Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В сфере миграции


СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБОРОНЫ И ОХРАНЫ ГРАНИЦ, БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ, ТЕРРОРИЗМОМ, НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НОВЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ

НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ – УЧАСТНИКАМИ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Международная миграция населения – это реальность современного мира. Практически не осталось стран, которые в той или иной степени не были бы вовлечены в сферу миграции. Миграционные потоки интенсифицируются и становятся более многообразными по видам и форме, миграционное взаимодействие стран явно приобретает качественно новый характер.

В основе происходящих процессов лежит растущее понимание того, что международная миграция, особенно ее экономически обусловленные виды и формы, может выступать важным ресурсом развития как для принимающих стран, так и для стран происхождения.

Как свидетельствует анализ развития ситуации в миграционной сфере в СНГ, ее можно разделить на три этапа.

Первый. В первой половине 1990-х годов усилия государств – участников СНГ в миграционной сфере были направлены на формирование национальных законодательств, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев, создание соответствующих структур и институтов, налаживание сотрудничества со специализированными международными организациями. Региональное сотрудничество в рамках СНГ ограничивалось попытками создания системы региональной защиты прав беженцев и решения текущих проблем, связанных с трансграничными передвижениями населения.

Для этого были созданы определенные организационная и правовая основы сотрудничества в области миграции в рамках Содружества.

13 ноября 1992 года Решением Совета глав правительств СНГ был создан Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ, в состав которого вошли руководители министерств и ведомств, регламентирующих вопросы труда, миграции и социальной защиты населения, на который была возложена выработка согласованной политики по важнейшим проблемам, представляющим взаимный интерес.

Основным правовым документом явилось Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, закрепляющее основополагающие права трудовых мигрантов и направления сотрудничества государств в данной сфере. В развитие норм этого документа в рамках Содружества принят ряд соглашений, регламентирующих вопросы сотрудничества государств по всему спектру социально-трудовых отношений: охраны труда; взаимного признания прав на возмещение вреда; расследования несчастных случаев на производстве; нормирования труда; регулирования социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях и т. д.

Второй. В конце 1990-х – начале 2000-х годов приоритетным направлением сотрудничества стран СНГ стала борьба с незаконной миграцией, миграционная политика оказалась тесно связана с задачей обеспечения безопасности государств.

В рамках Содружества Независимых Государств была создана комплексная правовая база сотрудничества стран СНГ в противодействии незаконной миграции.

6 марта 1998 года Советом глав правительств СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, а в январе 2000 года утверждено Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства – участники СНГ закрыт в соответствии с их действующим законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции. Этими документами заложена основа правовой базы по осуществлению взаимодействия стран Содружества в области миграционного контроля, учета иностранных граждан, незаконно пребывающих на их территориях, выработки механизма депортации, гармонизации национального законодательства и обмена информацией о незаконной миграции.

16 апреля 2004 года также Решением Совета глав правительств СНГ была создана Совместная комиссия государств – участников СНГ по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией, основной целью которой является совершенствование сотрудничества государств в борьбе с незаконной миграцией.

В последующем, 16 сентября 2004 года, была одобрена Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, представляющая собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств – участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции.

В развитие указанной Концепции 26 августа 2005 года Советом глав государств СНГ утверждена Программа сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006–2008 годы.

10 октября 2008 года также приняты Программа на 2009–2011 годы.

28 ноября 2006 года главами государств СНГ подписано Заявление об активизации сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией, в котором подчеркнута необходимость поддерживать стремление стран Содружества к заключению двусторонних соглашений о приеме-передаче незаконных мигрантов, в том числе и с третьими государствами.

Третий. На постсоветском пространстве в последние годы происходит сдвиг в сторону более позитивного понимания роли миграции в региональном развитии.

Трудовая миграция оказывает заметное влияние на национальные рынки труда стран Содружества и в течение последних 7–8 лет характеризуется устойчивым ростом. Но на самом деле реальные показатели числа трудовых мигрантов значительно выше, чем это показывается в официальных данных органов статистики и других заинтересованных учреждений и организаций СНГ.

Вместе с тем, серьезной проблемой в сфере трудовых ресурсов в государствах Содружества продолжает оставаться безработица. Число безработных в общем по Содружеству составляет около 5 %. При этом следует учитывать, что в это число входят только лица, официально зарегистрированные в соответствующих органах как безработные, в то время как реальная безработица в зависимости от стран может характеризоваться как более высокая или низкая. В основе этого лежит, в первую очередь, отсутствие заинтересованности незанятых граждан в получении соответствующего этому положению статуса.

Динамика заработной платы как основного критерия в сфере трудовых ресурсов на протяжении последних 10 лет характеризуется ежегодным приростом во всех странах СНГ и увеличилась в 3–12 раз. Вместе с тем, разница в заработной плате в государствах – участниках Содружества значительно отличается.

В рамках СНГ прослеживается формирование отношений устойчивой взаимозависимости между более развитыми и менее развитыми государствами на основе их миграционного взаимодействия.

Со стороны менее развитых стран эта зависимость определяется возможностью доступа к рынкам труда других государств для части их незанятого населения. Это не только сокращает безработицу на национальных рынках труда, но и обеспечивает возвратные финансовые потоки в виде денежных переводов. Переводы не только улучшают условия жизни мигрантских домохозяйств, но и играют существенную роль в улучшении макропоказателей финансового положения этих стран.

