Исполком СНГ

РГГУ разработаны Методические рекомендации по проведению единого урока, посвященного 30-летию СНГ

Планом мероприятий, посвященных 30-летию Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2020 года, запланировано проведение в образовательных учреждениях государств –участников СНГ в сентябре 2021 года единого урока по данной тематике.

Во исполнение данного Плана коллективом  Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), базовой организации государств – участников СНГ по подготовке кадров в области исторического образования, разработаны Методические рекомендации по проведению единого урока, посвященного 30-летию СНГ.

Департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем

 


 

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Российский государственный гуманитарный университет»

 

 

Методические рекомендации

по проведению в образовательных учреждениях государств – участников СНГ единого урока, посвященного

30-летию Содружества Независимых Государств

 

 

Под редакцией Президента, директора Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ, д.и.н., профессора Е. И. Пивовара

Методические рекомендации разработаны Институтом постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ

Авторы-составители:

к.и.н., доцент А.В. Гущин

к.и.н., доцент А.С. Левченков

Редактор-составитель:

к.ф.н., доцент И.Е. Ханова

Москва, РГГУ, 2021

 

Представляемые методические рекомендации предназначены для помощи педагогам образовательных учреждений государств – участников Содружества Независимых Государств в организации преподавания истории создания и современного этапа деятельности СНГ. Нижеприведенные рекомендации могут использоваться в качестве базиса для подготовки и проведения единого урока, посвященного 30-летнему юбилею СНГ.

Учитывая то, что методические рекомендации предназначены для использования при подготовке и проведении урока в образовательных учреждениях всех стран Содружества, при разработке рекомендаций принималась во внимание необходимость учета различий в доступе к научной и учебно-методической литературе в различных странах и регионах, без чего рекомендации носили бы исключительно формальный характер и были бы непригодны для полноценного массового использования. Универсальность рекомендаций основана на использовании текстовых и аудиовизуальных материалов, доступных при минимальных условиях – доступе к сети Интернет при подготовке и проведении занятия.

 

Целью единого урока, посвященного 30-летию Содружества Независимых Государств, является получение учащимися знаний о причинах, цели и задачах создания и работы СНГ как крупнейшей интеграционной организации на постсоветском пространстве, основных направлениях деятельности и роли Содружества в современном развитии государств региона.

 

Важнейшими задачами урока являются:

  • формирование у учащихся понимания основных целей и направлений работы СНГ как интеграционной структуры, содействующей всестороннему и сбалансированному развитию государств – участников СНГ и сотрудничеству между ними в различных областях, мирному разрешению споров и конфликтов и обеспечению региональной безопасности;
  • формирование у подрастающего поколения понимания значимости роли коллективных усилий по решению актуальных вопросов, стоящих перед всеми государствами – участниками СНГ;
  • популяризация среди молодежи значимых для всех государств – участников СНГ ценностей.

 

Оформление и оборудование для проведения занятий:

- персональный компьютер или ноутбук, проектор, экран или интерактивная доска;

- аудиовизуальные материалы (картографический материал, фотографии или другие изображения, видео- или аудиозаписи).

 

Для того, чтобы урок эффективно решал поставленные выше педагогические задачи, его следует организовать таким образом, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная работа на занятии гармонично сочетались и взаимодополняли друг друга.

 

Сценарный план урока

Этапы урока

Время

Деятельность

Организационный блок

Проходит через весь урок

Включает:

● определение целей, задач
и ожидаемых результатов;

● краткий план занятия
(в виде пунктов или основных вопросов для рассмотрения);

● тезаурус основных понятий;

● ресурсы и дополнительные материалы;

● инструкции и пояснения
(в виде разъяснений, заданий);

● вводное слово преподавателя

(в тезисной форме);

● распределение по группам, выработка правил работы (определение норм и процедур);

● конструирование образовательного пространства урока (мебель, оформление, сопровождение урока)

Мотивация

15 мин.

Показ видеоролика, фотографического ряда, представление других документальных свидетельств

Основная часть

20 мин.

Тематическая дискуссия, диспут, дебаты, беседа, реализация образовательного маршрута и т.д.

Завершающий блок

5 мин.

Подведение итогов

Рефлексия

5 мин.

