Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Об объединенной системе противовоздушной обороны стран СНГ

Вот уже на протяжении почти 25 лет объединенная система противовоздушной обороны государств – участников Содружества (далее – ОС ПВО СНГ) является одной из самых востребованных и эффективных систем многостороннего военного сотрудничества на постсоветском пространстве. Объединенная система ПВО СНГ позволяет объединить имеющийся потенциал стран в области воздушно-космической обороны в национальных и общих интересах.

Основными целями ОС ПВО СНГ являются надежная охрана воздушных границ государств-участников, предупреждение об угрозе/начале воздушно-космического нападения, защита важнейших объектов государств-участников от ударов с воздуха и из космоса.

Приоритетными задачами ОС ПВО СНГ определены осуществление совместного контроля за порядком использования воздушного пространства государств-участников; оповещение государств-участников о воздушно-космической обстановке; ведение согласованных действий по отражению воздушно-космического нападения.

ОС ПВО СНГ строится на принципах применения войск и сил по планам государств-участников и согласованному Плану взаимодействия; проведения согласованной военно-технической политики; централизации оповещения и управления действиями; единства основных требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов управления и сил ПВО государств-участников.

 

I. Нормативно-правовая база создания и развития ОС ПВО

С первых дней создания СНГ высшим военно-политическим руководством стран Содружества четко осознавалась необходимость объединения усилий в области защиты от вероятного воздушно-космического нападения и была поставлена задача создать эффективную договорно-правовую базу сотрудничества в сфере ПВО.

В этой связи 6 июля 1992 года в Москве было заключено первое Соглашение о системе противовоздушной обороны государств – участников СНГ. Однако по мере становления новых независимых государств на постсоветском пространстве, изменения существовавших на то время военно-политических реалий вместо указанного Соглашения были разработаны и одобрены новые документы.

Функционирование объединенной системы ПВО СНГ основывается на следующих основополагающих нормативных документах, принятых высшими и уставными органами Содружества:

1. Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств, которое подписано главами государств – участников СНГ 10 февраля 1995 года в г. Алматы.

В настоящее время в Соглашении участвуют Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. ОС ПВО СНГ объединяет силы и средства противовоздушной обороны указанных стран для совместного решения задач в интересах всех государств-участников. Следует подчеркнуть, что срок действия Соглашения не ограничен, оно открыто для присоединения других стран.

2. Положение об объединенной системе противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (является неотъемлемой частью указанного выше базового Соглашения и приведено в приложении к нему), которым определены принципы построения и выполнения задач ОС ПВО.

3. Концепция охраны воздушного пространства государств – участников СНГ (утверждена Решением Совета глав государств (СГГ) СНГ от 19 января 1996 года), в которой отражены согласованные подходы стран по защите воздушных рубежей и группировок войск, важных объектов и населения от ударов средств воздушно-космического нападения.

4. Решение Совета глав правительств СНГ о нормативных документах по созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества (подписано 12 апреля 1996 года), которым утверждены:

Положение о ежегодном финансовом планировании, финансировании создания, восстановления и совершенствования объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

Положение о порядке размещения и исполнения заказов вооружения, военной техники и других материальных средств для создания и совершенствования объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

Положение о предоставлении таможенных и других льгот и освобождении от нетарифных ограничений вооружения, военной техники и других материальных средств при создании и совершенствовании объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ.

5. Соглашение об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств – участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна (3 сентября 2011 г.). Документ заложил правовую основу взаимодействия войск (сил) ПВО стран СНГ при предотвращении угрозы совершения террористических актов в воздушном пространстве.

6. Концепция военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2020 года (утверждена Решением СГГ СНГ от 16 октября 2015 г.).

7. План взаимодействия войск (сил) объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (принят Решением Совета министров обороны государств – участников СНГ (СМО СНГ) от 23 декабря 2015 г.).

8. Концепция воздушно-космической обороны государств – участников СНГ (одобрена Решением СМО СНГ от 15 июня 2016 г.), которая определила необходимые меры для обеспечения безопасности стран СНГ в воздушно-космическом пространстве.

