ОРГАНЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Межгосударственный совет по космосу
Учредительные документы Совета
СОГЛАШЕНИЕ
О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
(Минск, 30 декабря 1991 года)
Государства - участники настоящего Соглашения,
отмечая большое значение космической науки и техники для развития государств - участников Содружества,
признавая необходимость объединения усилий для эффективного исследования и использования космического пространства в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности государств - участников Содружества,
подтверждая необходимость строгого соблюдения ранее принятых на себя СССР международных соглашений и обязательств в области исследования и использования космического пространства,
считая, что принятие Соглашения о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства послужит интересам подписавших его государств,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Совместная деятельность по исследованию и использованию космического пространства осуществляется государствами - участниками настоящего Соглашения на основе Межгосударственных программ.
Статья 2
Реализацию Межгосударственных программ исследования и использования космического пространства координирует Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств - участников настоящего Соглашения. Положение о Совете утверждается решением глав правительств.
Государства - участники настоящего Соглашения могут иметь самостоятельные программы исследования и использования космического пространства.
Статья 3
Выполнение Межгосударственных программ исследования и использования космического пространства в части космических средств военного и двойного (военного и гражданского) назначения обеспечивают объединенные Стратегические Вооруженные Силы.
Статья 4
Межгосударственные программы исследования и использования космического пространства финансируются за счет долевых вкладов государств - участников настоящего Соглашения и осуществляются на основе существующих и вновь создаваемых космических комплексов и объектов космической инфраструктуры (космодромы "Байконур" и "Плесецк", технические, стартовые, посадочные комплексы, районы падения отделяющихся фрагментов ракет - носителей, центры управления полетом космических объектов, Центр подготовки космонавтов, командно-измерительные комплексы, пункты приема и обработки информации, арсеналы и другие объекты).
Использование указанной инфраструктуры для выполнения самостоятельных программ государств - участников настоящего Соглашения определяется отдельными соглашениями заинтересованных сторон.
Статья 5
Затраты на эксплуатацию существующих и создание новых космических систем народнохозяйственного, научного и военного назначения, содержание уникальной испытательной базы, равно как и полученная прибыль от космических проектов и запусков космических аппаратов, осуществляемых на коммерческой основе, распределяются в соответствии с долевым участием государств - участников настоящего Соглашения.
Государства - участники настоящего Соглашения несут ответственность за свою деятельность по исследованию и использованию космического пространства на условиях и в порядке, определяемом специальным соглашением.
Статья 6
Государства - участники настоящего Соглашения обязуются строить свою деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с действующими международно-правовыми нормами и координировать свои усилия, направленные на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.
Статья 7
Государства - участники настоящего Соглашения обязуются принять взаимосогласованные решения, определяющие порядок долевого участия в финансировании Межгосударственных программ исследования и использования космического пространства, предоставления объектов, территорий, материально-энергетических ресурсов, возмещения ущерба, связанного с использованием космической техники, а также порядок расторжения настоящего Соглашения одним или всеми государствами - участниками.
Статья 8
Государства - участники настоящего Соглашения обязуются обеспечивать субъекты и объекты, привлекаемые к выполнению Межгосударственных программ исследования и использования космического пространства, необходимыми материально-техническими ресурсами, предоставлять льготы при государственном регулировании и налогообложении, а также решать вопросы социальной поддержки и защиты.
Они обязуются при формировании государственных бюджетов, начиная с 1992 года, предусматривать выделение необходимых средств для осуществления Межгосударственных программ.
Статья 9
Государства - участники настоящего Соглашения обязуются вести целевую подготовку квалифицированных специалистов в системе высшего образования, научно-исследовательских институтах и в Академиях наук для комплектования профессиональными кадрами объектов космической инфраструктуры.
Статья 10
Государства - участники настоящего Соглашения не принимают решений и не производят действий, приводящих к нарушению (затруднению) нормального функционирования размещенных на их территориях космических комплексов и объектов космической инфраструктуры.
Они обязуются сохранять и развивать имеющийся научно - технический и производственный потенциал по проектированию, созданию, испытаниям и обработке ракетно-космической техники в рамках принятых Межгосударственных программ.
Статья 11
С согласия государств - участников к настоящему Соглашению могут присоединяться и другие государства.
Статья 12
Соглашение вступает в действие с момента подписания.
Совершено в городе Минске 30 декабря 1991 г. в одном подлинном экземпляре на государственных языках государств - участников настоящего Соглашения.
Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам - участникам настоящего Соглашения его заверенную копию.
Соглашение подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан.
СОГЛАШЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ СОДЕРЖАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ИНТЕРЕСАХ
ВЫПОЛНЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
(Ташкент, 15 мая 1992 года)
Государства - участники настоящего Соглашения, руководствуясь положениями Соглашений о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 года, по Стратегическим Силам от 30 декабря 1991 года и о статусе Стратегических Сил от 14 февраля 1992 года,
признавая необходимость сохранения и развития единой космической инфраструктуры для эффективного исследования и использования космического пространства в интересах народного хозяйства, науки, международного сотрудничества,
учитывая, что космическая инфраструктура создавалась объединенными усилиями государств - участников Содружества, и исходя из законодательных актов, принятых государствами - участниками Содружества,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Объекты космической инфраструктуры (космодромы "Байконур" и "Плесецк", технические, стартовые, посадочные комплексы, районы падения отделяющихся фрагментов ракет - носителей, центры управления полетом космических объектов, Центр подготовки космонавтов, командно-измерительные комплексы, пункты приема и обработки информации, арсеналы и другие объекты), расположенные на территориях Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины, являются собственностью этих государств.
Право пользования недвижимым, пользования и владения движимым имуществом этих объектов передается на основании специальных соглашений Стратегическим Силам (Управлению Начальника космических средств (УНКС)) Содружества Независимых Государств или другим заинтересованным сторонам.
Координацию использования космической инфраструктуры для выполнения межгосударственных и самостоятельных программ исследования и использования космического пространства осуществляет Межгосударственный совет по космосу.
Статья 2
Финансирование расходов на содержание и эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, включая расходы на социальную сферу этой инфраструктуры, осуществляется за счет долевых вкладов государств - участников настоящего Соглашения и средств Стратегических Сил (УНКС) Содружества Независимых Государств, а также внебюджетных источников финансирования.
Предложения по объемам и направлениям финансирования для указанных целей готовятся Стратегическими Силами (УНКС) Содружества Независимых Государств и после согласования в части социальной сферы с местными органами власти соответствующих государств - участников настоящего Соглашения представляются в Межгосударственный совет по космосу.
Межгосударственный совет по космосу рассматривает эти предложения, определяет размеры долевых вкладов с учетом арендной платы за землепользование на основании законодательств каждого государства и представляет Совету глав Правительств Содружества Независимых Государств предложения по содержанию и использованию объектов космической инфраструктуры.
Статья 3
Содержание и эксплуатацию производственно-технических объектов, а также объектов социальной сферы космической инфраструктуры осуществляют Стратегические Силы (УНКС) Содружества Независимых Государств за счет средств и в соответствии с утвержденными направлениями финансирования, предусмотренными статьей 2 настоящего Соглашения.
Изменения объемов финансирования объектов социальной сферы согласовываются с местными органами власти соответствующих государств - участников настоящего Соглашения.
Статья 4
Оповещения о пусках ракет космического назначения с использованием объектов и сооружений космической инфраструктуры осуществляют Стратегические Силы (УНКС) Содружества Независимых Государств в порядке, согласованном между Стратегическими Силами (УНКС) Содружества Независимых Государств и правительствами государств - участников настоящего Соглашения.
Статья 5
Возмещение ущерба, связанного с нарушениями нормального функционирования объектов и сооружений космической инфраструктуры и выполнения космических программ, осуществляется виновником ущерба пострадавшей стороне в размерах, установленных специальной комиссией, создаваемой на многосторонней основе государствами - участниками настоящего Соглашения под эгидой Межгосударственного Совета по космосу и руководствующейся в части космической деятельности положениями Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года.
Статья 6
Государства - участники настоящего Соглашения обязуются передавать и обмениваться в согласованном объеме необходимой информацией, связанной со всеми направлениями космической деятельности и представляющей взаимный интерес, и не допускать ее утечки.
Статья 7
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.
Совершено в г. Ташкенте 15 мая 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
Соглашение подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистани Украина.
ПРОТОКОЛ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ
СОВЕТЕ ПО КОСМОСУ
(Москва, 13 ноября 1992 года)
Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, руководствуясь Соглашением о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 г.,
согласились о нижеследующем:
утвердить Положение о Межгосударственном совете по космосу (прилагается).
Совершено в г. Москве 13 ноября 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящий Протокол, его заверенную копию.
Протокол подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина.
Приложение
к Протоколу об утверждении Положения о
Межгосударственном совете по космосу
от 13 ноября 1992 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ ПО КОСМОСУ
1. Межгосударственный совет по космосу (в дальнейшем - "Совет") является координирующим органом по формированию и реализации межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства.
В своей деятельности Совет руководствуется Соглашением о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 года и Соглашением о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 года (в дальнейшем - "Соглашения"), действующими международными правовыми нормами с учетом законов государств - участников соглашений.
