СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ – УЧАСТНИКАМИ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Международная миграция населения – это реальность современного мира. Практически не осталось стран, которые в той или иной степени не были бы вовлечены в сферу миграции. Миграционные потоки интенсифицируются и становятся более многообразными по видам и форме, миграционное взаимодействие стран явно приобретает качественно новый характер.
В основе происходящих процессов лежит растущее понимание того, что международная миграция, особенно ее экономически обусловленные виды и формы, может выступать важным ресурсом развития как для принимающих стран, так и для стран происхождения.
Как свидетельствует анализ развития ситуации в миграционной сфере в СНГ, ее можно разделить на три этапа.
Первый. В первой половине 1990-х годов усилия государств – участников СНГ в миграционной сфере были направлены на формирование национальных законодательств, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев, создание соответствующих структур и институтов, налаживание сотрудничества со специализированными международными организациями. Региональное сотрудничество в рамках СНГ ограничивалось попытками создания системы региональной защиты прав беженцев и решения текущих проблем, связанных с трансграничными передвижениями населения.
Для этого были созданы определенные организационная и правовая основы сотрудничества в области миграции в рамках Содружества.
13 ноября 1992 года Решением Совета глав правительств СНГ был создан Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ, в состав которого вошли руководители министерств и ведомств, регламентирующих вопросы труда, миграции и социальной защиты населения, на который была возложена выработка согласованной политики по важнейшим проблемам, представляющим взаимный интерес.
Основным правовым документом явилось Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, закрепляющее основополагающие права трудовых мигрантов и направления сотрудничества государств в данной сфере. В развитие норм этого документа в рамках Содружества принят ряд соглашений, регламентирующих вопросы сотрудничества государств по всему спектру социально-трудовых отношений: охраны труда; взаимного признания прав на возмещение вреда; расследования несчастных случаев на производстве; нормирования труда; регулирования социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях и т. д.
Второй. В конце 1990-х – начале 2000-х годов приоритетным направлением сотрудничества стран СНГ стала борьба с незаконной миграцией, миграционная политика оказалась тесно связана с задачей обеспечения безопасности государств.
В рамках Содружества Независимых Государств была создана комплексная правовая база сотрудничества стран СНГ в противодействии незаконной миграции.
6 марта 1998 года Советом глав правительств СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, а в январе 2000 года утверждено Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства – участники СНГ закрыт в соответствии с их действующим законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции. Этими документами заложена основа правовой базы по осуществлению взаимодействия стран Содружества в области миграционного контроля, учета иностранных граждан, незаконно пребывающих на их территориях, выработки механизма депортации, гармонизации национального законодательства и обмена информацией о незаконной миграции.
16 апреля 2004 года также Решением Совета глав правительств СНГ была создана Совместная комиссия государств – участников СНГ по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией, основной целью которой является совершенствование сотрудничества государств в борьбе с незаконной миграцией.
В последующем, 16 сентября 2004 года, была одобрена Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, представляющая собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств – участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции.
В развитие указанной Концепции 26 августа 2005 года Советом глав государств СНГ утверждена Программа сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006–2008 годы.
10 октября 2008 года также приняты Программа на 2009–2011 годы.
28 ноября 2006 года главами государств СНГ подписано Заявление об активизации сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией, в котором подчеркнута необходимость поддерживать стремление стран Содружества к заключению двусторонних соглашений о приеме-передаче незаконных мигрантов, в том числе и с третьими государствами.
Третий. На постсоветском пространстве в последние годы происходит сдвиг в сторону более позитивного понимания роли миграции в региональном развитии.
Трудовая миграция оказывает заметное влияние на национальные рынки труда стран Содружества и в течение последних 7–8 лет характеризуется устойчивым ростом. Но на самом деле реальные показатели числа трудовых мигрантов значительно выше, чем это показывается в официальных данных органов статистики и других заинтересованных учреждений и организаций СНГ.
Вместе с тем, серьезной проблемой в сфере трудовых ресурсов в государствах Содружества продолжает оставаться безработица. Число безработных в общем по Содружеству составляет около 5 %. При этом следует учитывать, что в это число входят только лица, официально зарегистрированные в соответствующих органах как безработные, в то время как реальная безработица в зависимости от стран может характеризоваться как более высокая или низкая. В основе этого лежит, в первую очередь, отсутствие заинтересованности незанятых граждан в получении соответствующего этому положению статуса.
Динамика заработной платы как основного критерия в сфере трудовых ресурсов на протяжении последних 10 лет характеризуется ежегодным приростом во всех странах СНГ и увеличилась в 3–12 раз. Вместе с тем, разница в заработной плате в государствах – участниках Содружества значительно отличается.
В рамках СНГ прослеживается формирование отношений устойчивой взаимозависимости между более развитыми и менее развитыми государствами на основе их миграционного взаимодействия.
Со стороны менее развитых стран эта зависимость определяется возможностью доступа к рынкам труда других государств для части их незанятого населения. Это не только сокращает безработицу на национальных рынках труда, но и обеспечивает возвратные финансовые потоки в виде денежных переводов. Переводы не только улучшают условия жизни мигрантских домохозяйств, но и играют существенную роль в улучшении макропоказателей финансового положения этих стран.