9. Основные направления адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств к решению задач воздушно-космической обороны (утверждены Решением СГГ СНГ от 11 октября 2017 г.).

Кроме того, ежегодно Совет глав правительств СНГ принимает Решение о выделении ассигнований на создание и развитие ОС ПВО на следующий календарный год и Решение об использовании ассигнований на создание и развитие ОС ПВО в предыдущем календарном году (этим документом утверждается соответствующий финансовый отчет об освоении выделенных средств). Экономический совет СНГ также ежегодно своим Решением утверждает сметы расходов на создание и развитие систем противовоздушной обороны государств – участников СНГ и на обеспечение совместных мероприятий ОС ПВО СНГ на следующий год.

Отдельно необходимо отметить, что с учетом назначения и потенциала ОС ПВО СНГ главы государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности своим Решением от 23 июня 2005 г. определили дальнейшее развитие противовоздушной обороны государств – членов ОДКБ в формате объединенной системы ПВО СНГ. Данная инициатива Совета коллективной безопасности ОДКБ была поддержана Советом глав государств СНГ. Такой подход позволил совместить общие приоритеты государств СНГ и региональные интересы стран, являющихся одновременно членами ОДКБ, в обеспечении безопасности воздушно-космического пространства и построении региональных систем коллективной безопасности.

 

II. Организационные основы и современное состояние

Для согласования всех усилий по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО государств - участников СНГ, координации действий войск и сил ОС ПВО СНГ в соответствии с базовым Соглашением от 10 февраля 1995 г. образован и функционирует Координационный Комитет по вопросам ПВО при Совете министров обороны стран СНГ (далее – Комитет).

Комитет состоит из председателя, членов – командующих (главнокомандующих) ПВО (Воздушно-космических сил – ВКС, ПВО, ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны – СВО) государств – участников Соглашения, а также заместителя председателя и других должностных лиц, назначаемых по решению СМО СНГ. В настоящее время председателем является главнокомандующий ВКС Российской Федерации генерал-полковник Суровикин Сергей Владимирович (с 28.09.2018 г.).

Комитет является рабочим органом СМО СНГ, обеспечивающим национальную и коллективную безопасность воздушного пространства государств Содружества в мирное и военное время. Комитет организует и проводит целый комплекс практических мероприятий, направленных на совершенствование подготовки войск, защиты воздушного пространства, в том числе в регионах коллективной безопасности.

Основной формой работы Комитета являются заседания, проводимые поочередно в странах – участницах Соглашения, как правило, два раза в год. Всего к настоящему моменту прошло 51 заседание, на каждом из которых рассматривалось порядка 10-15 вопросов.

Так, на 48-м заседании Комитета, состоявшемся в Ташкенте в апреле 2018 г., были рассмотрены и одобрены замысел проведения совместного компьютерного командно-штабного учения «Региональная безопасность – 2018» и командно-штабного учения войск (сил) противовоздушной обороны «Чистое небо – 2018», а также проект плана реализации Концепции развития Единой системы государственного радиолокационного опознавания. На 49-м заседании Комитета (август, 2018 г., г. Минск) основной акцент был сделан на рассмотрении первых результатов адаптации ОС ПВО СНГ к задачам воздушно-космической обороны, а также вопросов военно-технического сотрудничества в рамках ОС ПВО СНГ.

На юбилейном 50-м заседании Комитета в Ереване в апреле 2019 года особое внимание было уделено разработке замысла совместного учения с боевой стрельбой войск (сил) ОС ПВО СНГ «Боевое Содружество-2019», перспективному планированию системы военного и военно-технического сотрудничества, оснащению объектов ОС ПВО современными средствами связи, вопросам подготовки военных кадров для ОС ПВО СНГ.

Наиболее важные вопросы после их одобрения Комитетом в установленном порядке направляются на рассмотрение СМО СНГ и высших органов Содружества для принятия окончательного решения. В свою очередь, Совет министров обороны государств – участников СНГ, уделяя пристальное внимание вопросам укрепления совместного воздушно-космического щита государств Содружества, ежегодно рассматривает порядка 10 вопросов, относящихся к деятельности и развитию ОС ПВО СНГ.