2. В функции Совета входят:
разработка и представление на утверждение Совету глав правительств Содружества долгосрочных межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства на основе предложений государств - участников Соглашений, определение их структуры и содержания и обеспечение их реализации;
подготовка и представление на утверждение Совета глав правительств Содружества предложений по размеру и формам долевых вкладов государств - участников Соглашений для реализации межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства и финансированию космической инфраструктуры;
координация работ, проводимых в рамках межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства, государствами - участниками Соглашений;
разработка на основе межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства годовых межгосударственных планов работ по космической технике;
содействие обеспечению гарантированного доступа в космос государствам - участникам Соглашений;
подготовка предложений по вопросам исследования и использования космического пространства, требующих рассмотрения Советом глав правительств Содружества;
разработка рекомендаций и принятие решений по вопросам сотрудничества в рамках Соглашений и межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства и контроль за их выполнением;
определение финансовой политики, одобрение финансовых правил, ежегодного бюджета и ежегодных финансовых отчетов, периодическое установление тарифов на услуги для государств, не являющихся участниками Соглашения от 30 декабря 1991 года, и принятие решений по всем другим финансовым вопросам.
3. Совет имеет право:
предлагать космическим национальным агентствам или заменяющим их организациям государств - участников межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства заключение договоров на выполнение работ по их реализации;
определять порядок эксплуатации космических систем, комплексов, средств, разработанных в результате выполнения межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства, и распределять прибыль между государствами - участниками этих программ пропорционально долевым вкладам на их реализацию;
определять состав и назначать председателей межгосударственных комиссий по летным испытаниям космических систем, комплексов и средств, создаваемых в рамках межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства;
разрабатывать методики определения долевого участия и объемов финансирования работ по межгосударственным программам по исследованию и использованию космического пространства государствами - участниками Соглашений и представлять их на утверждение Совета глав правительства Содружества;
обращаться в случае невыполнения одним из государств - членов Совета обязательств, предусмотренных Соглашениями и настоящим Положением, в Совет глав правительств Содружества с предложением о принятии надлежащих решений.
4. В состав Межгосударственного совета по космосу входят с правом одного решающего голоса полномочные представители государств - участников Соглашений от космических агентств или заменяющих их организаций. В том случае, если одно или несколько государств не принимают участия в финансировании отдельных проектов (программ), их представители участвуют в заседании Совета, посвященного этим проектам (программам), с правом совещательного голоса.
5. Совет проводит свои заседания (сессии) не реже двух раз в год поочередно в каждом из государств - участников Соглашений.
Внеочередные заседания (сессии) Совета могут проводиться по предложениям любого из государств - участников Соглашений, если за него выскажется простое большинство членов Совета.
Функции председательствующего на заседаниях (сессиях) Совета осуществляются поочередно каждым членом Совета.
Рабочим языком Совета и его рабочих органов является русский язык.
Для кворума заседания (сессии) Совета необходимо присутствие двух третей его членов.
Решения Совета принимаются на основе консенсуса.
Заседания (сессии) Совета и его рабочих органов являются открытыми, если Совет не примет иного решения.
В целях обеспечения возможно более широкого представительства на заседании (сессии) Совета и его рабочих органов могут приглашаться в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса представители космических агентств других государств и международных организаций.
Совет утверждает собственные правила процедуры.
6. Член Совета имеет право ставить на обсуждение любые вопросы в пределах компетенции Совета, добиваться принятия по ним решений, получать необходимую информацию о выполнении решений, принимаемых Советом.
Каждое государство - участник Соглашений может направить в рабочие органы Совета своих представителей на правах членов этих органов.
7. Совет создает постоянно действующий рабочий орган - Исполнительный комитет.
Финансирование деятельности Исполнительного комитета, включая оплату помещений, расходы на содержание штата, а также другие расходы, предусмотренные сметой, осуществляется из бюджета Исполнительного комитета, формируемого за счет взносов государств - участников Соглашений, утверждаемого Советом глав правительств Содружества.
8. Штаб-квартира Исполнительного комитета находится в городе Москве.
Структура Исполнительного комитета, его состав и Положение о его деятельности утверждаются Советом исходя из его функций.
Исполнительный комитет возглавляет исполнительный директор, назначаемый Советом.
Исполнительный комитет обладает статусом юридического лица во всех государствах - членах Совета.
9. Финансирование временного участия представителей государств - участников в деятельности Совета и его рабочих органов, а также в работе Исполнительного комитета осуществляется командирующей Стороной.
Финансирование организационно-технических мероприятий по проведению сессий Совета и его рабочих органов, если они проводятся не в штаб-квартире Исполнительного комитета, осуществляется принимающей Стороной.
10. Совет может вносить уточнения и дополнения в настоящее Положение, не меняющие его принципиального характера, при согласии всех представителей государств - участников Соглашений.