 

 

Во вступительном слове преподавателя подчеркиваются следующие моменты:

  • Содружество Независимых Государств служит развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами;
  • Содружество Независимых Государств – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, призванная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения;
  • в качестве представительного международного регионального объединения с широким членским составом и мандатом на координацию многопланового межгосударственного сотрудничества Содружество Независимых Государств стало удобной базовой платформой для осуществления разноуровневой и разноскоростной интеграции в формате заинтересованных сторон.

 

Основной этап урока строится в соответствии с определенной преподавателем структурой изучения основных направлений деятельности Содружества Независимых Государств.

 

Примечание: целесообразно обратить особое внимание в ходе основной части урока на роль в СНГ конкретного государства - участника организации.

 

На завершающем этапе преподаватель ставит оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения учащихся к тем или иным вопросам, выявление собственной позиции учащихся, а также осознания важности развития сотрудничества между государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

 

Рефлексия должна быть организована так, чтобы стимулировать выход учеников на рост интереса к самостоятельному углублению знаний об истории и современном этапе развития Содружества Независимых Государств.

 

При наличии у педагога (при подготовке к уроку и при его проведении), а также у учащихся (при подготовке к уроку) необходимого оборудования (при подготовке к уроку – стационарный компьютер/ноутбук, доступ к Интернету; на уроке – экран/интерактивная доска, проектор, стационарный компьютер/ноутбук, доступ к Интернету) рекомендуется подготовить и провести занятие с опорой на текстовые и аудиовизуальные источники, выложенные в свободный доступ в сети Интернет на специализированных сайтах.

С этой целью рекомендуется использовать при подготовке и проведении урока аудиовизуальные материалы следующих интернет-сайтов:

https://cis.minsk.by/Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств

Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на сайте:

https://cis.minsk.by/cis30 30 лет СНГ. Специальная рубрика, посвященная юбилею создания организации. Содержит подрубрики: СНГ сегодня, История создания, Знаменательные события в СНГ, Конференция «30 лет СНГ: итоги и перспективы», Фото и видеохроника.

https://cis.minsk.by/site/about-cis – О Содружестве. Рубрика содержит информацию об основных вехах истории организации, а также ссылки на подразделы с текстами основных документов.

https://cis.minsk.by/page/28   – Об Исполнительном комитете СНГ.

https://cis.minsk.by/page/3970 – Положение о флаге СНГ.

https://cis.minsk.by/page/3976  – Положение об эмблеме СНГ.

https://cis.minsk.by/page/19301 –  Органы СНГ. Рубрика содержит ссылки на подразделы, содержащие информацию о структуре и основных органах СНГ.

https://cis.minsk.by/cooperation – Направления сотрудничества. Рубрика содержит ссылки на подразделы, содержащие информацию об отдельных направлениях сотрудничества, включая Гуманитарное сотрудничество, Межпарламентское сотрудничество, Межрегиональное и приграничное сотрудничество, Общеполитические вопросы, Правовое сотрудничество, Сотрудничество в сфере безопасности, Сотрудничество в сфере межгосударственного обмена научно-технической информацией, Сотрудничество в сфере финансов, Экономическое сотрудничество.

 

https://e-cis.info/ Интернет-портал СНГ.

Портал содержит информацию об истории, структуре, основных органах и направлениях деятельности СНГ, а также постоянно обновляемую ленту информационных сообщений о важнейших и наиболее интересных событиях на пространстве Содружества.

Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на портале:

https://e-cis.info/quotes/  – Цитаты об СНГ. Рубрика содержит ссылки на цитаты руководителей и ведущих политиков стран СНГ о роли Содружества Независимых Государств.

http://today.e-cis.info/ – Выставка «30 лет СНГ». Виртуальная выставка демонстрирует многостороннее конструктивное сотрудничество и стратегическое партнерство государств – участников СНГ, достигнутые результаты и перспективы.

http://www.bc-cis.ru/  – Деловой центр СНГ.

 

https://iacis.ru/ Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ

Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на сайте:

https://iacis.ru/ob_organizatcii/chto_takoe_mpa_sng  – Об организации.

https://iacis.ru/media-tcentr/fotogalereya  – Фотогалерея.

https://iacis.ru/media-tcentr/videogalereya  – Видеогалерея.

 

http://www.mfgs-sng.org/  –  Официальный сайт Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ

Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на сайте:

http://www.mfgs-sng.org/activity/ – Проекты МФГС.

http://www.mfgs-sng.org/fotogallery/ –  Фотогалерея.