Порядок взаимодействия сил и средств ОС ПВО определяется Планом, разрабатываемым Комитетом с учетом планов применения сил и средств ПВО государств-участников. План взаимодействия сил и средств ОС ПВО утверждается СМО СНГ.

Непосредственное управление войсками и силами ПВО каждого государства-участника осуществляют командующие войсками ПВО этих государств с учетом Плана взаимодействия сил и средств ОС ПВО. Координация действий сил и средств ОС ПВО осуществляется Центром управления ВКС РФ.

Существующий состав сил и средств объединенной системы ПВО государств – участников СНГ определен Решением СМО СНГ от 23 декабря 2015 года «О Плане взаимодействия сил объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств». В формат работы ОС ПВО СНГ выделено порядка 20 авиационных частей, около 40 частей зенитных ракетных войск, более 20 частей радиотехнических войск и другие подразделения вооруженных сил государств. Имеющийся состав является достаточным для успешного выполнения установленных задач, но при необходимости он может быть увеличен.

Часть сил и средств ОС ПВО осуществляет постоянное боевое дежурство по охране воздушных границ государств-участников. Управление дежурными силами и средствами ОС ПВО осуществляется с командных пунктов ПВО государств-участников, а координация их действий – Центром управления ВКС России.

К совместному боевому дежурству ежесуточно привлекается более 30 пунктов управления различного уровня. Из состава авиации для несения совместного боевого дежурства по ПВО назначаются экипажи истребительной авиации и боевых вертолетов. Общая численность военнослужащих, которые ежедневно заступают на боевое дежурство в рамках объединенной системы ПВО государств – участников СНГ, составляет около 600 человек.

В рамках боевой подготовки с момента создания объединенной системы ПВО проведено 26 командно-штабных тренировок и более 10 совместных учений с боевой стрельбой, в ходе которых проводилась проверка дежурных по противовоздушной обороне сил (ВКС, ПВО, ВВС и ПВО, СВО) государств – участников СНГ полетами контрольных целей, отрабатывались действия органов управления взаимодействующих сторон при применении ими дежурных по ПВО сил по воздушным судам – нарушителям порядка использования воздушного пространства и воздушным судам – нарушителям государственных границ государств – участников СНГ, по угоняемым воздушным судам и при оказании помощи экипажам воздушных судов, терпящих бедствие. Наряду с этим, периодически проводятся учебные сборы с различными категориями военнослужащих (например, в феврале 2019 года на базе Военной академии ВКО (г. Тверь, РФ) состоялись сборы с командованием зенитных ракетных соединений).

Регулярный характер приобрели командно-штабные тренировки с органами управления и дежурными по противовоздушной обороне силами ОС ПВО СНГ. В тренировках принимают участие оперативные группы главнокомандующих (командующих) ПВО (ВКС, ПВО, ВВС и ПВО, СВО), боевые расчеты центральных командных пунктов, командных пунктов объединений, соединений и воинских частей стран – участниц ОС ПВО СНГ, а также войска ПВО и силы авиации, выделенные в состав объединенной системы ПВО от этих государств. К тренировкам привлекаются самолеты истребительной авиации Су-27, Миг-29, МиГ-31, бомбардировочной авиации Су-24, штурмовой авиации Су-25, дальней авиации Ту-22, Ту-160, Ту-95, вертолеты Ка-27, Ми-8, авиационные комплексы радиолокационного дозора и наблюдения (АК РЛДН) А-50, а также подразделения зенитных ракетных и радиотехнических войск.

Справочно. Например, в октябре 2016 года прошла совместная тренировка дежурных сил объединенной системы ПВО стран – участниц СНГ, в которой были задействованы два самолета А-50 российских ВКС, в качестве контрольных целей служили самолеты дальней авиации. Дежурные по ПВО силы и средства также работали по сверхзвуковым и стратосферным целям. По ее итогам на состоявшемся в апреле 2017 года в Бишкеке 46-м заседании Комитета были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию взаимодействия при несении боевого дежурства силами и средствами объединенной системы ПВО СНГ, касающиеся как законодательной базы, так и технического обеспечения объединенной системы ПВО на постсоветском пространстве.