Так, например, только осуществляемые денежные переводы мигрантов из России в 2008 году составили 18 млрд. долл., из Казахстана – более 3 млрд. долл. В странах-получателях они составили значительную долю ВВП – 36 % в Таджикистане и Молдове, 28 % в Кыргызстане, 20 % в Армении.
Со стороны более развитых стран зависимость от миграции обусловлена современными тенденциями их демографического развития. Старение населения, отказ коренных жителей занимать непрестижные рабочие места – создает вакансии на рынке труда.
Так, в России, Украине, Беларуси к 2025 году численность населения в возрасте 65 лет и старше превысит 15 %. В то же время численность населения в трудоспособном возрасте увеличится: в Узбекистане – с 58 до 68 %, или на 5,6 млн. человек, в Таджикистане – с 59 до 65 %, или на 1,6 млн. человек, в Азербайджане – с 63 до 67 %, или на 1 млн. человек.
В настоящее время ситуация такова, что основные потоки мигрантов на территории Содружества устремлены в Российскую Федерацию. Помимо России, только Казахстан и Беларусь имеют положительное сальдо в объемах трудовой миграции. Остальные государства имеют отрицательные показатели по этому пункту. Тем не менее миграционный процесс всегда носит обоюдоострый характер, и потоки мигрантов являются проблемой не только для принимающей стороны, но и для страны отправления. Предприятия государств, на территории которых приезжают трудиться мигранты, используя низкооплачиваемую рабочую силу, утрачивают стимулы для улучшения условий труда и повышения квалификации работников. Одновременно в тех странах, откуда в массовом порядке выезжает население, происходит потеря квалифицированной рабочей силы – научной и технической интеллигенции, высококвалифицированных работников.
Миграционная взаимозависимость заставляет государства создавать необходимую инфраструктуру в виде миграционных центров, государственных и частных агентств занятости, рекрутинговых компаний, заключать двусторонние договоренности и участвовать в межгосударственном сотрудничестве в регионе.
Основная проблема сегодня – преодоление стихийности в перемещении трудовой миграции, придание этому процессу устойчивого и понятного характера, отвечающего интересам социально-экономического развития государств – участников СНГ.
Развитие легальной миграции как альтернативы незаконной миграции, создание единого рынка труда как механизма выравнивания регионального дисбаланса трудовых ресурсов свидетельствуют о стремлении государств – участников СНГ не просто реагировать совместно на наиболее острые проблемы, возникающие в связи с миграцией, как это было еще 4–5 лет назад, но и выстраивать согласованную систему управления миграционными процессами, которая позволила бы в максимальной степени использовать позитивный потенциал миграции в интересах всех участвующих сторон.
Продолжая решать задачи в области миграции, которые были характерны для первого и второго периодов, государства – участники СНГ пришли к общему пониманию необходимости решения вопросов миграции в регионе на основании комплексного подхода. Акцент в оценке миграционных процессов с превалировавшего в предыдущие периоды концептуального подхода «миграция – безопасность» сделан на более конструктивный подход «миграция – развитие».
В основу комплексного подхода регулирования процессов в области миграции положены четыре принципа: организованность, защита, интеграция, сотрудничество.
Подтверждение на реализацию такого подхода в области миграции нашло свое закрепление в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (принята Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года) и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года).
На основании названных документов приоритетными направлениями сотрудничества в области миграции являются:
- формирование условий для проведения согласованной миграционной политики;
- регулирование трудовой миграции на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов с учетом законодательства принимающего государства;
- формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы;
- обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование у граждан государств – участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания;
- продолжение противодействия незаконной миграции;
- повышение степени защиты и надежности паспортно-визовых документов (включая использование биометрических данных);
- заключение соглашений о реадмиссии.
В целях реализации данных направлений в настоящее время приняты первоочередные меры.
Советом глав государств СНГ в октябре 2007 года принята Декларация о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств. Основная цель которой – создание единого миграционного пространства, включающего свободное передвижение граждан и функционирование общего рынка труда.
Для координации взаимодействия и решения вопросов в области миграционной политики образован Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ.
Для создания социально-правовых условий для регулирования миграционных потоков Советом глав правительств СНГ в ноябре 2008 года подписана Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств – участников Содружества Независимых Государств.
По инициативе Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ 20 ноября 2009 года Советом глав правительств СНГ принят Комплексный план основных мероприятий по реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.
В целях практической реализации вопросов противодействия незаконной миграции Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ одобрил модельные проекты Соглашения о реадмиссии и Протокола к нему, которые рекомендованы всем государствам Содружества в качестве основы для ведения двусторонних переговоров.
Осуществляется международное сотрудничество в вопросах миграции с рабочими органами одиннадцати международных организаций.
19 сентября 2008 года подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Международной организацией по миграции. 3 февраля 2010 года подписан План его реализации.
Продолжается согласование проекта Меморандума с Международным центром по развитию миграционной политики.
С момента образования Содружества многое сделано для урегулирования миграционных процессов. Но прошло время, и то, что было прогрессивным вчера, сегодня уже даже не актуально. Между тем за решением этих вопросов стоят судьбы миллионов людей, вследствие чего необходимо все время адекватно реагировать на изменение ситуации.