 

Использование при подготовке и проведении занятия данных интернет-сайтов, с одной стороны, способствует единству формата урока в школах всех стран Содружества Независимых Государств, с другой стороны, позволяет обучать учащихся использованию в образовательных целях доступных информационных интернет-ресурсов по современным вопросам сотрудничества государств – участников СНГ.

При подготовке к уроку в зависимости от уровня общей подготовки учащихся рекомендуется разделить их на мини-группы, которые заранее могли бы подготовить небольшие тематические доклады-презентации (до 5 минут каждый), посвященные отдельным темам, таким как история создания и институционального развития СНГ, важнейшие направления деятельности организации, к примеру, политическое, социально-экономическое, гуманитарное, миротворческое и т.д. В ходе презентаций учащиеся, оперируя подборками имеющихся в открытом доступе документальных материалов, освещают выбранную тематику.

Примечание: использование аудиовизуальных документов специализированных сайтов должно осуществляться в строгом соответствии с правилами использования материалов данных сайтов.

 

Примерный набор литературы для преподавателя и учащихся:

Быков А.Н. Россия и СНГ в посткризисном мире // Международная жизнь, 2011. № 4. С. 86–98

Быков А.Н. Глобализация и регионализация в свете российских интересов и перспектив интеграции на евразийском пространстве: (Науч. докл.), – М., 2001

Винокуров Е.Ю. Евразийская континентальная интеграция, – Санкт-Петербург, 2012

Гусман М.С., Пивовар Е.И. О гуманитарных аспектах евразийской интеграции // Евразийское пространство интеграции: общая историческая память и гуманитарные вызовы. ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2020 год. Москва, 2021. С. 148–152

Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика, – Москва, Ин-т экономики, 2008

Малышев Д.В. Содружество Независимых Государств: пространственно-организационная динамика // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2019, № 3. С. 23–36.

Малышев Д.В. Содружество Независимых государств: тридцать лет вместе// Россия и новые государства Евразии. 2021, №1. С. 9–22.

Перспективы углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, – Москва, РИСИ, 2012

Пивовар Е.И. Ассоциация «Деловой центр экономического развития Содружества Независимых Государств». Основные вехи международного интеграционного сотрудничества//Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». Москва. 2021. № 1. С. 23–59.

Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект: предпосылки, становление, развитие. Глобальные процессы на постсоветском пространстве: Предпосылки, становление, развитие. Издательство Алетейя (Санкт-Петербург). 2019. 904 с.

Пивовар Е.И. Международная Ассамблея столиц и крупных городов СНГ: становление, развитие, основные направления интеграционной деятельности//ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения», 2020. № 4.С. 10–47.

Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции: исторический очерк, – Санкт-Петербург, Алетейя, 2008

Пивовар Е.И. Экономический совет Содружества Независимых Государств: предыстория, создание, основные направления интеграционной деятельности//ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». Москва. 2020. № 2.С. 10–44.

Пивовар Е.И. Экономическое сотрудничество в рамках региональных и субрегиональных организаций//ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». Москва.2021. № 1. С. 23–59.

Пивовар Е.И., Гущин А.В., Левченков А.С. Современная российская историография постсоветской интеграции: основные тенденции начала XXI века// Новый исторический вестник. Москва. 2013.№ 2. С. 43–55.

Пивовар Е.И., Гущин А.В., Левченков А.С., Ханова И.Е. Онлайн-заседание Форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов государств-участников СНГ//Электронный научно-образовательный журнал История. Москва.2021. Том 12, № 3, с. 1–9.

Реинтеграция и интеграция братских народов постсоветских республик – историческая необходимость современности, – Москва, 2013

Социальные факторы постсоветской интеграции [сборник научных статей], – Москва, 2010

Ступаков Н.В. Совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС 2017–2020 гг. как гаранты евразийской коллективной безопасности и обороны//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 4.2017. С. 6–16.

Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. Этносоциол. очерки, – М., 1997

Халевинская Е.Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве, – Москва, 2012

Чернявский С.И. Национальная безопасность России в формате СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. №1.2020. С.46–53

Шинкарецкая Г.Г. Сотрудничество государств СНГ в борьбе с киберугрозами // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 1. С.55–61.

Примечание: данный список является примерным и может быть дополнен или скорректирован педагогом в зависимости от наличия в доступе тех или иных материалов.

Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News