В сентябре 2018 года успешно проведена очередная тренировка ОС ПВО, в рамках которой была проведена проверка боевой готовности дежурных по ПВО сил и средств полетами контрольных целей, в том числе сверхзвуковых и стратосферных. В мероприятии было задействовано до 100 летательных аппаратов государств-участников объединенной системы ПВО. Всего в тренировке принимали участие более 9 тыс. военнослужащих, было задействовано свыше 130 командных пунктов различного уровня семи государств-участников объединенной системы ПВО СНГ: России, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, а также свыше 160 подразделений радиотехнических и более 40 подразделений зенитных ракетных войск. Участники тренировки произвели около 200 условных пусков зенитных управляемых ракет, подразделения радиотехнических войск осуществили проводку более 3 тыс. воздушных судов, истребители в рамках тренировки поднимались в воздух 25 раз.

В целом результаты ежегодно проводимых тренировок с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО с реальным обозначением воздушной обстановки подтверждают эффективность ОС ПВО СНГ по защите государственных границ государств – участников СНГ в воздушном пространстве.

Важнейшим мероприятием боевой подготовки, ее кульминацией и реальной проверкой боеспособности ОС ПВО СНГ выступает совместное учение с боевой стрельбой «Боевое содружество». Впервые оно было проведено в сентябре 1998 года, с тех пор стало традиционным и проводится один раз в два года (всего состоялось 13 подобных мероприятий).

Справочно. В частности, учение «Боевое содружество – 2017» прошло на территориях трех стран – России, Казахстана и Таджикистана. Активная фаза учений прошла в два этапа: с 4 по 8 сентября на полигоне Ашулук в Астраханской области России, с 11 по 15 сентября – на полигоне Сары-Шаган в Казахстане, полигонах Харбмайдон и Чорух-дарон в Таджикистане. Всего в учениях приняли участие более 2 тысяч военнослужащих вооруженных сил Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

На полигоне Ашулук (Российская Федерация) состоялся основной эпизод активной фазы, были разыграны различные тактические эпизоды по организации совместного применения коалиционных группировок авиации и войск ПВО СНГ в регионах коллективной безопасности при антитеррористических действиях и в вооруженных конфликтах.

В ходе маневров боевые расчеты зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф», С-300 «Фаворит», С-125, «Печора-2М», зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С» выполнили практические пуски ракет по воздушным целям. В сложной мишенной обстановке было обнаружено и уничтожено около 20 мишеней, которые имитировали все типы воздушных целей от беспилотных летательных аппаратов до баллистических ракет.

Отдельным эпизодом на полигоне Сары-Шаган в Казахстане были отработаны вопросы управления коалиционной группировкой авиации и войск ПВО при подготовке и в ходе боевых действий в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности по отражению массированного ракетно-авиационного удара. Выполнены боевые стрельбы из ЗРК С-300, С-200, С-125, С-75, комплексов войсковой ПВО «Круг» и «Куб».

Очередное учение «Боевое содружество – 2019» прошло в период с 2 по 13 сентября 2019 года на полигонах Ашулук и Сары-Шаган. Впервые в учении приняли участие подразделения войск (сил) ПВО Вооруженных Сил Республики Узбекистан. Было задействовано более 2 тысяч военнослужащих и свыше 200 единиц вооружения, военной и специальной техники. В ходе учений отработано совместное применение группировок авиации и войск ПВО государств – участников СНГ при антитеррористических действиях и в вооруженных конфликтах. Среди других целей мероприятия – повышение уровня боевой слаженности войск ПВО, выявление проблемных вопросов совместного применения войск (сил) объединенной системы ПВО СНГ.

 

III. Основные направления дальнейшего развития сотрудничества

Одним из приоритетных направлений развития ОС ПВО СНГ является дальнейшая интеграция по региональному принципу, то есть создание единых (объединенных) региональных систем ПВО (далее – ЕРС) в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности.