Так, например, только осуществляемые денежные переводы мигрантов из России в 2008 году составили 18 млрд. долл., из Казахстана – более 3 млрд. долл. В странах-получателях они составили значительную долю ВВП – 36 % в Таджикистане и Молдове, 28 % в Кыргызстане, 20 % в Армении.

Со стороны более развитых стран зависимость от миграции обусловлена современными тенденциями их демографического развития. Старение населения, отказ коренных жителей занимать непрестижные рабочие места – создает вакансии на рынке труда.

Так, в России, Украине, Беларуси к 2025 году численность населения в возрасте 65 лет и старше превысит 15 %. В то же время численность населения в трудоспособном возрасте увеличится: в Узбекистане – с 58 до 68 %, или на 5,6 млн. человек, в Таджикистане – с 59  до 65 %, или на 1,6 млн. человек, в Азербайджане – с 63 до 67 %, или на 1 млн. человек.

В настоящее время ситуация такова, что основные потоки мигрантов на территории Содружества устремлены в Российскую Федерацию. Помимо России, только Казахстан и Беларусь имеют положительное сальдо в объемах трудовой миграции. Остальные государства имеют отрицательные показатели по этому пункту. Тем не менее миграционный процесс всегда носит обоюдоострый характер, и потоки мигрантов являются проблемой не только для принимающей стороны, но и для страны отправления. Предприятия государств, на территории которых приезжают трудиться мигранты, используя низкооплачиваемую рабочую силу, утрачивают стимулы для улучшения условий труда и повышения квалификации работников. Одновременно в тех странах, откуда в массовом порядке выезжает население, происходит потеря квалифицированной рабочей силы – научной и технической интеллигенции, высококвалифицированных работников.

Миграционная взаимозависимость заставляет государства создавать необходимую инфраструктуру в виде миграционных центров, государственных и частных агентств занятости, рекрутинговых компаний, заключать двусторонние договоренности и участвовать в межгосударственном сотрудничестве в регионе.

Основная проблема сегодня – преодоление стихийности в перемещении трудовой миграции, придание этому процессу устойчивого и понятного характера, отвечающего интересам социально-экономического развития государств – участников СНГ.

Развитие легальной миграции как альтернативы незаконной миграции, создание единого рынка труда как механизма выравнивания регионального дисбаланса трудовых ресурсов свидетельствуют о стремлении государств – участников СНГ не просто реагировать совместно на наиболее острые проблемы, возникающие в связи с миграцией, как это было еще 4–5 лет назад, но и выстраивать согласованную систему управления миграционными процессами, которая позволила бы в максимальной степени использовать позитивный потенциал миграции в интересах всех участвующих сторон.

Продолжая решать задачи в области миграции, которые были характерны для первого и второго периодов, государства – участники СНГ пришли к общему пониманию необходимости решения вопросов миграции в регионе на основании комплексного подхода. Акцент в оценке миграционных процессов с превалировавшего в предыдущие периоды концептуального подхода «миграция – безопасность» сделан на более конструктивный подход «миграция – развитие».

В основу комплексного подхода регулирования процессов в области миграции положены четыре принципа: организованность, защита, интеграция, сотрудничество.

Подтверждение на реализацию такого подхода в области миграции нашло свое закрепление в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (принята Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года) и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года).

На основании названных документов приоритетными направлениями сотрудничества в области миграции являются:

  • формирование условий для проведения согласованной миграционной политики;
  • регулирование трудовой миграции на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов с учетом законодательства принимающего государства;
  • формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы;
  • обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование у граждан государств – участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания;
  • продолжение противодействия незаконной миграции;
  • повышение степени защиты и надежности паспортно-визовых документов (включая использование биометрических данных);
  • заключение соглашений о реадмиссии.

В целях реализации данных направлений в настоящее время приняты первоочередные меры.

Советом глав государств СНГ в октябре 2007 года принята Декларация о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств. Основная цель которой – создание единого миграционного пространства, включающего свободное передвижение граждан и функционирование общего рынка труда.

Для координации взаимодействия и решения вопросов в области миграционной политики образован Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ.

Для создания социально-правовых условий для регулирования миграционных потоков Советом глав правительств СНГ в ноябре 2008 года подписана Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств – участников Содружества Независимых Государств.

По инициативе Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ 20 ноября 2009 года Советом глав правительств СНГ принят Комплексный план основных мероприятий по реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

В целях практической реализации вопросов противодействия незаконной миграции Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ одобрил модельные проекты Соглашения о реадмиссии и Протокола к нему, которые рекомендованы всем государствам Содружества в качестве основы для ведения двусторонних переговоров.

Осуществляется международное сотрудничество в вопросах миграции с рабочими органами одиннадцати международных организаций.

19 сентября 2008 года подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Международной организацией по миграции. 3 февраля 2010 года подписан План его реализации.

Продолжается согласование проекта Меморандума с Международным центром по развитию миграционной политики.

С момента образования Содружества многое сделано для урегулирования миграционных процессов. Но прошло время, и то, что было прогрессивным вчера, сегодня уже даже не актуально. Между тем за решением этих вопросов стоят судьбы миллионов людей, вследствие чего необходимо все время адекватно реагировать на изменение ситуации.

Версия для печати