессах играет Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиёева, при котором политика изменилась в сторону твердой линии открытости и включенности в процесс. Подобная динамика задает тон во всем регионе, дает пример всем остальным. Именно активность и энергия руководства Узбекистана и персонально Президента Мирзиёева дают тот импульс, который необходим для превращения объективных тенденций в реальные процессы», — считает Ф. Лукьянов.

Эксперт Института Хадсона (США) Ричард Вайтс отмечал, что «скорость, с которой Ш.  Мирзиёев способствовал улучшению отношений с другими государствами Центральной Азии, говорит о том, что эти партнеры ожидали и приветствовали новый региональный подход Ташкента».

По его словам, страна находится в самом сердце Евразии, среди многих возможных транспортных коридоров Восток — Запад и Север — Юг, что «делает поддержку Ташкента критически важной для крупных региональных проектов и жизненно важной для стабильности и процветания Евразии».

Международные эксперты признают важную роль в продвижении сближения с соседями выстраивания региональной идентичности стран Центральной Азии. Профессор Фуданьского университета в Шанхае Чжао Хуашэн отмечает, что «страны Центральной Азии все чаще признают общую идентичность как внутри региона, так и вовне».

По его мнению, «Центральная Азия как единое целое более узнаваема в мире, имеет больше возможностей укрепить свой международный авторитет и может иметь больший вес в отношениях с внеш­ним миром».

Единство взглядов на Астанин­ском саммите проявилось и в стремлении к формированию Центральноазиатской идентичности как важного условия утверждения общей ответственности и солидарности в деле повышения благополучия и процветания Центральной Азии. Как справедливо отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 78-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2023 года, «можно с уверенностью сказать, что наши народы объединяет осознание региональной идентичности, и это чувство все больше укрепляется».

Второй цикл встреч лидеров «центральноазиатской пятерки», запущенный в Астане, возлагает на Узбекистан как страну, принимающую в 2025 году Саммит глав государств ЦА, особую ответственность за поступательное продвижение всеобъемлющей региональной кооперации. Что имеется в виду?

ВО-ПЕРВЫХ, дальнейшее углубление политического диалога.

Следует укреплять политическое доверие, основываясь на принципах открытости, равноправия, уважения и учета интересов. В этом отношении важную роль будет играть продолжение и дальнейшее наращивание регулярного политического диа­лога на всех уровнях, придание ему системного и многопланового характера.

Необходимо тесно координировать усилия в вопросах обеспечения безопасности, которые в условиях кризисных явлений в мировой экономике и жесткой конфронтации различных центров силы еще более актуализируются.

В этих условиях важное значение обретает инициатива Президента Узбекистана, озвученная в рамках 6-й КВГГЦА, о разработке Концепции обеспечения региональной безопасности и стабильности.

ВО-ВТОРЫХ, нашей приоритетной задачей должно стать осуществление стратегического прорыва на экономическом направлении.

Крайне важно выделить сотрудничество в сферах торговли, инвестиций, технологий и инноваций в качестве императивов нашего взаимодействия. Экономика должна стать каркасом и движущей силой взаимовыгодного сотрудничества.

Мы выступаем за становление нашего региона как одного из мировых центров экономического роста и инвестиционной активности.

Президент Узбекистана отметил, что в конечном итоге «нашей стратегической целью должно стать формирование в долгосрочной перспективе Единого регионального рынка».

В-ТРЕТЬИХ, продвижение совместных проектов промышленной кооперации.

Сегодня страны региона проявляют полную готовность к взаимодействию в данном направлении. На Астанинском саммите Президент Узбекистана предложил сформировать Единую карту индустриализации региона и запустить Совет на уровне министров. Была подчеркнута важность развития сети торгово-логистических и промышленных хабов в приграничных районах.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, реализация транспортно-коммуникационного потенциала.

Важным шагом для углубления сотрудничества в этой сфере может стать разработка Стратегии региональных транспортных коридоров в Центральной Азии, принятие Региональной программы устойчивого развития транспортной системы ЦА и формирование Регионального совета по транспортным коммуникациям стран ЦА для координации взаимодействия в развитии транспорт­но-логистического сектора в регионе.

В-ПЯТЫХ, сотрудничество в сфере энергетики.