На настоящий момент разработаны и подписаны соглашения о создании единых (объединенных) систем ПВО между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (2009 год), Российской Федерацией и Республикой Казахстан (2013 год), Российской Федерацией и Республикой Армения (2015 год). В настоящее время ведется работа по практической реализации указанных соглашений. При этом Россия и Беларусь завершили практическое формирование ЕРС ПВО (в составе 5 авиационных, 10 зенитных, 5 радиотехнических частей) и в настоящее время сосредоточили усилия на несении совместного боевого дежурства и проведении практических мероприятий.

Разработаны и находятся на стадии согласования аналогичные соглашения о создании объединенных региональных систем ПВО России и Кыргызстана, а также России и Таджикистана.

Создание единых региональных систем, с одной стороны, способствует дальнейшему развитию ОС ПВО СНГ, а с другой – предоставляет возможности для усиления ПВО на конкретном военно-стратегическом направлении.

Показательно, что в последнее время практические аспекты функционирования ЕРС ПВО отрабатываются в ходе крупных мероприятий боевой подготовки. В августе 2018 года в формате ОС ПВО СНГ по инициативе Министерства обороны Беларуси в стране было впервые проведено совместное компьютерное командно-штабное учение «Региональная безопасность – 2018», где были отработаны практические вопросы управления силами и средствами ЕРС Республики Беларусь и Российской Федерации при отражении ударов воздушного противника. В сентябре 2018 года в Алматы по предложению Министерства обороны Казахстана прошло оперативно-тактическое командно-штабное учение «Чистое небо – 2018», на котором отрабатывались вопросы совершенствования слаженности органов военного управления войск (сил) ОС ПВО государств – участников СНГ в Центрально-Азиатском регионе.

Новым перспективным направлением взаимодействия в рамках ОС ПВО СНГ стали вопросы применения беспилотной авиации и противодействия беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Благодаря инициативе министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации 2018 год явился отправной точкой развития такого сотрудничества: первая встреча специалистов в данной области состоялась в марте в Минске, вторая – в октябре в Москве, очередное заседание спланировано в Ереване на ноябрь 2019 года.

В сентябре 2019 года на очередном заседании Комитета (г. Астрахань) в связи с высокой актуальностью обсужден опыт борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) в ходе антитеррористической операции в Сирии и при проведении массовых спортивных мероприятий.

Важнейшей и первоочередной задачей в развитии ОС ПВО Содружества выступает ее адаптация к решению задач воздушно-космической обороны (далее – ВКО). Стремительное развитие ракетных и космических технологий, создание новых средств нападения, действующих из космоса и через космос, определили необходимость расширения перечня задач, решаемых ОС ПВО по противодействию современным вызовам и угрозам.

В октябре 2017 года в г. Сочи Решением Совета глав государств СНГ были утверждены Основные направления адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств к решению задач воздушно-космической обороны. Этим важнейшим документом закреплена главная цель военного сотрудничества стран Содружества в сфере ПВО – создание к 2025 г. объединенной системы воздушно-космической обороны государств – участников СНГ (ОС ВКО).

Предусматривается продолжение совершенствования организационной структуры и системы управления ОС ПВО через завершение согласования и подготовку к подписанию проектов соглашений о создании региональных систем ПВО в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности, а также путем практической реализации соглашений о создании региональных систем ПВО в регионах коллективной безопасности.

Основные мероприятия по строительству объединенной системы ВКО государств – участников СНГ включают в себя:

интегрирование в состав региональных систем ПВО сил и средств, способных решать задачи воздушно-космической обороны;

создание подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении в составе региональных систем ПВО, в т.ч. полномасштабное развертывание Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и ее интеграция с аналогичными системами государств – участников СНГ;

формирование подсистемы поражения и подавления средств воздушно-космического нападения, в т. ч. создание объектово-зональных систем ПВО-ПРО важнейших районов и построение эшелонированной системы поражения и подавления;

создание подсистемы управления, в т. ч. создание единой унифицированной сети обмена данными и единой системы управления войсками (силами);

создание подсистемы технического обеспечения ОС ВКО.

В рамках военно-технического сотрудничества планируется проведение совместных работ по модернизации и продлению ресурса техники ПВО; поэтапное перевооружение сил ПВО (ВКО) на новые (перспективные) образцы вооружения и военной техники; обеспечение согласованной военно-технической политики в области разработки, создания вооружения и военной техники; создание единой системы идентификации и государственного опознавания летательных аппаратов государств – участников СНГ; поставка в войска ПВО (ВКО) государств – участников СНГ современного вооружения и военной техники ВКО и автоматизированных систем управления. В частности, предусматриваются поставки зенитного ракетного вооружения из РФ в Республику Казахстан, модернизация и оснащение современной техникой системы связи Кыргызской Республики, поставки авиационной и зенитной ракетной техники из РФ в Республику Таджикистан, поставки запасных частей и имущества к технике ПВО в Республику Армения и Республику Беларусь.

Важное значение отводится совместным мероприятиям оперативной и боевой подготовки сил и средств ПВО. Запланировано проведение раз в два года совместного учения с боевой стрельбой «Боевое содружество», тренировок с органами управления и дежурными по ПВО (ВКО) силами, совместного компьютерного командно-штабного учения «Щит Содружества». Также один раз в два года будут проводиться учебно-методические (оперативные) сборы командующих ПВО (ВКС, ПВО, ВВС и ПВО, СВО), оперативных дежурных центральных командных пунктов, летного и инженерно-технического состава частей ПВО, специалистов зенитных ракетных войск и радиотехнических войск. Предусматриваются взаимные стажировки офицеров боевого управления авиацией воинских частей ПВО.

В целом реализация данного документа позволит государствам Содружества выйти на качественно новый уровень военного и военно-технического сотрудничества, что в полной мере соответствует их национальным, региональным и общим интересам.

Отдельно следует отметить, что решение стоящих перед ОС ПВО масштабных задач невозможно без тесного привлечения научно-образовательного потенциала ВС государств Содружества. Весомый вклад здесь вносят Научно-исследовательский центр (г. Тверь) Центрального научно-исследовательского института войск Воздушно-космической обороны Министерства обороны РФ – базовая организация государств – участников СНГ в области исследования проблем ПВО, а также Военная академия Воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова (Россия) – базовая организация государств – участников СНГ по подготовке военных кадров для ОС ПВО.

 

IV. Заключение

Таким образом, наличие и развитие объединенной системы ПВО СНГ объективно выступает важнейшим компонентом обеспечения и укрепления военной безопасности государств Содружества. Руководство министерств обороны и генштабов государств – участников ОС ПВО СНГ неоднократно подчеркивало значимость и эффективность такого многостороннего военного сотрудничества. За прошедший период существования системы достигнуты значительные результаты по решению задач обеспечения охраны государственных границ стран Содружества в воздушном пространстве, совместного контроля за порядком его использования и взаимного оповещения о воздушно-космической обстановке. Основными характеристиками ОС ПВО выступают устойчивая система управления, способность быстро и эффективно выполнить поставленные задачи, полный контроль воздушного пространства в своих зонах ответственности, всестороннее взаимодействие.

В целом ОС ПВО играет важную роль в укреплении военного и военно-технического сотрудничества стран Содружества, способствует успешному развитию интеграционных процессов в других областях взаимодействия в формате СНГ.

С учетом того, что главной отличительной особенностью вооруженных конфликтов нынешнего времени стало резкое возрастание роли высокоточного оружия, в первую очередь крылатых ракет морского и воздушного базирования, важное значение имеет дальнейшее развитие потенциала ОС ПВО по борьбе с указанными целями.

Опыт применения ВКС России в САР заслуживает детального изучения в рамках ОС ПВО в целях выработки совместных шагов по дальнейшему совершенствованию противовоздушной обороны стран Содружества.

Также остаются актуальными задачи по дальнейшей модернизации имеющихся систем вооружения и военной техники, оснащению сил и средств ОС ПВО их новейшими/модернизированными образцами.

Вопросы дальнейшего совершенствования ОС ПВО СНГ, ее взаимодействия и "сопряжения" с другими совместными системами военного назначения формата Содружества (Единой системой государственного радиолокационного опознавания, объединенной системой связи и т.д.) нашли отражение в Концепции военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2025 года, разработку проекта которой в настоящее время осуществляют оборонные ведомства государств Содружества и рабочие органы Совета министров обороны государств - участников СНГ. 

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