Существует объективная необходимость в выработке совместных подходов к формированию общего энергетического рынка в Центральной Азии.

Особую роль здесь может сыграть увеличение взаимных поставок энергоресурсов, строительство энергетических объектов, реализация совместных проектов по широкому внедрению возобновляемых источников энергии, современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

В-ШЕСТЫХ, адаптация к изменениям климата и обеспечение продовольственной безопасности.

В нашем регионе усугубляются проблемы, связанные с глобальным изменением климата, дефицитом водных ресурсов, опустыниванием и деградацией почв и, как следствие, падением урожайности.

Страны ЦА придерживаются полного консенсуса в вопросе необходимости скоординированного сотрудничества для противодействия последствиям изменения климата, в особенности на фоне участившихся экстремальных погодных явлений.

В свою очередь вопросы продовольственной безопасности и стабильной поставки продуктов питания становятся чрезвычайно важными в условиях сбоев в системе поставок сельскохозяйственной продукции, вызванных последствиями изменения климата и ростом напряженности в мировой политике.

В данном контексте представляется важным усилить взаимодействие в области агропромышленной кооперации для создания высокоурожайных сортов сельхозкультур, поиска более рациональных методов орошения, внедрения водосберегающих технологий и инноваций в агросферу.

В-СЕДЬМЫХ, укрепление культурно-гуманитарных связей.

Важно продолжить наши усилия по расширению взаимодействия в сфере культуры, науки, образования и туризма. Растущая сплоченность стран Центральной Азии предоставляет беспрецедентные возможности для превращения региона в одно из самых привлекательных туристических направлений в мире.

Для дальнейшего развития регио­нальной туриндустрии у нас имеются все возможности. Из более чем 1 000 объектов, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, свыше 20 находятся в регионе, что формирует огромный потенциал для дальнейшей популяризации культурных и исторических объектов ре­гиона.

Практическая реализация всех этих приоритетных задач требует постоянной «подпитки» регионального взаимодействия на всех уровнях новыми научно обоснованными идеями и предложениями. В этой связи Президент Узбекистана предложил провести в нашей стране заседание Центрально­азиатского экспертного форума ведущих аналитических центров и академических кругов с тем, чтобы совместно выработать концептуальные рекомендации и предложения, которые могут быть рассмотрены в ходе следующего саммита глав государств.

В данном контексте особая ответственность возложена на Международный институт Центральной Азии, уникальную научно-исследовательскую организацию, учрежденную по инициативе Президента Шавката Мирзиёева.

В целом процесс регионального сближения в Центральной Азии, запущенный в 2017 году как следствие масштабных преобразований в Узбекистане и новаторской политики добрососедства и сотрудничества Ташкента, приобрел сегодня устойчивый и необратимый характер.

Переход страны к открытости и практическое претворение в жизнь провозглашенного приоритета Центральной Азии во внешнеполитической Доктрине Президента Узбеки­стана обеспечили кардинальное обновление политико-экономических процессов в регионе.

Политическая воля, беспрецедентный прагматизм, укрепление мер доверия и гибкость дипломатии главы государства, готовность к разумным компромиссам для урегулирования ключевых межгосударственных и региональных проблем обеспечили стратегический сдвиг в Центральной Азии от споров и разногласий к взаимопониманию и сотрудничеству.

Закрепление этих революционных подходов в ходе интенсивных двусторонних контактов и Консультативных встреч глав государств способствовало утверждению общей приверженности стран совместному выстраиванию мирной, стабильной и устойчиво развивающейся и процветающей Центральной Азии.

Эта продолжающаяся на фоне глобальных катаклизмов мирная, созидательная трансформация стратегически важного региона в самом сердце Евразии уже является феноменом мировой политики, который стал предметом экспертных дискуссий и определенно будет темой будущих глубоких научных изысканий.

Бесспорно одно — главный архитектор формирующейся на наших глазах Новой Центральной Азии, уже вписавший свое имя в историю региона, — это Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Вручение на центральноазиатском саммите в Астане Президенту Узбекистана Почетного знака глав государств ЦА стало еще одним признанием личного вклада лидера нашей страны в развитие дружбы, добрососедства и взаимопонимания между государствами региона.